В ведение в экономическую теорию — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В ведение в экономическую теорию

2022-01-17 189
В ведение в экономическую теорию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

Студента

                                                                                                               __

(ФИО)

Факультет                                                                                               

 

Группа                                              _                                                   

 

Учебный год                                                                                            

 

 

Чебоксары 2021

 



ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является фундаментальной, общетео- ретической дисциплиной для подготовки специалистов по мно- гим направлениям, особое место она занимает в ряду экономиче- ских дисциплин.

Экономическая теория раскрывает и объясняет наиболее об- щие принципы, тенденции, закономерности и законы экономиче- ской жизни общества, изучает теоретические основы и практиче- ские формы функционирования и взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, выбор сферы бизнеса, фор- мы и методы хозяйственной деятельности, совершения сделок на рынках ресурсов, товаров, услуг и ценных бумаг.

Цель изучения курса – формирование фундаментального понятийного аппарата и изучение важнейших теоретических проблем экономической науки и тенденций мировой и отечест- венной экономики. В процессе экономического анализа рассмат- риваются основные понятия и механизмы экономики, основы рыночной экономики, конкуренция и монополия, товар и деньги, понятие и принципы предпринимательской деятельности, поня- тие и сущность капитала и др.

Рабочая тетрадь содержит:

1) упражнения и тесты для самостоятельной подготовки сту- дентов к семинарским занятиям, эффективно раскрывая пробле- матику конкретной темы;

2) вопросы к итоговому контролю, способствующие концен- трации студентов на тех ключевых темах, которые были рассмот- рены во время практических занятий;

3) рекомендуемую литературу, значительно расширяющую кругозор студентов при подготовке к семинарским занятиям.

Рабочая тетрадь может быть эффективно использована при освоении дисциплины «Экономическая теория», а также при вы- полнении практических и самостоятельных работ студентами не- экономических и экономических направлений подготовки бака- лавров.


Т е м а 1

ТЕСТЫ

Тест Обоснование
1. Экономическая теория – это наука: а) о том, как улучшить личное экономическое положение; б) о регулировании государством националь- ной экономики; в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; г) о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого» производить; д) о законах функционирования рыночной экономики.  
2. Фундаментальную проблему экономиче- ской теории отражает следующая пара по- нятий: а) спрос и предложение; б) эффективность и справедливость; в) предпринимательство и прибыль; г) ограниченность и выбор; д) производство и потребление.  
3. Понятие «экономика» можно рассматри- вать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Экономика как «хозяйство» предполагает: а) изучение последствий мирового кризиса для финансового рынка; б) прогнозирование долгосрочного развития автомобильной отрасли; в) расчет последствий вступления в ВТО для внутреннего рынка страны; г) увеличение спроса на услуги косметиче- ских спа-салонов.  
4. Предметом изучения микроэкономики являются: а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм; б) конкурентная борьба как основа бизнеса; в) формирование совокупного спроса и пред- ложения; г) развитие экономической системы.  

 

5. Предметом изучения макроэкономики не являются: а) вопросы индексации заработной платы ра- ботников бюджетной сферы; б) курс евро на межбанковской валютной бирже; в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Буревестник»; г) динамика роста ВВП.  
6. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а) макроэкономический; б) нормативный; в) описательный; г) микроэкономический; д) позитивный.  
7. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а) способы достижения полной занятости; б) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) проблемы ускорения экономического рос- та; г) вопросы экономической безопасности; д) организацию деятельности отдельных фирм.  
8. Экономическая модель призвана решать все перечисленные далее проблемы, кроме: а) объяснения законов функционирования ре- альной экономики; б) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности; в) содержания сведений о свойствах изобра- жаемой модели; г) отражения всех деталей экономического развития общества; д) подтверждения или опровержения выдви- гаемых гипотез.  
9. Понятие метода науки включает: а) набор фактических данных; б) структуру предмета;  

 

в) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; г) мировоззренческие установки ученого.  
10. Какое из утверждений ложно примени- тельно к модели: a) модель строится на основе абстракции; б) на основе модели возможно дать представ- ление будущего; г) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности; д) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению.  
11. Экономическая модель не дает возмож- ности: а) делать вывод о свойствах изображаемой модели; б) отражать все реальности экономического развития общества; в) подтверждать или опровергать выдвигае- мые гипотезы; г) давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятель- ности; д) объяснять законы функционирования ре- альной экономики.  
12. Экономист систематизировал и обоб- щил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является: а) гипотетическим; б) эмпирическим; в) дедуктивным; г) описательным; д) индуктивным.  
13. Процесс фокусирования только на наи- более важных факторах для объяснения феномена или явления называется: а) абстракция; б) маржинальный анализ; в) рациональный выбор; г) контролируемый эксперимент.  
14. По данным научного анализа, экономи- ческое отставание страны можно преодо- леть посредством радикальных структур-  

 

ных изменений, обусловленных преимуще- ственным развитием наиболее приоритет- ных отраслей. Какой вид науки призван сформулировать такую рекомендацию: а) позитивный; б) нормативный?  
15. Фундаментальный вопрос экономики – это: а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля; б) перераспределить доходы и устранить ни- щету; в) понизить безработицу; г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.  

Т е м а 2

ТЕСТЫ

Тест Обоснование
1. Наивысшей потребностью в пирамиде по- требностей по Маслоу является: а) потребность в уважении; б) потребность в безопасности; в) физиологические потребности; г) потребность в саморазвитии.  
2. Взаимозаменяемые товары – это а) такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой; б) товары первой необходимости; в) пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой; г) товары, для которых существует обратное со- отношение изменения цены одного из них к из- менению объема спроса на другой.  

 

3. Характеристиками экономического блага выступают: а) способность удовлетворять потребность; б) редкость; в) ценность; г) верно все указанное.  
4. Не относится к первичным потребностям: а) еда; б) одежда; в) образование; г) жилье.  
5. Дополняющие экономические блага – это такие блага: а) потребление которых падает с ростом дохо- дов потребителей; б) которые удовлетворяют некоторую потреб- ность только вместе; в) которые непосредственно удовлетворяют по- требности; г) потребление которых сопровождается поло- жительным внешним эффектом.  
6. Лучше всего описывает проблему ограни- ченности ресурсов высказывание: а) в любой экономике всегда чего-то недостает; б) ресурсов всегда не хватает для удовлетворе- ния всех человеческих потребностей; в) бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые.  
7. Не относится к характеристикам экономи- ческих благ: а) способность удовлетворять потребности; б) ценность; в) редкость; г) неограниченное количество; д) взаимозаменяемость и взаимодополняемость.  
8. Кривая производственных возможностей показывает: а) все возможные комбинации выпуска продук- тов; б) все возможные комбинации выпуска продук- тов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; в) оптимальную комбинацию выпуска продук-  

 

тов; г) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов произ- водства; д) степень социального неравенства в обществе.  
9. Полное использование всех ресурсов обще- ства показывает: а) сдвиг кривой производственных возможно- стей вправо; б) точка вне кривой производственных возмож- ностей; в) точка внутри кривой производственных воз- можностей; г) точка на кривой производственных возмож- ностей; д) сдвиг кривой производственных возможно- стей влево.  
10. Редкость (ограниченность) ресурсов – это проблема, которая: а) существует только в бедных странах; б) связана с определенными типами цивилиза- ций; в) типична для социализма (экономика дефици- та); г) никогда не возникает в богатых странах; д) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.  
11. Предположим, что все ресурсы в эконо- мической системе используются таким обра- зом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производ- ство другого. Экономист назовет такую си- туацию: а) эффективной; б) неэффективной; в) административно-командной системой; г) экономическим кризисом.  
12. Вещество природы является экономиче- ским благом, если: а) может быть употреблено без процесса произ- водства; б) процессу его потребления предшествует про- цесс переработки, т.е. воздействие человека.  

 

13. Ограниченность ресурсов означает, что: а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необ- ходимых товаров и услуг; б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся по- требностей; в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.  
14. Проблема редкости может быть решена, если: а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества; б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии; в) все страны мира станут постиндустриальны- ми обществами; г) все сказанное неверно.  

