Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-04-18 | 201 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теоретические формы организации и проведения игровых форм уроков как способа повышения мотивации к изучению французского языка....................................................................................................................................... 5
1.1 Понятие и роль мотивации в изучении иностранного языка……….………………………………………………………….…................3
1.2 Роль игры в повышении мотивации к изучению иностранного языка…. …...................................................................................................................8
Глава 2 Организация процесса обучения с использованием игровых форм как способа повышения мотивации к изучению французского языка ………………………………………………………………………………..……. 16
2.1 Разработка игр для уроков французского языка………...................................…………………………………………....……16
2.2 Опытное обучение….................................…..................…....….......22
Заключение ………………...........…………………………………........… 2 6
Приложение …… …………….……..……………….……………............. 2 7
Список использованной литературы ………................…….…....…....... 29
Введение
Обучение иностранному языку - это длительный процесс, и ощутимые результаты обучения появляются не сразу. Овладение иностранным языком на начальном этапе обучения, когда формируются первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира, имеет большую положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес. К концу обучения в основной школе усиливается стремление школьников к самоопределению. Учащиеся оказываются в ситуации выбора и определения места иностранного языка в последующем образовании. Мотивы к изучению иностранного языка снижаются, интерес к учебному предмету падает, умственная активность обучающихся затухает, если не разнообразить формы организации речевой деятельности учащихся. Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, все самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени. Обучение культуре другой страны осуществляется через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.
|
В настоящее время это особенно важно и актуально.
Тема исследования: «Игра, как способ повышения мотивации к изучению французского языка»
Объект исследования: процесс обучения французскому языку учащихся средней школы.
Предмет исследования: игра как способ повышения мотивации к изучению французского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игры как способа повышения мотивации к изучению французского языка.
Гипотеза исследования: мотивация к изучению французского языка будет повышаться, если будут использоваться игра, как форма организации уроков французского языка.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть проблему мотивации к изучению иностранного (французского) языка в школе.
2. Рассмотреть роль игр на уроках иностранного языка.
3. Организовать процесс обучение французскому языку при помощи игровых уроков.
Разработать игры на французском языке, способствующие повышению учебной мотивации школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность игровых форм уроков французского языка в школе как фактора повышения мотивации.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем. В работе нашли отражение следующие методы научного исследования: изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования, методический эксперимент, анкетирование, анализ и обобщение результатов работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- разработанные игровые формы уроков французского языка могут быть использованы в средней общеобразовательной школе.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.
|
Фонетические игры.
Среди фонетических игр, использованные нами на уроках французского языка, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования.
Лексические игры.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки,игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».
На этапе введения лексического материала учитель ведет рассказ, в котором постепенно используются новые слова, о значении которых можно догадаться по контексту. Учащиеся пытаются объяснить новое слово, дав ему определение, синоним или антоним. Это порождает здоровое соревнование и сотрудничество. На следующем уроке можно обратиться к лексическим догадкам, когда учитель или ученик описывает слово, не называя его, а остальные пытаются догадаться. Задания такого рода помогают усвоить лексику, не прибегая к помощи перевода.
Нами была проведена игра «Снежный ком». Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим.
Были использованы игры-соревнования:
«Дуэль» задача которой сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу, относящиеся к теме «Les villes chargées d’histoire», «Le voyage en Aix-en-Provence». Например: L' oncle Jules part en voyage. Qu'est-ce qu'il met dans sa valise?
Ребята включаются в игру:
|
- Il met dans sa valise une chemise.
- Il met dans sa valise un pantalon.
- Il met dans sa valise une poupée pour sa fille.
Побеждает тот, кто сказал последнее предложение.
Лексические игры на скорость:
Jeux de contrastes.
Ребята становятся в кружок, в центре ведущий. Он начинает игру: бросает мяч одному из игроков и говорит какое-нибудь слово, знакомое ребятам. Игрок возвращает мяч, называя слово, противоположное по значению.
- Blanc! – Noir!
- Petit! – Grand!
- Bien! – Mal!
- Long! – Court!
Le puzzle de dialogue
Для игры были заготовлены диалоги на тему «Les villes chargées d’histoire», для двух команд. Текст разрезается на реплики. Набор реплик получает каждая команда. Выигрывает та группа, участники которой быстрее смогли «собрать» свой диалог. (Выразительно и без ошибок его прочитать, или разыграть).
Le conte de bouche à l ’ oreille
Учащиеся садятся в круг. Был выбран текст о французских городах. Каждый произносит одну фразу и передает слово другому, который имеет право на одну фразу. Нельзя возвращаться назад. Так до конца истории.
Например: Paris est un centre culturel, administrative et universitaire.
