Юдофобия и антисионизм в современном исламском мире — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Юдофобия и антисионизм в современном исламском мире

2021-12-12 18
Юдофобия и антисионизм в современном исламском мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство Израиль с самого начала своего основания столкнулось с отказом соседних арабских государств признать его легитимность и объявлением арабскими государствами войны с целью уничтожить провозглашенное еврейское государство. После арабо-израильской войны 1948–1949 гг. многие члены Лиги Арабских государств (ЛАГ) отвергли даже возможность экономического сотрудничества с государством Израиль. Однако два государства — Турция и Иран в 1950-е годы признали государство Израиль де-факто и осуществляли с Израилем ограниченное военно-политическое и экономическое сотрудничество (см.: Гасратян, Ушаков, 1998, с. 15), прерванное падением монархии в Иране в 1979 г. Однако экономическое сотрудничество между Израилем и Ираном (ИРИ) было возобновлено в ограниченном объеме через подставные фирмы с 1982 г. и продолжалось вплоть до середины 1990-х годов.

Когда в октябре 1979 г. лидер ИРИ аятолла Р. Хомейни объявил «священную войну» Израилю и призвал все остальные исламские страны поддержать его призыв (Там же, с. 16), данное заявление не было воспринято как чрезмерно радикальное в условиях Ближнего и Среднего Востока. Оно даже не рассматривалось как экстравагантное, поскольку покойный президент Египта, видный лидер арабского мира Гамаль Абдель Насер часто цитировал «Протоколы Сионских мудрецов» — фальшивку, якобы свидетельствующую о «всемирном еврейском заговоре с целью установления еврейского господства над всем миром» (см.: Прейгер, Телушкин, 1992). В 1970-х годах король Саудовской Аравии Фейсал утверждал, что евреи практиковали ритуальное убийство христианских и мусульманских детей (якобы во Франции) (см.: Lewis, 1999, p. 194), а сирийский министр обороны Мустафа Тласс опубликовал в 1983 г. антисемитскую книгу под названием «Маца Сиона», в которой доказывал, что кровавый навет в Дамаске в 1840 г., когда было замучено до смерти несколько евреев, на самом деле был справедливым отмщением евреям, совершившим ритуальные убийства католических монахов для выпечки мацы (см.: Эпштейн, 2003, с. 141). Али Акбар Мохташами — один из основателей организации «Хезболла» сравнивал Израиль с «ножом в сердце исламского мира» и утверждал, что «настало время сопротивления агрессии […] незаконного, не легитимного […] Израиля, который должен быть уничтожен» (цит. по: Сажин, 2005). Антиеврейские воззрения разделяли и некоторые политические лидеры ООП. Так, Махмуд Аббас (Абу Мазен) опубликовал исследование «Тайные связи сионизма и нацизма во время Второй мировой войны», вышедшее на арабском языке в издательстве «Дар ибн Рашид» в Амане (Иордания). Эта работа стала продолжением диссертации, которую М. Аббас защитил в Институте востоковедения в 1982 г. в Москве (см.: Аббас, 1982). Участие ООП в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта с Израилем не привело М. Аббаса к переоценке своих взглядов. В предисловии к своей книге «Путь в Осло» он положительно отзывается о коллаборационисте с нацистами, иерусалимском муфтии Хадж-Амине аль Хусейни и председателе ООП Ахмеде Шукейри, призывавшем накануне Шестидневной войны 1967 г. во время вещания по каирскому радио «сбросить евреев в море» (см.: Аббас, 1996). Это лишь некоторые примеры антисемитских и антиизраильских высказываний и публикаций высокопоставленных политических деятелей стран Ближнего и Среднего Востока XX в.

Современные реалии Ближневосточного региона порождают новое поколение политиков-антисемитов, отрицающих право Израиля на существование. Новая эскалация выпадов иранского руководства произошла в конце 2005 г., когда антиизраильские заявления нового президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада о недопустимости существования еврейского государства на Ближнем Востоке были поддержаны ведущими иранскими политиками и военными (см.: Кулагина, 2006). Таким образом, можно прийти к выводу, что идеологические основы внешней политики ИРИ основаны на постулате неизбежности уничтожения Израиля, как и учил имам Р. Хомейни. Но высказывания М. Ахмадинежада имели негативные последствия для Ирана, так как против антиизраильских тезисов президента ИРИ высказались не только европейские государства, но и Турция, представители Палестинской национальной администрации (С. Арикат), стратегические партнеры Ирана — Китай и Россия.

