Глава III Терапевтические трансовые техники — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава III Терапевтические трансовые техники

2021-04-18 246
Глава III Терапевтические трансовые техники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

"ЛАД"

В. И. Эльманович

 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 (Методическое пособие)

 Часть II. Трансовые интегральные техники внутренней и внешней коммуникации.

Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

Г.

                  С О Д Е Р Ж А Н И Е

 Предисловие

Введение

Глава I Контексты

Глава II Наведение транса

Глава III Терапевтические трансовые техники

Глава IV Дальнейшее совершенствование в наведении транса

Глава V Метафоры и истории

А. Вовк предлагает принципы работы с учетом СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ.

В ВИЗУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

Если возникают реальные картинки, то в них все ясно.

При АБСТРАКТНЫХ КАРТИНКАХ информация кроется в АУДИАЛЬНОМ КАНАЛЕ. Тогда надо взять КАРТИНКУ, ПРОПУСТИТЬ ЕЕ ЧЕРЕЗ УШИ и ПОСЛУШАТЬ, КАКИЕ СЛОВА ОНА ВЫЗЫВАЕТ (клиент сразу их проговаривает).

Если РЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ НАЧИНАЕТ ИСКАЖАТЬСЯ ИЛИ УХОДИТЬ, значит задействована КИНЕСТЕТИКА. Нужно ВОЙТИ В КАРТИНКУ (ассоциироваться) и ПОЧУВСТВОВАТЬ, что это за ПЕРЕЖИВАНИЕ.

СВЕТ. Самый ресурсный - белый. Войти в столб света и «ПРОПИТАТЬСЯ» ИМ.

В КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ:

Если ТЕЛО как бы НАХОДИТСЯ В ПАНЦИРЕ, значит информация - в ВИЗУАЛЬНОЙ модальности.

При ВИБРАЦИИ В ТЕЛЕ - информация в АУДИАЛЬНОЙ модальности: «послушай и почувствуй».

Если «давит на уши» («ЗАКЛАДЫВААЕТ УШИ»), значит «КТО - ТО НАШЕПТЫВАЕТ НА УШИ».

При ЗВОНЕ В УШАХ: «ПОСМОТРИ... «

Ощущения В ГОЛОВЕ ВЫДУВАТЬ через ГЛАЗА и через РОТ.

Ощущения В ГРУДИ опустить и ВЫВЕСТИ через НОГИ И РУКИ.

7) ПРИ БОЛИ: «Какого ЦВЕТА боль?» («серого» - измена).

8) Можно проводить рефрейминг в трансе. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЧТО - ЛИБО ВЫБРАСЫВАТЬ ИЗ КИНЕСТЕТИКИ!

                   ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ

СРЕДА, на которую происходит перцептивная настройка.

ПОВЕДЕНИЕ: «Я не знаю, как это сделать. «

СПОСОБНОСТИ: «У меня нет способностей для совершения этого дела «.

ВЕРОВАНИЯ относительно себя: что «надо, нельзя, правильно, неправильно, неприлично» и относительно мира.

ОБРАЗ Я: «кто я есть; что мне говорит, что я; зачем я здесь; «т. е. «почему я это делаю»: Это - мои ценности, в основном представленные не вербально, а образно.

ДУХОВНОСТЬ. Это сфера действия психотерапии: «Обратитесь к Богу и он ответит, если пора», т. е. требуется НАМЕРЕНИЕ.

Доступ к нему - под влиянием химии, либо когда есть силы и есть намерение (они возникают по мере необходимости). Решение может быть двух видов:

1) получение дополнительных вариантов на том же логическом уровне,

Где есть проблема;

2) переход на более высокий уровень (по отношению к уровню, где есть проблема, это - метапозиция). Мы работаем со своим внутренним миром; "СВОБОДА ВОЛИ - ЭТО СВОБОДА ВЫБИРАТЬ СВОИ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ". СТРАХИ препятствуют выходу за индивидуальный контекст, так как при этом ОБРЫВАЮТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ. После их обрыва возникает ЧУВСТВО ЯСНОСТИ, понятности (озарения), но - в рамках определенного (более широкого) контекста.

Для обрыва горизонтальных связей требуется изменение личной истории ("движений по линии времени" и изменения истории личных отношений вплоть до кармических переживаний - если они имеются).

