Доц. Коваленко Л. П., преп. Филиппова Н. В. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Доц. Коваленко Л. П., преп. Филиппова Н. В.

2021-12-11 35
Доц. Коваленко Л. П., преп. Филиппова Н. В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.

В сборнике использованы следующие учебно-методические материалы:

1. Архипова Л. В. Изучаем виды глагола: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Архипова, Т. В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 76 с.

2. Архипова Л. В. Изучаем глаголы движения: Учебно-метод. пособие / Л. В. Архипова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с.

3. Беляева Г. В. Пишем правильно: пособие по письму и письменной речи. Начальный этап обучения / Г. В. Беляева, Л. С. Сивенко, Л. В. Шипицо. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 328 с.

4. Белякова Е. Г. Из урока на тему «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах» [Электронный ресурс] // Е. Г. Белякова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/16/rol-deeprichastiy-v-khudozhestvennykh-tekstakh

5. Богомолов А. Н., Петанова А. Ю. Приходите! Приезжайте! Прилетайте! / А. Н. Богомолов, А. Ю. Петанова. – 2-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2008. – 104 с.

6. Витковская Э. В. и др. Русский язык: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов / Э. В. Витковская, Э. К. Горлова, Г. Е. Маевская и др. – Харьков: «Мир детства», 2002. – 320 с.

7. Журомская Л. И. Сборник тренировочных упражнений по грамматике русского языка для иностранных студентов в тетрадях. Тетрадь 2 / Л. И. Журомская. – Симферополь, 2015. – 50 с.

8. Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Знаю и люблю русские глаголы: Пособие для курсов русского языка / А. Д. Кривоносов, Т. Ю. Редькина. – 4-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2000. – 88 с.

9. Куприянова Т. Ф. Знакомьтесь: деепричастие. – СПб.: «Златоуст», 2002. – 80 с.

10. Куринина Г. П. Учим русские глаголы! (словарь-справочник для иностранцев) / Г. П. Куринина. – М.: Издательство РУДН, 2000. – 69 с.

11. Ласкарева Е. Р. Чистая грамматика / Е. Р. Ласкарева. – 2-е изд., испр. – СПб.: «Златоуст», 2008. – 336 с.

12. Материалы для занятий по теме «Глаголы движения» / Сост. В. В. Носкова, А. А. Титова. – Владимир, 1978.

13. Пехливанова К. И. Грамматика русского языка в иллюстрациях / К. И. Пехливанова. – М., 2003.

14. Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 2. / М. С. Фильцова, В. А. Суржина, Л. И. Журомская. – 3-е изд., испр. – Симферополь, 2007. – 107 с.

15. Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 1. / В. А. Суржина, М. С. Фильцова, А. А. Ховалкина. – 3-е изд., испр. – Симферополь, 2013. – 163 с.

16. Продолжаем изучать русский / Н. Ю. Царёва, М. Б. Будильцева, М. А. Кацевич и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 2003. — 288 с. ISBN 5-200-03246-6

17. Распопова Т. И. Справочник-тренинг по русским глаголам движения: Учеб. пособие для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан / Т. И. Распопова. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. – 70 с.

18. Русские глаголы движения с приставками: Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский Федеральный университет, 2008. – 162 с.

19. Сборник тренировочных упражнений по грамматике русского языка для иностранных студентов в тетрадях / Ховалкина А. А., Фильцова М. С., Кушнарёва И.М., Филиппова Н. В. Тетрадь 5. – Симферополь, 2015.

20. Соколовская К. А. Виды глагола в русской речи: пособие по русскому языку как иностранному / К. А. Соколовская. – М. Рус. яз. – Медиа; Дрофа. – 2008. – 285 с.

21. Фильцова М. С. Учебные задания по грамматике русского языка. «Изучаем глаголы» (для иностранных студентов I-II курсов медицинского института) / М. С. Фильцова. – Симферополь, 1996. – 65 с.

22. Хавронина С. А. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке) / С. А. Хавронина, А. И. Широченская. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2005. – 284 с.

