История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-04-18 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека
методические указания к выполнению контрольной работы
. Составила: ШЛЫКОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты [1].
Развитие цивилизации, результаты научно-технического прогресса внесли серьезные изменения в условия и образ жизни современного человека. В сравнении с многовековой историей развития человечества, в настоящее время мы столкнулись с колоссальным уменьшением двигательной активности, глобальным изменением экологической обстановки на Земле и в больших городах в частности и мн. др. Отмеченное диктует острую необходимость контролировать и управлять процессом формирования и сохранения здоровья для каждого человека без исключения. На этом фоне повышается актуальность реализации технологий, направленных на поддержание здоровья. Эту задачу, в первую очередь, решают средства физической культуры, следовательно, каждый человек обязан знать не только основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и владеть методиками контроля и оценки своего физического развития и функциональной подготовленности. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию требует оценки эффекта воздействия физической нагрузки, адаптационных и функциональных возможностей занимающихся.
Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, – низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека. В этой связи современный человек обязан владеть элементарными методами оценки функциональных возможностей организма, что является важной составляющей в реализации здорового образа жизни.
|
Важным условием обеспечения здоровьесберегающей направленности занятий физическими упражнениями является осуществление самоконтроля [2, 4, 5]. Самоконтроль занимающихся физической культурой – это регулярное использование ряда простых приемов и методик для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, происходящих под влиянием занятий физическими упражнениями [5].
Объективными и наиболее доступными для самоконтроля являются показатели: частоты пульса, артериального давления, массы тела, потоотделения, данных динамометрии, а также других функциональных проб, которые представлены в данной работе.
Одним из простейших и оперативных способов контроля реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по пульсу. Частота сердечных сокращений в покое у здорового человека составляет в среднем 70 –72 уд. / мин. У хорошо тренированных людей частота сердечных сокращений может снижаться до 50 уд. / мин, а после больших нагрузок час-тота пульса не превышает обычно 180 − 200 уд. / мин. Длительность восстановления частоты пульса после определенных физических нагрузок служит важным показателем функционального состояния человека.
Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем самым здоровьеформирующую и здоровьесберегающую технологию физического воспитания.
|
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (основной уровень)
Оценка физического развития
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни [4].
Наиболее доступными и простыми показателями физического развития являются размеры тела, их пропорции. Для оценки антропометрических показателей необходимо измерить массу тела (кг), рост стоя (см), окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе (см).
Для определения окружности грудной клетки необходимо сантиметровую ленту наложить горизонтально у мужчин на уровне грудных желёз, у женщин – под грудными железами. При определении окружности грудной клетки в паузе необходимо вычислить среднее арифметическое между вдохом и выдохом. Результаты измерений фиксируются в табл. 1.
Задание 1. Индекс Кетле – индекс массы тела (ИМТ).
Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела, и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Индекс Кетле определяется по следующей формуле:
М (1)
ИМТ = 2 ,
Р
где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).
Полученный результата сравнивают с данными табл. 3.
Таблица 3
Интерпретация индекса Кетле
Индекс массы тела | Интерпретация индекса |
16 и менее | Выраженный дефицит массы тела |
16,5 – 18,4 | Недостаточная (дефицит) массы тела |
18,5 – 25,4 | Нормальная масса тела |
25,5 – 30,4 | Избыточная масса тела (предожирение) |
30,5 – 35,4 | Ожирение первой степени |
35,5 – 40,4 | Ожирение второй степени |
40,5 и более | Ожирение третьей степени |
|
Задание 2. Индекс Пинье – индекс оценки телосложения.
Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.
ИП = Н −(М + ОГК вдох), (2)
где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе.
Критерии оценки индекса Пинье отражены в табл. 4.
Таблица 4
Значение индекса
Интерпретация индекса
Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показатель ЭГКхарактеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле
ЭГК = ОГК вдох − ОГК выдох, (4)
где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.
Таблица 6
Оценка пробы Генча
Результат (с) | Оценка | Группа тестируемых |
25 – 30 | норма | Здоровые нетренированные люди |
40 – 60 и более | норма | Спортсмены |
Если время задержки дыхания на выдохе меньше 25 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.
Между пробой Генча (задание 5) и пробой Штанге (задание 6) необходим отдых не менее 5 минут.
Задание 6. Проба Штанге.