Т е м а 3

ТЕСТЫ

Тест Обоснование
1. Четыре типа экономических систем – это: а) традиционная, рыночная, командная и сме- шанная; б) демократическая, анархическая, авторитарная  

 

и тоталитарная; в) рабовладельческая, феодальная, капиталисти- ческая и коммунистическая; г) развивающаяся, развитая, стагнирующая и за- гнивающая.  
2. Общественные блага отличаются от част- ных тем, что они: а) делимы; б) находятся в индивидуальном пользовании; в) делимы и находятся в индивидуальном поль- зовании; г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании.  
3. Смешанная экономическая система содер- жит в себе элементы: а) только командной и рыночной экономик; б) только командной и традиционной экономик; в) только традиционной и рыночной экономик; д) традиционной, командной, рыночной эконо- мик.  
4. Общим для экономических систем разных типов является: а) циклический характер развития; б) преобладание государственной собственно- сти; в) решение проблемы ограниченности ресурсов; г) наличие конкурентной борьбы.  
5. Определите соотношение понятий «разго- сударствление» и «приватизация»: а) приватизация – более широкое понятие, б) это тождественные понятия; в) эти понятия не соотносятся; г) разгосударствление включает в себя привати- зацию; д) верного ответа нет.  
6. Командная экономика позволяет: а) эффективно распределить ресурсы; б) избавиться от дефицита; в) учесть и распределить ресурсы; г) эффективно использовать ресурсы; д) верного ответа нет.  

 

7. Основным правомочием собственника является: а) контроль; б) пользование; в) отчуждение; г) управление.  
8. Многоукладная экономика – это: а) экономика, в которой доминирует государственная собственность на средства производства; б) специфическая система организации экономики, при которой развиты коллективные формы хозяйствования; в) особая экономическая система, при которой существует многообразие форм собственности и гарантируется равноправие хозяйствующих субъектов.  
9. Собственность как экономическая категория – это: а) принадлежность объектов, материальных и духовных ценностей определенным субъектам, лицам; б) совокупность таких понятий, как владение, пользование, распоряжение; в) отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.  
10. Процесс расширения свободы действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на осуществление экономической деятельности – это: а) либерализация; б) приватизация; в) национализация; г) монополизация.  
11. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это: а) коллективная собственность и коллективное присвоение; б) частная собственность и частное присвоение; в) общественная собственность и общественное присвоение; г) все ответы неверны.  

 

12. Закон собственности на продукт своего труда связан: а) с наемным трудом; б) с личным трудом; в) все ответы верны.  
13. Право собственности – это: а) право исключительного физического контроля над благом; б) право применения полезных свойств блага для себя; в) право обладать результатами от использования блага; г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага; д) право на отчуждение блага; е) право на передачу блага по наследству; ж) право на бессрочность обладания благом; з) все ответы верны.  

Т е м а 4 М ЕХАНИЗМ РЫНКА

1. Сформулируйте определения:

а) спрос                                                                                            

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _ б) предложение _                                                                                _

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _ в) закон спроса                                                                                               _

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _ г) закон предложения_                                                                                 

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _ д) равновесная цена                                                                            

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _

_                                                                                                               _


2. Решите задачи.

1. Спрос описывается уравнением: Qd = 2400 – 100Р, пред- ложение – уравнением Qs = 1000 + 250Р. Определите равновес- ную цену и количество.

 

 

 

2. Спрос и предложение на майки описываются уравнениями: Qd = 1200 – 4Р, Qs = 200 + 6Р. Определите равновесную цену и количество проданных товаров. На рынке произошли изменения, и цена на майки была установлена 160 р. Как это может сказаться на бизнесе?

 

3. На основании данных, приведенных в таблице, постройте кривые спроса S и D. Определите рыночную цену.


 

Цена за товарную единицу, P Величина спроса за неделю, D Величина предло- жения за неделю, S
1 80 20
2 55 40
3 35 55
4 20 68
5 10 80

 

 

 

 

3. Рост доходов населения вызвал увеличение спроса на ме- бель. Снижение цены на кухонные гарнитуры привело к росту желающих их приобрести. Покажите оба случая на графике.

 


4. Функция спроса выражена уравнением Qd = 15 – 2Р, а функция предложения Qs = 6 + Р. Определите размер дефицита или излишка, если Р = 2. Изобразите графически.

 

 

 

5. Перечислите преимущества и недостатки рынка. Преимущества:

а)                                                                                                        

_                                                                                                               _ б)_                                                                                                         

_                                                                                                                  в)  

_                                                                                                               _ г)__                                                                                                         

_                                                                                                               _ д)_                                                                                                         

_                                                                                                                  е)__

_                                                                                                               _ ж)_                                                                                                          _

_                                                                                                               _ Недостатки:

а)                                                                                                        

_                                                                                                               _ б)_                                                                                                         

_                                                                                                               _ в)                                                                                                         

_                                                                                                               _


г)__                                                                                                   

_                                                                                                               _ д)_                                                                                                         

_                                                                                                               _ е)__                                                                                                         

_                                                                                                               _ ж)_                                                                                                          _

_                                                                                                               _

 

6. Установите соответствие между функциями рынка и при- мерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в пер- вом столбце, подберите позицию из второго столбца.

