Антисемитизм Марра и Вейнингера — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Антисемитизм Марра и Вейнингера

2021-12-12 23
Антисемитизм Марра и Вейнингера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Научный» антисемитизм Марра

В Новое время появился весьма интересный феномен ― семиты-антисемиты. 1873 год стал началом публицистической деятельности Вильгельма Марра (Marr) (1819-1904), бывшего социалиста. Крещеный еврей-полукровка Марр стал использовать биологический антисемитизм в статьях с 1878 года. Его статья «Победа евреев над германским миром» (1879) была написана в период застоя и кризиса немецкой экономики и не пропорционального представительства еврейских студентов в университетах. Публицист утверждал, что арийское общество и экономика контролируется евреями.

Реклама от Google

 

Именно этот публицист впервые употребил термин «антисемитизм» в 1879 г. и использовал расовое учение Ж.А. Гобино. Слово «антисемитизм» стало новшеством в истории иудео-христианских отношений. Старый термин «ненависть к евреям» (Judenhass), описывающий традиционную, христианскую антипатию к евреям, не подходил для современной, псевдо-научной, националистической, анти-христианской идеологии, возникшей во второй половине XIX столетия. Неологизм Марра пришел из области сравнительной филологии, которая дала общее название таким языкам как иврит, арабский и арамейский под именем «семитские». Антисемитизм получал поддержку от представителей естественных наук, например биологов, антропологов, медиков и генетиков. В статьях «Антисемитские тетради», «Иудейская война», «Золотые крысы и красные мыши» публицист также использовал термин «раса». Вильгельм Марр видел после 1879 года решение «расового вопроса» в переселении евреев в Палестину.

Вейнингер о евреях

Другим известным семитом-антисемитом стал австрийский еврей-выкрест Отто Вейнингер (Weininger) (1880-1903). В то время как имя Вейнингера стало нарицательным в связи с его известностью как женоненавистника, этот философ был также известен как критик евреев и иудаизма как религии и культуры. Но в настоящее время последний аспект стал ускользать из поля зрения исследователей, и Вейнингер наиболее часто упоминается в его первой ипостаси. Во многом это можно объяснить тем, что в большинстве изданий из книги «Пол и характер» (1902) изымается злополучная тринадцатая глава «О еврействе».

Вейнингеру посвящены многие работы. Русский философ Н. Бердяев в статье «По поводу одной замечательной книги» критикует Вейнингера с позиций русской православной философии. В статье Е. Берковича «Еврейская самоненависть (Трагедия Отто Вейнингера)» рассматривается причина самоненависти Вейнингера. Беркович приходит к выводу что причины самоубийства юноши-психопата кроются не только в его антисемитизме, но и в его философии. Проблеме отождествления женщины и еврея в философии Вейнингера посвящена статья М. Янчевской «Женщина у Вейнингера».

Л. Поляков во втором томе своей работы «История антисемитизма» рассматривает общую культурную ситуацию в Вене в тот период в контексте юдофобских настроений и считает, что антисемитизм Вейнингера является зеркальным отражением этих умонастроений, господствовавших в интеллектуальной столице немецкоязычного мира. Схожий по содержанию и идеям анализ причин столь яростного антисемитизма австрийского философа можно найти в работах Амоса Элона.

Доктор Шандак Сенгупта исследовал в своей книге вопрос, почему еврей Отто Вейнигер написал трактат, в котором утверждалось, что женщины и евреи не обладают рациональными и моральны ми свойствами, что они недостойны равенства, не упоминая о свободе, что управлять обществом должны мужчины-арийцы. Им восхищался Гитлер. Так зачем же читать и исследовать его? Д-р Сенгупта считает, что есть веские причины для более детального и тщательного прочтения Вейнингера: этот философ повлиял на Фрейда, Кафку, Витгенштейна (о влиянии Вейнингера на Витгенштейна можно прочитать в работе Яника Рудопи), на политика-антисемита Карла Лугера и даже на Дж. Джойса. Д-р Сенгупта утверждает, что Вейнингер пытался стать немцем, пытался избавиться от своего еврейского прошлого, стал протестантом, и тем самым отвергал мультикультурность Австрии той эпохи. Вейнингер видел в евреях символ Мамоны, модерна и феминизации культуры: идеальным обществом Вейнигера была стерильная утопия, где женщины лишались бы своей сексуальности и только тогда они могли получить политическое равенство. Рассматривая причины самоненависти Вейнингера, д-р Сенгупта полагает, что так как отец Вейнингера был антисемит, нет сомнения в том, что у самого Вейнингера не было изначальной еврейской идентичности.

Нэнси Горовиц и Барбара Хаймс рассматривают отношение Вейнингера к иудаизму в контексте гендерных изучений. Они относятся к его идеям как к неприятному социальному феномену или персональной патологии — для них он интеллектуал, который придерживался идей мизогинии и антисемитизма. Одно из эссе в их книге рассматривает продолжение идей этого философа-антисемита в нацисткой Германии и в нескольких эссе с позиций феминистского подхода рассматривается взаимосвязь мизогинии и антисемитизма.