23. Шмидт Н. Э., Фролкина А. В. Пособие по русскому языку для начинающих / Н. Э. Шмидт, А. В. Фролкина. – М.: Изд-во Моск. ун-та., 1963. – 160 с.


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени…….. 4
ТЕМА 2. Виды глагола. Процессуальность и результативность. Показатели видов (слова-сигналы)………………………………..…………. 8
ТЕМА 3. Образование глагольных видов…………………….…………………………. 12
ТЕМА 4. Глаголы движения без приставок…………………………………………….. 15
ТЕМА 5. Глаголы движения с приставками……………………………………………... 20
ТЕМА 6. Глаголы с постфиксом -СЯ (-СЬ): значения и функции…………..……… 29
ТЕМА 7. Императив глагола………………………………………………..……………….. 40
ТЕМА 8. Причастие: образование и употребление……………………………………. 45
ТЕМА 9. Деепричастие: образование и употребление……………………………….. 54
     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Виды глагола: значения и слова-сигналы видов

60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Образование глагольных видов

61

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Глаголы движения без приставок

62

ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Глаголы движения: значение глагольных приставок

63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Сочетаемость приставок и предлогов пространственного значения

64

 

 


Урок 1

 

Тема 1: Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Инфинитив – это начальная форма глагола. Отвечает на вопрос что (с)делать? Инфинитив заканчивается на:

1) cуффиксы:

-ТЬ (после гласных) – встречается у большинства глаголов: читаТЬ, говориТЬ, пеТЬ.

-ТИ (после согласных) – встречается у немногих глаголов: идТИ, несТИ, спасТИ.

2) конечную согласную корня:

-ЧЬ (после согласных) – встречается у немногих глаголов: моЧЬ, помоЧЬ, леЧЬ.

Изменение глагола по лицам (1-е, 2-е, 3-е) и числам (ед. и множ.) называется спряжением. Существует два спряжения: I (группа «Е») и II (группа «И»). Кроме того, есть несколько разноспрягаемых глаголов – некоторая часть форм таких глаголов изменяется по группе «Е», а другая – по группе «И».

При образовании форм настоящего времени суффикс инфинитива несовершенного вида отсекается, а конечная согласная корня меняется на другую (ЧЬ // г / ж / к) – и добавляются личные окончания глагола I-го или II-го спряжения.

 

ЗАДАНИЕ 1. Образуйте ряд форм глагола настоящего времени группы «Е» по модели:

 

Группа «Е» (I СПРЯЖЕНИЕ)

чита|ть → чита + □

я               -Ю / -У ты            -ЕШЬ / -ЁШЬ он/она/оно   -ЕТ / - ЁТ мы -ЕМ / - ЁМ вы -ЕТЕ / - ЁТЕ они -ЮТ / -УТ

 

читать – я чита ю, ты                                                                                                                             

пи с ать (с/ш) –______________________________________________________________________

рис ова ть (-ова-/-у-)                                                                                                                          

да ва ть (-ава-/-а-) – «Ё» – ____________________________________________________________

ид ти – «Ё» – _______________________________________________________________________

пить (и / ь) – «Ё» – __________________________________________________________________

мочь (чь / г / ж) – я мо г у, ты мо ж ешь, он мо ж ет, ________________________________________

мёрз ну ть (-ну- / -н-) – я мёрз н у, ________________________________________________________

мыть (ы / о)                                                                                                                                       

кла с ть (с/д) – «Ё» – _________________________________________________________________

занимать ся – я занима ю сь, тызанима ешь ся... ___________________________________________

совет ова ть ся (-ова-/-у-) – ясовет у ю сь, ты ______________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Вставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.

 

1. Профессор _____________________ (читать) лекцию.

2. Я _____________________ (писать) письмо родителям.

3. Ты красиво _____________________ (рисовать) карандашами.

4. Артисты часто _____________________ (давать) интервью журналистам.

5. Мы сейчас _____________________ (идти) в библиотеку.