М. Ахмадинежад не одинок в своих взглядах — наиболее заметным антиеврейским и антиизраильским выпадом высокопоставленного должностного лица стало выступление премьер-министра Малайзии Моххамада Махатхира на саммите Организации Исламская конференция (ОИК) в 2003 г., который заявил, что «во Второй мировой войне европейцы убили шесть млн евреев из двенадцати. Но все равно евреи правят миром. Мы должны выиграть эту битву» (цит по: Matas, 2005, p. 150). Антиизраильская риторика М. Ахмадинежада была поддержана представителями таких радикальных движений, как «Исламский джихад» и «Хезболла» (см.: Мирский, 2006). Для искоренения юдофобии и антисионизма в регионе Ближнего и Среднего Востока необходимо не только достижение мирного ближневосточного урегулирования, в рамках которого будут решены все ключевые проблемы арабо-израильского конфликта, но и изменение взглядов многих политиков арабских и мусульманских стран по отношению к Израилю и евреям в более позитивном направлении.

Заключение

В странах Запада и в исламских государствах после Второй мировой войны и основания государства Израиль традиционная юдофобия и антиеврейские настроения трансформировались в антисионизм как проявление ненависти к сионизму и к Израилю как еврейскому государству. «Новый антисемитизм» в странах Запада и ненависть к евреям в странах ислама направлены именно на демонизацию еврейского государства. Левые антисемиты на Западе не отрицают сам факт уничтожения евреев в Холокосте, в то время как для многих ультраправых антисемитов характерно отрицание Холокоста. Но и ультраправые, и ультралевые антисемиты не могут смириться с образом еврея-победителя, живущего в собственном государстве Израиле, — ближневосточной региональной державе. Этот образ еврея-победителя противоречит средневековым представлениям о евреях как он народе-изгое, обреченном жить в диаспоре в изгнании.

Факт существования еврейского государства на Ближнем Востоке, основанного некогда презираемым народом, неурегулированность самого длительного конфликта на Ближнем Востоке палестино-израильского противостояния — эти причины способствовали распространению антисионистских настроений в большинстве стран ислама. Распространение антиеврейских настроений в исламском мире привело к стиранию различия между евреями, израильтянами и сионистами, к террору против евреев и призывам к уничтожению еврейского государства. Необходимо подчеркнуть, что есть существенное различие между критикой Израиля и антисионизмом как системой убеждений, отрицающей право евреев на проживание в собственном суверенном государстве. Можно легко провести различие между конструктивной критикой в адрес Израиля и намерениями отрицать легитимность существования государства Израиль под прикрытием защиты прав человека (игнорируя при этом право евреев жить в безопасности в собственном государстве). Основной задачей антисионизма стало отрицание легитимности существования государства Израиль, права еврейского народа занимать подобающее место в международном сообществе наций. Как и антисемитизм, который отказывает евреям в правах как индивидам и как народу, так и антисионизм отказывает еврейскому народу в праве на существование в собственном государстве. Как антисемиты, так и антисионисты вне зависимости от национальности и вероисповедания призывают уничтожить государство Израиль и евреев Израиля, а в условиях современного Ближнего Востока уничтожение еврейского государства означает не что иное, как новый геноцид евреев.