Доступ к личной истории мы получаем через соматические переживания (тело помнит все). В возникших образах, словах значимо то, что имеет соматический компонент. Очень важно "отпустить умерших" (особенно любимых и защитников).

Великий русский поэт А. А. Фет очень точно описал состояние человека, страдающего в рамках контекста и боящегося выйти за их пределы.

                       Напрасно!

   Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,

   И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечастно;

   Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу.

                       Напрасно!

                       Разлука!

    Душа человека какие выносит мученья!

    А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.

    Стою как безумный, - еще не постиг выраженья:

                       Разлука.

                       Свидание!

    Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.

    Она - то продлит и она - то усилит страдания,

    И в жизни туманной все будет обманчиво сниться

                       Свидание.

                        Не нами

      Бессилье изведано слов к выраженью желаний.

      Безмолвные муки сказалися людям веками,

      Но очередь наша, и кончится ряд испытаний

                        Не нами.

                      Но больно,

     Что жребии жизни святым побуждениям враждебны

     В груди человека до них бы добраться довольно...

     Нет! Вырвать и бросить! Те язвы быть может, целебны,

                      Но больно.

Но вернемся к технике наведения транса.

                    ПРИЗНАКИ ТРАНСА

Из них наиболее типичные:

· расширение зрачков;

· фиксация взгляда;

· смыкание век;

· замедление мигательного рефлекса;

· уменьшение общего количества движений;

· расслабление мышц;

· дыхание становится брюшным, более медленным и ритмичным, вдох длиннее выдоха;

· снижается частота пульса и сердцебиения;

· симметрично разглаживаются мышцы лица, в особенности - щеки, лоб, губы (этому предшествует кратковременное увеличение асимметрии);

· слабеет реакция на внешние шумы;

· изменяется цвет лица: побледнение соответствует диссоциированному образу, покраснение - ассоциированному;

· задержка моторных реакций;

· спонтанное идеомоторное поведение, например, подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание;

· движение становятся плавными или «как у робота».

Кроме того, у каждого клиента есть свои индивидуальные признаки.

Имеет значение и способ вхождения в транс. Так, при визуальном вхождении глаза смотрят вверх и ресницы ритмично подрагивают.

Для того, чтобы все это замечать, требуется высока сенсорная чувствительность - тренируйте ее у себя.

У присоединившего к клиенту терапевта возникает ощущение "эха собственного транса": "сливаешься с человеком в одно целое".

                 ТЕХНИКА ВВОДА В ТРАНС

Присоединиться к клиенту. Войти в транс самому. ВТОРАЯ (после ведущей) СИСТЕМА человека ЯВЛЯЕТСЯ ТРАНСОВОЙ. Поэтому можно медленно сместить клиента в эту систему. С ДИСКРЕТНЫМИ личностями: полностью занять его сознание (например, сложным счетом вслух), одновременно воздействуя на вторую систему или на все три.

ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА               ТРАНСОВАЯ СИСТЕМА

Правополушарные аудиалы             Отбивать ритм

Левополушарные визуалы              Аудиальная

Правополушарные визуалы             Кинестетическая

Правополушарные кинестетики         Аудиальная

Левополушарные кинестетики          Визуальная

Многие люди значительную часть жизни находятся в трансе, поэтому транс - это естественное состояние. Люди входят в транс на каждом шагу: когда стоят в очередях, едут в транспорте, сидят в аудитории. У всех есть потребность в трансе (как в еде, во сне). Большинство личных достижений сделано в состоянии транса. Если люди не могут входить в состояние транса, они "превращаются в роботов". Они не гибки. Во всех сбалансированных культурах имеются ритуалы, где используются гонги, барабаны, ритмичная речь, хороводы, прыжки через костер и т. п.. Они помогают людям войти в состояние транса и достичь тех изменений, которых они хотят. Западная цивилизации это утратили, мы - частично - тоже. Возрождение славянских языческих ритуалов сделает наш народ более счастливым и свободным.