6. По утрам вы _____________________ (пить) чай или кофе?

7. Ты _____________________ (мочь) дать мне свой конспект?

8. На улице холодно, и мы _____________________ (мёрзнуть).

9. Уборщица _____________________ (мыть) полы.

10. Я всегда _____________________ (класть) вещи на место.

11. Студенты часто _____________________ (заниматься) в библиотеке.

12. С кем вы обычно _____________________ (советоваться)?

 

ЗАДАНИЕ 3. Образуйте ряд форм глагола настоящего времени группы «И» по модели:

 

Группа «И» (II СПРЯЖЕНИЕ)

говор|ить → говор + □

я               -Ю / -У ты             -ИШЬ он/она/оно    -ИТ мы -ИМ вы -ИТЕ они -ЯТ / -АТ

NB: К глаголам группы «И» относятся все глаголы на -ИТЬ (кроме брить, стелить) и следующие исключения на -АТЬ и -ЕТЬ: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть.

говорить – я говорю, ты ___________________________________________________________

любить – я лю бл ю (б/бл), ты любишь, _______________________________________________

стоять – ________________________________________________________________________

сидеть – я си ж у (д/ж), ты сидишь, __________________________________________________

смотреть – ______________________________________________________________________

видеть – ________________________________________________________________________

слышать – ______________________________________________________________________

лежать – ________________________________________________________________________

молчать – _______________________________________________________________________

спать – с пл ю (п/пл), ты спишь, _____________________________________________________

учиться – я учусь, ты лечишься,____________________________________________________

лечиться – я лечусь, ты ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Вставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.

 

1. Вы _____________________ (учить) русский язык.

2. Мы _____________________ (любить) своих родителей.

3. Преподаватель _____________________ (стоять) у доски.

4. С кем ты обычно _____________________ (сидеть) на лекциях?

5. Зрители с интересом _____________________ (смотреть) новый фильм.

6. Орёл далеко _____________________ (видеть) кругом.

7. Я часто _____________________ (слышать) фразу: «Ученье – свет, в неученье – тьма».

8. Учебники _____________________ (лежать) на столе.

9. Когда профессор ___________________ (говорить), мы ___________________ (молчать).

10. Все студенты медицинских вузов мало _____________________ (спать).

11. Вы _____________________ (учиться) на первом курсе медицинской академии?

12. Ты не _____________________ (лечиться), а это нехорошо, брат. (А. П. Чехов)

 

ЗАДАНИЕ 5. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени. Запомните:

Группа «Е» + группа «И» (I + II спряжения)

  «Е» «И»
хотеть т/ч: я хо ч у, ты хо ч ешь, он/она/оно хо ч ет мы хотим, вы хотите, они хотят
есть я ем, ты ешь, он/она/оно ест мы едим, вы едите, они едят
бежать они бегут (ж/г) я бегу (ж/г), ты бежишь, он/она/оно бежит, вы бежите, мы бежим

 

  1. Вы ______________ (хотеть) пойти на концерт?
  2. На обед студенты обычно ничего не ______________ (есть).
  3. Настоящий студент ______________ (хотеть) учиться.
  4. По утрам она ______________ (есть) овсяную кашу.
  5. Спортсмен быстро ______________ (бежать) к финишу.
  6. Что вы обычно ______________ (есть) на ужин?
  7. Я ______________ (бежать) в деканат за подписью декана.
  8. Студенты ______________ (бежать) на пару: они не ______________ (хотеть) опоздать.
  9. Я давно ______________ (хотеть) прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар».

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте настоящее время глаголов.

Моя подруга Сусанна каждый день ________________ (вставать) очень рано. Она ________________ (умываться), ________________ (одеваться), ________________ (завтракать) и едет в университет. Сусанна постоянно выходит вовремя, поэтому она никогда не ________________ (опаздывать). Каждый день моя подруга ________________ (обедать) в столовой, а ________________ (ужинать) в общежитии. Каждый вечер она ________________ (посылать) сообщение родителям. А её родители постоянно ________________ (звонить) дочери по скайпу. По выходным Сусанна ________________ (посещать) музеи или концертные залы.

