Направленность тренировочной работы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Направленность тренировочной работы

2021-04-18 83
Направленность тренировочной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой квалификации.

В настоящее время, как физиологи, так и специалисты в разных видах спорта концентрируют внимание на биологической сущности спортивной тренировки и медико-физиологической направленности ее научно-методического обеспечения. Этот подход становится профилирующим при рассмотрении вопросов о физической нагрузке, ее рациональных объемах и интенсивности в сочетании с отдыхом, восстановлением, реабилитацией.

В современном плавании, где необходимо добиваться развития у спортсменов широкого диапазона физических качеств, двигательных способностей, актуальность проблемы тренировочных нагрузок при построении учебно-тренировочного процесса более чем очевидна.

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным, явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Как пишет В.Н. Платонов в книге «Подготовка квалифицированных спортсменов», спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.

Как известно, развитие выносливости в циклических видах спорта должно предусматривать рациональную дозировку тренировочных нагрузок с подбором правильного соотношения объема и интенсивности, а также эффективное планирование этих нагрузок.

Объем и интенсивность - основные показатели выполняемой тренировочной работы в плавании. Объем нагрузки является количественным показателем, который может выражаться временем, затраченным на тренировки, числом проведенных тренировок, общей длиной дистанции проплывания. Интенсивность нагрузки - показатель мощности проделанной тренировочной работы. Он выражается в проплывании отрезков или дистанции с учетом времени или скорости.

Следует отметить, что одним из основных условий успешной подготовки пловцов является рациональное планирование тренировки, умение найти правильное сочетание всех компонентов спортивной подготовки, т.е. рассчитать правильную дозировку тренировочных и соревновательных нагрузок (как по объему; так и по интенсивности) подбор наиболее прогрессивных средств и методов тренировки.

Фундамент высших достижений в плавании закладывается в подготовительном периоде спортивной тренировки, обеспечивающем эффективность всей последующей работы в годичном цикле (Белоусов, 2000). Учебно-тренировочные занятия в начале сезона необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, с обязательным включением дополнительных видов спорта, преследуя цель общей физической подготовки, и постепенным повышением интенсивности физической нагрузки (А.Д.Викулов, 2003). Выявлено, что значи­тельная по объему и интенсивности физическая нагрузка по плаванию в течение одного месяца с использованием беговых нагрузок в виде активного отдыха приводит к повышению результатов в обоих видах деятельности (В.В.Кузнецов, 1981). Однако в плавании часто встречается недооценка значения такой важной части спортивной тренировки, какой является общая физическая подготовка (Л.П.Матвеев и др., 1991).

Моделирование специальной подготовленности пловцов с помощью определения наиболее значимых факторов может способствовать оптимальному подбору средств и методов в направленности проведения учебно-тренировочного процесса. В современной тренировке пловца существенное внимание уделяется развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, так как подмечено, что пловцы на дистанции 100 м достигают средней скорости 1,75 м/сек, преодолевая при этом внешнее сопротивление до 122 кг (В.В.Кузнецов, 1981).

Если с первого этапа подготовительного периода использовать повышенный объем работы скоростной направленности при относительной интенсивности до 62 %, то это будет способствовать эффективному комплексному развитию двигательных качеств юных пловцов 10—12 лет, обеспечивая улучшение результатов и приспособление к перенесению физических нагрузок (В.Н.Платонов, 1997).

Большой объем тренировочной работы, проводимой на 2-м этапе подготовительного периода с несколько меньшей скоростью, чем соревновательная, обеспечивает улучшение общей и специальной работоспособности пловцов (В.Н.Платонов, 2000). В течение первых 2—4 лет спортивной тренировки у пловцов отмечается наибольший прирост скорости плавания, а ее наивысшие показатели достигаются в основном после 5—11 лет тренировочных занятий, причем увеличение происходит скачками (ступенеобразно) (А.Б.Саблин; А.В.Костиков, 2002).