СОСТОЯНИЕ СТРЕССА - ЗАСТЫВШЕЕ СОСТОЯНИЕ. В МОМЕНТЫ ФРУСТРАЦИИ наступает дезорганизация психических процессов - ЛЮДИ ЗАСТЫВАЮТ. Внимание становится жестко фиксированным, мышцы напрягаются, дыхание становится поверхностным, может прерваться на короткий момент (на вдохе и при затаивании дыхания происходит "запечатление", постановка негативных программ на якорь), как это бывает, когда вас в шутку кто - то напугает. В мозг поступает меньше кислорода. И именно тогда, когда люди более всего нуждаются в новых образах достижения, в новых мечтах и целях, чтобы по - новому направить свою жизнь, сама физиология делает создание этих образов невозможным. СОЗНАНИЕ отчаянно пытается облегчить муки стресса. Оно описывает все новые и новые круги в пределах тех ситуаций и событий, которые вызывают боль и от которых хотелось бы избавиться. ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ТОГДА ЗАДАТЬ СЕБЕ ВАЖНЫЙ ВОПРОС: "ЧЕГО Я ХОЧУ?"

Одной из целей транса является создание физиологического состояния, в котором человек может выйти за пределы "порочного круга", начать создавать новые образы достижения, что в свою очередь позволит ему по - новому направить свою жизнь, чтобы самоосуществиться в мире дезорганизации и стресса.

Одним из способов "разрыва порочного круга" является техника, предложенная Э. Цветковым для самостоятельной работы.

       ДВУХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "ВЗРЫВА ПРОСТРАНСТВА"

Привожу подробное описание, данное автором.

ОБОСНОВАНИЕ. Когда долго идешь по лесной тропинке среди густых зарослей и вдруг совершенно ВНЕЗАПНО выходишь на открытую светлую поляну (сравни технику Р. Асслажиоли "Дом"), с вами начинает неожиданно происходить нечто фантастическое. На мгновение появляется ощущение нереальности - будто мир покачнулся, чуть - чуть сместился и приоткрыл одно из своих многочисленных измерений. Художники эффект, полученный от неожиданного изменения перспективы, называли "взрыв пространства". В нашем сознании тоже происходит взрыв, который способен вывести вас к состоянию просветления, (озарение, инсайт), ВЫХОДА ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЫЧНЫХ ГРАНИЦ И КЛИШЕ, когда пробужденная интуиция вырывается потоком из недр личности и наполняет ваше существо.

Тот же эффект возникает, когда долго бродишь долго по узким кривым улочкам и внезапно выходишь на широкую площадь. ТЕХНИКА: сядьте напротив окна с открытой широкой перспективой, но не смотрите в него, а мысленно наметьте траекторию, по которой бы медленно мог ползти ваш взгляд.

Удобно расположитесь, полуприкройте веки и следуйте намеченной линией, чуть задерживая взгляд на мелких предметах (В). Плавно и постепенно пробирайтесь (К) в заданном направлении. Увлекайтесь этим занятием. Пусть оно полностью поглотит вас. Об окне забудьте. Вы забираетесь все дальше и дальше в толщу подробностей, в дебри деталей (В, К, полезно и обоняние). Вы переползаете на подоконник, где исследуете каждую трещинку, каждый бугорок и вдруг...

Резкий взмах ресниц - Глубокий вздох - Глаза широко распахнуты Вас буквально выбрасывает в открытое пространство. Сознание взорвано. Обломки штампов и навязанных стандартов разлетелись во все стороны. Обратите внимание на ощущение, будто " стало как - то яснее, светлее". Плавайте в невесомости своих мыслей, упивайтесь свободой. Всем существом отдайтесь этому переживанию.

Упражнение можно делать в любое время, когда почувствуете внутреннюю необходимость. Но особенно оно показано, когда в мыслях творческий застой. Предположим, вы безрезультатно бьетесь над решением какой-нибудь задачи. А ответ может оказаться за пределами вашего сознания. Взорвите сознание - решение объявится само собой - как вспышка, как озарение.

Эта техника применима в любом месте. Например, в метро. Выберите блестящую точку на поручне, "притянитесь" к ней и медленно скользите по сверкающему металлическому поручню. А потом внезапно сорвитесь - и в окно. Черное, космическое. Уже на следующей остановке вы обнаружите, что мир преобразился.

