Модели развития межличностной конфликтной ситуации. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Модели развития межличностной конфликтной ситуации.

2021-04-18 72
Модели развития межличностной конфликтной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важная роль принадлежит установке, которая связана с ситуационным поводом, к которому относятся:

· характер ситуации;

· условия протекания конфликта;

· опыт отношения сторон.

Характеристики прежнего опыта Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления Опыт непреодоления разногласий и недоговоренности Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия
Отношение к новой ситуации Уверенность в возможности договориться; стремление к поиску взаимопонимания Отсутствие уверенности в возможности договориться; поиск формального выхода из ситуации Нежелание договориться; актуализация негативных чувств
Параметры взаимодействия:      
1. цель 2. неформальные компоненты в общении 3. восприятие противостоящей стороны 4. средства воздействия     5. тип взаимодействия Договориться Позитивные   Партнер   Использование неформальных компонентов (убеждение, аргументация, попытка договориться)   Сотрудничество (сохранение отношений) Решение проблемы Формализованное общение   Оппонент   Использование формальных компонентов; апелляция к формальному порядку     Кооперация Победить Негативные   Противник   Использование средств борьбы (силовой давление, эмоциональные удары, ловушки) Конкуренция  
Исход конфликта Конструктивное разрешение Неопределенный исход Деструктивный исход

 

Разрешение конфликтов.

Управление конфликтом – процесс контролирования конфликта самим участниками или внешними силами (пр. социальные институты: суд, власти, спец. лица).

Разрешение конфликта – 1) устранение или минимизация проблемы, разделяющей стороны;

2) достижение согласия между участниками.

На разрешение конфликта влияет тип конфликта, жесткость проблемы и величина конфликта.

Дойч: величина конфликта – предполагаемое различие в результатах, получаемых стороной при ее выигрыше или при выигрыше в конфликте другой стороны (как соотносятся выигрыши и проигрыши каждой из сторон).

Чем больше конфликт, тем меньше он доступен конструктивному разрешению, а также он имеет тенденцию к расширению.

Существуют конфликты «здесь и теперь», которые локализуются в ограничении действий => разрешаются более конструктивно, чем конфликты, которые разрешаются в терм. Принципов, прецедентов, прав (более затянуты).

Характеристики конфликтных сторон (влияют на разрешение конфликта):

  • атрибутивные тенденции;
  • потребность во власти и контроле;
  • кооперативная или конкурентная ориентация;
  • гендерные, этические особенности;
  • характер и степень взаимозависимости участников в конфликте.

Навыки управления конфликтом – коммуникативные навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведение диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов.

Решающий инструмент – эффективная коммуникация.

Зрелось конфликта – стадия конфликта, когда все участники готовы принимать его серьезно и хотят сделать все, чтобы его прекратить.

Психотерапия при конфликте.

В основу положена общемедицинская модель работы с пациентами.

Психотерапевт на основе симптомов ставит диагноз.

Цель психотерапевта – перевести подсознание на уровень сознания.

Главная задача – борьба с вытеснением (чтобы Ид стал Эго). Пациент отрицает, вытесняет свою проблему, сопротивляются психотерапевту => метод конфронтации, т.е. психотерапевт ставит клиента лицом к лицу с проблемой => пациент сопротивляется извлечению проблемы из бессознательного и психотерапевту => противоборство.

1. Психоанализ: основное внимание уделяется явным психическим расстройствам, а не личности, в следствие неверия Фрейда в стремление личности к саморазвитию. Он считал, что Я – слабый посредник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием.

Последователи Фрейда – Хорни, Саливан – рассматривали психотерапию как метод развития личности.

2. Поведенческая психотерапия (наблюдаемое реагирование на внешние воздействия). Особенности бихевиорально – когнитивных подходов:

  • основная задача – содействовать увеличению потенциала клиента; уменьшение или исключение нежелательных способов реагирования;
  • не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;
  • жалобы клиента воспринимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптом, лежащий за ним проблемы;
  • цели терапии понимаются таким образом, что и клиент и психотерапевт знают когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Т.о., основная цель – улучшение реагирования человека и эффективная адаптация человека к социальному окружению => достижение большей внутренней гармонии.

Рационально - эмотивная поведенческая терапия Эллиса (рациональное/иррациональное).

Гришина: исследования в трудовом коллективе => вывод: любой руководитель остро переживает ситуации, когда ему приходится отказывать подчиненному, т.к. человек стремится отвечать ожиданиям других людей.

Бернс: когда человек испытывает гнев появляется искажение ситуации: использование ярлыков, чтение чужих мыслей, преувеличение негативного характера происходящего, неадекватные заявления (пр. должен/не должен).

Т.О., данные подходы ориентирован на интерперсональные контакты, разрешение которых ведет к разрешению внутриличностных проблем.

Гуманистическая психология.

Появляется понятие личностного роста. Ставится под сомнение психотерапевтическое воздействие, его эффективность.

Психотерапевт принимает участие в исследовании клиентом глубины своей души.

Основная задача – инициировать и направить клиента => клиент – центрированная терапия.

Вредным считается постановка диагноза, т.к. он сопряжен с категоризацией, а каждый человек индивидуален.

А. Маслоу: необходимость неискажения своим опытом непосредственного переживания клиентом его ситуации, клиент может позволить оставаться самим собой.

Т.о., психотерапевт – это посредник, помогающий человеку найти путь к самому себе.

Бюдженталь.

Роджерс: клиент – центрированная терапия – такая психотерапия, которая имеет своей целью реализацию существенных у потенциально компетентного клиента способностей, а не искусную манипуляцию более или менее пассивной личностью.

Особенность клиент – центрированной терапии – отказ от ориентации на поиск причин в прошлом и перенос акцента на «здесь и теперь».

Положения клиент – центрированной терапии:

  • подход Роджерса в значительной степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации; терапия – это обретение клиентом свободы, нормального роста и развития;
  • данная терапия больше опирается на чувства, чем на интеллектуальное осознание ситуации;
  • эта терапия больше занимается непосредственной ситуацией, чем прошлым члеовека.

7 стадий терапевтического процесса (основной критерий – изменения, которые происходят в клиенте):

  1. человек не способен к диалогу с самим собой, общение блокируется;
  2. человек чувствует принятие себя психотерапевтом; противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются, как таковые;
  3. признание противоречий в опыте;
  4. клиент с беспокойством осознает противоречия и несоответствия между опытом и Я;
  5. все более ясное осознание противоречий и несоответствий в своем опыте; возрастает личная ответственность за личные проблемы;
  6.  активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием; пока оно не переходит в соответствие => усложняется Я – концепция, картина мира;
  7. клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования.

Закон межличностных отношений Роджерса – чем более конгруэнтны опыт, его осознание и сообщение о нем одного индивида, тем в большей степени последующие отношения будут включать тенденцию к взаимному общению, со все увеличивающейся конгруэнтностью, тенденцию к более адекватному взаимному пониманию сообщений, улучшение психологической согласованности и действий обоих партнеров, взаимная удовлетворенность отношениями.

Усиление (увеличение) личностной конгруэнтности и кон – ти в отношениях с другими – основное направление преодоления внутренних и внешних конфликтов, т.е. психотерапевтический процесс – это процесс разблокирования внутренней коммуникации между разными частями своего Я.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.