Логопедического сопровождения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Логопедического сопровождения

2022-01-17 21
Логопедического сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальная программа

Логопедического сопровождения

При  открытой ринолалии

 

Учитель-логопед: Медведева О.В.

1 квалификационная категория

Стаж работы: 8 лет

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Козлова И.М./

Содержание:

I. Пояснительная записка…………………………………………………….3

 I.1. Характеристика ринолалии открытой. ………………………………4

I.2. Характеристика речи детей с ринолалией …………………………..5

II. Содержание рабочей программы.................................................................8

  II. 1. Организация логопедической работы...............................................8

    II. 2. Основные направления логопедической работы ………………...11

 III. Планирование логопедической работы....................................................12

 

 

Пояснительная записка

 

В программе по коррекции «ринолалии открытой» отражается основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, результаты многолетних практических наблюдений, организация коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Общая цель этой программы – отразить поэтапное устранение у детей с ринолалией открытой специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков.

Чтобы дети с ринолалией открытой были готовы к обучению в речевой или общеобразовательной школе, необходимо специальными приемами исправить звукопроизношение, развить фонематическое восприятие, слуховую память, анализ и синтез звукового состава речи, обучить элементарным навыкам чтения.

Работа по устранению открытой ринолалии строится с учетом дидактических принципов. Это: доступность, наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность в обучении, а также учетом особенной структуры дефекта детей с ринолалией открытой.

Ринолалия открытая может сочетаться с другими тяжелыми речевыми расстройствами – дизартрией, ОНР, заиканием и требует комплексное и систематическое наблюдение и работу других специалистов – хирурга, ортодонта, психолога и др.

 

Характеристика ринолалии открытой

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которые возникают из-за нарушения анатомического строения речевого аппарата.

Классификация ринолалии

 

По характеру выдыхаемой струи ринолалия может быть открытая, закрытая, смешанная.

По этиологии - органической и функциональной.

При открытой органической ринолалии воздушная струя во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой оттенок при произношении все звуков. Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденных расщелин твердого и мягкого неба – двусторонни, односторонних, изолированных расщелин, субмукозных щелей.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при парезах, параличах мягкого неба, при ранах твердого и мягкого неба. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 7% рожденных детей имеют врожденные пороки черепно-лицевой области. По данным отечественных специалистов Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниям нервной системы в г. Москва на территории СНГ количество новорожденных с расщелинами губы и неба составляют  1- 300 – 1:700 и неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей сданным видом патологии сохраняется.

 

Организация работы

Логопедические занятия с детьми, страдающими ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При этом должен быть тщательный зрительный контроль учителя логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Занятие длится в среднем 30-35 минут в зависимости от возраста ребенка с обязательной динамической паузой. Занятие проводится 2-3 раза в неделю. У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания учителя-логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.

В обязанности учителя входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Учитель уделяет внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создают положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией открытой. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, учитель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с программой. Развивать речь детей с ринолалией открытой в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей. Индивидуальные занятия, связанные с коррекцией специфических нарушений речи у детей по заданию учителя-логопеда не проводятся. Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются учителем-логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Учитель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.

Логопедическая работа

Из всех изученных методик по коррекции речи при ринолалии открытой (А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого, Е.А. Соболевой и др.). Изучив многие направления работы, можно отдать предпочтение в своей работе методике А.Г.Ипполитовой, используя ее исследования, в том числе и принципы логопедической работы, последовательность постановки звуков, параллельность в формировании дыхания и звуков, символику в обозначении звуков и многое другое. Неоднократное применение этой методики с другими методиками, например, по развитию артикуляции, дыханию, применение логопедического массажа, активной и пассивной гимнастики мягкого неба (Е.А. Соболевой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого) помогало значительно улучшить речь детей с ринолалией открытой.

Основная задача логопедической работы при ринолалии открытой является формирование нормального звучания речи, то есть формирование речи без носового оттенка.

