Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-04-18 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Крещение Руси – одно из самых значимых событий в русской истории, определившее вектор социально-политической и духовно-нравственного развития русской цивилизации. Введение христианства на Руси не было однократным действием. Если верить древнерусским летописям, первым христианским проповедником в землях восточных славян был апостол Андрей Первозванный. Однозначно можно утверждать, что христианство проникло на Русь задолго до того, как оно стало государственной религией. В 959 г. княгиня Ольга приняла христианство, однако этот шаг так и остался делом её частной жизни. Сын княгини Ольги Святослав Игоревич был ярым противником христианизации, поскольку опасался, что с принятием новой религиозной системы Киевская Русь окажется в вассальном положении по отношению к Византии.
Усложнение протекавших в Киевской Руси во второй половине X века социально-политических и этнокультурных процессов привело к необходимости создания такой системы духовно-нравственных ценностей и представлений, которая бы соответствовала вектору развития молодого государственного образования.
Основными причинами религиозной реформы Владимира Святославича стали необходимость укрепления великокняжеской власти; потребность консолидации всех племен вокруг Киева на новой духовной основе; укрепление международного положения древнерусского государства.
Религиозную реформу, предпринятую Владимиром I, можно разделить на два этапа. Первый этап связан с попыткой создать единый пантеон богов (980 г.). Восточные славяне не знали жесткой иерархии языческих богов, поклонялись умершим предкам – «пращурам» (с этим связано распространение культу «рожаниц» – покровительниц рода) и силам природы. На княжеском дворе в Киеве были установлены идолы Даждьбога (бог солнца), Стрибога (бог ветра), Макоши (богиня плодородия), Велеса (бог скота), Сварога (бог неба) во главе с Перуном – громовержцем. Искусственная попытка унифицировать существовавшие религиозные представления вызвала неоднозначный отклик среди родоплеменной знати. Язычество с его многобожием было чуждо идеи централизации.
|
Владимир Святославич, осознав бесперспективность этой затеи, обратил свой взор на монотеистические религии, рассмотрев несколько альтернативных вариантов: иудаизм, ислам и христианство. В итоге выбор пал на христианство. С принятием христианства связан второй этап религиозной реформы Владимира I.
В X в. в христианском мире существовало два центра религиозной жизни – Рим (западное христианство) и Константинополь (восточное христианство). В дальнейшем (1054 г.) богословские споры привели к окончательному разделению христианства на католицизм и православие. Позднее, в XVI в. в результате процесса Реформации в Западной Европе возникло еще одно течение – протестантизм.
Являясь дальновидным политиком, Владимир Святославович понимал, что принятие христианства не только укрепит внутриполитическое единство Киевской Руси, но и усилит международные позиции молодого государства. Согласно рассказу ПВЛ, окончательно выбор в пользу восточного христианства был сделан после того, как русские послы увидели красоту византийских храмов и торжественность православной службы. Вместе с тем, существовали многочисленные причины чисто прагматического плана, заставившие Владимира I отказаться от сближения с Римом.
К концу X в. между Русью и Византией сложились тесные торгово-экономические связи. Киеву был выгоден союз с одним из мощнейших государств средневекового мира, Византией. Не стоит забывать и о том, что христианство было известно на Руси за долго до княжения Владимира I. Его бабка, княгиня Ольга, приняла крещение в 959 г., а церковь св. Ильи и христианские общины, включая христиан из Моравии, существовали в Киеве более полувека. Разработанный славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием своеобразный вариант православного вероучения, названный в дальнейшем кирилло-мефодиевской традицией, позволял относительно безболезненно интегрироваться новым членам христианского сообщества в лоно православной церкви. Это проявлялось в сохранении многих культурных и языковых основ тех народов, которые принимали восточное христианство. Благодаря Кириллу и Мефодию – создателям славянской письменности, христианство среди славян проповедовалось на понятном населению языке. Кроме того, кирилло-мефодиевская традиция совмещала в себе черты различных христианских учений. Ее приверженцы терпимо относились к иным принципам вероисповедания христианства. Одной из характерных ее особенностей была выборность духовенства и сосредоточение церковной жизни вокруг храмов и монастырей, а не вокруг митрополичьей кафедры, что соответствовало общинным традициям славянского мира.
|
Огромное значение для выбора, сделанного Владимиром Святославичем имело то обстоятельство, что Рим активно использовал насильственные методы христианизации, и практически полностью отрицал национальную специфику, подпавших под его влияние народов, что не было характерно для восточного христианства. Принципиально различными в восточной и западной христианской церкви были основания, на которых строились взаимоотношения между духовной и светской властью. Если в Риме власть папы ставилась выше светской, то в Византии духовная власть занимала подчиненное положение и зависела от императора. Византийский император признавался избранником и помазанником Бога, равноапостольным государем. Подобная система власти вполне устраивала Владимира I, который добивался укрепления великокняжеской власти и централизации страны.