На здоровье юных пловцов не оказывают отрицательного воздействия занятия с большой нагрузкой при объеме интенсивной скоростной работы до 60—65 % от общего объема, которая в достаточной степени соответствует их функциональным возможностям (В.И.Дубровский, 2002). Юные пловцы 10—12 лет могут освоить современные тренировочные нагрузки при условии оптимальной организации учебно-тренировочного процесса путем использования 2-разовых занятий в день, что улучшает функциональные показатели: снижает ЧСС на 7 %, увеличивает ЖЕЛ на 14 %, MB Л — на 10 % (Е.Е.Яскевич, 2003). Обосновано использование больших физических нагрузок в спортивной тренировке по плаванию, которые, вызывая временное снижение работоспособности, в дальнейшем повышают ее относительно исходного уровня (В.Г.Карпеев, 2000).

Воспитанию специальной выносливости у пловцов 10—12 лет способствуют организация используемых средств, оптимальное распределение объема мышечной работы на длинных, средних и коротких отрезках на 1—2-м этапах подготовительного периода в пропорции 45—40—15 % и 25—45—30 % (С.Ф.Сокунова, 2002). Это создает кумулятивный эффект, обеспечивающий рост спортивных достижений в соревновательном периоде. Проведение учебно-тренировочных занятий, направленных преимущественно на развитие скоростных качеств, положительно влияет уже в первый месяц, на развитие скоростной выносливости — через 1,5—2 месяца, на выносливость — через 2—2,5 месяца (Л.П.Макаренко, 1983).

Предлагается оптимальная последовательность развития двигательных качеств в сдвоенном тренировочном цикле: выносливость – быстрота - скоростная выносливость.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ НА СУШЕ

Скоростно-силовая подготовка планируется на базе общей физической подготовки и практически является ее специализированным продолжением (С.М.Вайцеховский, 1986). Спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Физическая подготовка – наиболее важный, стержневой раздел спортивной тренировки. Он направлен на оптимальное развитие двигательных способностей, на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной спортивной работоспособности (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Скоростно-силовые способности пловца – это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время с высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатного энергообеспечения (В.Н.Платонов, 1983; Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовых способностей направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений, обычно имитирующих гребковые движения. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Упражнения на суше должны подчиняться решению следующих двух главных задач:

1) развитие силы, гибкости и быстроты спортсмена применительно к улучшению техники основного способа плавания с учетом длины дистанции состязаний;

2) повышение специальной работоспособности организма пловца и воспитание его воли.

Специализация в любом способе предъявляет ряд специфических требований к развитию двигательных качеств пловца. Кролисту, например, необходимо иметь мощную и хорошо подготовленную мускулатуру рук и плечевого пояса, отличную подвижность в суставах ног и в плечевых суставах. Те же качества важны для дельфиниста, но он должен обладать большей гибкостью во всех суставах (особенно позвоночного столба). Несколько иначе обстоит дело с подготовкой современного брассиста: ему желательно развивать одинаково мощную мускулатуру, как плечевого пояса, так и ног, совершенствовать такую подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, которая, с одной стороны, обеспечивала бы возможно лучшую опору ног о воду, а с другой — позволяла бы производить ими эффективное, «жесткое» отталкивание. Определенные требования к специальному развитию двигательных качеств предъявляет и длина основной дистанции, избранной спортсменом в качестве своей узкой специализации. Так, большинство спринтеров отличается более развитой («тяжелой») мускулатурой, способностью производить в единицу времени значительно более мощную работу, но они менее выносливы, а иногда и менее гибки, чем пловцы на средние и длинные дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития мускулатуры рук и плечевого пояса кролистов, спинистов и дельфинистов в настоящее время широко используются специальные упражнения с гантелями, резиновыми и блочными амортизаторами, а также упражнения на различных приспособлениях. Движения в этих упражнениях по характеру и темпу похожи на движения во время проплывания на соревнованиях основной дистанции. Для этой цели в перечисленных упражнениях необходимо тщательно подбирать оптимальный вес применяемых отягощений (Н.Ж.Булгакова, 1996; В.Н.Платонов, 2000).

