Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-12-11 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Аннотация
Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.
В сборнике использованы следующие учебно-методические материалы:
1. Архипова Л. В. Изучаем виды глагола: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Архипова, Т. В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 76 с.
2. Архипова Л. В. Изучаем глаголы движения: Учебно-метод. пособие / Л. В. Архипова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с.
3. Беляева Г. В. Пишем правильно: пособие по письму и письменной речи. Начальный этап обучения / Г. В. Беляева, Л. С. Сивенко, Л. В. Шипицо. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 328 с.
4. Белякова Е. Г. Из урока на тему «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах» [Электронный ресурс] // Е. Г. Белякова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/16/rol-deeprichastiy-v-khudozhestvennykh-tekstakh
5. Богомолов А. Н., Петанова А. Ю. Приходите! Приезжайте! Прилетайте! / А. Н. Богомолов, А. Ю. Петанова. – 2-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2008. – 104 с.
6. Витковская Э. В. и др. Русский язык: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов / Э. В. Витковская, Э. К. Горлова, Г. Е. Маевская и др. – Харьков: «Мир детства», 2002. – 320 с.
7. Журомская Л. И. Сборник тренировочных упражнений по грамматике русского языка для иностранных студентов в тетрадях. Тетрадь 2 / Л. И. Журомская. – Симферополь, 2015. – 50 с.
8. Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Знаю и люблю русские глаголы: Пособие для курсов русского языка / А. Д. Кривоносов, Т. Ю. Редькина. – 4-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2000. – 88 с.
9. Куприянова Т. Ф. Знакомьтесь: деепричастие. – СПб.: «Златоуст», 2002. – 80 с.
10. Куринина Г. П. Учим русские глаголы! (словарь-справочник для иностранцев) / Г. П. Куринина. – М.: Издательство РУДН, 2000. – 69 с.
|
11. Ласкарева Е. Р. Чистая грамматика / Е. Р. Ласкарева. – 2-е изд., испр. – СПб.: «Златоуст», 2008. – 336 с.
12. Материалы для занятий по теме «Глаголы движения» / Сост. В. В. Носкова, А. А. Титова. – Владимир, 1978.
13. Пехливанова К. И. Грамматика русского языка в иллюстрациях / К. И. Пехливанова. – М., 2003.
14. Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 2. / М. С. Фильцова, В. А. Суржина, Л. И. Журомская. – 3-е изд., испр. – Симферополь, 2007. – 107 с.
15. Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 1. / В. А. Суржина, М. С. Фильцова, А. А. Ховалкина. – 3-е изд., испр. – Симферополь, 2013. – 163 с.
16. Продолжаем изучать русский / Н. Ю. Царёва, М. Б. Будильцева, М. А. Кацевич и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 2003. — 288 с. ISBN 5-200-03246-6
17. Распопова Т. И. Справочник-тренинг по русским глаголам движения: Учеб. пособие для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан / Т. И. Распопова. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. – 70 с.
18. Русские глаголы движения с приставками: Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский Федеральный университет, 2008. – 162 с.
19. Сборник тренировочных упражнений по грамматике русского языка для иностранных студентов в тетрадях / Ховалкина А. А., Фильцова М. С., Кушнарёва И.М., Филиппова Н. В. Тетрадь 5. – Симферополь, 2015.
20. Соколовская К. А. Виды глагола в русской речи: пособие по русскому языку как иностранному / К. А. Соколовская. – М. Рус. яз. – Медиа; Дрофа. – 2008. – 285 с.
21. Фильцова М. С. Учебные задания по грамматике русского языка. «Изучаем глаголы» (для иностранных студентов I-II курсов медицинского института) / М. С. Фильцова. – Симферополь, 1996. – 65 с.
22. Хавронина С. А. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке) / С. А. Хавронина, А. И. Широченская. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2005. – 284 с.