При выполнении этой процедуры соблюдайте один принцип и одну последовательность: медленно - в малом, внезапно - в большое; плавно - в замкнутом, резко - в открытое. Именно молниеносность контрастов рождает взрыв. И задействуйте все сенсорные системы.

Вернемся к теме главы. Милтона Эриксона  неоднократно спрашивали, что такое транс. Он давал внешне разные ответы, но по - сути - одно и то же. Транс - это результат фиксации внимания. Это - внимание обращенное внутрь (сосредоточение внимания на внутреннем мире). Гипноз - это передача образов.

Есть два традиционных подхода к гипнозу: авторитарный (гипнотизер "заставляет" клиента войти в состояние транса) и исследовательский (ученые стремятся выработать единообразие в подходе, например, используют фонограмму). Эриксон выбрал третий подход - кооперацию (вы создаете транс вместе со своим партнером).

ПРОЦЕДУРА СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ШАГОВ.

Шаг 1. Присоединение к клиенту.

Шаг 2. Хождение терапевта в транс и "ведение за собой" клиента.

Шаг 3. Произведение изменений.

Шаг 4. Выход из транса.

Эриксон старался использовать тот транс, который естественен для данного клиента.

Существует ДВЕ ГРУППЫ ТРАНСОВЫХ СОСТОЯНИЙ:

1. Внутренний транс - медитация на внутреннем состоянии (йогическая медитация). При этом на ЭЭГ, чтобы не происходило вовне альфа - ритм не подавляется.

2. Внешний транс - медитация на внешнем объекте (дзеновский). При внешних раздражителях альфа - ритм каждый раз подавляется. ТЕРАПЕВТ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ВО ВНЕШНЕМ (ДЗЕНОВСКОМ) ТРАНСЕ, а клиент может быть в любом.

Проблема пацианта "зашита" на любом горизонте сознания, а, находясь на других, он не может вспомнить. Задача терапевта - "вскрывать горизонты" и удерживать клиента на нужном горизонте. Поведение терапевта может быть активным (он вмешивается в "картинки") или пассивным.

Милтон Эриксон обычно говорил: "Вы можете ПРИТВОРЯТЬСЯ мастером какого угодно дела и справиться с этим делом. Совершенно не важно, умеете ли вы гипнотизировать или нет. Вернувшись домой, просто ПРИТВОРИТЕСЬ ГИПНОТИЗЕРОМ. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. И через некоторое время им надоест притворяться и они забудут, что всего лишь притворяются. НО НЕ ДАВАЙТЕ СЕБЯ ОДУРАЧИТЬ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВЫ ВСЕГО ЛИШЬ ПРИТВОРЯЕТЕСЬ".

Дон Хуан говорил: "Воин живет в бессмысленном мире так, как будто он имеет смысл".

Для нашего подсознания (нагваля) 4 - х шаговой процедуры вполне достаточно для успеха. С сознанием дела обстоит сложнее, и дальнейшее описание процедуры в данной главе рассчитано преимущественно на него.

СЕМИШАГОВАЯ ТАКТИКА НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА (М. ЭРИКСОН).

ИЛИ:

"вы сидите там и вам не нужно слушать мой голос"

"и вам не нужно смотреть на меня"

"и вам не нужно думать, что произойдет"

"и вам не нужно о чем - либо думать"

"и ваш мозг может заниматься сразу несколькими делами"

"и ваш мозг может слушать мой голос и может не слушать мой голос"

"он может запомнит то, что мы делаем, а может и не запомнит; он может

сомневаться в том, что вы находитесь в трансе или же быть уверенным в

том, что вы находитесь в трансе"

"вам вообще не нужно ничего делать"

"вполне достаточно, если вы будете просто вот так сидеть и будете

идти по пути своего подсознательного"

"пусть ваше подсознание начнет приобретать целостность всех знаний,

которые вы приобрели" Иными словами, Вы просто говорите клиенту, что

все, что он делает, он может не делать, а может делать.

Шаг 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСА.

При наведении транса М. Эриксон может делать какие - либо внушения, может рассказывать какую-нибудь историю. Он обязательно будет использовать особые виды предложений, чтобы сделать работу более эффективной. Таких приемов шесть.

1. ТРЮИЗМ (англ.) - утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью (самые очевидные утверждения). Этим вы стимулируете людей на то, чтобы они с вами соглашались, чтобы можно было создать атмосферу кооперации.