Принципы логопедической работы при ринолалии открытой вытекают из причин дефекта и его сути:

1. В основе всей работы принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.

2. Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.

3. Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.

4. Использование специальной артикуляционной гимнастики. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой каких-либо звуков. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнения без напряжения, легко. Дополнительные упражнения надо применять только в случаях комбинированных расстройств, например, при дизартрии, с учетом полезности этого упражнения и служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.

5. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

6. После того, как звук будет сформирован, вводится буквенное обозначение звука и проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем логопеда. Первые 10-15 занятий контроль за формированием необходимых навыков осуществляет только логопед, т.е. ребенок не получает задания на дом.

 В связи с тем, что хирургические операции по закрытию небной расщелины стали проводиться рано – в 3-3,5 года, в логопедические группы дети с ринолалией открытой стали поступать уже после операции. У многих детей остается щель в переднем отрезке твердого неба, которую закрывают в период школьного обучения. Но направления работы в дооперационный и послеоперационный период остаются одинаковыми. Только в дооперационный период, следуя методике А.Г. Ипполитовой, формируется артикулемы звуков, что позволяет после операции значительно ускорить работу по формированию нормальной речи.

 

Планирование логопедической работы с детьми, страдающими открытой ринолалией

Период Основное содержание работы Рекомендации Развитие фонематического восприятия
    Сентябрь- первая половина ноября     Вторая половина ноября – февраль   Март- май     1. Обследование речи ребенка. Заполнение речевой карты. 2. Формирование физиологического и фонационного дыхания: 1) Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания. 2) Отработка направленной воздушной струи при фонации   3)  Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)     3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений   1) Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц 2) Гимнастика артикуляционного аппарата   4. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания 1) Массаж мягкого и твердого неба 2) Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки   5. Коррекция звукопроизношения. Последовательность работы над звуками (по А.Г. Ипполитовой) ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ               А, Э, О, Ы, У, И    Я, Е, Ё, Ю, Й   СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ                           Ф, С, Ш, Щ, Х П, Т, К, Ц, Ч      В, З, Ж  Б, Д, Г                                      Л, Р, М, Н   МЯГКИЕ ЗВУКИ в том же порядке   1) Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой)   2) Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х Работа над звонкими согласными проводится в последовательности                              В, З, Ж, Б, Д, Г.   3) Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков П, Т, К, Б, Д, Г.     4) Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч.     5) Формирование мягких звуков     6) Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале   7) Работа над просодикой речи         Добиваться легкого дутья без напряжении, не напрягая плечи, шею. Занятия проводят лежа, сидя, стоя в игровой форме. Положить на живот мягкую игрушку для зрительного контроля.   Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз подряд. Дома заниматься по 10-15 минут до 5 раз в день. Предлагаем ребенку поплевать на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д. Используем специальную дыхательную гимнастику (см.приложение).   Обращаем внимание детей к ощущениям от проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой. У детей необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.   Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика проводятся одновременно, ребенка знакомят с органами артикуляции: игра «Что нам помогает говорить?». Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.   Массаж мягкого неба проводится в течение 6-8 месяцев после уранопластики. Продолжительность массажа на одном участке 3     Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием.   Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения.    Обращаем особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца.               Звуки произносятся сопряжено, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам.   Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков.   Следим, чтобы ребенок заранее не знал, над каким звуком будем работать.   