Чтобы совершенствовать специальную гибкость (т. е. гибкость, необходимую для формирования лучшего варианта техники основного способа плавания), систематически применяют соответствующие этой задаче упражнения, как в утренней гимнастике, так и в разминке в воде.

Для развития силы и гибкости ног брассистов планируют различные приседания, подскоки, прыжки, а также специальные упражнения с отягощениями. Немецкие тренеры, к примеру, разработали целую систему упражнений для брассистов, включающую разнообразные движения ногами, обутыми в ботинки со свинцовыми подошвами (вес которых можно изменять). Как показали наблюдения, эти упражнения укрепляют мускулатуру ног и увеличивают скорость проплывания различных отрезков. Упражнения на суше, используемые для повышения специальной работоспособности (той, которая необходима пловцу на основной дистанции), применяются в тренировке пловцов на короткие, средние и особенно длинные дистанции. Известно, что продолжительная по объему и интенсивности тренировка только в воде утомляет пловца, спортсмен теряет чувство «свежести», утрачивает желание посещать бассейн. Значительно легче переносятся те же нагрузки, если часть упражнений, направленных на повышение специальной работоспособности, будет выполняться на суше, а другая в воде. К числу таких упражнений на суше можно отнести бег, спортивную ходьбу, передвижение на лыжах и т. д. в различном темпе (от умеренного до предельного), в течение времени, равного планируемому результату на основной дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростно-силовой работы – анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ), длительность однократной работы не должна превышать 15-20 секунд, количество повторений в серии 10-16 при интервале отдыха 40-90 секунд. Считается, что большом количестве повторении активизируется гликолитический реситнтез АТФ (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития скоростно-силовых способностей при тренировке на суше используется всё многообразие средств силовой подготовки – штанги, блочные, фрикционные, пружинно-рычажные и изокинетические тренажёры. В отягощенных движениях, имитирующих гребковые движения, должны применятся такие отягощения, с которыми спортсмены способны выполнять движения с угловой скоростью 140-210 градусов в секунду (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка на наклонной скамье (тележке). В этом случае нагрузка дозируется в зависимости от количества движений и наклона скамьи. Если тренировка на скамье направлена на развитие выносливости, то выполняется, например, серия 10 раз по 50 движений (скамья имеет при этом довольно пологий наклон – 25 - 30º). Если же тренировка направлена на развитие силы, наклон скамьи больше, а серия составляет 10 – 20 раз по 20 движений. (И.М.Кошкин, 1986).

Тренировка на комплексное развитие выносливости и быстроты. Вначале выполняются серии на выносливость (5 раз по 3 мин, или 10 раз по 2 мин, или 3 раза по 5 мин). Затем следует работа на быстроту (10 раз по 30 секунд сопротивлением 90 – 95% от максимального и 10 раз по 20 секунд с увеличением сопротивления во второй серии). (Б.Д.Зенов, 1987).

Специальная тренировка на суше включается в программу не реже 3 раз в неделю. Ее продолжительность до 25 мин «чистого» времени.

Планируя тренировку на суше, мы стремимся к тому, чтобы разнообразить средства и методы работы в течение сезона. Это делается не только ради того, чтобы добиться всестороннего воздействия на организм спортсмена, но и для того, чтобы создать условия для психологического переключения. Дело в том, что современная практика пловца с ее большими и продолжительными нагрузками весьма монотонна и однообразна и нередко приводит к большим психическим перегрузкам. Возможность внести разнообразие лучше всего предоставляется во время занятий на суше. (С.М.Вайцеховский, 1987).

В результате объёмной и напряженной работы скоростно-силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень скоростно-силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возможностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей скоростно-силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в скоростно-силовой подготовке пловца выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.