Примеры. Люди могут входить в транс. Люди могут изучить многое, люди могут применять эти знания. Для левитации руки: люди могу поднять руку. Для амнезии: люди могут забывать.

2. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ (ДОПУЩЕНИЕ). М. Эриксон предполагает, что желаемое паттерное поведение произойдет в некоторых предположениях, которые он использует.

Примеры. "Прежде, чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох".

Наведение транса: "Прежде, чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и медленный выдох".

Создание установки на обучение: "Прежде, чем вы узнаете что - то важное для себя, сделайте глубокий вдох".

Использование опыта, полученного в трансе: "Как вы думаете; в каких ситуациях вы сможете применить то, что узнали?"

Левитация руки: "Прежде, чем ваша рука поднимется, вам, возможно, захочется узнать, правая рука это будет или левая".

Амнезия: "По мере того, как вы начнете забывать то, что узнали, вы можете начать выпрямлять спину, продолжая сидеть на стуле".

3. ВОПРОСЫ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

Употребляются такие слова, как "любопытно", "сомневаюсь", "хотел бы знать" для того, чтобы привлечь внимание клиента к определенному явлению.

Наведение транса: "Мне любопытно, знаете ли вы о том, что уже начали входить в транс".

Создание установки на обучение: "Я сомневаюсь в том, что вы знаете, какой урок извлечете из пережитого в трансе". Использование опыта, полученного в трансе: "Мне хотелось бы знать в каких ситуациях вы будете использовать полученный опыт".

Левитация руки: "Я сомневаюсь в том, что вы знаете, которая из рук начнет подниматься".

Амнезия: "Мне любопытно, знаете ли вы о том, что именно вы забудете".

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Использовать паттерное поведение, которое уже происходит, для достижения желаемого поведения. Используя противопоставления, полезно опираться на кинестетику, чтобы создать у клиента убеждение в наличии противоположностей. Например: "Чем сильнее напряжены ваши мышцы в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию. "

Обычно вы берет поведенческую реакцию, предлагаемую вам клиентом, и комбинируете ее с той реакцией, которую хотели бы у него вызвать: "Чем сильнее вы сомневаетесь, сможете ли выйти в транс, тем более глубокий транс в конце концов возникнет".

Наведение транса: "Чем сильнее вы стараетесь оттянуть вхождение в транс, тем быстрее узнаете нечто новое". "Чем дольше вы сидите на стуле, тем глубже входите в транс". "Чем больше вы сопротивляетесь трансу, тем больше знаний вы получите". "Чем дольше вы боретесь с этой проблемой, тем быстрее появится разрешение этой проблемы".

Создание установки на обучение: "Чем сильнее сейчас ваше замешательство, тем более значительным будет результат".

 Левитация руки: "Чем тяжелее становится одна из рук, тем легче становится другая".

Амнезия: "Чем сильнее вы стараетесь запомнить, тем меньше вам удается вспомнить".

5. ЛОЖНЫЙ ВЫБОР ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА (ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА).

Родители используют этот прием в течение многих поколений. Они, например, говорят ребенку: "Ты хочешь пойти спать прямо сейчас или после того, как соберешь все игрушки?"

Определите, какую поведенческую реакцию вы хотели бы вызвать, а затем предложите клиенту разные способы проявления этой реакции.

Наведение транса: "Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или закрытыми глазами?"

Создание установки на обучение: "Вы хотите это узнать сейчас или попозже?"

Использование опыта, полученного в трансе: "Вы начнете применять то, что узнали сразу или по истечении какого - то времени?"

Левитация руки: "Если ваше подсознание хочет погрузиться в транс, то ваша правая рука поднимется. В ином случае поднимется левая рука". " Вы хотите, чтобы ваша рука поднималась быстрее или медленнее?"

Амнезия: "Как вы думаете, забудется ли это переживание целиком или только частично?" "Вы хотите забыть неприятности сейчас или когда выйдете отсюда?"

6. ПРАВО ВЫБОРА.

При применении этого типа внушений, привлекая внимание клиента к той реакции, которую хотите у него вызвать, вы предлагаете ему полную свободу выбора. Таким образом вы оказываетесь в беспроигрышной ситуации, поскольку каждая реакция клиента воспринимается как успех. Он чувствует облегчение, так как начинает понимать, что не должен реагировать каким - то определенным образом.

