Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-12-11 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Один молодой человек сказал девушке, которую он любил:
– Завтра твой день рождения. Я подарю тебе столько красных роз, сколько тебе лет.
Он пошёл в цветочный магазин, в котором он всегда покупал цветы. В магазине он заплатил за 20 роз и сказал продавцу:
– Я купил эти цветы одной девушке. Завтра у неё день рождения. Скажите, вы можете послать ей эти цветы?
– Конечно, – ответил продавец. – Дайте адрес этой девушки, и мы всё сделаем. Завтра утром она получит ваши цветы.
Старому продавцу очень нравился этот молодой человек, который часто покупал цветы в их магазине. Он решил сделать юноше приятное и положил в букет не 20, а 30 роз…
е) Найдите и подчеркните в тексте глаголы с постфиксом -ся (-сь), которые выражают эмоциональное состояние:
Человек в течение своей жизни переживает массу эмоций и чувств, без которых его бытие было бы серым и неинтересным. Радуюсь, что в программу моего с сестрой воспитания родители заложили ситуации, с помощью которых развивались наши познавательные интересы и эмоциональная сфера. Приведу примеры из моих детских воспоминаний. Нам нравилось бывать на природе. Мы часто ходили в горы, любовались красотой природы: восхищались покрытыми снегом горами, наслаждались приятным запахом горных трав и цветов, радовались солнцу и синему небу. Иногда мы встречались с дикими животными, например, кабанами, боялись этих встреч и надеялись только на свои силы. А ещё мы занимались рыбалкой и увлекались фотографией. Родители всегда заботились о нашем удобном походном снаряжении, волновались, если мы скрывались из поля зрения. Нам нравилось проявлять свою самостоятельность и делать вид, что ничего не боимся. Теперь, когда прошло много лет, нам остались добрые и светлые воспоминания о годах детства. Они позволяют нам радоваться прошлому и гордиться нашей смелостью, бесстрашием и отвагой.
ЗАДАНИЕ 8. Как вы объясните эти пословицы и поговорки?
ЗАДАНИЕ 9 (обобщающее). Прочитайте текст, вставьте нужные глаголы в правильной форме.
День моего брата
Мой брат ________________ (учить – учиться) в школе в 10 классе. Обычно он встаёт в 7 часов утра. Он ________________ (умывать – умываться), ________________ (одевать – одеваться), ________________ (причёсывать – причёсываться) и садится завтракать. Школа, где ________________ (учить – учиться) мой брат, находится близко. В 9 часов ________________ (начать – начаться) первый урок. Уроки ________________ (продолжать – продолжаться) до трёх часов. Когда уроки________________ (заканчивать – заканчиваться), мой брат идёт домой. Вечером он ________________ (готовить – готовиться) домашнее задание. Он много ________________ (занимать – заниматься) иностранным языком. Сначала он ________________ (учить – учиться) слова и правила, потом ________________ (делать – делаться) упражнения. После ужина мой брат ________________ (занимать – заниматься) своими делами. Он очень ________________ (интересовать – интересоваться) физикой и химией. Когда он ________________ (закончить – закончиться) школу, он будет поступать в университет. Сейчас он ________________ (готовить – готовиться) к экзаменам. Когда ему трудно, он ________________ (советовать – советоваться) со мной.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1. Выберите из правого столбика и вставьте нужные глаголы со значением эмоциональных состояний в правильной форме.
1. | Я _________________ экзамена по гистологии. | беспокоиться боятся гордиться обижаться радоваться расстраиваться сердиться стесняться удивляться | |
Он _________________ экзаменатора по физиологии. | |||
2. | Она _________________ своего большого роста. | ||
| Я _________________ посторонних людей. | ||
3. | Он _________________ из-за плохой оценки. | ||
| Они _________________ из-за плохой погоды. | ||
4. | Мы _________________ приходу весны. | ||
| Родители _________________ успеху сына. | ||
5. | Друзья _________________ его безразличию к учёбе. | ||
| Преподаватели _________________ её способностям. | ||
6. | Я _________________ на своего друга: он не предупредил меня о переносе занятий. | ||
| Я _________________ на соседей, которые шумят ночью. | ||
7. | Я _________________ на свою подругу: она не вернула мне мой учебник. | ||
| Преподаватель _________________ на студентов, которые опаздывают на занятия. | ||
8. | Дети _________________ своими родителями. | ||
| Преподаватели _________________ успехами студентов, победивших на олимпиаде. | ||
9. | Друг _________________ о своих родных: они не отвечают на телефонные звонки. | ||
| Мы _________________ о результатах модульного контроля. | ||
Задание 2. Передайте значение пассивного участия в действии.
