Изучение материалов дела и личности допрашиваемого. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Изучение материалов дела и личности допрашиваемого.

2021-12-12 21
Изучение материалов дела и личности допрашиваемого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приступая к допросу, нужно иметь ясное представление о том, како­ва его цель, и в связи с этим какие вопросы нужно выяснить у допраши­ваемого и в какой последовательности, какие доказательства могут быть использованы и каким способом, какие вещественные доказательства долж­ны быть подготовлены, какие свидетели или обвиняемые заранее вызваны для проведения очной ставки.

Поэтому к допросу можно приступить лишь после того, как следова­телем изучены и проанализированы все сведения, которые можно получить к этому моменту. Характер подготовки в значительной мере зависит от того, производится первый допрос подозреваемого или обвиняемого или это повторный допрос. Первый допрос, особенно если речь идет о подоз­реваемом, в значительной мере носит разведывательный характер. Он по­могает определить пути и средства к получению правдивых показаний в ходе последующих решающих допросов. Подготавливаясь к первому допросу, следователь обычно располагает меньшим объемом исходных данных, чем на более поздних этапах расследования. До личного контакта с допрашиваемым ему труднее определить ту позицию, которую тот займет, а соответствен­но избрать необходимые тактические приемы. Однако и первому допросу должно предшествовать углубленное изучение и анализ всех материалов дела. Особенно важное значение это имеет в тех случаях, когда рассле­дование по делу было начато органом дознания или другим следователем.

Изучением материалов, имеющихся в деле, не исчерпывается подго­товка к допросу. Не меньшее значение имеют и специальные действия, направленные на сбор новых сведений, необходимых прежде всего для ус­пешного проведения данного допроса. эти сведения могут относиться как к личности допрашиваемого, так и к обстоятельствам и обстановке расс­ледуемого преступления.

Следователю иногда бывает необходимо лично ознакомиться с обста­новкой того места, о котором идет речь при допросе. Такое ознакомление нередко помогает следователю с самого начала пресечь попытки допраши­ваемого дать ложные показания или, напротив, собрать данные, подтверж­дающие правдивость показаний лица, отрицавшего свою вину.

Если материалы дела велики по объему или пользование ими в ходе ­допроса представляет сложность, их можно или законспектировать или ос­тавить закладки соответствующих листов в томах дела, так как попытки следователя найти необходимые материалы в томах дела уже в ходе допро­са часто самым отрицательным образом отражаются на его результатах. У допрашиваемого складывается убеждение, что следователь плохо ориенти­руется в деле. Пока следователь занят поисками, обвиняемый или подоз­реваемый получает время на обдумывание уловок. Чем больше при этом нервничает следователь, тем спокойнее и увереннее начинает себя чувс­твовать допрашиваемый.

Если предстоит допрос ранее судимого лица, необходимо изучить ар­хивные дела, что позволяет составить наиболее полное представление об особенностях его личности и позиции, которую он может занять при доп­росе.

При этом не следует забывать, что о полученных оперативным путем сведениях следователь может сообщать допрашиваемому лишь после соот­ветствующего их оформления в виде показаний свидетелей, заключения экспертов, выемки документов и т.д. Если такое оформление произвести невозможно, следователь не может ссылаться на них как на установленные факты.

Планирование допроса.

Общий план расследования не может включать всех обстоятельств, связанных с допросом того или иного подозреваемого или обвиняемого. Поэтому лучше составлять отдельный план допроса, представляющий собой как бы часть детализации общего плана расследования.

Всесторонне изучить еще до допроса поведение, способности, инте­ллект, характер, и другие качества допрашиваемого следователь не имеет возможности хотя бы потому, что эта задача невыполнима без личного контакта. Поэтому дополнительные данные о психологическом облике по­дозреваемого или обвиняемого следователь получает уже в ходе допроса. В зависимости от дополнительных впечатлений следователь окончательно оп­ределяет, какой из вариантов плана наиболее приемлем, выбирает наибо­лее целесообразные тактические приемы допроса, переходит от одних к другим, сочетая по необходимости тактику, рассчитанную  на искреннее раскаяние допрашиваемого, с приемами, позволяющими получить от него правдивые показания при отсутствие к тому расположения и доброй воли.

Содержание плана повторных допросов подозреваемого или обвиняемо­го зависит от тех обстоятельств, которые необходимо выяснить при соот­ветствующем допросе, и от линии поведения, занятой допрашиваемым при предыдущем допросе.

При расследовании преступлений группой следователей результаты допроса подозреваемого или обвиняемого могут интересовать всех членов группы. Поэтому необходимы совместные обсуждения полученных показаний для выработки дополнительных уточняющих и конкретизирующих вопросов с учетом данных, полученных при допросе соучастников. Эта работа облег­чается в тех случаях, когда руководитель группы уже с самого начала расследования систематизирует материалы в отношении каждого из подоз­реваемых или обвиняемых, что позволяет быстро и полно выработать воп­росы, требующие выяснения.

Планируя допрос, следователь с учетом имеющихся в его распоряже­нии данных должен определить, когда наиболее целесообразно его провес­ти.

При этом необходимо:

а) не дать допрашиваемому скрыться, уничтожить следы преступления и подготовить ложные доказательства своей невиновности;

б) использовать все преимущества внезапности допроса;

в) если по одним и тем же вопросам нужно допросить несколько лиц, не дать им договориться между собой, а по возможности организовать с помощью других следователей допросы таких лиц в одно и то же время.

В последнем случае еще в ходе допроса следователь может выявить противоречия в показаниях нескольких лиц и использовать полученные от них сведения.

Целесообразно в одни и те же дни допрашивать группы непосредс­твенно связанных между собой обвиняемых и подозреваемых, чтобы при не­обходимости можно было провести между ними очные ставки, предъявить для опознания и проверить новые обстоятельства, полученные при допросе одного из них. После того как все необходимое на данном этапе рассле­дования у одной группы выяснено, намечаются допросы следующих, также связанных между собой лиц.

1.3. Особенности подготовки к допросу несовершеннолетнего.

В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 16 лет, следователь должен решить, кого из педагогов он пригласит для участия в допросе. Педагог может помочь следователю в преодолении замкнутости несовершеннолетнего и побудить к даче правдивых показаний. В связи с этим большое значение имеет пра­вильное определение конкретных лиц, присутствие которых может быть по­лезным. Решение этого вопроса зависит от целого ряда обстоятельств.

Тут должны учитываться и степень развития несовершеннолетнего, и характер преступления, по поводу которого он допрашивается, и иные обстоятельства дела. Бывают случаи, когда вызов знакомого педагога для участия в допросе подростка не только не содействует результативности допроса, но оказывается вредным, поскольку допрашиваемый стесняется рассказать при нем об известных ему фактах.

Поэтому, например, по делам о половых преступлениях обвиняемых и подозреваемых целесообразно спросить, в присутствии кого они хотят дать показания: знакомого или незнакомого педагога.

Обычно несовершеннолетние, допрашиваемые по делам о половых прес­туплениях, настаивают, чтобы педагог был с ними одного пола. Возражать против этого не следует, так как необходимо сделать все возможное для создания наиболее благоприятных условий допроса.

Поскольку по делам несовершеннолетних защитник участвует в деле с момента предъявления обвинения, следователю необходимо заранее позабо­титься о его вызове с тем, чтобы он мог принять участие в допросе об­виняемого.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.