ЗАДАНИЕ 7. Образуйте формы прошедшего времени с местоимениями он, она, оно, они от следующих глаголов:

а) встава |ть + -л, -ла, -ло, -ли: он встава л, она встава ла, оно встава ло, они встава ли

 

встать – ___________________________________________________________________________

кричать – __________________________________________________________________________

крикнуть – ________________________________________________________________________

спрашивать – ______________________________________________________________________

спросить – _________________________________________________________________________

б) мёрз |нуть– он мёрз, она мёрз ла, оно мёрз ло, они мёрз ли

 

се сть – он се л, _____________________________________________________________________

мо чь (чь/г) – он мо г, ________________________________________________________________

умер еть – _________________________________________________________________________

нес ти – он нёс, она несла,____________________________________________________________

вез ти – ____________________________________________________________________________

в) поднима |ть| ся – он поднима л ся, она поднима ла сь, оно поднима ло сь, ониподнима ли сь

 

подняться –________________________________________________________________________

улыбаться –________________________________________________________________________

улыбнуться –_______________________________________________________________________

умываться –________________________________________________________________________

умыться –__________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 8. Вставьте глаголы в нужной форме прошедшего времени.

 

1. День ________________ (клониться) к вечеру.

2. Солнце ________________ (закатиться), __________________ (наступить) ночь.

3. Она ________________ (спросить), как проехать к университету, и ________________ (сесть) в маршрутку.

4. Деревья ________________ (жить) и ________________ (дышать).

5. Прекрасная панорама ________________ (расстилаться) под ногами.

6. Орёл ________________ (увидеть) внизу зайца и камнем ________________ (упасть) вниз.

7. У него ________________ (болеть) горло, и он не ________________ (мочь) говорить.

8. Ветер ________________ (выть), мокрый снег ________________ (падать) хлопьями.

9. С левой стороны озера люди ________________ (расположиться) на отдых.

10. Он ________________ (закинуть) голову, ________________ (закрыть) глаза и ________________ (замереть).

 

ЗАДАНИЕ 9. а) Образуйте формы будущего сложного времени от глаголов несов. вида по модели: строить – я буду строить, ты будешь строить, он (она) будет строить,

мы будем строить, вы будете строить, они будут строить

 

отвечать – _________________________________________________________________________

давать – ___________________________________________________________________________

передавать – _______________________________________________________________________

помогать – ________________________________________________________________________

учиться – __________________________________________________________________________

 

б) Образуйте формы будущего простого времени от глаголов сов. вида по модели: основа инфинитива + окончания группы «Е» или группы «И»:

постро ить («И») япостро ю, тыпостро ишь, он (она)постро ит,

мы постро им, вы постро ите, они постро ят

 

ответить (т / ч) («И») – я отвечу, ты ответишь,___________________________________________

! дать («И») – я дам, ты дашь, он (она) даст; мы дадим, вы дадите, они дадут

передать («И») – ____________________________________________________________________

помочь (чь / г / ж) («Е») – я помо г у, ты помо ж ешь,_______________________________________

научиться («И») – __________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 10. Вставьте глаголы в нужной форме будущего времени: несов. вида – будущего сложного, сов. вида – будущего простого.

 

1. Если вы _____________________ (отвечать) на каждом семинаре, вы хорошо _____________________ (ответить) на экзамене.

2. В следующем году строители _____________________ (строить) мост. Они _____________________ (построить) его за несколько лет.

3. Я _____________________ (учиться) на курсах русского языка полгода. Когда я _____________________ (научиться) говорить, читать и писать по-русски, я _____________________ (сдавать) экзамены.

4. Когда он станет врачом, он _____________________ (помогать) людям и обязательно _____________________ (помочь) вылечиться своему отцу.

5. Мы скоро _____________________ (сдавать) экзамены. Когда мы _____________________ (сдать) их, поедем домой на каникулы.