Модель | (И.п.) (В.п.) кто делает что: | (И.п.) (В.п.) Медицина использует последние достижения науки. → |
(И.п.) (Т.п.) → что делает ся кем: | (И.п.) (Т.п.) Последние достижения науки используют ся медициной. |
1. Доценты составляют тесты для контроля. – _______________________________________
________________________________________________________________________________
2. Учёные изучают возможности человеческого организма. – __________________________
________________________________________________________________________________
3. Студенты усваивают большой теоретический материал. – ___________________________
________________________________________________________________________________
4. Врачи лечат пациентов. – _______________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Преподаватели обучают студентов в университете. – _______________________________
________________________________________________________________________________
6. Строители строят новые дома. – ________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Фармацевты делают лекарства. – ________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 3. Выберите один из предлагаемых глаголов. Пишите их в нужной форме. Запомните: мыть, купать, одевать + кого?; мыться = мыть себя, купаться = купать себя, одеваться = одевать себя. Но: надевать + что? на кого? / на что?
1. | После еды надо _________________ посуду. Она _________________ в ванне. Сестра _________________ тарелки и чашки. Я с удовольствием _________________ маленького брата. Девочка всегда _________________ сама. Дети всегда _________________ руки перед обедом. | мыться – мыть | |
2. | Утром он _________________ сам и _________________ свою маленькую сестру. Медицинская сестра _________________ больного. Он не успел _________________, потому что проспал. | умывать – умываться | |
3. | Я люблю _________________ в море. Когда семья отдыхала у моря, мальчик _________________ три раза в день. Каждый вечер мать _________________ ребёнка. Нельзя _________________ маленьких детей в холодной воде. | купаться – купать | |
4. | Дети помогали друг другу _________________. Мать _________________ ребёнка, ________________ сама и пошла с ним гулять в парк. Не следует _______________ ребёнка очень тепло, потому что на улице не холодно. На вечер она ____________________ очень красивое платье. Дети _________________ пальто и шапки и побежали на улицу. | одеваться – одеться; одевать – одеть; надевать – надеть | |
Задание 4. Выберите один из предлагаемых глаголов. Пишите их в нужной форме. Запомните: кто? знакомит кого? с кем?; кто? знакомит ся (сам) с кем?
1. Недавно он _________________ с замечательным человеком. 2. Катю и Петра _________________ совсем недавно на одном вечере. 3. Если среди гостей есть незнакомые люди, их _________________. 4. Эти люди давно _________________, но они знают друг друга плохо | знакомить(ся) – познакомить(ся) | |
1. Мать _________________ ребёнка, идущего из школы. 2. Она часто _________________ со своим другом. 3. Они _________________ с друзьями детства. 4. Сегодня Вера _____________ брата, который приезжает из Москвы. | встречать(ся) – встретить(ся) | |
1. Я уже давно _________________ этот фильм. 2. Им необходимо _________________ со школьным преподавателем. 3. Вчера они _______________ с человеком, о котором всегда помнили. 4. Они часто _________________ друг друга. 5. Они часто _________________ друг с другом | видеть(ся) – увидеть(ся) | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Замените словосочетания одним словом – возвратным глаголом.
Модель: собирать вещи перед поездкой = собираться
1. Приветствовать друг друга при встрече = ______________________________________
2. Вступать в знакомство = ____________________________________________________
3. Давать согласие = __________________________________________________________
4. Быть в тревожном состоянии = _______________________________________________
5. Испытывать волнение = _____________________________________________________
6. Чувствовать обиду = ________________________________________________________
7. Допускать ошибку = ________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Восстановите предложения, используя нужный по смыслу глагол:
а) попрощаться, ссориться, собраться, отправиться, встретиться, мириться
1. Вчера на вечере я ________________ со своим земляком.
2. Участники конференции ________________ в большой аудитории.
3. Мы ________________ с товарищем на вокзале, и он уехал.
4. Дети часто ________________, но потом быстро ________________.
5. Студенты ________________ в вестибюле и ________________ в музей.
б) учиться, смеяться, бриться, двигаться, заниматься
1. Мы много ________________, когда слушали рассказ брата.
2. Часовая стрелка ________________ на часах медленно, а секундная ________________ быстро.
3. Я всегда ________________ сам, а мой товарищ ________________ в парикмахерской.
4. Мой друг ________________ плаванием.
5. Студенты обычно ________________ в читальном зале библиотеки.
6. Игорь дополнительно ________________ химией.
7. Мы ________________ на стоматологическом факультете.