Проба Штанге осуществляется с задержкой дыхания на вдохе и проводится следующим образом. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех вдохов-выдохов на 3/4 глубины полного вдоха. Тестируемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Оценка − по табл. 8.
Таблица 8
Оценка пробы Штанге
Результат (с) | Оценка | Группа тестируемых |
45 – 55 | норма | Здоровые нетренированные люди |
60 – 90 и более | норма | Спортсмены |
Если время задержки дыхания на вдохе меньше 45 с, то функциональные возможности дыхательной системы низкие.
|
Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Наиболее доступными средствами оценки функционального состояния является контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД).
Частота сердечных сокращений – ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах от 60 до 89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7 – 10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей
ЧСС значительно больше, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя).
Задание 7. Ортостатическая проба.
Ортостатическая проба позволяет оценить деятельность сердечнососудистой системы. Утром, проснувшись, спокойно полежать 2 – 3 минуты, затем измерить частоту сердечных сокращений и встать. Через 1 –2 минуты вновь измерить пульс, теперь в положении стоя. У хорошо тренированного человека разница колеблется в пределах 6 – 8 ударов в минуту. Чем выше разница, тем ниже тренированность. Если разница достигает 20 ударов в минуту и более, необходимо обратиться к врачу. По результатам проведения пробы необходимо заполнить протокол и сделать заключение об уровне работоспособности (табл. 9).
Таблица 9
Библиографический список
1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. –
М.: Флинта, 2011. – 448 с.
2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник /
В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2010. – 366 с.
3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2011. – 348 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта /
Ж.К. Холодов. – 10-е изд. – М., 2012. – 480 с.
5. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов:. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
|
Приложение 1
Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека
методические указания к выполнению контрольной работы
. Составила: ШЛЫКОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека – это сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условий и образа жизни), включающая в себя физический, духовный и социальный компоненты [1].
Развитие цивилизации, результаты научно-технического прогресса внесли серьезные изменения в условия и образ жизни современного человека. В сравнении с многовековой историей развития человечества, в настоящее время мы столкнулись с колоссальным уменьшением двигательной активности, глобальным изменением экологической обстановки на Земле и в больших городах в частности и мн. др. Отмеченное диктует острую необходимость контролировать и управлять процессом формирования и сохранения здоровья для каждого человека без исключения. На этом фоне повышается актуальность реализации технологий, направленных на поддержание здоровья. Эту задачу, в первую очередь, решают средства физической культуры, следовательно, каждый человек обязан знать не только основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и владеть методиками контроля и оценки своего физического развития и функциональной подготовленности. Рациональное построение занятий по физическому воспитанию требует оценки эффекта воздействия физической нагрузки, адаптационных и функциональных возможностей занимающихся.
Состояние здоровья и физическое развитие, функциональная подготовленность человека находятся в прямой зависимости. Систематически занимаясь физической культурой, повышая свои функциональные возможности, человек напрямую повышает потенциал своего здоровья. И, напротив, – низкая двигательная активность резко снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, что не может не отражаться на здоровье человека. В этой связи современный человек обязан владеть элементарными методами оценки функциональных возможностей организма, что является важной составляющей в реализации здорового образа жизни.
Важным условием обеспечения здоровьесберегающей направленности занятий физическими упражнениями является осуществление самоконтроля [2, 4, 5]. Самоконтроль занимающихся физической культурой – это регулярное использование ряда простых приемов и методик для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, происходящих под влиянием занятий физическими упражнениями [5].
Объективными и наиболее доступными для самоконтроля являются показатели: частоты пульса, артериального давления, массы тела, потоотделения, данных динамометрии, а также других функциональных проб, которые представлены в данной работе.
Одним из простейших и оперативных способов контроля реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по пульсу. Частота сердечных сокращений в покое у здорового человека составляет в среднем 70 –72 уд. / мин. У хорошо тренированных людей частота сердечных сокращений может снижаться до 50 уд. / мин, а после больших нагрузок час-тота пульса не превышает обычно 180 − 200 уд. / мин. Длительность восстановления частоты пульса после определенных физических нагрузок служит важным показателем функционального состояния человека.
Целью контрольной работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития и функциональной подготовленности, умений на основе анализа функциональных показателей формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку, обеспечивая тем самым здоровьеформирующую и здоровьесберегающую технологию физического воспитания.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!