Как представляется сегодня, современные политические процессы в регионе Ближнего Востока не способствуют признанию государства Израиль большинством государств данного региона, поскольку процесс ближневосточного мирного урегулирования не привел к решению палестинской проблемы. До сих пор не провозглашено палестинское государство, не решена проблема палестинских беженцев и не определен статус Иерусалима. При этом эскалация палестино-израильского конфликта и отсутствие стабильности на «территориях» поставили под вопрос саму возможность мирного сосуществования Израиля с будущим палестинским государством. В результате вторжения США в Ирак и последующей оккупации этой страны реальностью становится возрождение военно-политического могущества наиболее серьезного противника Израиля — Ирана, стремящегося стать ядерной державой. […]

Литература

Аббас М. Связи между сионизмом и нацизмом (1933–1945): Автореф. канд. дис. М., 1982.
Аббас М. Путь в Осло. М., 1996.
Гастратян С.М. Религиозные партии государства Израиль. М., 1996.
Гастратян С.М., Ушаков В.А. Израиль и Иран: мирная война? // Ближний Восток и современность: Сб. статей / Отв. ред. В. А. Исаев, А. О. Филоник. Вып. 5. М., 1998. С. 12–23.
Карасова Т.А. Еврейская религиозная ортодоксия и израильское общество // Ближний Восток и современность: Сб. статей / Отв. ред. В. А. Исаев, А.О. Филоник. Вып. 8. М., 1999. С. 30–44.
Кулагина Л. М. Внешняя политика Ирана после президентских выборов 2005 года. М.: Институт Ближнего Востока, 2006 // http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/21-01-06.htm
Маор И. Сионистское движение в России / Сокр. пер. с иврита. Иерусалим, 1977.
Мирский Г. Власть переходит к радикалам // Московские новости. 2006. № 3. 27 янв.
Палестина: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №181(II) от 29 ноября 1947 г. (документ A/RES/181(II)).
Прейгер Д., Телушкин Дж. Существует ли различие между антисемитизмом и антисионизмом // Восемь вопросов об иудаизме. М., 1992.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №194(III) от 11 декабря 1948 (документ A/RES/194(III)).
Сакер Г. М. История Израиля / Пер. с англ. В. Орел. Т. 2. Иерусалим, 1992.
Сажин В.А. К вопросу о заявлении президента ИРИ М. Ахмадинежада в отношении государства Израиль. М.: Институт Ближнего Востока, 2005 // http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/02-11-05.htm
Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: бесконечное
противостояние. История и современность. М., 2003.
Эпштейн А.Д. Когда политика нокаутирует науку: израильские университеты и британский бойкот. М.: Институт Ближнего Востока, 2005 // http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/15-05-05.htm
Эттингер Ш. Очерк истории еврейского народа. / Пер. с иврита. Т. 2. Иерусалим, 1979.
Brownfeld A.C. Growing “anti-Semitism” in Europe: myth or reality? // Washington Report on Middle East Affairs. 2004. Vol. 23. Issue 3. 1 April. P. 64–66.
Curthoys N. A new anti-semitism: American discourse since September 11 has seen a reinvention of the eternal anti-Semitism thesis applied to critics of Israel // Arena Magazine. 2004. Issue 70.
Kushner T., Solomon A. Wrestling with Zion: Progressive Jewish-American Responses to the Israeli-Arab Conflict. 1st ed. New York: Grove Press, 2003.
Lewis B. Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice. London: W.W.Norton & Com, 1999.
Matas D. After Shock: Anti-Zionism and Antisemitism. London: Dundurn Press, 2005.
Nirenstein F., Appel A. M. Terror: The New Anti-Semitism and the War Against the West. London: Smith & Kraus, 2005.
Stern K.S. Anti-Zionism: the sophistication of anti-semitism. W. DC: American Jewish Committee, Institute of Human Relations, 1990.
The Standard Jewish encyclopedia / Ed. in chief Cecil Roth. Jerusalem; Tel-Aviv: Massadah publ. co., 1959.
Wistrich R.S. Anti-Zionism and Antisemitism in the Contemporary World. New York: New York University Press, 1990.

Источник: От юдофобии к антисионизму: проблемы легитимности существования Государства Израиль [Статья] // ПОЛИТЭКС = POLITEX: Политическая экспертиза: Научный журнал. Том 2. № 3. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. C. 131-140.

©

Опубликовать статью в журналах ВАК по всем специальностям!
Быстрая публикация. Фиксированная цена. Договор. Персональный менеджер!

 

Поделиться новостью в соцсетях:

просмотров: 76


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.