Отто Вейнингер с потрясающей ненавистью относился к евреям, будучи, естественно, евреем по происхождению. В 23 года он понял, что ни принятие христианства, ни полное растворение в европейской культуре не смывает с него позорного пятна еврейства — и покончил с собой. C 1903 года его книга «Пол и характер» вышла общим тиражом свыше 3 млн. экземпляров.

Вейнингер продолжает линию Ницше, а многие идеи его параллельны мыслям Фрейда. Он желал преодолеть страх и стать богом. Философ мнил себя преступником и чувствовал связь преступления с безумием и страхом. Он писал, что убил себя, дабы не убивать других. Ему приписывают слова, что убийство совершается вследствие ужасного отчаяния, дабы заполнить и убежать от страшной пустоты. Философ думал, что состояние безумия у человека возможно лишь по его собственной вине. Всю жизнь этот человек пытался убить в себе еврея, в тоже время подсознательно желая оставаться им.

Еврейский антисионизм

Словосочетание «еврейский антисионизм» может показаться парадоксальным, поскольку государство Израиль с самого своего основания является еврейским государством. Тем не менее еврейский антисионизм является немаловажным фактором политической жизни Израиля и некоторых еврейских общин в диаспоре (преимущественно в США). Как показывают драматург Т. Кушнер и журналист А. Соломон, многие американские левые интеллектуалы — литераторы, журналисты, политические активисты и ученые еврейского происхождения (например, Натан Ингландер, Сюзен Сонтаг, Роберт Пинский, Даниэла Вольф, Сэмми Бергер) поддерживают палестинцев в их борьбе против Израиля, так как рассматривают даже террористическую деятельность палестинских радикальных групп как легитимную борьбу угнетенных жертв против израильской оккупации. Однако многие левые, или «прогрессивные», американские евреи, поддерживая палестинцев в палестино-израильском конфликте, не являются антисионистами и не отрицают права Израиля на существование как еврейского государства — они всего лишь не согласны с оккупацией Израилем «территорий», захваченных после Шестидневной войны 1967 г. (Kushner, Solomon, 2001, p. 21–23).

Кроме левых либералов и коммунистов против сионизма и самого факта существования государства Израиль выступают представители ортодоксального иудаизма. Сторонники ортодоксального иудаизма утверждают, что восстановление еврейской государственности должно последовать в результате действий Мессии, а не человеческих усилий. Именно по указанной причине многие евреи ― религиозные ортодоксы осуждали действия сторонников политического сионизма в XIX–XX вв., а некоторые евреи-ультраортодоксы не могут принять существование государства Израиль как политический факт даже в XXI в. Некоторые сионистские религиозные группы и движения до сих пор полагают, что государство Израиль, провозглашающее себя еврейским, законно в религиозном смысле лишь де факто, но не де юре.

В настоящее время крайнюю антисионистскую позицию в Израиле занимают два ультраортодоксальных и экстремистских религиозных течения в иудаизме: «Нетурей карта» («Стражи города» в переводе с арамейского) — их насчитывается около тысячи человек, но исследователь Т. А. Карасова называет цифру 500–600 (см.: Карасова, 1999, с. 41), и движение последователей Сатмарского ребе — предводителя сатмарских хасидов (Сатмар — город в Венгрии, но сатмарские хасиды проживают в Израиле и США). Сторонники этих немногочисленных движений не принимают участия в выборах в органы государственной власти, публикуют платные антиизраильские статьи, в которых называют Израиль фашистским государством, и активно сотрудничают с представителями палестинской администрации. Более того, радикальные сторонники этих движений позволяют себе стычки с властями. Такой экстремизм, с точки зрения ультраортодоксов, является обоснованным, поскольку государство Израиль не является иностранным государством, а еврейские законы (Галаха) запрещают сопротивление властям стран рассеяния. Но Израиль, по их убеждению, — и не государство, основанное на законах иудаизма. Для ортодоксов государство Израиль — светское, а потому необязательно исполнять его законы. Более того, по мнению сторонников движения «Нетурей карта», нельзя признавать государство Израиль, поскольку любое желание ускорить пришествие Мессии и создать еврейское государство только задержит приход Мессии (см.: Гастратян, 1996, с. 30).

Воззрения еврейских религиозных ультраортодоксов отличаются от воззрений антисионистов, отрицающих право евреев на собственное государство. Даже ультраортодоксы признают, что евреи являются народом (ам Исраэль), что при участии Мессии будет создано еврейское государство (см.: Прейгер, Телушкин, 1992). Кроме того, большинство религиозных лидеров различных течений иудаизма во всем мире положительно относятся к государству Израиль, отказываясь при этом признавать вслед за раввом А. Куком (главным ашкеназским раввином Израиля 1921–1935 гг.) и сторонниками сионистской религиозной партии МАФДАЛ (Национальная религиозная партия) сионистское движение и государство Израиль воплощением мессианских идей.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.