 

ЗАДАНИЕ 11. Вставьте глаголы в нужной форме будущего, настоящего или прошедшего времени.

 

1. Вчера к нам _________________ (приходить) гости и мы _________________ (пить) чай.

2. Каждый день после занятий студенты _____________________ (идти) в магазин и _____________________ (покупать) продукты.

3. Мы скоро _____________________ (встретиться) с ними и _____________________ (узнать) последние новости.

4. Теперь он часто _____________________ (вспоминать) время учёбы в университете и _____________________ (рассказывать) нам об этом.

5. Завтра нам _____________________ (объявлять) результаты контрольной работы и _____________________ (сказать) об успеваемости.

6. Они всё время _____________________ (ссориться) и _____________________ (мириться).

7. После урока преподаватель _____________________ (снять) очки, _____________________ (вытереть) их и _____________________ (посмотреть) стёкла на свет.

8. В следующем году он _____________________ (закончить) школу и _____________________ (поступать) в университет.

9. Первую операцию по удалению аппендикса ____________________ (провести) в 1883 году канадский врач А. Гровс. Он _______________ (использовать) для неё только нож и иглу.

10. Солнце ______________ (всходить) на востоке, а ______________ (заходить) на западе.

 

Урок 2

ТЕМА 2. Виды глагола. Процессуальность и результативность. Показатели видов (слова-сигналы)

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1. б) Прочитайте предложения. Укажите вид выделенных глаголов (НСВ/СВ) и подчеркните сигналы видов.

1. Я долго читал книгу, но прочитал её только сегодня.

2. Целую пару мы писали сочинение и, наконец, написали.

3. Каждый день я вставал рано, а сегодня встал поздно.

4. Я всегда умывался холодной водой, а сейчас умылся горячей.

5. Обычно я обедаю дома, а вчера пообедал в ресторане.

6. Целую неделю она оставалась после занятий, а в тот день не осталась.

7. Он много раз давал другу свой учебник, а один раз не дал.

8. Студенты часто задавали преподавателю много вопросов, но однажды не задали ни одного.

9. Мой друг всегда сдаёт экзамены долго, а в эту сессию он всё сдал быстро.

10. Обычно по утрам я завтракаю, а сегодня так ине позавтракал.

ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий по ситуации глагол несовершенного или совершенного вида.

1. – Когда вы ________________ себя плохо?  – Вчера после обеда я вдруг ________________ сильный жар. чувствовать – почувствовать
2. Больной долго ________________, но никакие лекарства не помогли ему ________________. лечиться – вылечиться
3. Пациент должен ________________ лекарство 3 раза в день. Первый раз он должен ________________ его в 6 часов утра. принимать – принять
4. – Можно ________________ вам сегодня вечером?  – Конечно, вы можете ________________ всегда, когда захотите. звонить – позвонить
5. Вирус попал в организм и ________________ заболевание. Вирусы ________________ заболевания. вызывать – вызвать
6. Обычно я ________________ книги в библиотеке, но сегодня я ________________ учебник у друга. брать – взять
7. Студент очень долго ________________ курсовую работу, но он ________________ её очень хорошо. писать – написать
8. Наконец-то мой друг ________________ экзамен. Он ________________ его 3 раза. сдавать – сдать
9. Обычно лекция ________________ в 10 часов, а сегодня она ________________ в 9.30. начинаться – начаться
10. Мы долго ________________ друг с другом и никак не могли ________________. прощаться – проститься

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы совершенного вида одной линией, несовершенного вида – двумя линиями.

Мудрый судья

Один старый нищий нашёл кусок хлеба. Недалеко повар жарил мясо. Нищий подошёл, остановился около огня и начал есть хлеб. Повар увидел нищего, рассердился и сказал:

– Плати за мясо.

Они поспорили, и повар повёл нищего к судье.

– Этот бедняк ел твоё мясо? – спросил судья повара.

– Нет, он только смотрел и нюхал, – ответил повар.