|
23. Шмидт Н. Э., Фролкина А. В. Пособие по русскому языку для начинающих / Н. Э. Шмидт, А. В. Фролкина. – М.: Изд-во Моск. ун-та., 1963. – 160 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. | Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени…….. | 4 |
ТЕМА 2. | Виды глагола. Процессуальность и результативность. Показатели видов (слова-сигналы)………………………………..…………. | 8 |
ТЕМА 3. | Образование глагольных видов…………………….…………………………. | 12 |
ТЕМА 4. | Глаголы движения без приставок…………………………………………….. | 15 |
ТЕМА 5. | Глаголы движения с приставками……………………………………………... | 20 |
ТЕМА 6. | Глаголы с постфиксом -СЯ (-СЬ): значения и функции…………..……… | 29 |
ТЕМА 7. | Императив глагола………………………………………………..……………….. | 40 |
ТЕМА 8. | Причастие: образование и употребление……………………………………. | 45 |
ТЕМА 9. | Деепричастие: образование и употребление……………………………….. | 54 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Виды глагола: значения и слова-сигналы видов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Образование глагольных видов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Глаголы движения без приставок
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Глаголы движения: значение глагольных приставок
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Сочетаемость приставок и предлогов пространственного значения
Урок 1
Тема 1: | Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Инфинитив – это начальная форма глагола. Отвечает на вопрос что (с)делать? Инфинитив заканчивается на:
1) cуффиксы:
-ТЬ (после гласных) – встречается у большинства глаголов: читаТЬ, говориТЬ, пеТЬ.
-ТИ (после согласных) – встречается у немногих глаголов: идТИ, несТИ, спасТИ.
2) конечную согласную корня:
-ЧЬ (после согласных) – встречается у немногих глаголов: моЧЬ, помоЧЬ, леЧЬ.
Изменение глагола по лицам (1-е, 2-е, 3-е) и числам (ед. и множ.) называется спряжением. Существует два спряжения: I (группа «Е») и II (группа «И»). Кроме того, есть несколько разноспрягаемых глаголов – некоторая часть форм таких глаголов изменяется по группе «Е», а другая – по группе «И».
При образовании форм настоящего времени суффикс инфинитива несовершенного вида отсекается, а конечная согласная корня меняется на другую (ЧЬ // г / ж / к) – и добавляются личные окончания глагола I-го или II-го спряжения.
|
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте ряд форм глагола настоящего времени группы «Е» по модели:
Группа «Е» (I СПРЯЖЕНИЕ)
чита|ть → чита + □
читать – я чита ю, ты
пи с ать (с/ш) –______________________________________________________________________
рис ова ть (-ова-/-у-) –
да ва ть (-ава-/-а-) – «Ё» – ____________________________________________________________
ид ти – «Ё» – _______________________________________________________________________
пить (и / ь) – «Ё» – __________________________________________________________________
мочь (чь / г / ж) – я мо г у, ты мо ж ешь, он мо ж ет, ________________________________________
мёрз ну ть (-ну- / -н-) – я мёрз н у, ________________________________________________________
мыть (ы / о) –
кла с ть (с/д) – «Ё» – _________________________________________________________________
занимать ся – я занима ю сь, тызанима ешь ся... ___________________________________________
совет ова ть ся (-ова-/-у-) – ясовет у ю сь, ты ______________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Вставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.
1. Профессор _____________________ (читать) лекцию.
2. Я _____________________ (писать) письмо родителям.
3. Ты красиво _____________________ (рисовать) карандашами.
4. Артисты часто _____________________ (давать) интервью журналистам.
5. Мы сейчас _____________________ (идти) в библиотеку.
6. По утрам вы _____________________ (пить) чай или кофе?
7. Ты _____________________ (мочь) дать мне свой конспект?
8. На улице холодно, и мы _____________________ (мёрзнуть).
9. Уборщица _____________________ (мыть) полы.
10. Я всегда _____________________ (класть) вещи на место.
11. Студенты часто _____________________ (заниматься) в библиотеке.
12. С кем вы обычно _____________________ (советоваться)?
ЗАДАНИЕ 3. Образуйте ряд форм глагола настоящего времени группы «И» по модели:
|
Группа «И» (II СПРЯЖЕНИЕ)
говор|ить → говор + □
NB: К глаголам группы «И» относятся все глаголы на -ИТЬ (кроме брить, стелить) и следующие исключения на -АТЬ и -ЕТЬ: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть.
говорить – я говорю, ты ___________________________________________________________
любить – я лю бл ю (б/бл), ты любишь, _______________________________________________
стоять – ________________________________________________________________________
сидеть – я си ж у (д/ж), ты сидишь, __________________________________________________
смотреть – ______________________________________________________________________
видеть – ________________________________________________________________________
слышать – ______________________________________________________________________
лежать – ________________________________________________________________________
молчать – _______________________________________________________________________
спать – с пл ю (п/пл), ты спишь, _____________________________________________________
учиться – я учусь, ты лечишься,____________________________________________________
лечиться – я лечусь, ты ___________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Вставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.