Aix-en-Provence est une ville d’art.
Le sac à surprises
Участники достают из мешка открытки с достопримечательностями Франции (Парижа, Лиона, других городов), портретами писателей (учёных) или репродукциями картин. Побеждает тот, кто скажет больше фраз по доставшейся ему теме. В качестве дополнительного условия игры была введена возможность дополнять сказанное. Побеждает тот, кто говорит последнюю фразу. Такая игра являлась наиболее продуктивной для проведения в игровой форме итогового урока по пройденной теме.
«Испорченный телефон»
Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий (сначала это учитель) произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему ребенку и т. д. Ведущий говорит последнему в ряду:
«Dis le mot!»
Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Учитель предлагает детям придумать предложение с этим словом и хором повторить его. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок «испортил телефон». Провалившийся занимает место последнего игрока.
|
Грамматические игры.
Игры для тренировки различных грамматических явлений тесно связаны с играми, описанными выше, так как они не заменяют, а дополняют речевые ситуации.
Игры для тренировки спряжения глагола avoir:
А что у вас? Давайте похвастаемся!
- Nous avons des fleurs!
- Nous avons un nouveau professeur!
- Nous avons un arbre de Noël!
Le jeu des dominos
Для игры была приготовлена серия фраз в conditionnel, фраы были разрезаны и розданы участникам. Их задача найти нужные половинки, восстановив предложение.
Игра для закрепления отрицательной конструкции пе... pas.
Ученик выходит из класса, группа загадывает один из предметов, выставленных на доске. Ведущий возвращается и начинает отгадывать, какой предмет был загадан. Он задает вопросы:
Est-ce que c’est une tasse?
Группа отвечает хором:
Non, се n’est pas une tasse.
Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не отгадает загаданное слово. Чтобы игра не затянулась, не надо выставлять на доску много карточек, достаточно 5 штук.
Творческие игры
Технология ролевой игры, проведенной на уроке французского языка, состояла из следующих этапов:
1. Этап подготовки. разработка сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составлялся план проведения игры.
2. Этап объяснения. На данном этапе был осуществлен ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.
3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывали предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.
4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры мы вместе с учащимися проводили обобщение, т. е. учащиеся обменивались мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение производилась констатация достигнутых результатов, отмечались ошибки, формулировался окончательный итог урока.
Ролевая игра была проведена на тему «La chanson en France»:
«Devines la m é lodie»
Игра проходила в три тура.
В первом туре для учащихся звучали мелодии песен известных французских исполнителей, учащиеся должны были угадать,
кто исполняет эту песню.(звучит около 10 песен).песни взятые для первого тура, были ранее прослушаны учащимися на предыдущих уроках.
Во втором туре учащиеся получили карточки, на которых написаны отрывки из французских песен, затем учащиеся должны были внимательно прослушать песни и определить к какой из песен соответствует каждый отрывок.
2.2 Опытное обучение.
Опытное обучение было проведено в 7 <<А>> классе лицея No 104 города
Новокузнецка в период с 25. февраля по 29 марта 2013 года. Состав
группы: 10 человек.
|
Цель опытного обучения: проверить опытным путем эффективность
использования игровой формы организации уроков как способа
повышения мотивации к изучению французского языка.
Эффективность предлагаемой модели обучения определялась на основе
изучения динамики изменения отношения к изучению французского языка
путем сравнения данных предэкспериментального и постэкспериментального
срезов, проведенных в экспериментальной группе, в которой обучение
проводилось с использованием разработанных нами игр, используемых на уроках французского языка.
Обучение проводилось по материалу учебника
<<Le français c’est super >> 7.
Опытное обучение состоит из трёх этапов:
- констатирующий;
- собственно опытное обучение;
- контрольный (итоговый).
Задача констатирующего этапа - определить уровень мотивации к изучению
французского языка учащихся 7-х классов при помощи анкетирования.
В ходе собственно опытного обучения были проведены разработанные нами
и подготовленные игры: грамматические, лексические, фонетические, творческие.
На контрольном этапе учащимся вновь были предложены анкеты,
направленные на изучение отношения к предмету <<иностранный язык>>.
Основная задача этого этапа - сравнение результатов констатирующего и
контрольного этапов, анализ полученных данных о наличии / отсутствии
положительной динамики в мотивации учащихся к изучению французского
языка, подведение итогов опытного обучения.
Констатирующий этап.
Данный этап включал анкетирование.
Анкеты были модифицированы нами в соответствии с особенностями
предмета <<Иностранный (французский) язык>> и возрастными особенностями
учащихся 7-х классов.
Анкета включала 10 вопросов, учащиеся должны были оценить их по шкале
от 1-5 баллов.
Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод
об уровне развития мотивации к изучению предмета.
Интерпретация результатов:
41 - 50 баллов - очень высокая мотивация к изучению предмета
31 - 40 - баллов - высокая мотивация к изучению предмета
21 - 30 баллов - средняя мотивация к изучению предмета
Ниже 20 - низкая мотивация
Обработка данных и анализ результатов показали, что практически у всех
учащихся уровень мотивации низкий, либо средний.
Путем последующего анкетирования были получены следующие результаты.
Результаты анкетирования до опытного обучения.
ФИО | Баллы | Уровень мотивации |
Главчикова Е.О. | 22 | Средний |
Деменкова М.А. | 20 | Низкий |
Карман О.А. | 16 | Низкий |
Клейн А.К. | 17 | Низкий |
Лоншакова А.В. | 16 | Низкий |
Обухов А.А. | 16 | Низкий |
Переславцева Е.А. | 22 | Средний |
Савостьянова Т.А. | 24 | Средний |
Свидерская М.А. | 22 | Средний |
Семендяева А.М. | 18 | Низкий |
Среднеарифметическое: 20 - низкий уровень мотивации.
Собственно опытное обучение заключалось в проведении уроков с использованием игр, в подготовке к которым принимали активное участие учащиеся.
Контрольный этап.
После проведения собственно эксперимента, на контрольном этапе
учащимся вновь были предложены анкеты, направленные на изучение
отношения к предмету <<иностранный язык>>.
Результаты постэкспериментального среза показали, что в группе уровень
мотивации увеличился, достиг среднего и составил
ФИО | Баллы | Уровень мотивации |
Главчикова Е.О. | 35 | Высокий |
Деменкова М.А. | 33 | Средний |
Карман О.А. | 26 | Средний |
Клейн А.К. | 25 | Средний |
Лоншакова А.В. | 25 | Средний |
Обухов А.А. | 27 | Средний |
Переславцева Е.А. | 34 | Высокий |
Савостьянова Т.А. | 37 | Высокий |
Свидерская М.А. | 35 | Высокий |
Семендяева А.М. | 26 | Средний |
Среднеарифметическое - 31 средний уровень мотивации.
Сравнительная таблица.
ФИО | До эксперимента | После эксперимента |
Главчикова Е.О. | 22 (Средний) | 35 (Высокий) |
Деменкова М.А. | 20 (Низкий) | 33 (Высокий) |
Карман О.А. | 16 (Низкий) | 26 (Средний) |
Клейн А.К. | 17 (Низкий) | 25 (Средний) |
Лоншакова А.В. | 16 (Низкий) | 25 (Средний) |
Обухов А.А. | 16 (Низкий) | 27 (Средний) |
Переславцева Е.А. | 22 (Средний) | 34 (Высокий) |
Савостьянова Т.А. | 24 (Средний) | 37 (Высокий) |
Свидерская М.А. | 22 (Средний) | 35 (Высокий) |
Семендяева А.М. | 18 (Низкий) | 26 (Средний) |
В заключение отметим, что в экспериментальной группе произошли
изменения уровня мотивации. Отсюда следует вывод, что, использование игры на уроке, существенно увеличивает уровень
мотивации к изучению французского языка.
Вывод: Во второй главе, нами было показано, что использование игр на уроке значительно повышает мотивацию школьников к изучению иностранного языка, и использование игр на уроках французского языка, является эффективным способом повышения мотивации учащихся.Таким образом цель эксперимента достигнута, гипотеза нашла свое подстерждение.
Заключение
Целью нашей курсовой работы являлось - определить, а затем экспериментально доказать важность и эффективность использования игр в повышении мотивации к изучению французского языка.
В процессе написания курсовой работы была исследована сущность, структура современного урока. Также были даны описания типологии игр, применяемых на уроках французского языка, как способа повышения мотивации обучения.
В результате можно сделать следующие выводы:
Игра это один из приёмов преодоления пассивности учеников. В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям – к познанию нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.
Опытное обучение, показал нам правильность того что, использование элементов игры позволяет повысить эффективность обучения учащихся.
Следует, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения иностранным языкам.
Приложение
Анкеты были модифицированы нами в соответствии с особенностями
предмета <<Иностранный (французский) язык>> и возрастными особенностями учащихся 7-хклассов.
Анкета включала 10 вопросов, учащиеся должны были оценить их по шкале
от 1-5 баллов.
Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод
об уровне развития мотивации к изучению предмета.
Интерпретация результатов:
41 - 50 баллов - очень высокая мотивация к изучению предмета
31 - 40 - баллов - высокая мотивация к изучению предмета
21 - 30 баллов - средняя мотивация к изучению предмета
Ниже 20 - низкая мотивация.
