Глава 2 Музыка в конце XVIII века и ее основные жанры. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 2 Музыка в конце XVIII века и ее основные жанры.

2021-10-05 32
Глава 2 Музыка в конце XVIII века и ее основные жанры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                      2.2 Народная песня

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать, разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа.

Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.

Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыке конца XVIII - начала XIX века.

Хоровая музыка

Хоровая музыка - наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского музыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего времени прочно установились в древней Руси. Этими историческими условиями в значительной мере был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке в творчестве таких мастеров, как Бортнянский и Березовский.

Широкое распространение в быту получили также и хоровые произведения "малых форм" - простые куплетные песни для солистов с припевом хора. К числу популярных жанров принадлежат застольные, военно-патриотические, приветственные и поздравительные песни, исполнявшиеся в домашнем кругу.

2.3 Камерные жанры.

Среди различных жанров русской музыки XVIII века особое место занимает вокальная лирика - песня и ранний романс. Если опера, привлекавшая к себе лучшие творческие силы, становится к концу века подлинным центром высокой профессиональной культуры, то камерная вокальная музыка, выполняла иную задачу. Не достигая еще высокого профессионального уровня, она была тем не менее самым любимым, простым и доступным жанром музыкального творчества, одинаково распространенным в различных социальных слоях. Народная песня в крестьянском быту, канты в мещанской городской среде, сентиментальная или галантная песенка "на голос менуэта" в кругу столичного дворянства - таков далеко не полный перечень песенных жанров XVIII века.

Но именно в широком, общедоступном значении русской камерной музыки и заключалась ее жизненная сила. От раннего романса XVIII века очень недолгим оказался путь к вокальной лирике Алябьева, Глинки и Даргомыжского. Пышно расцветшая в начале XIX века культура русского романса в дальнейшем оказалась той родной почвой, которая продолжала питать классическую музыку

 

       

 

 

Глава 3 Музыкальная культура XIX века

Историко-культурное значение

XIX века в развитии русской культуры

 

XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальными изменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отмена крепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема социального неравенства.

Но Россия все еще не имела в области словесности, театра, музыки, архитектуры произведений, равных знаменитым европейским образцам.

Сильный толчок подъему общественной инициативы дала Отечественная война 1812 г. Патриотизм русских людей проявляется в возрастающей тревоге об общенародном благе, в широком осознании единых интересов нации, в стремлении поднять уровень национальной культуры и благосостояния.

Значительное влияние на развитие русской культуры XIX века оказало восстание декабристов. Все эмоции, мысли, переживания нашли отражение во многих литературных и музыкальных произведениях того времени

По мере роста и распространения освободительных идей, усиливалось и противодействие, оказываемое им правительством. Уже во вторую половину царствования Александра I определяется этот реакционный курс, выражающийся в разгромах университетов, усилении цензуры Длительная полоса небывало жестокой, глухой и беспощадной реакции воцаряется в русской жизни после подавления декабристского восстания, вместе с восшествием на престол Николая I. Существование демократической публицистики, а тем более политических организаций, ведущих практическую революционную деятельность, было невозможно в России.

В этих условиях особенно большое значение приобретает литература, произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова становятся основным рупором освободительной мысли.

                                            3.2 Русская опера в XIX веке

Театр продолжал играть огромную роль в русском искусстве и общественной действительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самого разнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей и вызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшей потребностью и своими яркими, разнообразными впечатлениями восполнял будничную серость реальной повседневной жизни, втиснутой в тесные рамки строгого, сурово регламентированного казенного распорядка1

В области драматического искусства получали живой и непосредственный отклик выдающиеся события того времени. В период героических войн с Наполеоном на сцене театров появляется множество произведений, отражавших патриотические чувства народа, и зрительный зал нередко становился ареной бурных, восторженных демонстрации.

Воздействие новых общественных тенденций испытывал на себе и оперный театр, несмотря на то, что зависимость от вкусов двора и аристократической верхушки общества всегда определяли его сравнительный консерватизм и отсталость. Придворная итальянская опера официально-торжественного типа окончательно отмирает к началу XIX века. Особенным успехом пользуется в это время французская опера, все более входившая в моду уже с конца предыдущего столетия и оттесняющая итальянскую оперу с ее господствующего положения

Наибольшего блеска и процветания французский оперный театр в Петербурге достигает в период с 1803—1811 гг., когда во главе его стоял европейски знаменитый композитор Буальдье. Творчество этого крупнейшего мастера французской комической оперы с его поверхностной мелодической легкостью, живым весельем и непритязательной фарсовой развлекательностью пользовалось успехом у самого широкого и разнообразного круга слушателей. Благодаря своей простоте и доступности, мелодии многих песенок и куплетов Буальдье становились очень популярными и прочно укоренялись в русском быту. Французский оперный театр располагал превосходными, высокодаровитыми артистами. Конец его процветанию положили военные события 1812 г, когда все французские артисты были по распоряжению правительства высланы из российской столицы.

В 1803 г. Создается русская оперная труппа, хотя она еще не пользовалась полной самостоятельностью и не была целиком отделена от драматического театра. До этого времени, как мы знаем, оперы русских композиторов исполнялись драматическими актерами, выучивавшими свои партии большей частью на слух.

Окончательное разделение оперной и драматической труппы произошло в 1836 г., когда для оперных спектаклей было отведено заново сделанное помещение Большого театра. В Москве опера и балет получили здание.

Во главе русской оперной труппы был поставлен Каттерино Альбертович Кавос (1776—1840), с именем которого связан целый период развития оперного искусства в России. Итальянец по происхождению, Кавос, после успешных дебютов у себя на родине, 22-летним молодым человеком приехал в Петербург. Здесь проходит весь зрелый период его жизни. Россия становится для него вторым отечеством. Почти 40 лет он стоял во главе русского оперного театра, с неутомимой энергией работая как композитор, дирижер, педагог и художественный организатор. Под непосредственным личным руководством Кавоса воспиталось целое поколение русских оперных артистов и был создан коллектив, способный исполнять сложные и значительные образцы оперной литературы. Кавосом было написано более 30 музыкально-сценических произведений различных жанров—опер, балетов, музыки к драматическим пьесам и водевилей. Как композитор, Кавос не обладал яркой и самобытной творческой индивидуальностью.

3.3 Русская композиторская школа XIX века


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.