1. Вы _____________________ (учить) русский язык.
2. Мы _____________________ (любить) своих родителей.
3. Преподаватель _____________________ (стоять) у доски.
4. С кем ты обычно _____________________ (сидеть) на лекциях?
5. Зрители с интересом _____________________ (смотреть) новый фильм.
6. Орёл далеко _____________________ (видеть) кругом.
7. Я часто _____________________ (слышать) фразу: «Ученье – свет, в неученье – тьма».
8. Учебники _____________________ (лежать) на столе.
9. Когда профессор ___________________ (говорить), мы ___________________ (молчать).
10. Все студенты медицинских вузов мало _____________________ (спать).
11. Вы _____________________ (учиться) на первом курсе медицинской академии?
12. Ты не _____________________ (лечиться), а это нехорошо, брат. (А. П. Чехов)
ЗАДАНИЕ 5. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени. Запомните:
Группа «Е» + группа «И» (I + II спряжения)
«Е» | «И» | |
хотеть | т/ч: я хо ч у, ты хо ч ешь, он/она/оно хо ч ет | мы хотим, вы хотите, они хотят |
есть | я ем, ты ешь, он/она/оно ест | мы едим, вы едите, они едят |
бежать | они бегут (ж/г) | я бегу (ж/г), ты бежишь, он/она/оно бежит, вы бежите, мы бежим |
ЗАДАНИЕ 6. Образуйте настоящее время глаголов.
|
Моя подруга Сусанна каждый день ________________ (вставать) очень рано. Она ________________ (умываться), ________________ (одеваться), ________________ (завтракать) и едет в университет. Сусанна постоянно выходит вовремя, поэтому она никогда не ________________ (опаздывать). Каждый день моя подруга ________________ (обедать) в столовой, а ________________ (ужинать) в общежитии. Каждый вечер она ________________ (посылать) сообщение родителям. А её родители постоянно ________________ (звонить) дочери по скайпу. По выходным Сусанна ________________ (посещать) музеи или концертные залы.
ЗАДАНИЕ 7. Образуйте формы прошедшего времени с местоимениями он, она, оно, они от следующих глаголов:
а) встава |ть + -л, -ла, -ло, -ли: он встава л, она встава ла, оно встава ло, они встава ли
встать – ___________________________________________________________________________
кричать – __________________________________________________________________________
крикнуть – ________________________________________________________________________
спрашивать – ______________________________________________________________________
спросить – _________________________________________________________________________
б) мёрз |нуть– он мёрз, она мёрз ла, оно мёрз ло, они мёрз ли
се сть – он се л, _____________________________________________________________________
мо чь (чь/г) – он мо г, ________________________________________________________________
умер еть – _________________________________________________________________________
нес ти – он нёс, она несла,____________________________________________________________
вез ти – ____________________________________________________________________________
в) поднима |ть| ся – он поднима л ся, она поднима ла сь, оно поднима ло сь, ониподнима ли сь
подняться –________________________________________________________________________
улыбаться –________________________________________________________________________
улыбнуться –_______________________________________________________________________
умываться –________________________________________________________________________
умыться –__________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 8. Вставьте глаголы в нужной форме прошедшего времени.
1. День ________________ (клониться) к вечеру.
2. Солнце ________________ (закатиться), __________________ (наступить) ночь.
3. Она ________________ (спросить), как проехать к университету, и ________________ (сесть) в маршрутку.
4. Деревья ________________ (жить) и ________________ (дышать).
5. Прекрасная панорама ________________ (расстилаться) под ногами.
6. Орёл ________________ (увидеть) внизу зайца и камнем ________________ (упасть) вниз.
7. У него ________________ (болеть) горло, и он не ________________ (мочь) говорить.
8. Ветер ________________ (выть), мокрый снег ________________ (падать) хлопьями.
9. С левой стороны озера люди ________________ (расположиться) на отдых.
10. Он ________________ (закинуть) голову, ________________ (закрыть) глаза и ________________ (замереть).