Упражнения на суше предполагают более полное соответствие специфическим требованиям и условиям скоростного плавания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и т.д.), кроме величины отягощения, упражнения должны ещё максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ В ВОДЕ

Из средств специальной физической подготовки спортсмена в воде (как ее именуют, специальной плавательной подготовки) необходимо выделить две основные группы подводящих упражнений. Первая — должна обеспечивать повышение абсолютной скорости плавания, вторая — направлена на развитие скоростной выносливости спортсменов, иначе говоря, — способности удерживать максимально высокую скорость плавания на протяжении всей основной дистанции.

Абсолютные «скоростные» возможности пловца следует «измерять» на отрезках в 25 или 50 м, которые он в состоянии преодолевать с максимальной скоростью. Более продолжительные нагрузки не будут уже характеризоваться работой максимальной интенсивности. Недаром проплывание 75 м, а для некоторых спортсменок даже и 50 м связано уже с нагрузками, предъявляющими значительные требования к уровню развития их скоростной выносливости.

Методика повышения абсолютной скорости плавания. Средствами всесторонней физической подготовки на протяжении многих лет занятий спортом развивается и совершенствуется быстрота юного пловца, т. е. то двигательное качество человека, которое определяет его способность осуществлять быстрые движения в высоком темпе.

Совершенствуя быстроту ученика, тренер тем самым создает благоприятные предпосылки и для повышения абсолютной скорости плавания. Однако сам по себе высокий уровень быстроты спортсмена еще не сопровождается отличными показателями в плавании на коротких отрезках.

Для решения этой задачи должна быть проведена серьезная тренировка спортсмена в воде.

Было время, когда эта тренировка главным образом сводилась к повторному преодолению отрезков 25 и 50 м в максимальном темпе. Однако это упражнение не всегда способствовало увеличению скорости плавания. В некоторых случаях картина была иной — ухудшилась техника спортсмена, а вслед за этим утрачивалась его способность проплывать отрезки даже с доступной ранее скоростью.

Известно, что первая половина дистанции в заплыве на 50 м проплывалась спортсменами несколько быстрее, чем в каждой из двух отдельных попыток, посвященных достижению максимальной скорости на отрезках длиной в те же 25 м. В тренировке спортсменов с этим можно столкнуться довольно часто: излишняя мобилизация всех сил во время плавания на очень короткие отрезки сковывает их движения, ухудшает технику, приводит к падению скорости на дистанции. В заплыве на 50 м первая половина отрезка преодолевается опытным пловцом энергично, но довольно экономно. Это и приводит к тому, что он зачастую проплывает ее лучше, чем в специальном заплыве на 25 м.

Таким образом, методика повышения абсолютной скорости плавания будет эффективна лишь тогда, когда она тесно увязана с методикой совершенствования техники спортсмена.

В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием».

В воде для развития скоростно-силовых способностей используется плавание в полной координации и по элементам на отрезках 10-25 метров, плавание на этих отрезках с дополнительными сопротивлениями и в лопатках с максимальной интенсивностью движений, плавание с удержанием груза на блоке, а также соревновательное плавание на 25 и 50 метров. Используется повторный и интервальный методы при небольшом числе повторений от 6-8 до 12-16 раз(Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовой направленности способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон, хотя и в несколько меньшей степени, чем метод повторного максимума. Повышение скорости креатинфосфокиназной реакции и ресинтеза АТФ на фоне увеличения мощности мышечных сокращений сопровождается увеличение скорости плавания (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Рассмотрим наиболее употребительные упражнения «силового плавания»:

Плавание с резиновым шнуром. Впервые комплексы упражнений с резиновыми шнурами были разработаны в 1978 г. при подготовке к чемпионату мира. В последующие годы проводились длительные практические эксперименты, в результате которых тренировка со шнурами совершенствовалась, уточнялась, пока не стала такой, как в настоящее время.