в) поражаться – поразиться, нравиться – понравиться, радоваться – обрадоваться, восхищаться
1. Никому из нас не ________________ новый фильм, он показался нам скучным.
2. Туристы побывали в Третьяковской галерее в Москве. Они ________________, когда узнали, что такую большую коллекцию картин собрал один человек.
3. Мы ________________ талантом и золотыми руками этого хирурга.
4. Узнав, что сложная операция закончилась успешно, мы все очень ________________.
5. Учитель ________________, когда видит успехи своих учеников.
г) волноваться, беспокоиться, интересоваться, увлекаться
1. Перед экзаменом Андрей так ________________, что у него дрожали руки.
2. Родителей всегда ________________ о здоровье их детей.
3. Профессор уже много лет читает лекции студентам, но, несмотря на это, перед лекцией всегда ________________.
4. Николай посещает все выставки живописи, потому что он _______________ искусством.
5. Саша смотрит все баскетбольные матчи, потому что он ________________ футболом.
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст, вставьте нужные глаголы в правильной форме.
Перед театром
Мы с родителями собираемся в театр. Я уже ________________ (умыть – умыться) и ________________ (причесать – причесаться). Родители и брат не ________________ (торопить – торопиться). Время ещё есть. Папа ________________ (брить – бриться), брат ________________ (мыть – мыться) в ванне. После ванны он ________________ (вытирать – вытираться) мохнатым полотенцем и начинает ________________ (надевать – надеваться, одевать – одеваться). Мама ________________ (надевать – надеваться, одевать – одеваться) своё самое лучшее платье. Потом ________________ (надевать – надеваться, одевать – одеваться) и папа. Мама достаёт нашу обувь, мы ________________ (обувать – обуваться). Папа ________________ (закрывать – закрываться) дверь квартиры на ключ. Мы идём в театр.
Урок 7
Тема 7: | Императив глагола: выражение волеизъявления (требование, приказ, совет, просьба) |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте и выучите правила образования императива.
1. | Основа глагола кончается на гласный → суффикс императива -Й- Но: д ава ть – да-ю – д ава й(те); есть – ем – ешь(те) | читать – чита -ю – чита -й(те) рисовать – рису -ю – рису-й(те) |
2. | Основа глагола кончается на согласный, в форме «я» ударение на окончании. → суффикс императива -И- Но: п о́ мнить, п о́ мн-ю – п о́ мни(те) в ы тереть, в ы тр-у – в ы три(те) | смотреть – смотр -Ю – смотр -и́(те) идти – ид-У – ид-и́(те) |
3. | Основа глагола тоже кончается на согласный, но в форме «я» нет ударения на окончании, ударение на основе → суффикс императива -Ь- | встать – вст а́ н-у – вст а́ н-ь(те) быть – б у́ д-у – б у́ д-ь(те) |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте форму императива следующих глаголов:
любить | – | полюбить | – | |||
ходить | – | сходить | – | |||
дарить | – | подарить | – | |||
кормить | – | накормить | – | |||
звонить | – | позвонить | – | |||
учить | – | выучить | – | |||
смотреть | – | посмотреть | – | |||
стучать | – | постучать | – | |||
брать | – | взять | – | |||
говорить | – | сказать | – | |||
класть | – | положить | – | |||
идти | – | ходить | – | |||
бежать | – | бегать | – | |||
плыть | – | плавать | – | |||
нести | – | носить | – | |||
искать | – | найти | – | |||
помнить | – | вспомнить | – | |||
готовить | – | приготовить | – | |||
ставить | – | поставить | – | |||
быть | – | побыть | – | |||
садиться | – | сесть | – | |||
ложиться | – | лечь | – | |||
вставать | – | встать | – | |||
поздравлять | – | поздравить | – | |||
менять | – | поменять | – | |||
танцевать | – | станцевать | – | |||
петь | – | спеть | – | |||
рисовать | – | нарисовать | – | |||
интересоваться | – | поинтересоваться | – | |||
радоваться | – | обрадоваться | – | |||
знать | – | узнать | – | |||
фотографировать | – | сфотографировать | – | |||
покупать | – | купить | – | |||
уметь | – | суметь | – | |||
строить | – | построить | – | |||
снимать | – | снять | – | |||
надевать | – | надеть | – | |||
отвечать | – | ответить | – | |||
отдыхать | – | отдохнуть | – | |||
включать | – | включить | – | |||
выключать | – | выключить | – | |||
пить | – | выпить | – | |||
соглашаться | – | согласиться | – | |||
отказываться | – | отказаться | – |
ЗАДАНИЕ 3. Выполните задание по модели.