ЗАДАНИЕ 9. а) Образуйте формы будущего сложного времени от глаголов несов. вида по модели: строить – я буду строить, ты будешь строить, он (она) будет строить,
мы будем строить, вы будете строить, они будут строить
отвечать – _________________________________________________________________________
давать – ___________________________________________________________________________
передавать – _______________________________________________________________________
помогать – ________________________________________________________________________
учиться – __________________________________________________________________________
б) Образуйте формы будущего простого времени от глаголов сов. вида по модели: основа инфинитива + окончания группы «Е» или группы «И»:
постро ить («И») – япостро ю, тыпостро ишь, он (она)постро ит,
мы постро им, вы постро ите, они постро ят
ответить (т / ч) («И») – я отвечу, ты ответишь,___________________________________________
! дать («И») – я дам, ты дашь, он (она) даст; мы дадим, вы дадите, они дадут
передать («И») – ____________________________________________________________________
помочь (чь / г / ж) («Е») – я помо г у, ты помо ж ешь,_______________________________________
научиться («И») – __________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 10. Вставьте глаголы в нужной форме будущего времени: несов. вида – будущего сложного, сов. вида – будущего простого.
1. Если вы _____________________ (отвечать) на каждом семинаре, вы хорошо _____________________ (ответить) на экзамене.
2. В следующем году строители _____________________ (строить) мост. Они _____________________ (построить) его за несколько лет.
3. Я _____________________ (учиться) на курсах русского языка полгода. Когда я _____________________ (научиться) говорить, читать и писать по-русски, я _____________________ (сдавать) экзамены.
4. Когда он станет врачом, он _____________________ (помогать) людям и обязательно _____________________ (помочь) вылечиться своему отцу.
5. Мы скоро _____________________ (сдавать) экзамены. Когда мы _____________________ (сдать) их, поедем домой на каникулы.
ЗАДАНИЕ 11. Вставьте глаголы в нужной форме будущего, настоящего или прошедшего времени.
1. Вчера к нам _________________ (приходить) гости и мы _________________ (пить) чай.
2. Каждый день после занятий студенты _____________________ (идти) в магазин и _____________________ (покупать) продукты.
3. Мы скоро _____________________ (встретиться) с ними и _____________________ (узнать) последние новости.
4. Теперь он часто _____________________ (вспоминать) время учёбы в университете и _____________________ (рассказывать) нам об этом.
5. Завтра нам _____________________ (объявлять) результаты контрольной работы и _____________________ (сказать) об успеваемости.
6. Они всё время _____________________ (ссориться) и _____________________ (мириться).
7. После урока преподаватель _____________________ (снять) очки, _____________________ (вытереть) их и _____________________ (посмотреть) стёкла на свет.
8. В следующем году он _____________________ (закончить) школу и _____________________ (поступать) в университет.
9. Первую операцию по удалению аппендикса ____________________ (провести) в 1883 году канадский врач А. Гровс. Он _______________ (использовать) для неё только нож и иглу.
10. Солнце ______________ (всходить) на востоке, а ______________ (заходить) на западе.
Урок 2
ТЕМА 2. | Виды глагола. Процессуальность и результативность. Показатели видов (слова-сигналы) |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1. б) Прочитайте предложения. Укажите вид выделенных глаголов (НСВ/СВ) и подчеркните сигналы видов.
1. Я долго читал книгу, но прочитал её только сегодня.
2. Целую пару мы писали сочинение и, наконец, написали.
3. Каждый день я вставал рано, а сегодня встал поздно.
4. Я всегда умывался холодной водой, а сейчас умылся горячей.
5. Обычно я обедаю дома, а вчера пообедал в ресторане.
6. Целую неделю она оставалась после занятий, а в тот день не осталась.
7. Он много раз давал другу свой учебник, а один раз не дал.
8. Студенты часто задавали преподавателю много вопросов, но однажды не задали ни одного.
9. Мой друг всегда сдаёт экзамены долго, а в эту сессию он всё сдал быстро.
10. Обычно по утрам я завтракаю, а сегодня так ине позавтракал.
ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий по ситуации глагол несовершенного или совершенного вида.
