Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

2022-01-17 42
Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы - не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками - имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир - это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.

«Юному поэту» В. Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Дата создания: 15 июля 1896 г.
Сборник «Me eum esse», цикл «Новые заветы».

Анализ стихотворения Брюсова «Ассаргадон»

Раздел «Любимцы веков» сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») состоит из стихотворений, посвящённых знаменитым историческим персонажам. Валерий Яковлевич воспел в них полководцев («Наполеон», «Александр Великий»), пророков («Моисей», «Кассандра»), поэтов («Данте», «Флоренция Декамерона»), отдал дань уважения богам («Цирцея», «Ламия»).

Важное место в этой галерее великих личностей занимают фигуры правителей. Одним из произведений, где рассказывается о государях, является сонет «Ассаргадон (Ассирийская надпись)». Он был создан 17 декабря 1897 года. Стихотворение имеет классическую форму, которую можно выразить в виде схемы abab abab ccd dee. Размер – шестистопный ямб.

Лирический герой сонета – ассирийский царь Ассаргадон (в современной науке принято использовать «Асаргаддон»), живший в VII веке до нашей эры. Согласно историческим исследованиям это был властный и могущественный правитель, который регулярно предпринимал военные походы против многочисленных врагов Ассирии – киммерийцев, арабов, финикийцев и других народов. Именно при Асаргаддоне был воздвигнут зиккурат Этеменанки, вошедший в легенды под именем «Вавилонская башня».

В стихотворении повествование идёт от лица самого царя. В сущности, текст сонета является автоэпитафией, то есть поминальной надписью, которую Асаргаддон повелел высечь на камне в свою честь. В ней ассирийский правитель напоминает каждому читающему о своей славе. Первая же строка преисполнена пафоса: «Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон», – провозглашает государь.

Лирический герой рассказывает о своих великих деяниях и перечисляет завоёванные им государства: Египет, Элам (древняя страна, располагавшаяся на территории современного Ирана), Сидон (один из крупнейших финикийских городов). Уделу последнего он уделяет особенное внимание. Царь объясняет, что он разрушил восставший город до основания, используя метафору «камни сбросил в море», едва взойдя на престол. Тем самым герой подчёркивает, что обладал сильной волей, когда был совсем юным.

Свою уверенность правитель выражает с помощью рефренов. Фраза-обращение «Владыки и вожди, я говорю вам: горе!» повторяется в первой и второй строфе; благодаря этому угроза кажется более зловещей. Также герой задаёт риторические вопросы, и предполагается, что никто не осмелится дать на них ответ: «Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?»

Сонет завершается на той же торжественной ноте, с которой начался. Герой повторяет своё имя и титул, утверждая своё всемогущество и вечную славу. Интересно, что Валерий Яковлевич в письме М. Горькому признавался, что весь этот цикл, и сонет «Ассаргадон» в том числе, является отражением его «я». То есть, провозглашая нетленность памяти ассирийского царя, автор указывает на собственное творческое бессмертие.

 

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

- Определите тему стихотворения? (Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

- Почему это стихотворение можно назвать символистским? (Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

- Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация): повторение сонорных л, р, м, н.)

- Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: "Музыка прежде всего!")

- В чём особенности композиции? (Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

- Как же создаётся образ творчества? (Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

- Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов? (Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

- Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте) (Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени "несозданных созданий", то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова "Me eum esse" ("Это я").

Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником "Шедевры". В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от "внешнего мира". И наиболее известное стихотворение этого сборника "Юному поэту"

- Какова основная мысль стихотворения?

Область познания, цель искусства - грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: "я даю тебе три завета".

В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства "Скорпион", объединившего сторонников нового искусства. Именно в "Скорпионе" был издан сборник стихотворений поэта под названием "Tertia Vigilia" ("Третья стража"). (В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи - 3 часа после полуночи.)

- Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: " Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:"

Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов "Третья стража" самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.

Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение "К самому Себе", написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

- Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение "Ассаргадон". О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения - опережающее индивидуальное задание учащемуся

Итак, после "Tertia Vigilia" Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и Миру").Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному "граду" своих единомышленников, но и ко всему "миру" русских читателей.

Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником "Граду и Миру". Вот что он пишет в своём письме Брюсову: "Каждый вечер я читаю "Urbi et Orbi": Что же Вы ещё сделаете после этого?.. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени!..", далее Блок говорит о том, что он никогда "не предполагал возможным" так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, "дух движения" города ("Париж", "Мир", "Венеция"). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью - "Конь Блед", "Довольным", "Фабричная". Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: "борьба города с людьми". Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение "Каменщик" (ученик читает наизусть).

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны "жизни простой и мудрой".)

Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль - звучный, чеканный, живописный.

Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
("По улицам узким:", 1901г.)

Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов "Stephanos" ("Венок") - 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину "венок". А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, "каждое стихотворение в этом сборнике - новое открытие в царстве поэтических форм". Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, "алгеброй гармонию проверить". И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике - "Памятник", написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)

Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений "Памятник" Державина и "Я памятник себе воздвиг:" Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.

- Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет "любезен народу".)

- Как Брюсов говорит о своих заслугах?

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта - "толпе": Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому - творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать "новым Пушкиным". В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув - Эс-эс-эс-эр?
"СССР", 1923г.

Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:"Душа истаивает:", "Стихи о голоде", "Это всё - кошмар!". Брюсов попытался создать "научную поэзию", он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: "Мир электрона" (1922г.), "Мир N измерений" (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.

Дальше!.. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше!.. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. -
И:: Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
"Тетрадь", 1923г.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.