При работе над согласными звуками используем символы. Например,       «Парусная лодка», где «парус» - это язык. Или «Погреем руки» при постановке звука Х.   При постановке звуков используем тактильно-вибрационный контроль.   Указательный палец ребенка кладем на щитовидный хрящ, логопед демонстрирует, при ротовом выдохе без голоса у глухих звуков гортань     мягкая, а у звонких звуков гортань напрягается. Поставленный звук обозначается соответствующей буквой. Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно-вибрационный контроль.   При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой Так же используется общепринятая методика.     Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто они появляются спонтанно.   Вся логопедическая работа с детям с ринолалией должна быть максимально наглядной и эмоциональной.   Проводится в общении, игре, при чтении.   1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки · Звучащих инструментов (свисток, дудочка). · Звучащих предметов (крупа в коробочке, шелест листьев). · Действий предметов (хлопанье, скрип, звуки транспорта) · Игры на узнавание голосов товарищей и тд. (Игра «Кто позвал?», «Кто кричит?», «Угадай, на чем играют три медведя», «Кто пришел в гости») · Дифференциация речевых и неречевых звуков. · Различение слогов из правильно произносимых звуков. Работа по развитию фонематического слуха проводиться только на материале правильно произносимых звуков. Если дети смешивают ротовые-носовые звуки, ротовые звуки заменяются на носовые, работа по дифференциации слогов проводиться наиболее полно.      Если у ребенка дефекты произношения типичны для других речевых нарушений, то работа с детьми этой группы проводиться выборочно и материал изучается в достаточно быстром темпе.   После того, как ребенок хорошо научится различать сложные слоговые ряды, проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу на примере правильно произносимых звуков:   · повторить за логопедом слова, близкие по звучанию.   · сравнить лексические значения слов, близких по звучанию.     · подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу. (Выдели слог «на» из слогового ряда – на – ма – да – на – ма).   · Найди лишнийслого на-на-ма-на.   · Повтори за логопедом слова, близкие по звуковому составу, обратив особое внимание на конечный согласный звук: вол-пол-дол-кол-тол.     · Сравнить лексические значения слов, близких по звучанию: лыжи-лужа.   · Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук-сук, булка-белка, уточка-удочка.     · Выбери лишнее слово по звуковому составу не похожее на остальные: мак – бак – так – башмак. Дополни предложение, выбрав по картинке нужное слово:   У девочки (батон, бутон)   У мальчика (бинт, винт)   · Исключить лишнее слово: кот – дом – сом – мох.   · Разделить картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки  н-м в 2 столбика (машина, носки, майка, ноги, мыло, мухомор).     · Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ф: фартук, вата, фата, фантик, ванна, фрукты, флажок, флакон, ворона.   · Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, ребенок должен вставить пропущенное слово: ü Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные….(подушка)   ü Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась…(шишка)   · Логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово. ü Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом) ü Что построим мы с тобой? (дом, ком, гном, сом) ü  На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом) ü Может все, хоть ростом? (дом, ком, гном, сом)   2. Развитие звукового анализа и синтеза. Ребенок должен овладеть следующими навыками: · Вычленение первого и последнего звука в слове. · Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).   · Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове. · Определение количества звуков или слогов в словах.     Выделяют два этапа обучения звуковому анализу: 1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок. 2. Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков.  

 

 

Особенность работы над звукопроизношением у детей, страдающих ринолалией заключается в следующем:

· Параллельность в работе над дыханием и звукопроизношением.

· Осознанный слуховой контроль ребенка над звукопроизношением.

· Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что также служит подготовкой к обучению грамоте.

· Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст.)

· Предупреждение дисграфии.

· Если у ребенка наблюдается еще ОНР, то лексико-грамматический материал отрабатывается в соответствии с Программой работы по преодолению ОНР.

       В итоге логопедической работы ребенок, страдающий ринолалией открытой, должен правильно артикулировать, произносить звуки в различных формах речи и быть готовым к школьному обучению.