1. – Когда вы ________________ себя плохо? – Вчера после обеда я вдруг ________________ сильный жар. | чувствовать – почувствовать |
2. Больной долго ________________, но никакие лекарства не помогли ему ________________. | лечиться – вылечиться |
3. Пациент должен ________________ лекарство 3 раза в день. Первый раз он должен ________________ его в 6 часов утра. | принимать – принять |
4. – Можно ________________ вам сегодня вечером? – Конечно, вы можете ________________ всегда, когда захотите. | звонить – позвонить |
5. Вирус попал в организм и ________________ заболевание. Вирусы ________________ заболевания. | вызывать – вызвать |
6. Обычно я ________________ книги в библиотеке, но сегодня я ________________ учебник у друга. | брать – взять |
7. Студент очень долго ________________ курсовую работу, но он ________________ её очень хорошо. | писать – написать |
8. Наконец-то мой друг ________________ экзамен. Он ________________ его 3 раза. | сдавать – сдать |
9. Обычно лекция ________________ в 10 часов, а сегодня она ________________ в 9.30. | начинаться – начаться |
10. Мы долго ________________ друг с другом и никак не могли ________________. | прощаться – проститься |
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы совершенного вида одной линией, несовершенного вида – двумя линиями.
Мудрый судья
Один старый нищий нашёл кусок хлеба. Недалеко повар жарил мясо. Нищий подошёл, остановился около огня и начал есть хлеб. Повар увидел нищего, рассердился и сказал:
– Плати за мясо.
Они поспорили, и повар повёл нищего к судье.
– Этот бедняк ел твоё мясо? – спросил судья повара.
– Нет, он только смотрел и нюхал, – ответил повар.
Тогда судья подумал и сказал:
– Хорошо. Сейчас ты получишь плату за своё мясо. – Он вытащил из кармана свой кошелёк, деньги зазвенели.
– Слышал? – спросил судья.
– Что?
– Звон денег.
– Слышал.
– Вот и хорошо, теперь иди домой!
– Как, – закричал повар, – заплатите мне!
– Он смотрел на твоё мясо и нюхал, а ты видел кошелёк и слышал звон денег. Теперь всё в порядке, – ответил судья.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Укажите вид выделенных глаголов (НСВ/СВ) и подчеркните сигналы видов.
1. Однажды мой русский товарищ пригласил меня на концерт. Он часто приглашает меня на интересные концерты.
2. Я никак не могу вспомнить, куда я положил газету. Я часто вспоминаю о сестре.
3. Брат долго и интересно рассказывал о жизни в России. В прошлый раз он рассказал мне о поездке в Москву.
4. Раньше Мария хорошо говорила по-русски. Преподаватель сказал, что завтра будет контрольная работа.
5. Иногда я забываю новые слова, и тогда я повторяю их ещё раз. – Почему вы не пишете в тетради? – Я забыл её дома.
6. Я сразу запоминаю имена и фамилии студентов. Я так и не запомнил номер его телефона.
7. Два часа мы осматривали выставку. Мы осмотрели выставку и пошли домой.
ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий по ситуации глагол несовершенного или совершенного вида.
1. Колумб был счастлив не тогда, когда уже ________________ Америку, а когда ещё ________________ её. | открывал – открыл |
2. Вчера Юра ________________ домашнее задание. Он всё хорошо ________________. Он ________________ домашнее задание 3 часа. | делал – сделал |
3. Абдулла ________________ письмо целый час. Он ________________ большое письмо. | писал – написал |
4. – Ты долго ________________ новые слова? – Ты знаешь, я совсем забыл об этом и совсем ничего вчера не ________________. | учил – выучил |
5. Анна ________________ глаголы 2 часа. Она ________________ их и пошла гулять. | повторяла – повторила |
6. Преподаватель всегда очень хорошо ________________ новый материал. И вчера он ________________ всё быстро и понятно. | объяснял – объяснил |
7. Студентов раньше часто ________________ на вечера, экскурсии. Вот и сегодня их ________________ на встречу с писателем. | приглашали – пригласили |
8. – Ты ________________ летом или работал? – Конечно, ________________, ведь этот год был такой тяжёлый! – А я совсем не ________________, мне очень нужны были деньги. | отдыхал – отдохнул |
9. – Ты когда-нибудь ________________ «Собачье сердце» Булгакова? – Никогда не ________________. А ты? – Я ещё не ________________ до конца. | читал – прочитал |
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова и определите вид глаголов.
В прошлом году я работал в одном институте. Обычно я вставал в 7 часов, одевался, завтракал и шёл на работу. Домой я возвращался всегда в 6 часов вечера.
Однажды, когда я уже кончил работу, в комнату быстро вошёл мой руководитель и сказал: «К нам в институт приехали иностранные гости. Покажите им свою лабораторию». В этот день я поздно возвратился домой, но я познакомился с интересными людьми.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и подчеркните сигналы видов.