Один из приемов состоит в том, чтобы слегка изменить свой голос в тот момент, когда вы говорите о реакции, которую хотите вызвать.

Наведение транса: "Вы можете погружаться в транс медленно, постепенно или быстро, с открытыми или закрытыми глазами или вовсе не погружаться?"

Создание установки на обучение: "Вы можете понять все, что с вами произошло или же вам это будет понятно только частично. Вы можете отдавать себе отчет о том, что вы узнали или же оставаться в неведении. Или, возможно, вы вообще ничего не поняли". "Вы хотите получить отсюда много знаний или мало знаний, или вы вообще не хотите получать никаких знаний?"

Использование опыта, полученного в трансе: "Вы можете не использовать этот опыт или использовать этот опыт, можете изменить его так, как вам угодно, использовать часть его, либо придумать что - то совершенно новое". "Вы хотите применить ваши знания во многом или только в некотором, или совсем нигде не хотите применить?"

Левитация руки: "Ваша рука может подняться до уровня лица или она может остаться там, где она находится, или остановиться на полпути, или подняться только чуть - чуть, или же подняться совсем, став еще тяжелее".

Амнезия: "Вы можете помнить все, что пережили, или кое-что из того, что пережили, или вообще ничего". "Вы хотите забыть материал сейчас, потом или вообще не хотите забывать?"

М. Эриксон, например, говорил клиенту быстро и громко: "Вы хотите войти в транс быстро?" Затем понижал голос, когда произносил: "Или медленно?" И издалека безразличным спокойным тоном: "Или вообще не хотите входить?" Таким образом, он голосом определял тот выбор, который был ему предпочтительнее.

ПРИМЕРЫ ШЕСТИШАГОВОГО "ЭКСПРЕСС - ВНУШЕНИЯ".

I. Клиент чувствует себя не очень уверенно и хотел бы ВСПОМНИТЬ и ощутить те состояния, когда он был уверен.

1. Трюизм: "Люди могут чувствовать себя уверенно".

2. Предположение: "Прежде, чем успокоиться, сделайте глубокий вдох".

3. Вопрос на привлечение внимания: "Интересно, вы уже чувствуете, что становитесь уверенным?"

4. Использование противоположностей: "Чем дольше вы пытаетесь сопротивляться своей памяти, тем увереннее вы становитесь".

5. "Выбор без выбора": "Вы хотите быть уверенным сейчас или попозже, стать уверенным сразу или постепенно, или совсем не хотите стать уверенным?"

II. Клиент с болью в ноге.

1. - "Люди могут избавиться от боли в ноге, она у вас ослабеет".

2. - "Прежде, чем вы избавитесь от боли в ноге, она у вас ослабеет?"

3. - "Интересно, вы чувствуете, что избавляетесь от боли в ноге?"

4. - "Чем быстрее и глубже ваша нога расслабиться, тем быстрее исчезнет боль".

5. - "Вы хотите, чтобы ваша нога перестала болеть сейчас или потом?"

6. - "Вы хотите, чтобы ваша нога перестала болеть сейчас, потом или вообще потом никогда не болела?"

III. Клиент хочет вспомнить образ друга, которого давно не видел. Задача создать галлюцинацию, образ этого друга.

1. - "Люди порой видят галлюцинации".

2. - "Прежде, чем вы увидите образ друга, вы вспомните, как он выглядел".

   3. - "Интересно, вы уже видите образ друга?"

4. - "Чем больше вы расслабитесь, тем лучше вы увидите образ своего друга".

5. - "Вы хотите увидеть эту галлюцинацию ясно или не очень?"

6. - "Вы хотите увидеть образ своего друга сейчас, потом или вообще не хотите его видеть?"

Использовать транс можно, например, следующим образом.

Гипнотизер делает следующее внушение:

1. "Ваше подсознание может вспомнить давно забытое впечатление, которое поможет вам создать образ вашего будущего состояния. Смотрите и ждите, что появится. Когда вы вспомните это впечатление, кивните головой или поднимите палец"...