Мы исходили из того, что плавание с растягиванием резинового шнура создает, прежде всего, дополнительное сопротивление в воде и способствует быстрому росту силовых качеств. Однако это еще не все. Плавая с резиной, спортсмен довольно быстро (быстрее, чем с помощью других средств и приемов) находит правильную координацию движений, повышает слитность (взаимодействие) движений рук и ног, что в целом приводит к быстрому и ощутимому росту скорости плавания (особенно на отрезках 50, 75 и 100 метров). При плавании с растягиванием шнура исключительно хорошие условия для развития у пловца волевых качеств, что является важным условием для подготовки спортсмена мирового класса. Кроме всех перечисленных факторов немаловажно и то, что при правильной организации тренировка со шнуром вносит в работу пловца определенное разнообразие, вызывает дополнительные эмоции и в целом способствует психологической разгрузке спортсмена. (И.М.Кошкин, 1986).

На тренировке применяется резина разного диаметра и разной упругости, чтобы спортсмен был способен во время плавания растягивать шнур на 25 метров. При этом с помощью динамометра мы подбираем шнуры с натяжением 15, 20 и 25 кг для девочек и 20, 25, 30 и 40 кг – для мальчиков. Если шнур при растягивании не дает нужного сопротивления, его немного укорачивают (наматывая на стартовый поручень тумбочки).

Следует заметить, что работа с резиновым шнуром наиболее эффективна тогда, когда она сопровождается постоянным контролем за силой тяги на суше и в воде. Смысл систематических измерений силы тяги (особенно в воде) состоит, прежде всего, в следующем: знание максимальных показателей тяги позволяет тренеру подбирать такие шнуры и такие режимы выполнения упражнения, с которыми спортсмен постоянно должен (хотя бы немного) поработать выше предела своих возможностей – «через не могу». Вторая причина обязательного измерения силы тяги заключается в том, что сами измерения силы тяги являются для спортсменов постоянным стимулом, т. е. позволяют постоянно фиксировать рост и развитие силовых качеств, и непросто силовых качеств, а именно тех, в которые спортсмены верят (сила тяги в воде в общей координации и отдельно рук и ног). (Б.Д.Зенов, 1987).

Широко используется в нашей тренировке и буксировка спортсмена на резиновом шнуре. Этот прием позволяет создать такие условия, при которых спортсмен может плыть со скоростью, превышающей соревновательную.

Очень важно подчеркнуть, что эффективность упражнений с резиновым шнуром в значительной степени зависит от индивидуального подбора, как натяжения шнура, так и чередования упражнений.

В целом в программе на работу со шнуром в течение года отводится в среднем 1,5 – 2 часа в неделю, т. е. 3 – 4 раза по 30 минут «чистого» времени.

В период непосредственной подготовки к соревнованиям (последние 2 – 3 недели) в программу включаются два варианта упражнений:

a) интервальное плавание: 15 раз по 25 м при помощи ног, стартуя через 1 мин 15с; 10 раз по 25 м при помощи рук, стартуя через каждые 1 мин 20 с; 20 раз по 25 м с полной координацией движений, стартуя через 1 мин. Интервалы отдыха – возвращение к стенке бассейна – свободное плавание кролем;

b) повторное плавание на максимальное растягивание шнура: 20 раз с полной координацией движений, 15 раз при помощи ног и 15 раз при помощи рук. Интервалы отдыха – в зависимости от самочувствия, но не более 1 – 1,5 мин.

Плавание на блоках. Плавание на блоках включается в нашу программу главным образом в подготовительных периодах тренировки, когда закладывается фундамент общей и специальной силовой подготовки. Обычно выполняется следующая стандартная серия:

груз 8 – 12 кг, плавание с полной координацией движений; 3 раза по 5 мин;

груз 5 – 6 кг, плавание при помощи рук; 3 раза по 5 мин;

груз 6 – 8 кг, плавание при помощи ног; 3 раза по 5 мин.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.