Тогда судья подумал и сказал:

– Хорошо. Сейчас ты получишь плату за своё мясо. – Он вытащил из кармана свой кошелёк, деньги зазвенели.

– Слышал? – спросил судья.

– Что?

– Звон денег.

– Слышал.

– Вот и хорошо, теперь иди домой!

– Как, – закричал повар, – заплатите мне!

– Он смотрел на твоё мясо и нюхал, а ты видел кошелёк и слышал звон денег. Теперь всё в порядке, – ответил судья.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Укажите вид выделенных глаголов (НСВ/СВ) и подчеркните сигналы видов.

1. Однажды мой русский товарищ пригласил меня на концерт. Он часто приглашает меня на интересные концерты.

2. Я никак не могу вспомнить, куда я положил газету. Я часто вспоминаю о сестре.

3. Брат долго и интересно рассказывал о жизни в России. В прошлый раз он рассказал мне о поездке в Москву.

4. Раньше Мария хорошо говорила по-русски. Преподаватель сказал, что завтра будет контрольная работа.

5. Иногда я забываю новые слова, и тогда я повторяю их ещё раз. – Почему вы не пишете в тетради? – Я забыл её дома.

6. Я сразу запоминаю имена и фамилии студентов. Я так и не запомнил номер его телефона.

7. Два часа мы осматривали выставку. Мы осмотрели выставку и пошли домой.

 

ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий по ситуации глагол несовершенного или совершенного вида.

1. Колумб был счастлив не тогда, когда уже ________________ Америку, а когда ещё ________________ её. открывал – открыл
2. Вчера Юра ________________ домашнее задание. Он всё хорошо ________________. Он ________________ домашнее задание 3 часа. делал – сделал
3. Абдулла ________________ письмо целый час. Он ________________ большое письмо. писал – написал
4. – Ты долго ________________ новые слова?  – Ты знаешь, я совсем забыл об этом и совсем ничего вчера не ________________. учил – выучил
5. Анна ________________ глаголы 2 часа. Она ________________ их и пошла гулять. повторяла – повторила
6. Преподаватель всегда очень хорошо ________________ новый материал. И вчера он ________________ всё быстро и понятно. объяснял – объяснил
7. Студентов раньше часто ________________ на вечера, экскурсии. Вот и сегодня их ________________ на встречу с писателем. приглашали – пригласили
8. – Ты ________________ летом или работал? – Конечно, ________________, ведь этот год был такой тяжёлый! – А я совсем не ________________, мне очень нужны были деньги. отдыхал – отдохнул
9. – Ты когда-нибудь ________________ «Собачье сердце» Булгакова? – Никогда не ________________. А ты? – Я ещё не ________________ до конца. читал – прочитал

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова и определите вид глаголов.

 

В прошлом году я работал в одном институте. Обычно я вставал в 7 часов, одевался, завтракал и шёл на работу. Домой я возвращался всегда в 6 часов вечера.

Однажды, когда я уже кончил работу, в комнату быстро вошёл мой руководитель и сказал: «К нам в институт приехали иностранные гости. Покажите им свою лабораторию». В этот день я поздно возвратился домой, но я познакомился с интересными людьми.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Задание 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и подчеркните сигналы видов.

1. Анна читала книгу четыре дня. Анна так и не прочитала её.

2. Задача была трудной, и Виктор решал её целый час. Наконец он решил её.

3. Пётр учил стихотворение 40 минут. Он уже выучил стихотворение и пошёл на стадион.

4. Это здание строили очень долго. Наконец его построили.

5. Нина убирала комнату целый час. Она всё-таки убрала комнату и начала готовить обед.

ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий глагол несовершенного или совершенного вида.