1. Анна читала книгу четыре дня. Анна так и не прочитала её.
2. Задача была трудной, и Виктор решал её целый час. Наконец он решил её.
3. Пётр учил стихотворение 40 минут. Он уже выучил стихотворение и пошёл на стадион.
4. Это здание строили очень долго. Наконец его построили.
5. Нина убирала комнату целый час. Она всё-таки убрала комнату и начала готовить обед.
ЗАДАНИЕ 2. Впишите подходящий глагол несовершенного или совершенного вида.
1. – Вы долго занимались? – Да, я ________________ сочинение 2 часа и наконец через 2 часа я ________________ его. | писать – написать |
2. В аудитории чисто: уборщица ________________ её утром до занятий. Она ________________ аудиторию 15 минут. | убирать – убрать |
3. Весь день она ________________ для гостей праздничный ужин. Она ________________ 5 национальных блюд. | готовить – приготовить |
4. Туристы ________________, теперь они могут идти дальше. Летом Виктор 2 недели ________________ на Чёрном море. | отдыхать – отдохнуть |
5. Студенты ________________ город 2 часа. Когда они ________________ город, они поехали обедать. | осматривать – осмотреть |
6. – У тебя есть новый учебник? – Да, я ________________ его вчера на книжном рынке. Я часто ________________ там учебники. | покупать – купить |
7. – Ты знаешь урок? – Да, я уже ________________ его. – Ты долго ________________ его? – Нет, недолго. | учить – выучить |
8. Профессор вчера ________________, почему ты пропускаешь занятия. Он уже не первый раз ________________ об этом. | спрашивать – спросить |
9. Когда я вышел из столовой, я ________________, что меня зовут. На родине я много ________________ о Москве. Я никогда не ________________ эту мелодию. | слышать – услышать |
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст, выберите и подчеркните необходимые глаголы.
Два товарища
(по Л. Н. Толстому)
Шли по лесу два товарища, и (выскакивал – выскочил) на них медведь. Один (бросался – бросился) бежать, (влезал – влез) на дерево и (прятался – спрятался), а другой (оставался – остался) на дороге. Делать ему было нечего – он упал на землю и (притворялся – притворился) мёртвым.
Медведь (подходил – подошёл) к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь (нюхал – понюхал) ему лицо, (думал – подумал), что мёртвый, и (отходил – отошёл).
Когда медведь (уходил – ушёл), тот (слезал – слез) с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо (говорил – сказал)?
– А он (говорил – сказал) мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей (убегают – убегут).
Урок 3
ТЕМА 3. | Образование глагольных видов |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ № 2. б) Прочитайте пары глаголов. Отметьте префиксы, с помощью которых образован совершенный вид.
читать – прочитать писать – написать рисовать – нарисовать делать – сделать слышать – услышать видеть – увидеть | смотреть – посмотреть думать – подумать чувствовать – почувствовать учить – выучить знать – узнать мочь – смочь | звонить – позвонить стучать – постучать лечить – вылечить жить – прожить уметь – суметь дарить – подарить |
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пары глаголов. Отметьте суффиксы несовершенного и совершенного видов.
отвечать – ответить решать – решить сообщать – сообщить приглашать – пригласить встречать – встретить поздравлять – поздравить | забывать – забыть доказывать – доказать опаздывать – опоздать спрашивать – спросить останавливаться – остановиться рассказывать – рассказать | называть – назвать одевать – одеть надевать – надеть создавать – создать засыпать – заснуть касаться – коснуться |
ЗАДАНИЕ 3. Составьте предложения со следующими глаголами:
1. говорить – сказать ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
2. класть – положить ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
3. брать – взять _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. ловить – поймать ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. искать – найти _____ ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте пары глаголов. Определите, с помощью чего образован совершенный вид.
включать – выключить выбирать – выбрать
думать – подумать поднимать – поднять
брать – взять предлагать – предложить
перечитывать – перечитать причёсываться – причесаться
класть – положить ложиться – лечь
опаздывать – опоздать возвращаться – вернуться
опускать – опустить сдавать – сдать
садиться – сесть строить – построить
отдавать – отдать улыбаться – улыбнуться
ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте текст. Подберите видовые пары к выделенным глаголам.
Ворон и лисица
(по Л. Н. Толстому)
Ворон нашёл1 кусок сыра и сел на дерево. Увидела2 лисица сыр у ворона, подошла3 к дереву и говорит:
– Эх, ворон, как посмотрю4 на тебя, – по твоему росту и красоте только тебе царём и быть! И был бы ты царём, если бы у тебя голос был!
