Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-04-18 | 150 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Эльконин: детские конфликты имеют определенную динамику: у детей младшего возраста конфликты возникают из – за игрушек, у среднего возраста – из –за распределения ролей, у старшего – из – за правил игры. Т.о., конфликты отражают возрастное развитие.
У взрослых людей – семья + работа => семейные конфликты.
Эйдемиллер, Юстицкис: причины семейных конфликтов закономерны и естественны; если конфликты отсутствуют – это говорит о равнодушии партнеров; в семье существует выбор: решать конфликты или избегать их.
Левкович, Зюскова делят семьи на 3 группы по уровню конфликтности:
1) стабильные (справляются с семейными конфликтами);
2) проблемные (частично справляются);
3) нестабильные (не преодолевают конфликты, имеют негативную семейную ориентацию).
Основа семейных конфликтов – рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга и между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.
Основные сферы жизнедеятельности семьи:
В стабильных супружеских парах конфликты возникают в ролевой сфере. Они, как правило, решаются конструктивно, т.к. существует общий благоприятный фон в отношениях.
Конфликты в нестабильных семьях связаны с неудовлетворенностью потребности в защите «Я – концепции», а также м нарушением норм повседневной жизни.
Проблемные пары занимают промежуточное положение.
В своих исследованиях Тащева также выделила стабильные и нестабильные пары:
1) стабильные;
2) нестабильным парам свойственен высокий уровень рассогласования ролей, переоценивание собственного вклада в исполнение ролей и недооценивание вклада партнера. -
Мишина: 3 основных типа нарушения взаимодействия в семьях:
1) соперничество => отношения имеют противоречивый, дружелюбно – враждебный характер; семейные роли определены не четко => каждый отвечает сам за себя, т.е. один из супругов не может отвечать за пару как за целое; конфликты возникают в сферах заботы друг о друге, главенстве, эмоциональном принятии;
2) псевдосотрудничество => отношения внешне выглядят ровно с элементами преувеличенной заботы о партнере; семейные конфликт лежит во вне семейной сфера, а связаны с индивидуальными трудностями, которые возникают у супругов;
3) изоляция => отношения не имеют явного конфликтного характера; при внешней согласованности действий супруги обособлены друг от друга, незаинтересованы друг в друге; брак поддерживается иными выгодами общего существования; конфликты возникают если «границы изоляции» нарушаются (сближение или большая рассогласованность).
Детско – родительские отношения.
Филонов: исследование подрастковых конфликтов = > самый взрывной возраст – подростковый. Для подростков характерно практически сознательное провоцирование конфликтов со взрослыми, т.е. нащупывание пределов допустимого.
Трунов: драматические ситуации, которые разыгрываются в семье на различной почве в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже дано и ожидающий своего разрешения.
Производственная сфера.
Чаще существуют конфликты по вертикали (подчиненных с руководителями):
Конфликты по вертикали – это следствие контроля руководителя за подчиненными и оказание сопротивления со стороны подчиненных.
Prasow: «Пока один человек имеет влиятельность на другими (независимо от природы отношений) всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное. Конфликты возникают вследствие того, что стороны различаются в своем восприятии того, что образует законное и обоснованное проявление власти».
Власть может быть связана с определенным человеком, а может быть и обезличена.
Кац и Кан «Социальная психология организаций»: в 88% всех ролевых конфликтов указывалось давление сверху, а в 57% этих случаев – источник давления описывался безлично.
Основные факторы организационных конфликтов:
Типология конфликтов:
Ерина: исследовала конфликты по вертикали => главный объект - конфликты в деятельности руководителя первичного производственного коллектива (нижнее звено). Если незначительная конфликтность руководителя с руководством => повышается конфликтность с подчиненными, и наоборот.
Межгрупповые конфликты.
Межгрупповые конфликты – взаимодействие между группами и представителями данных групп.
Межгрупповые конфликты различаются на:
Подходы к пониманию межгрупповых конфликтов:
Концепция фрустрационной детерминации агрессии (Берковиц) => «Агрессия: социально – психологический анализ» => описывает социально – психологическое влияние на агрессивное поведение. Основываясь на трудах Миллера и Долларда => основное понятие – относительная депривация – оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с ругни ми группами, т.е.своей группе приписывается меньше возможностей, ущемленность к правах, несправедливый социальный статус. Те, кто характеризуется более благоприятными абсолютными показателями могут ощущать неудовлетворенность из – за относительной депривации, если их ожидания были выше и не оправдались, или если они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.