Анкета для определения уровня мотивации к изучению французского языка.
Анкета включает в себя 10 вопросов, необходимо оценить их по шкале от 1-5 баллов.
№ | Вопрос | Оцените по шкале от 1-5 |
1 | Тебе нравится на уроках французского языка? | |
2 | Ты всегда с радостью идешь на урок французского языка? | |
3 | Если бы учитель сказала, что завтра на урок французского языка не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел на урок или домой? | |
4 | Тебе нравится, когда отменяют урок французского языка? | |
5 | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий по французскому языку? | |
6 | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | |
7 | Ты часто рассказываешь об уроках французского языка своим родителям и друзьям? | |
8 | Ты хотел бы, что бы у тебя был другой, менее строгий учитель? | |
9 | У тебя в классе много друзей? | |
10 | Тебе нравятся твои одноклассники? |
Список литературы:
1. Дворник М. В. Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 6
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе – СПБ, КАРО, 2008 -128стр.
3. Маркова А.К, Матис Т.А, Орлов А.Б, Формирование мотивации учения – Москва: Просвещение, 1999 - 192 стр.
4. Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982 – 145 стр.
5. А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.-394с
6. Пассов Е.И, Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка – Москва: Глосса – Пресс 2010 – 690 стр.
7. Сетрукова Л.А. Игра как компонент образования и воспитания. - Новокузнецк: Издательство ИПК, 1998. - 71 с.
8. http://image.websib.ru/
9. http://fra.1september.ru/article.php?ID=200901902
10. http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=87&Itemid=57
11. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М.: Просвещение, 1986.- 312с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теоретические формы организации и проведения игровых форм уроков как способа повышения мотивации к изучению французского языка....................................................................................................................................... 5
1.1 Понятие и роль мотивации в изучении иностранного языка……….………………………………………………………….…................3
1.2 Роль игры в повышении мотивации к изучению иностранного языка…. …...................................................................................................................8
Глава 2 Организация процесса обучения с использованием игровых форм как способа повышения мотивации к изучению французского языка ………………………………………………………………………………..……. 16
2.1 Разработка игр для уроков французского языка………...................................…………………………………………....……16
2.2 Опытное обучение….................................…..................…....….......22
Заключение ………………...........…………………………………........… 2 6
Приложение …… …………….……..……………….……………............. 2 7
Список использованной литературы ………................…….…....…....... 29
Введение
Обучение иностранному языку - это длительный процесс, и ощутимые результаты обучения появляются не сразу. Овладение иностранным языком на начальном этапе обучения, когда формируются первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира, имеет большую положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес. К концу обучения в основной школе усиливается стремление школьников к самоопределению. Учащиеся оказываются в ситуации выбора и определения места иностранного языка в последующем образовании. Мотивы к изучению иностранного языка снижаются, интерес к учебному предмету падает, умственная активность обучающихся затухает, если не разнообразить формы организации речевой деятельности учащихся. Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, все самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени. Обучение культуре другой страны осуществляется через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.
В настоящее время это особенно важно и актуально.
Тема исследования: «Игра, как способ повышения мотивации к изучению французского языка»
Объект исследования: процесс обучения французскому языку учащихся средней школы.
Предмет исследования: игра как способ повышения мотивации к изучению французского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игры как способа повышения мотивации к изучению французского языка.
Гипотеза исследования: мотивация к изучению французского языка будет повышаться, если будут использоваться игра, как форма организации уроков французского языка.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть проблему мотивации к изучению иностранного (французского) языка в школе.
2. Рассмотреть роль игр на уроках иностранного языка.
3. Организовать процесс обучение французскому языку при помощи игровых уроков.
Разработать игры на французском языке, способствующие повышению учебной мотивации школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность игровых форм уроков французского языка в школе как фактора повышения мотивации.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем. В работе нашли отражение следующие методы научного исследования: изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования, методический эксперимент, анкетирование, анализ и обобщение результатов работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- разработанные игровые формы уроков французского языка могут быть использованы в средней общеобразовательной школе.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.
Глава 1 Теоретические формы организации и проведения игровых форм уроков как способа повышения мотивации к изучению французского языка.
1.1 Понятие мотивации и роль мотивации в изучении иностранного языка.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Можно выделить пять типов мотивации:
1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации - это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
-учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
-непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
-перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?
·дидактические игры и упражнения;
·личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
·внеклассные мероприятия по предметам;
·творческие работы учащихся по разным предметам;
·проведение предметных олимпиад;
·использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
·интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,- организацией образовательного процесса;
В-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
В-четвертых,- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
В-пятых, - спецификой учебного предмета.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: "Я - говорящий на родном языке", "Я - говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!