 

Практический материал по

Приложение 1

 

I. Общие сведения

1. Дата обследования: _____________________________________________

2. ФИО ребенка: _________________________________________________

3. Возраст:_______________________________________________________

4. Домашний адрес: _______________________________________________

5. Наличие двуязычия в семье: ______________________________________

6. Посещал ли дошкольное учреждение:______________________________

7. Данные специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога, окулиста):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Наличие сопутствующих заболеваний: _____________________________

________________________________________________________________

9. Жалобы родителей: _____________________________________________

10. Данные о родителях:

—Возраст________________________________________________________

—социальные условия_____________________________________________

—сколько детей в семье, какой по счету обследуемый ребе­нок, нет ли других детей с аномалией____________________________________________

________________________________________________________________

1. От какой беременности ребенок:___________________________________

2.Наследственность по прямой (косвенной) линии: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________      

3. Характер течения беременности:

—заболевания во время беременности, травмы, токсикозы, угроза прерывания беременности (нужное подчеркнуть)________________________

________________________________________________________________

—применяла ли мать лекарственные препараты (какие) ________________________________________________________________________________________________________________________________

—место работы во время беременности______________________________

________________________________________________________________

—физические нагрузки ___________________________________________

—психологическая обстановка в семье ______________________________

—психический стресс _____________________________________________

II. Данные анамнеза

4. Характер течения родов (стремительные, затяжные, сти­мулирование, обвитие пуповиной, кесарево сечение, асфиксия, гипоксия и т.п.): _________________________________________________________________

5. Крик (сразу, после реанимационных мероприятий):_________________    

6.Рост, вес при рождении:__________________ ____________________

7.На какие сутки принесли кормить:________________________________

8. Сколько времени продолжалось грудное вскармливание:_____________

9. Особенности питания ребенка:_____________ _____________________

10. Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации:

—до года________________________________ _____________________

—после года_____________________________ _____________________

11. Хирургическое вмешательство (в каком возрасте):

—хейлопластика__________________________

—стафилопластика________________________

—уранопластика__________________________

—косметические операции__________________

12. Лечение у ортодонта:___________________ _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Словарь

1. Пассивный:_____________________________ _____________________

2. Активный:______________________________ _____________________

XI. Связная речь

1. Беседа:_________________________________ _____________________

2. Составление рассказа-описания: _________ _____________________

3. Составление рассказа по сюжетной картинке:_ _____________________

4. Составление рассказа по серии картинок:____ _____________________

5. Пересказ:______________________________ _____________________

XII. Общее развитие ребенка

1. Интеллект:_____________________________ _____________________

2. Знание цветов:__________________________ _____________________

3. Конструктивная деятельность:_____________ _____________________

4. Мелкая и общая моторика:________________ _____________________

5. Психические особенности:

—контактность (легко, постепенно, избирательно, негатив­но)      

—отношение к обследованию (заинтересованное, безраз­личное, отрицательное)  _____________________

—поведение (адекватное, неадекватное, двигательные рас­стройства)

—внимание (устойчивость, переключаемость)______________________

______________________________________________________________

— деятельность (направленность, хаотичность, переключае­мость)         

—работоспособность (утомляемость, истощаемость)  

Логопедическое заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учитель-логопед

Медведева О.В.

 

 

Приложение 2

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха

Приложение 3

Приложение 4

Массаж верхней губы.

 

1. Языком в преддверии полости рта.

2. Набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.

3. «пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками пальцев.

4. «щипки пальцами»

 

Массаж нёба при массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения. Ребёнок сам вначале:

- поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от неё.

 - затем делать надавливающие движения в области рубцов

- винтообразные движения

- поглаживание

        сначала одну минуту по пять раз в день, далее три минуты по десять раз в день. Один раз прогладить и размять нёбо, затем десять раз в день с интервалом в один час прогладить и размять нёбо по три раза подряд.

 

 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Упражнения для развития направленного ротово­го выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

1. Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю  губу (как дышит собачка);

2. Вдох широко открытым ртом, выдох носом;

3. Вдох и выдох носом;

4. Вдох носом, выдох ртом; возможны различные вариан­ты выполнения данного упражнения: можно предложить ре­бенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубоч­кой;

5. Вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;

6.  вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю, затем поме­нять;

7. Вдох носом, выдох поочередно через правую или левую
ноздрю, другую закрыть указательным или средним паль­цем;

8. Вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

9. Вдох поочередно через правую или левую ноздрю, вы­дох широко открытым ртом;

10. вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

 

Приложение 8

Развитие силы голоса

 

Развивая силу голоса, ребенка учат говорить четко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот.