При росте уровня благосостояния или социального изменяется и планка, в соответствии с которой человек оценивает свои действия
Майерс: относительная депривация возникает в результате сравнения и становится для группы источников фрустрации и возможной агрессии.
Шериф: исследование в детском лагере Блейк, Моутон => 1000 человек – руководители на различном уровне.
Реалистичная теория группового конфликта (Кэмпбелл). Основной тезис - рациональность конфликта):
· реальный конфликт интересов различных групп обуславливает межгрупповой конфликт; межгрупповой конфликт будет особенно интенсивен, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик;
· реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт, обуславливают восприятие угрозы отдельными членами группы;
· реальная угроза обуславливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и эта враждебность тем больше, чем значимее подвергающиеся угрозе ценности, чем существеннее цель, к достижению которой стремится конкурирующая группа, чем серьезней помеха, сильнее препятствия на пути ее достижения;
· реальная угроза обуславливает межгрупповую солидарность;
· реальная угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой идентичности;
· реальная угроза обеспечивает увеличивает непроницаемость групповых границ;
· реальная угроза уменьшается отклонении индивидов от групповых норм;
· реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности, нарушивших верность своей группе.
Зиммель: об остроте конфликта: «чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем он острее; чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее».
Дойч: основные характеристики отношений:
· коммуникация (при конкуренции – закрытая, при кооперации – открытая);
· восприятие;
· установки по отношению друг к другу;
· ориентация на задачу (при кооперации – разумное решение, при конкуренции затрудняется решение проблемы).
Дойч: кооперация и конкуренция отражают не только проблемы взаимодействия между группами, но и переложимы на внутригрупповые проблемы.
Агеев: кооперация и конкуренция взаимодействия, не прямо порождает положительные и отрицательные межгрупповые установки, а является детерминантой социальных установок, выступающих в качестве когнитивных критериев для социальной категоризации, т.е. конкурентное взаимодействие подчеркивает, а кооперативное запутывает воспринимаемые границы между группами.
В настоящее время происходит объединение данных подходов, т.к. в каждом подходе есть «рациональное зерно».
Агеев: реалистичная модель (теория) межгрупповых конфликтов, равно как и другие объясняющие модели, работающие в одном социально – культурном контексте, могут отказаться нерелевантными в другом.
Условия обострения межгрупповых противоречий:
В последнее время получает распространение системный конфликт – конфликт между функционально взаимосвязанными группами или между личностями, находящимися в одной и той же системе иерархии.
Речь идет о взаимозависимости людей и групп, имеющих разные задачи, но объединенных одной последовательностью действий или использованием какой – либо служб, оборудованием.
Пригожий называет конфликт, вызванный объективным положением различных групп в системе производства позиционным. Он является отражением «межцелевого напряжения». Этот конфликт, т.е. возникновение взаимного сопротивления сторон, имеет для организации положительную функцию.
Внутригрупповые конфликты.
Внутригрупповой конфликт - вид конфликта, обусловленный групповой динамикой. Эти конфликты негавны для группы. Основное изучение направлено на их предотвращение.
Козер рассматривает позитивные функции конфликтов в коллективе:
Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требования индивида.
Характер группы также влияет на особенности конфликта. Чем теснее группа, тем интенсивнее конфликты в группе, т.к. высокая частота взаимодействия способствует интенсификации эмоциональных проявлений индивида, в том числе и враждебности. Когда эти отношения значимы, то агрессивность подавляется, т.к. конфликт воспринимается как угроза отношениям.
Чем более сплоченная группа, т.е. тем более конфликт воспринимается как угрожающий группе => агрессия подавляется => в таких группах конфликт носит разрушительный характер.
В группах несплоченных конфликт менее деструктивный. В таких группах конфликты возникают чаще, что ведет к распределению энергии => агрессия не накапливается и конфликты менее интенсивны. Происходит локализация конфликта на обстоятельствах его возникновения.
Козер: многочисленность конфликтов находится в обратной связи с их интенсивностью.
Существенное значение для внутригрупповых конфликтов имеет характер отношения группы с внешней средой. Группы, которые находятся в состоянии постоянного противоборства с другими группами, имеют тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность т к подавлению отклонений группового единства и разнообразий.
Для групп, для которых характерны более или менее гармоничные отношения со средой, характерно более терпимое отношение к внутригрупповым конфликтам.