2. "На уровне вашего подсознания вы начинаете связывать это впечатление как ресурс с вашим образом достижения"...

3. Пауза... "И когда вы закончите соединять это прошлое впечатление с образом будущего, вы можете испытать чувства уверенности в себе, удовлетворенности, а также безопасности оттого, что знаете, что ваше подсознание имеет все те необходимые ресурсы, которые вам нужны для достижения ваших целей".

7. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ. Мне очень нравится следующий вариант М. Эриксон.

Терапевт делает внушение, что сегодня вечером или ночью, может быть, в сновидениях, а может - завтра или на следующей неделе, либо в какой - то иной период времени клиент вдруг увидит яркую вспышку света, которая полностью поглотит его внимание и он вспомнит снова это давнее впечатление и оно предстанет перед ним в особом свете. Затем терапевт переориентирует клиента на ситуацию "здесь и сейчас".

     ГЛАВА III. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСОВЫЕ ТЕХНИКИ

I. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "СПЯЩЕЙ РУКИ".

Разработана Д. Гриндером и Р. Бэндлером для взрослых и детей - комбинация НЛП и гипноза.

  В дальнейшем, думаю, не стоит упоминать о шаге 1 - вхождение терапевта в рабочее состояние и шаге 2 - присоединение к клиенту - потому что для нас это стало трюизмом.

Шаг 1. Обращаемся к клиенту: "Вы знаете, что у вас есть спящая рука, которая

         видит сны?" Когда клиент заинтересуется

Шаг 2. "Какую телепередачу вы больше всего любите?" Пока клиент оценивает  

       визуальную информацию, вы смотрите, в какую сторону движутся его

       глаза.

Шаг 5. Изменения.

     Если клиент выполнил эту процедуру (об этом мы судим по

   его кинестетике, а он сообщает кивком головы), то предлагаем ему

   "вернуться сюда" и посмотреть на себя будущего:

   "изменился ли он, и как именно?" Периодически используем

   слова "слова М. Эриксона": "Хорошо... Запоминайте это... Это

   очень важно... А как Вы намеренны использовать полученные

    знания в дальнейшей жизни?" - и получаем ответ (см. технику

   неопределенного задания).

Шаг 6. Подведение итогов.

     Предлагаем клиенту из "здесь и сейчас" посмотреть на

   себя в будущем, поблагодарить за все, что он сделал для

   настоящего, попросить и выслушать советы. Проститься.

     Поблагодарить подсознание за "все, что оно сделало" для

   клиента. Посидеть молча, осознавая В, А, К, О признаки озарения

   (состояние повышенного осознания). При желании клиент может сообщить

   эти признаки терапевту. Терапевт своим вторым вниманием (если он себе

   это разрешит) может видеть свечение вокруг головы, тела клиента.

    VI. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ В ГЛУБИНУ СВОЕГО Я".

Предложена без названия А. Вовком.

Шаг 1. Обращаемся к клиенту с вопросом: "Как ты знаешь, что ты

    это ты?" Обычно в начале получаем ответ в дискретной системе, типа

   "Каждый человек это знает... " и т. д., либо отказ "Не знаю... Знаю и все".

   Используем работу с мета - моделью. Могут быть ответы: " Не помню".

   Тогда вопрос: "А

   как именно ты помнишь, как знаешь, что ты вспоминаешь

   именно свое детство, видишь именно свою детскую фотографию? Сейчас

   ты выглядишь совсем иначе, но знаешь, что и

   это был ты"... и т. д.. Задавая различные вопросы, мы ведем клиента к

   тому, чтобы он обратил внимание на кинестетические ощущения, с

   которыми он бессознательно отождествляет себя. Задача терапевта - быть

   гибким. Например, можно спросить: "А кто это сейчас говорит: "Я". А в

   каком месте тела он находится: в голове, шее, груди, животе или

   где-нибудь еще?"

   Наконец клиент отвечает (например, "в груди").

Шаг 2. Просим клиента исследовать, что собой представляет "Я"

   (В, А, К, О), сначала - снаружи. Используем технику наложения: "А какой

  формы "Я"? А какова фактура поверхности? А

   какого цвета? Вкуса? Запаха? А какой звук ты слышишь?"