Пример упражнений для развития силы голоса:

1) Постепенное удлинение произнесения звуков на одномвыдохе при средней громкости голоса;

2)    усиление голоса: артикуляция - шепот — тихо - гром­ко; используются сочетания гласных звуков;

3)  ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артику­ляция;

4) Счет до десяти с постепенным усилением и последую­щим ослаблением голоса;

5) Аналогичное произнесение алфавитного ряда;

6) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы го­лоса.

 

Список литературы и пособий по ринолалии открытой

 

1. Алмазова е.с. логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- м., 1973.

2. Вансовская л.и. устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – м., 2000.

3. Блыскина и.в. массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – спб.:сатис,1995.

4. Воронцова т.н. к вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //уч. Зап. Мгпи,1964.

5. воронцова т.н. логопедическая работа с больными открытойринолалией после уранопластики: автореф. Дисс. …канд. Пед. Наук. – м.,1966.

6. вильсон д.к. нарушение голоса у детей. – м.,1990.

7. Городилова в.и., кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – м., 1961.

8. Дмитриева в.с., ландо р.л. хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – м., 1989.

9. Дубов м.д. врожденные расщелины неба. – м., 1960.

10. Ермакова и.и. коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - м., 1996.

11. Ипполитова а.г. открытаяринолалия / под ред. О.н. усановой. М., 1983.

12. Ипполитова а.г. логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – м., 2003.

13. Мамедов а.п. врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – екатеринбург, 1998.

14. мессина в.м. врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): автореф. Докт. Дисс. – м.,1971.

15. Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – свердловск, 1990.

16. Соболева е.а. ринолалия. – м.:аст:астрель, 2006.

17. Соломатина г.в., володацкий в.м. устранение открытойринолалии у детей: методы обследования и коррекции. –м.:тц сфера, 2005.

18. Таптапова с.л. коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – м., 1984.

19. уракова а.и. сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //дефектология,1972, №2.

20. Фролова л.е. врожденные расщелины верхней губы и неба. – м., 1973.

21. Чиркина г.в. дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.

22. Чиркина г.в. нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореферат. Диссертации. Докт.пед. Наук. – м., 1978.

 

Индивидуальная программа

логопедического сопровождения

При  открытой ринолалии

 

Учитель-логопед: Медведева О.В.

1 квалификационная категория

Стаж работы: 8 лет

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Козлова И.М./

Содержание:

I. Пояснительная записка…………………………………………………….3

 I.1. Характеристика ринолалии открытой. ………………………………4

I.2. Характеристика речи детей с ринолалией …………………………..5

II. Содержание рабочей программы.................................................................8

  II. 1. Организация логопедической работы...............................................8

    II. 2. Основные направления логопедической работы ………………...11

 III. Планирование логопедической работы....................................................12

 

 

Пояснительная записка

 

В программе по коррекции «ринолалии открытой» отражается основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, результаты многолетних практических наблюдений, организация коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Общая цель этой программы – отразить поэтапное устранение у детей с ринолалией открытой специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков.

Чтобы дети с ринолалией открытой были готовы к обучению в речевой или общеобразовательной школе, необходимо специальными приемами исправить звукопроизношение, развить фонематическое восприятие, слуховую память, анализ и синтез звукового состава речи, обучить элементарным навыкам чтения.

Работа по устранению открытой ринолалии строится с учетом дидактических принципов. Это: доступность, наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность в обучении, а также учетом особенной структуры дефекта детей с ринолалией открытой.

Ринолалия открытая может сочетаться с другими тяжелыми речевыми расстройствами – дизартрией, ОНР, заиканием и требует комплексное и систематическое наблюдение и работу других специалистов – хирурга, ортодонта, психолога и др.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.