1. – Вы долго занимались? – Да, я ________________ сочинение 2 часа и наконец через 2 часа я ________________ его. писатьнаписать
2. В аудитории чисто: уборщица ________________ её утром до занятий. Она ________________ аудиторию 15 минут. убиратьубрать
3. Весь день она ________________ для гостей праздничный ужин. Она ________________ 5 национальных блюд. готовитьприготовить
4. Туристы ________________, теперь они могут идти дальше. Летом Виктор 2 недели ________________ на Чёрном море. отдыхатьотдохнуть
5. Студенты ________________ город 2 часа. Когда они ________________ город, они поехали обедать. осматриватьосмотреть
6. – У тебя есть новый учебник? – Да, я ________________ его вчера на книжном рынке. Я часто ________________ там учебники. покупатькупить
7. – Ты знаешь урок? – Да, я уже ________________ его. – Ты долго ________________ его? – Нет, недолго. учить – выучить
8. Профессор вчера ________________, почему ты пропускаешь занятия. Он уже не первый раз ________________ об этом. спрашивать – спросить
9. Когда я вышел из столовой, я ________________, что меня зовут. На родине я много ________________ о Москве. Я никогда не ________________ эту мелодию. слышать – услышать

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст, выберите и подчеркните необходимые глаголы.

Два товарища

(по Л. Н. Толстому)

Шли по лесу два товарища, и (выскакивал – выскочил) на них медведь. Один (бросался – бросился) бежать, (влезал – влез) на дерево и (прятался – спрятался), а другой (оставался – остался) на дороге. Делать ему было нечего – он упал на землю и (притворялся – притворился) мёртвым.

Медведь (подходил – подошёл) к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь (нюхал – понюхал) ему лицо, (думал – подумал), что мёртвый, и (отходил – отошёл).

Когда медведь (уходил – ушёл), тот (слезал – слез) с дерева и смеётся:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо (говорил – сказал)?

– А он (говорил – сказал) мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей (убегают – убегут).

Урок 3

ТЕМА 3. Образование глагольных видов

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

 

ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ № 2. б) Прочитайте пары глаголов. Отметьте префиксы, с помощью которых образован совершенный вид.

читать – прочитать писать – написать рисовать – нарисовать делать – сделать слышать – услышать видеть – увидеть смотреть – посмотреть думать – подумать чувствовать – почувствовать учить – выучить знать – узнать мочь – смочь звонить – позвонить стучать – постучать лечить – вылечить жить – прожить уметь – суметь дарить – подарить

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пары глаголов. Отметьте суффиксы несовершенного и совершенного видов.

отвечать – ответить решать – решить сообщать – сообщить приглашать – пригласить встречать – встретить поздравлять – поздравить забывать – забыть доказывать – доказать опаздывать – опоздать спрашивать – спросить останавливаться – остановиться рассказывать – рассказать называть – назвать одевать – одеть надевать – надеть создавать – создать засыпать – заснуть касаться – коснуться

ЗАДАНИЕ 3. Составьте предложения со следующими глаголами:

1. говорить – сказать ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

2. класть – положить ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

3. брать – взять _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. ловить – поймать ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. искать – найти _____ ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте пары глаголов. Определите, с помощью чего образован совершенный вид.

включать – выключить                          выбирать – выбрать

думать – подумать                             поднимать – поднять

брать – взять                                      предлагать – предложить

перечитывать – перечитать                   причёсываться – причесаться

класть – положить                        ложиться – лечь

опаздывать – опоздать                  возвращаться – вернуться

опускать – опустить                     сдавать – сдать

садиться – сесть                                      строить – построить

отдавать – отдать                           улыбаться – улыбнуться

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте текст. Подберите видовые пары к выделенным глаголам.

Ворон и лисица

(по Л. Н. Толстому)

Ворон нашёл1 кусок сыра и сел на дерево. Увидела2 лисица сыр у ворона, подошла3 к дереву и говорит:

– Эх, ворон, как посмотрю4 на тебя, – по твоему росту и красоте только тебе царём и быть! И был бы ты царём, если бы у тебя голос был!

Ворон открыл5 рот и каркнул6 изо всех сил. Сыр выпал. Лиса взяла7 его и сказала8:

– Ах, ворон, если бы ещё у тебя ум был, быть бы тебе царём.

