Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
1
2
Специфика литературы как вида искусства, взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке
Тема 1.2
Ф.И. Тютчев
Содержание учебного материала
4
1
1.
Краткий очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева
1
2.
Основные мотивы творчества Ф.И. Тютчева
1
3.
Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!», «День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…» и др.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева с использованием ресурсов Интернет
2
Тема 1.3
А.А. Фет
Содержание учебного материала
2
1.
Краткий очерк жизни и творчества А.А. Фета
1
2.
Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…», «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком согнать ладью живую…»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве А.А. Фета с использованием ресурсов Интернет
2
Тема 1.4
Н.А. Некрасов
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова
1
2.
Литературные роды и жанры (стихотворение, поэма)
2
3.
Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»)
2
4.
Особенности поэтики Некрасова (гражданский пафос лирики; народная поэзия как источник своеобразия поэзии)
2
5.
Художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
2
6.
Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», характеристика героев поэмы
2. Выразительное чтение стихотворений Некрасова
4
Раздел 2. Реализм XIX – начала XX веков
Тема 2.1
А.Н. Островский
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества А.Н. Островского
1
2.
История создания драмы Островского «Гроза»
1
3.
Самобытность замысла, конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе «Гроза»; оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы
1
4.
Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры; конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ; мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме; трагичность образа Катерины
1
5.
Изображение в пьесе «тёмного царства», авторское отношение к героям
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение драмы, характеристика героев
2. Составление конспектов критических статей: «Луч света в тёмном царстве» (Н.А. Добролюбов), «Мотивы русской драмы» (Д.И. Писарев)
3. Написание творческой работы «Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах А.Н. Островского»
6
Тема 2.2
И.А. Гончаров
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества И.А. Гончарова
1
2.
Роман «Обломов»: творческая история романа
1
3.
Обломов – главный герой романа Гончарова. Противоречивость характера героя как художественно-философский центр романа
1
4.
Сон Обломова как художественно-философский центр романа
1
5.
Илья Обломов и Андрей Штольц
1
6.
Решение автором проблемы любви в романе (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына)
1
7.
Критики о романе И.А. Гончарова «Обломов»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сопоставительная характеристика героев романа
2. Составление конспектов критических статей: «Что такое обломовщина?» (Н.А. Добролюбов), «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (А.В. Дружинин)
4
Тема 2.3 И.С. Тургенев
Содержание учебного материала
6
1
Краткий очерк жизни и творчества И.С. Тургенева
1
2
Роман «Отцы и дети»: история создания, особенности композиции романа.
1
3
Система художественных образов романа. Базаров в системе образов
1
4
Тема дружбы в романе. Базаров и Аркадий Кирсанов
1
5
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина)
1
6
«Отцы» и «дети» на страницах романа: проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей
1
7
Тема любви в романе. Базаров и Одинцова
1
8
Критики о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
9
Мировое значение творчества И.С. Тургенева
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» или «Рудин» (по выбору), характеристика героев
2. Составление конспекта критической статьи «Базаров» (Д.И. Писарев)
5
Тема 2.4
Ф.М. Достоевский
Содержание учебного материала
8
1.
Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского
1
2.
Роман «Преступление и наказание»: история создания, своеобразие жанра, многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе
1
3.
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова
1
4.
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
1
5.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова (страдание и очищение в романе; идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова)
1
6.
Двойники Раскольникова
1
7.
Образ Петербурга в романе Достоевского
1
8.
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
2
9.
Критики о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1
10.
Мировое значение творчества Достоевского
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение романа Ф.М. Достоевского «Идиот», характеристика героев
4
Тема 2.5
Л.Н. Толстой
Содержание учебного материала
8
1.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя
1
2.
«Война и мир» – роман-эпопея (история создания, жанровое своеобразие, особенности композиционной структуры романа)
1
3.
Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма
1
4.
Духовные искания князя Андрея Болконского. Война и любовь в жизни князя Андрея
1
5.
Пьер Безухов. Поиск смысла жизни. Масонство. Пьер Безухов и Наташа Ростова
1
6.
Женские образы в романе
1
7.
Кутузов и Наполеон на страницах романа Толстого. Картины войны 1812 года. Патриотизм в понимании писателя. Развенчание идеи «наполеонизма»
1
8.
Авторский идеал семьи в осмыслении Л.Н. Толстого
1
9.
«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Значение образа Платона Каратаева
1
10.
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
1
11.
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Характеристика героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
2. Чтение цикла «Севастопольские рассказы»
3. Подготовка сообщения о пребывании Л.Н. Толстого в Башкирии
6
Тема 2.6 А.П. Чехов
Содержание учебного материала
6
1.
Очерк жизни и творчества А.П. Чехова
1
2.
Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»
1
3.
Художественное своеобразие рассказов Чехова: лаконизм повествования, приемы подтекста, объективность в изображении жизни
1
4.
Герои рассказов Чехова: обыкновенные люди в обычных обстоятельствах
1
5.
Лиризм и мягкий юмор Чехова
1
6.
Театр Чехова, новаторство чеховской драматургии (отсутствие борьбы-интриги, психологический подтекст, символическая функция пейзажа, сложная жанровая природа пьес писателя)
1
7.
Пьеса «Вишнёвый сад» как новая драма: своеобразие жанра и конфликта пьесы; разлад желаний и стремлений героев и реальности жизни как основа драматургического конфликта пьесы;
1
8.
Символичность пьесы «Вишнёвый сад». Смысл финала пьесы
2. Подготовка сообщения о пребывании А.П. Чехова в Башкирии
4
Тема 2.7 И.А. Бунин
Содержание учебного материала
6
1
1.
Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина
1
2.
Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»
1
3.
Основные мотивы лирики И. Бунина
1
4.
Выразительное чтение и анализ стихотворений Бунина
2
5.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Социальная и философская проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»
1
6.
Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»)
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Чтение цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»
4
Тема 2.8 А.И. Куприн
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества А.И. Куприна
1
2.
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна; осуждение пороков современного общества
1
3.
Мир человеческих чувств в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1
4.
Тема бескорыстной любви и социального неравенства в повести «Олеся»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение повести А.И. Куприна «Олеся», характеристика героев
3
Тема 2.9 А.М. Горький
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества А.М. Горького
1
2.
Правда жизни в рассказах Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»; типы персонажей в романтических рассказах писателя; тематика и проблематика романтического творчества Горького; поэтизация гордых и сильных людей
1
3.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл
1
4.
Герои пьесы «На дне». Атмосфера духовного разобщения людей «дна»
1
5.
Проблема правды и лжи в пьесе А.М. Горького «На дне»
1
6.
Спор о назначении человека в пьесе А.М. Горького «На дне»
1
7.
Авторская позиция и способы её выражения в пьесе «На дне»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщения об изучении М. Горьким жизни и быта башкир, их песен, легенд, о воплощении образов народного творчества в башкирской легенде «Немой».
2. Чтение повестей и рассказов Б.Н. Зайцева «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки».
4
Раздел 3. Мировая литература
Тема 3.1. Понятие мировой литературы.
Содержание учебного материала
4
1.
Основные этапы развития мировой литературы
1
2.
Обзорное изучение жизни и творчества О. Бальзака
1
3.
Проблема нравственности и губительная сила денег в повести «Гобсек»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение повести О. Бальзака «Шагреневая кожа», отзыв о прочитанном произведении
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...