Одним из спорных вопросов в истории христианизации Руси является установление обстоятельств крещения самого князя Владимира, а также места, где это событие произошло. Доминирующей в исторической литературе является «корсунская» версия крещения Владимира,[5] согласно которой византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к Владимиру Святославичу с просьбой оказать военную помощь в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир согласился, но в обмен потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Императоры приняли требование, выдвинув дополнительное условие: принятие Владимиром христианства. Мятеж был подавлен, но византийские соправители свое слово не сдержали, и тогда Владимир осадил г. Корсунь, принудив императоров выполнить обещание. Там же, в Корсуне состоялось крещение Владимира Святославича, вслед за которым в 988 г. произошло крещение киевлян в Днепре. Началось утверждению христианства в качестве официальной религии древнерусского государства.
|
Христианизация Руси – длительный процесс, растянувшийся на многие столетия. Сильное противодействие, особенно в первые десятилетия после принятия христианства, новому религиозному учению оказывали жители северо-западных территорий, поскольку именно там длительное время сохранялись жреческие коллективы волхвов – служителей языческих культов, которые поддерживали сепаратистские культурные тенденции и стремились сохранить исконное славянское язычество. В Новгород даже была выслана военная экспедиция во главе с дядей киевского князя Добрыней. Однако современная историческая наука не склонна трактовать христианизацию Руси исключительно как серию насильственных акций. Большинство историков склоняются к мысли о постепенном утверждении в Киевской Руси христианства, растянувшимся не менее чем на 150-200 лет.
Одним из социокультурных явлений, раскрывающих характер древнерусской религиозности, является феномен двоеверия. Под двоеверием понимается совмещение языческих представлений о мире (включая культовые праздники, почитания божеств и т.п.) с элементами христианского религиозного учения. Следует при этом учитывать, что речь идет не только внешних формах, но и содержательной стороне вопроса.
Православное вероучение в основе своей не противоречило многим установкам, доминировавшим в системе духовно-нравственных ценностей восточных славян. На Руси не сложилось стройной структуры языческих представлений, не существовало до конца оформленного жреческого сословия, поэтому оппозиция христианству быстро сошла на «нет». Огромную роль в деле утверждения православия на Руси сыграла существовавшая в X-XI вв. Кирилло-мефодиевская традиция, предполагавшая довольно большую степень свободы и веротерпимости в рамках новой религиозной системы.
|
На протяжении первых столетий существования христианства на Руси серьезной трансформации подверглись религиозные культы. Земледельческие племена восточных славян особо почитали богов, покровительствовавших земледелию. Поэтому, по мнению ряда исследователей, культ богини Макоши, слился в русском христианстве с почитанием Богородицы – покровительницы и заступницы земли русской. Это, в частности, подтверждается тем фактом, что до XV в. в храмовом строительстве преобладали церкви, освещенные в честь «богородичных» праздников (Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы), и только с утверждением идеи единоначалия в русском общественном сознании, складыванием единого централизованного государства (XV в.) доминирующим стало почитание Спасителя.
Введение христианства означало, что Русь сделала свой цивилизационный выбор. Монотеизм способствовал укреплению княжеской власти, а следствием этого стало усиление Киевской Руси как государственного образования. Новая религия содействовала государственному единству русских земель не только в политическом, но и в духовном плане. По мере усвоения христианского вероучения стали объединяться славянские и неславянские племена, слившиеся в единую древнерусскую народность. Выработался единый древнерусский язык, начала складываться единая культурная традиция, произошла стабилизация феодальных отношений в стране. Институт рабства, противоречивший принципам христианства, частично запрещался, что было закреплено в «Уставе» Владимира Мономаха.
Православная этика принесла на Русь идею самоценности отдельного человека. Начали утверждаться новые духовно-нравственные основы общежития, семейно-брачных отношений. Многие языческие обычаи («умыкание» невест, кровная месть) постепенно стали исчезать.
С принятием православия Киевская Русь приобщилась к культурным достижениям Византии, что позволило ей достичь немалых успехов в социально-политическом и экономическом развитии. Широкое распространение получили письменность, каменное строительство, иконопись, фрески, мозаика. Возникло школьное образование, центрами культуры стали монастыри, где развивалось летописание. Церковь во многом способствовала созиданию и сохранению культурных ценностей русского народа.
|
Киевская Русь повысила свой международный статус, встав в один ряд с другими христианскими государствами. Родственные отношения правящих династий, установившиеся после женитьбы Владимира I на византийской принцессе, снимали для Древней Руси угрозу вассальной зависимости от Восточной Римской империи.
В цивилизационном развитии Киевская Русь отошла от язычества и исламского Востока, сблизилась с христианским Западом. Однако выбор большинства соседних европейских государств пал на западно-католическое христианство, что в дальнейшем существенно осложнило положение русских земель. В религиозном сознании католиков и православных постепенно стал формироваться иноверческий стереотип. И те, и другие со временем перестали воспринимать друг друга как христианские народы. В XIII в. это выразилось в попытке осуществить католическую экспансию, которая успешно была отражена благодаря победам князя Александра Ярославича в Невской битве (1240) и на Чудском озере (1242).
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!