1) __________________ – __________________ 5) _________________ – _________________

2) __________________ – __________________ 6) _________________ – _________________

3) __________________ – __________________ 7) _________________ – _________________

4) __________________ – __________________ 8) _________________ – _________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте пары глаголов. Отметьте префиксы, с помощью которых образован совершенный вид.

 

уметь – суметь пить – выпить есть – съесть просить – попросить знать – узнать любить – полюбить фотографировать – сфотографировать знакомиться – познакомиться готовить – приготовить завтракать – позавтракать менять – поменять / обменять платить – заплатить / оплатить петь – спеть мыть – вымыть / помыть гулять – погулять советовать – посоветовать строить – построить ждать – подождать

ЗАДАНИЕ 2. Напишите пару к глаголу несовершенного вида.

решАть → решИть соглашаться (ш/с) – повторять – получать – отправлять – прекращать – продолжать – рассказЫВАть – рассказать встаВАть – встать открывать – закрывать – показывать – узнавать – уставать – отдыхать – отдохНУть прыгать – чихать – кричать (ч/к) – отдыхать (ы/о) – улыбаться – погибать –

ЗАДАНИЕ 3. Напишите пару к глаголу несовершенного вида.

 

а) понИМАть – поНЯть: принимать – ______________   поднимать(ся) – ____________

 собИРАть – соБРать: выбирать – _______________    убирать – _________________

б) ложиться – _________________   возвращаться – ___________________

 садиться – __________________  вешать – _________________________

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст. Найдите и выпишите видовые пары.

 

На уроке в школе учитель говорит ученику:      

– Ты плохо знаешь урок. Садись. Двойка.      1) ______________ – ______________

Ученик говорит:

– Но я учил.                                                        2) ______________ – ______________

– Учил, но не выучил, – сказал учитель.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Напишите пару к глаголу несовершенного вида:

а) с префиксами:

читать – _____________________               делать – _____________________

писать – _____________________               чувствовать – ________________

учить – ______________________               лечить – _____________________

б) решАть → решИть:

опускать (к/т) – _____________________        встречать (ч/т) – ________________

объявлять (вл/в) – ___________________        изучать – _____________________

удивляться (вл/в) – __________________        ошибаться – ___________________

поздравлять (вл/в) – _________________        объяснять – ___________________

в) рассказЫВАть → рассказать; встаВАть → встать

переваривать – ____________________          успевать – _____________________

записывать– ______________________           задавать – _____________________

переписывать – ____________________         забывать – _____________________

доказывать – ______________________          продавать – ____________________

г) отдыхать → отдохНУть:

исчезать – _____________________                 улыбаться – ___________________

возникать – ____________________                толкать – ______________________

дуть – _________________________                привыкать – ___________________

д) понИМАть → поНЯть; собИРАть – соБРать:

занимать – _____________________                убирать – _____________________

обнимать – _____________________               забирать – ____________________

принимать – ____________________               выбирать – ____________________

е) от разных корней:

говорить – _____________________                брать – _______________________

класть – _____________________                ловить – ______________________

садиться – ____________________                              вешать – ______________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст, найдите и выпишите видовые пары глаголов НСВ – СВ и отметьте, с помощью чего они образованы.

 

Когда у меня были каникулы, я обычно вставал в 8 часов, умывался и одевался. Каждое утро я готовил завтрак и всегда завтракал дома. После завтрака я обычно шёл на прогулку. Сегодня первый день занятий. Я встал в 7 часов, умылся и оделся. Я не приготовил завтрак, поэтому быстро позавтракал в буфете и пошёл на лекции.

 

1) __________________ – __________________ 4) _________________ – _________________

2) __________________ – __________________ 5) _________________ – _________________

3) __________________ – __________________ 6) _________________ – _________________

 

 

Урок 4

ТЕМА 4. Глаголы движения без приставок

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

 

ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ № 3.

б) Прочитайте предложения. Сравните употребление глаголов движения. Объясните, какое движение они обозначают.

1. Студент


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.