 

 

Примеры Функции рынка
1. Гражданка, планирующая приобре- сти новый автомобиль, нашла фирму, где нужный ей автомобиль был в нали- чии и по устраивающей ее цене. 2. Предприятие, стремясь расширить свои позиции на рынке, внедрило но- вейшую технологию производства, снизило издержки. 3. В условиях острой конкуренции предприятие стало убыточным и обанкротилось. 4. Фирма, долго искавшая нового по- ставщика комплектующих деталей, на- конец-то отыскала нужного производи- теля в соседней области. 5. В результате выхода на рынок ком- муникаторов, айфонов многие интер- нет-кафе и интернет-центры вынужде- ны были закрыться или перепрофили- роваться. 6. Гражданка приобрела на распродаже давно разыскиваемый ею набор кухон- ной посуды по устраивающей ее цене. а) санирующая (оздоравли- вающая) б) посредническая (интегра- тивная) в) стимулирующая г) регулирующая

7. Заполните пропуски.

 

Элементы инфраструктуры современного рынка

 

8. Приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, от- носятся к понятию «факторы формирования предложения».

Цены на ресурсы, налоги, тенденции моды, цены на комплек- тующие, число продавцов на рынке, технологии производства.

Найдите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: __                                                    _.

 

9. Что изменится – спрос или величина спроса на местном рынке бытовых электроприборов в каждом из приведенных при- меров?

1. Повысились тарифы на электроэнергию                               .

2. С введением налога с продаж цены на электроприборы по- высились на 5 %_.

3. Синоптики предсказывают сильные морозы _                    .

4. В городе заселили несколько новых многоэтажных до- мов_    .


10. На рисунке представлена классификация рынков по раз- личным признакам. Заполните пропуски.

 

 

По экономическому назначению:

_                                                         

                                                         _

                                                         _

                                                         _

                                                         _

По степени ограничения конкуренции:

                                                         _

                                                         _

                                                         _

                                                         _

По географическому положению:

_

                                                         _

 

                                                         _

По отраслям:

По видам участников рыночных отно- шений:

С учетом соблюдения законности:

По степени участия государства:   _ _

ТЕСТЫ

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: а) темпы экономического роста; б) используемые технологии и уровень благосос- тояния членов общества; в) способ ответа на три фундаментальные про- блемы экономической жизни; г) эффективность использования редких ресур- сов; д) степень социальной справедливости.  
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта при- оритет отдается интересам: а) государства; б) продавцов; г) покупателей; д) производителей; е) общества.  
3. Фактором производства не является: а) капитал; б) земля; в) деньги; г) предпринимательские способности; д) труд.  
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: а) умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка; б) значительной степенью правительственного вмешательства; в) развитием политической демократии; г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков; д) координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях).  
5. Согласно концепции «невидимой руки» А. Смита личный интерес: а) приносит вред экономическому благосостоя- нию общества; б) гарантирует получение дохода всем гражда-  

 

нам страны; в) вынуждает правительство регулировать эко- номику; г) вынуждает производителей учитывать инте- ресы потребителей и всего общества; д) ведет к уменьшению конкуренции на рынке.  
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в эко- номике выполняют: а) рынки факторов производства; б) рынки потребительских товаров; в) производители (фирмы); г) взаимодействие всех сегментов данной моде- ли; д) потребители.  
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) антимонопольное регулирование; б) обеспечение общественными благами; в) определение цен на продукты и ресурсы; г) перераспределение доходов; д) достижение макроэкономической стабилиза- ции.  
8. Экономическую систему в современной Рос- сии можно определить как: а) рыночную экономику; б) смешанную экономику; в) переходную экономику нового типа; г) переходную экономику; д) рыночную экономику нового типа.  
9. Экономика является смешанной, если: а) существует полная свобода конкуренции («laissez faire»); б) не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики; в) государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятель- ность; г) действия рыночных сил дополняются государ- ственным регулированием; д) преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности.  
10. Конкурентную рыночную экономику ха-  