Реалистичные конфликты – конфликты в группе, которые возникают из – за каких – либо конкретных проблем, связанных с деятельностью, целями группы; они являются средствами достижения конкретных результатов и могут замещаться альтернативными способами взаимодействия, более адекватными для достижения результата.
Нереалистичные конфликты – конфликты, которые вызываются потребностью реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов, а противник может быть замещен любой подходящей мишенью.
Т.о., при реалистичном конфликта существует альтернативы решения проблем, а при нереалистичном – альтернативы участников конфликта.
Конфликт в группе может быть средством трансформации существующих норм применительно к новым условиям. Внутригрупповые конфликты помогают формированию новых норм в гибких группах. В ригидных группах такой механизм осложнен.
Внутригрупповой конфликт служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов, чем способствует возможности нового согласования, обеспечивает необходимое равновесие.
Конфликты часто обуславливают создание коалиция или микрогрупп => структурирование группы.
Те конфликты, которые служат разрешению противоречий, являются важным стабилизирующим механизмом и механизмом приспособления норм к новым условиям. Такие конфликты Козер назвал позитивными.
К. Левин: психодинамическая посылка – предположение о том, что большую часть жизни человек действует не просто как индивид, а как член социальной группы. В теории поля наиболее важным фактором, определяющим частоту конфликтов в группе, является общий уровень напряжения, в котором существуют человек и группа, т.е. конфликт зависит от социальных отношений в группе, т.е. приведет ли конкретнее событие в группе к конфликту.
Особенное значение приобретают следующие характеристики:
Дойч сформулировал закон социальных отношений (основные категории кооперация и конкуренция определяются степень конфликтности группы).
Кооперация:
Конкуренция:
В отечественных психологических исследованиях групповой конфликт связан с теорией коллектива, теорией совместной деятельности.
Конфликт интерпретируется как болезнь коллектива. Роль противоречий в существовании и развитии социального целого.
Конфликт – это спутник развития группы: пример: исследование студентов первокурсников – сначала происходит формирование отношений по случайному, формальному признаку; далее следует взаимопомощь, информационный обмен, желание эмоциональных отношений, привязанности => формирование группы на целенаправленных признаках.
Кричевский, Дубовская: при изучении процесса коллективного образования в юношеских группах выявлены противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между растущим стремление группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.
Развитие группы имеет скачкообразный характер, и в результате обострения противоречий и их последующих разрешений происходит переход группы с одного уровня на другой.
Ползова выделила 2 вида внутригрупповых конфликтов:
Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно – прагматичные интересы являются причиной конфликтов в группе, и наоборот. Наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно – деловые разногласия.
В высокоразвитых и эффективных группах имеют место более конструктивное протекание конфликтов, и они менее осложнены негативными эмоциональными компонентами.
Фрыгина в своих исследованиях изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой деятельности. В этом процессе столкновение разных точек зрения является естественным. Противоречия здесь могут переходит их предметной области в межличностные отношения => негативные последствия при принятии решений.
Морозов исследовал ситуацию конфликтов мнений => эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были интенсивнее при конфликте со значимыми партнерами, к которым испытывается выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений с безразличными партнерами.
Тащева: использую дифференциацию пришла к выводу, что в группах разного уровня представления о конфликте различны: в группах высокого уровня развития понятие конфликт имеет синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженности, а сами конфликтные ситуации описываются в рамках социальной нормы; в группах низкого уровня развития синонимы понятия конфликт имеют сильную эмоциональную нагруженность, а также конфликтные ситуации выходят за пределы социальной нормы.
Акатов: исследовал способы взаимодействия с помощью гомеостата => в группах высокого уровня развития отвечают на помехи в деятельности сопротивляемостью и повышением эффективности своей деятельности; группы среднего уровня развития адаптируются к ситуации, не снижая эффективности; в группах низкого уровня развития наблюдается дезорганизация, агрессивные реакции, резко снижается эффективность деятельности.
Донцов: внешне наблюдаемые проявления межличностного конфликта – напряженность эмоциональных связей, совокупность конфликтных действий – можно интерпретировать как своеобразное преломление во взаимодействии тех реальных противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе. Межличностный конфликт в группе невозможно проследить без деловых отношений в ней.
Методы изучения конфликта.
В 1930 г. Лурия опубликовал работу «Экспериментальные конфликты у человека» (сшибка, конфликт темпов, сшибка внутренних установок; вносил изменения в инструкцию, которые были основаны на изменение ситуации => ситуационный подход).
Больше всего методов разработано в бихевиоризме.
Дойч выделил 3 типа мотивов:
а также
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!