Ворон открыл5 рот и каркнул6 изо всех сил. Сыр выпал. Лиса взяла7 его и сказала8:
– Ах, ворон, если бы ещё у тебя ум был, быть бы тебе царём.
1) __________________ – __________________ 5) _________________ – _________________
2) __________________ – __________________ 6) _________________ – _________________
3) __________________ – __________________ 7) _________________ – _________________
4) __________________ – __________________ 8) _________________ – _________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте пары глаголов. Отметьте префиксы, с помощью которых образован совершенный вид.
уметь – суметь пить – выпить есть – съесть просить – попросить знать – узнать любить – полюбить | фотографировать – сфотографировать знакомиться – познакомиться готовить – приготовить завтракать – позавтракать менять – поменять / обменять платить – заплатить / оплатить | петь – спеть мыть – вымыть / помыть гулять – погулять советовать – посоветовать строить – построить ждать – подождать |
ЗАДАНИЕ 2. Напишите пару к глаголу несовершенного вида.
решАть → решИть соглашаться (ш/с) – повторять – получать – отправлять – прекращать – продолжать – | рассказЫВАть – рассказать встаВАть – встать открывать – закрывать – показывать – узнавать – уставать – | отдыхать – отдохНУть прыгать – чихать – кричать (ч/к) – отдыхать (ы/о) – улыбаться – погибать – |
ЗАДАНИЕ 3. Напишите пару к глаголу несовершенного вида.
а) понИМАть – поНЯть: принимать – ______________ поднимать(ся) – ____________
собИРАть – соБРать: выбирать – _______________ убирать – _________________
б) ложиться – _________________ возвращаться – ___________________
садиться – __________________ вешать – _________________________
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст. Найдите и выпишите видовые пары.
На уроке в школе учитель говорит ученику:
– Ты плохо знаешь урок. Садись. Двойка. 1) ______________ – ______________
Ученик говорит:
– Но я учил. 2) ______________ – ______________
– Учил, но не выучил, – сказал учитель.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Напишите пару к глаголу несовершенного вида:
а) с префиксами:
читать – _____________________ делать – _____________________
писать – _____________________ чувствовать – ________________
учить – ______________________ лечить – _____________________
б) решАть → решИть:
опускать (к/т) – _____________________ встречать (ч/т) – ________________
объявлять (вл/в) – ___________________ изучать – _____________________
удивляться (вл/в) – __________________ ошибаться – ___________________
поздравлять (вл/в) – _________________ объяснять – ___________________
в) рассказЫВАть → рассказать; встаВАть → встать
переваривать – ____________________ успевать – _____________________
записывать– ______________________ задавать – _____________________
переписывать – ____________________ забывать – _____________________
доказывать – ______________________ продавать – ____________________
г) отдыхать → отдохНУть:
исчезать – _____________________ улыбаться – ___________________
возникать – ____________________ толкать – ______________________
дуть – _________________________ привыкать – ___________________
д) понИМАть → поНЯть; собИРАть – соБРать:
занимать – _____________________ убирать – _____________________
обнимать – _____________________ забирать – ____________________
принимать – ____________________ выбирать – ____________________
е) от разных корней:
говорить – _____________________ брать – _______________________
класть – _____________________ ловить – ______________________
садиться – ____________________ вешать – ______________________
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст, найдите и выпишите видовые пары глаголов НСВ – СВ и отметьте, с помощью чего они образованы.
Когда у меня были каникулы, я обычно вставал в 8 часов, умывался и одевался. Каждое утро я готовил завтрак и всегда завтракал дома. После завтрака я обычно шёл на прогулку. Сегодня первый день занятий. Я встал в 7 часов, умылся и оделся. Я не приготовил завтрак, поэтому быстро позавтракал в буфете и пошёл на лекции.
1) __________________ – __________________ 4) _________________ – _________________
2) __________________ – __________________ 5) _________________ – _________________
3) __________________ – __________________ 6) _________________ – _________________
Урок 4
ТЕМА 4. | Глаголы движения без приставок |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. а) Ознакомьтесь с ПРИЛОЖЕНИЕМ № 3.
б) Прочитайте предложения. Сравните употребление глаголов движения. Объясните, какое движение они обозначают.
1. Студент
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!