 

рактеризует: а) опора на систему цен, прибылей и убытков; б) распределение редких ресурсов через рынок; в) свобода экономической деятельности; г) частная собственность; д) верно все указанное.  
11. Рынок – это: а) совокупность актов купли-продажи; б) взаимодействие спроса и предложения; в) взаимоотношения между продавцами и поку- пателями; г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара; д) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления; е) все ответы верны.  
12. Сделка, заключаемая на бирже на услови- ях поставки товара на следующий день, по це- не, обусловленной в контракте – это: а) форвард; б) фьючерс; в) опцион; г) спот; д) хеджирование; е) все ответы неверны.  
13. В инфраструктуру рынка входят: а) банки; б) ярмарки; в) валютные биржи; г) биржи труда; д) магазины розничной торговли; е) аукционы; ж) аудиторские фирмы.  
14. Повышение цены товара А и связанное с этим увеличение его количества на рынке выражают: а) эффект дохода; б) закон спроса; в) эффект замещения; г) закон предложения; д) закон увеличения вмененных издержек.  

ТЕСТЫ

Тест Обоснование
1. К рынку совершенной конкуренции можно отнести: а) индустрию высокой моды; б) нефтяную промышленность; в) автомобилестроение; г) мелкую розничную торговлю; а) метрополитен.  
2. К числу черт совершенной конкуренции не относится: а) атомизм производителей; б) однородность продукта; в) отсутствие барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам совершенной конкуренции.  
3. Критерием несовершенной конкуренции яв- ляется: а) горизонтальная кривая спроса; б) немногочисленность субъектов рынка; в) понижающаяся кривая спроса; г) монополизация рынка.  
4. К числу черт монополистической конкурен- ции не относится: а) дифференциация продукта; б) малочисленность производителей; в) низкие барьеры вступления в рынок; г) несовершенная информация.  
5. В число факторов дифференциации продукта не входят: а) различия в качестве; б) различия в сервисе; в) различия в цене; г) различия в рекламе.  
6. Неценовая конкуренция ведется: а) на базе качественных характеристик товара; б) с помощью замаскированных скидок с офици- альной цены; в) внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.); г) с помощью скупки акций и иных способов борь-  

 

бы с конкурентами.  
7. При монополистической конкуренции (ста- тический аспект) в долгосрочном периоде не наблюдается: а) занижения производства; б) завышения цен; в) получения экономической прибыли; г) дифференциации продукта.  
8. К числу основных принципов рекламы не от- носится: а) адресность; б) целенаправленность; в) постоянство; г) высокая художественность.  
9. К числу негативных сторон рекламы не отно- сится: а) лживость ее содержания; б) повышение цены товара за счет издержек на рекламу; в) создание искусственных потребностей; г) самонейтрализация рекламы конкурирующих продуктов.  
10. В отличие от фирмы, действующей в окру- жении конкурентов, монополия: а) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; б) может установить произвольно высокую цену; в) может полностью контролировать объем пред- ложения на рынке; г) может при любых условиях получать экономи- ческую прибыль.  
11. Нечестной конкуренцией нельзя называть: а) демпинг; б) лишение сырья; в) введение в заблуждение потребителя; г) использование чужих торговых марок; д) все перечисленное является формами нечестной конкуренции.  
12. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: а) является единственным производителем (моно- полией); б) осуществляет ценовую дискриминацию первой  

 

степени; в) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; г) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; д) является естественной монополией, производя- щей абсолютно незаменимый продукт.  
13. Распространение сведений, ложных или по- рочащих товары конкурента – это элемент: а) свободной (совершенной) конкуренции; б) несовершенной конкуренции; в) недобросовестной конкуренции; г) неценовой конкуренции.  
14. Наиболее уродливой рыночной структурой, менее всего подверженной контролю и регули- рованию, является: а) монополистическая конкуренция; б) двусторонняя монополия; в) олигопсония; г) чистая монополия; д) совершенная конкуренция.  
15. Олигополия предполагает, что: а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции; б) олигополисты вступают в сговор друг с другом; в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некого эко- номического сообщества; г) можно использовать все перечисленные модели.  
16. Продажа одинаковой продукции разным по- купателям по разным ценам – это: а) научно-техническое соперничество; б) ценовая дискриминация; в) неценовая дискриминация; г) промышленно-производственное соперничество; д) все ответы

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.