Шаг 3. Здесь и далее можно выбирать один из двух вариантов:

   1. Сказать клиенту: "РАЗРЕШИ этому шару (яйцу, кубу, и

   т. д.) увеличиться так, что ты окажешься внутри него".

   После чего клиенту предлагается экспериментировать с

   этим: расширять границы "Я" до максимума, проверить свои

   ощущения и привести размеры "Я" к наиболее оптимальным

   (наиболее приятным) - нечто вроде Раджи йоги.

   2. Предложить клиенту "уменьшиться до такого размера,

   чтобы можно было пройти через оболочку и войти внутрь".

   Инструкцию варьируем в зависимости от реакции клиента.

   Например, если он "все равно не может попасть внутрь",

   можно сказать: "Ну тогда просочись через оболочку", или

   "Уменьшись до размера хоть нейтрино, а оно свободно прони  , или

   "Тогда уменьши свое внимание и отправь "автоматический зонд внимания

   "внутрь" и т. д..

Шаг 4. Сказать клиенту: "А теперь исследуй, что внутри этого шара. Посмотри..

  ., пощупай..., послушай..., понюхай...,

   попробуй на язык... " Если заблокирована визуальная система ("ничего не

   вижу"), то: "А какого цвета это "ничто"?

   Если виден гомогенный цвет (черный, серый), предлагается

   следующая процедура: "Пропусти эту черноту через себя,

   через каждую клеточку тела, через глаза, уши, рот, легкие,

   сердце, желудок... " и т. д.. "И посмотри, что получилось".

   После этого гомогенный цвет либо исчезает (тогда переходим к следующей

   процедуре), либо меняется, либо превращается в какой - либо предмет.

   Изменившийся цвет клиент снова

   "пропускает через себя в обратном направлении" (иногда

   требуется это сделать несколько раз: "Ты пропустил цвет

   не через все клетки организма...). Образовавшийся предмет

   можно так же "пропустить через тело". Далее продолжим

   исследовать "шар" с помощью В, А, К, О - сенсорных систем.

   Внимание терапевта направлено на поиски асимметрии "шара" -

   линии (борозды, выступа), разделяющей личность на две

   части (обычно - правую и левую). Обнаружив асимметрию,

   просим исследовать "разграничительную линию" ("пройти" через нее,  

   "пропустить" ее через себя). ИЛИ: "Посмотри на

   эту линию: нет ли где - то на ней места, которое отличается

   от других чем - либо. Пойди туда и исследуй это место"

   (В, А, К, О). После этого асимметрия исправляется или даже

   разделение исчезает. Тогда возвращаем клиента в "здесь и

   сейчас".

   Если на этом шаге возникает кинестетическая реакция у

   клиента, применяем процедуру, описанную в следующей технике и

   возвращаем клиента из транса.

Эту технику можно использовать и как способ введения клиента в транс.

  VII. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ" или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ

                       ЗА РЕСУРСАМИ".

Предложена без названия А. Вовком. Работа с "временными линиями" подробно описана.

Для введения в транс можно использовать любой прием, в том числе - предыдущую технику. "Путешествие в глубину своего "Я". Можно так же "идти от симптома", который хочет устранить клиент. Тогда мы идем прямо от диагноза (или симптома). Например, клиент говорит: "У меня шейный остеохондроз". Вопрос: "А как ты ощущаешь его?" Он отвечает, например: "Боль в... ". Дальше переходим на предыдущую технику - "Исследуй это образование (боль) снаружи: В, А, К, О". "Уменьшись... и проникни внутрь... Посмотри, пощупай и т. д., где ты находишься? Что привлекает твое внимание (например, неприятно), с какой это стороны?... Иди туда... Если нет ясной картины, пропусти через себя... (В, А, К, О)".

Таким образом:

Шаг 1. Введение в транс.

Шаг 2. "Проникновение внутрь своей личности" (этот шаг требуется не всегда).

Шаг 3. Исследование информации, имеющейся в подсознании с использованием техники наложения. Здесь могут быть три варианта:

   1) Появление ярких картин, звуков или (и) интенсивных переживаний

   (длительных или мгновенных), которые клиент

   идентифицирует с конкретными событиями своей личной истории - инсайт.

   2) Столь кратковременное возникновение информации, что

   клиент не успевает ее осознать. В это<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.226 с.