М о д е л ь: Надо по гулять перед сном. – Погуляй(те) перед сном!
ЗАДАНИЕ 4. Выполните задание по модели.
Модель: Не надо брать мои вещи. – Не бери(те) мои вещи!
1. Не надо говорить об этом. –____________________________________________________
2. Не надо стучать в стену. –_____________________________________________________
3. Не надо мне ничего дарить. –__________________________________________________
4. Не нужно класть пальто на стол. –______________________________________________
5. Не нужно выключать компьютер. –_____________________________________________
6. Не надо отвечать на грубость. –________________________________________________
7. Не нужно покупать всякую ерунду. –___________________________________________
8. Не нужно вставать ногами на стул. –____________________________________________
9. Не нужно пить сырую воду. –__________________________________________________
10. Не надо снимать куртку, здесь холодно. –_______________________________________
ЗАДАНИЕ 5. Выполните задание по модели.
Модель:Читать – прочитать (текст). – Прочитай(те) текст! Не читай(те) текст!
1. Рассказывать – рассказать (анекдот). –____________________________________________
2. Смотреть – посмотреть (фильм). –_______________________________________________
3. Писать – написать (письмо). –___________________________________________________
4. Ждать – подождать (меня). –____________________________________________________
5. Ходить – сходить (в кино). –____________________________________________________
6. Слушать – послушать (его). –____________________________________________________
7. Открывать – открыть (окно). –___________________________________________________
8. Закрывать – закрыть (дверь). –___________________________________________________
9. Помогать – помочь (ей). –_______________________________________________________
10. Брать – взять (ключ). –_________________________________________________________
11. Давать – дать (руку). –_________________________________________________________
12. Спрашивать – спросить (его об этом). –___________________________________________
Задание 6. Подчеркните глаголы нужного вида в форме императива.
1. (Пишите – напишите) вашей сестре чаще!
2. (Принимайте – примите) это лекарство каждое утро.
3. (Пейте – выпейте) молоко каждый вечер!
4. (Приносите – принесите) на все уроки русского языка словарь.
5. Регулярно (записывайте – запишите) лекции.
6. (Записывайте – запишите) мой телефон.
7. (Звоните – позвоните) мне сегодня вечером.
8. (Пейте – выпейте) ещё чашку чая.
9. (Покупайте – купите) эту книгу, она интересная.
10. (Помогайте – помогите) мне перевести этот текст.
11. Вечером будет интересная передача. Обязательно (включайте – включите) телевизор.
12. (Давайте – дайте) мне, пожалуйста, ручку: я забыл свою дома.
13. Ты не знаешь это слово? Тогда (находи – найди) его перевод в словаре.
14. Саша, (выключай – выключи) телевизор, когда садишься заниматься.
15. Олег, (выключай – выключи) телевизор, он мешает мне заниматься.
16. (Говорите – скажите) громче, я плохо слышу.
17. (Принимайте – примите) это лекарство сегодня перед сном. А лекарство, которое я дал вчера, (принимайте – примите) регулярно перед едой.
18. В комнате душно, (открывайте – откройте), пожалуйста, окно.
19. – Можно открыть окно? – (Открывайте – откройте).
20. – Я хочу рассказать вам о своём друге. – (Рассказывайте – расскажите), я вас слушаю.
ЗАДАНИЕ 7. Что вы можете сказать или услышать в следующих ситуациях? Используйте формы императива нужных глаголов. Помните, если действие необходимо совершить прямо сейчас – в основном это будут формы императива НСВ.
1. «В гостях»: проходить – пройти, раздеваться – раздеться, садиться – сесть, брать – взять, пробовать – попробовать, пить – выпить, угощаться – угоститься.
2. «Разговор по телефону»: просить – попросить, звать – позвать, приглашать – пригласить, ждать – подождать, говорить – сказать, звонить – позвонить, передавать – передать, записывать – записать.
3. «На приёме у врача»: входить – войти, садиться – сесть, раздеваться – раздеться, снимать – снять, ложиться – лечь (на кушетку), вдыхать – вдохнуть (глубоко), дышать (глубже), не дышать, задерживать – задержать дыхание, показывать – показать язык, не напрягаться, успокаиваться – успокоиться, измерять – измерить (температуру, давление), принимать – принять (лекарство), запивать – запить лекарство (водой, молоком), полоскать горло, соблюдать диету, есть – съесть (часто, редко, понемногу), пить – выпить (много жидкости, горячее молоко, минеральную воду без газа), вызывать – вызвать врача на дом, выздоравливать – выздороветь.
Задание 8. Дайте необходимые врачебные рекомендации, заменив выделенные глаголы формой императива.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!