Конфликты в различных сферах взаимодействия. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конфликты в различных сферах взаимодействия.

2021-04-18 150
Конфликты в различных сферах взаимодействия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эльконин: детские конфликты имеют определенную динамику: у детей младшего возраста конфликты возникают из – за игрушек, у среднего возраста – из –за распределения ролей, у старшего – из – за правил игры. Т.о., конфликты отражают возрастное развитие.

У взрослых людей – семья + работа => семейные конфликты.

Эйдемиллер, Юстицкис: причины семейных конфликтов закономерны и естественны; если конфликты отсутствуют – это говорит о равнодушии партнеров; в семье существует выбор: решать конфликты или избегать их.

Левкович, Зюскова делят семьи на 3 группы по уровню конфликтности:

1) стабильные (справляются с семейными конфликтами);

2) проблемные (частично справляются);

3) нестабильные (не преодолевают конфликты, имеют негативную семейную ориентацию).

Основа семейных конфликтов – рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга и между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Основные сферы жизнедеятельности семьи:

  1. культура общения – это соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной, общественной жизни;
  2. недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите «Я – концепции», которая поддлерживается удовлетворением потребности в любви, в ощущении своей значимости, чувстве собственного достоинства.
  3. ролевая сфера: а) связана с удовлетворением потребности супругов в соответствии с позициями матери, отца, мужа, жены и т.д.; б) связана со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личных особенностях партнера.

В стабильных супружеских парах конфликты возникают в ролевой сфере. Они, как правило, решаются конструктивно, т.к. существует общий благоприятный фон в отношениях.

Конфликты в нестабильных семьях связаны с неудовлетворенностью потребности в защите «Я – концепции», а также м нарушением норм повседневной жизни.

Проблемные пары занимают промежуточное положение.

В своих исследованиях Тащева также выделила стабильные и нестабильные пары:

1) стабильные;

2) нестабильным парам свойственен высокий уровень рассогласования ролей, переоценивание собственного вклада в исполнение ролей и недооценивание вклада партнера. - 

Мишина: 3 основных типа нарушения взаимодействия в семьях:

1) соперничество => отношения имеют противоречивый, дружелюбно – враждебный характер; семейные роли определены не четко => каждый отвечает сам за себя, т.е. один из супругов не может отвечать за пару как за целое; конфликты возникают в сферах заботы друг о друге, главенстве, эмоциональном принятии;

2) псевдосотрудничество => отношения внешне выглядят ровно с элементами преувеличенной заботы о партнере; семейные конфликт лежит во вне семейной сфера, а связаны с индивидуальными трудностями, которые возникают у супругов;

3) изоляция => отношения не имеют явного конфликтного характера; при внешней согласованности действий супруги обособлены друг от друга, незаинтересованы друг в друге; брак поддерживается иными выгодами общего существования; конфликты возникают если «границы изоляции» нарушаются (сближение или большая рассогласованность).

Детско – родительские отношения.

Филонов: исследование подрастковых конфликтов = > самый взрывной возраст – подростковый. Для подростков характерно практически сознательное провоцирование конфликтов со взрослыми, т.е. нащупывание пределов допустимого.

Трунов: драматические ситуации, которые разыгрываются в семье на различной почве в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже дано и ожидающий своего разрешения.

Производственная сфера.

Чаще существуют конфликты по вертикали (подчиненных с руководителями):

  1. индустриальные конфликты => конфликты между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов;
  2. противоречие организационных структур;
  3. межличностные конфликты в системе формальных и неформальных отношения;
  4. противоречия между формальными и неформальными структурами организации (относятся также внутриличностные конфликты).

Конфликты по вертикали – это следствие контроля руководителя за подчиненными и оказание сопротивления со стороны подчиненных.

Prasow: «Пока один человек имеет влиятельность на другими (независимо от природы отношений) всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное. Конфликты возникают вследствие того, что стороны различаются в своем восприятии того, что образует законное и обоснованное проявление власти».

Власть может быть связана с определенным человеком, а может быть и обезличена.

Кац и Кан «Социальная психология организаций»: в 88% всех ролевых конфликтов указывалось давление сверху, а в 57% этих случаев – источник давления описывался безлично.

Основные факторы организационных конфликтов:

  1. объективные факторы: недостатки в организации производства, неблагоприятные условия труда, несовершенство системы оплаты;
  2. недостатки в деятельности руководителей: ошибочность решений, недостаточная компетентность, недостатки стиля руководства;
  3. противоречия в интересах членов рабочей группы, нарушение внутригрупповых норм поведения, личностные особенности сотрудников.

Типология конфликтов:

  1. конфликты, причины которых связаны с основными сферами деятельности (неудовлетворительная работа товарищей, производственные трудности, неблагоприятные условия труда и т.д.);
  2. конфликты, связанные со «вторичными» целями деятельности (заработная плата, премии, распределение отпусков, сменность, перспективы роста и т.п.);
  3. конфликты, связанные с социальными отношениями участников трудовой деятельности и их принадлежностью к одной группе (конфликты на почве трудовой дисциплины, недовольство одной стороны другой стороной и т.п.).

Ерина: исследовала конфликты по вертикали => главный объект - конфликты в деятельности руководителя первичного производственного коллектива (нижнее звено). Если незначительная конфликтность руководителя с руководством => повышается конфликтность с подчиненными, и наоборот.

Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты – взаимодействие между группами и представителями данных групп.

Межгрупповые конфликты различаются на:

  • конфликты ценностей;
  • конфликты интересов;
  • ролевые конфликты или правила взаимодействия.

Подходы к пониманию межгрупповых конфликтов:

  1. мотивационный – поведение группы и ее отношения друг к другу рассматривается как отражение внутренних групповых проблем (пример: работы Фрейда – аутгрупповая враждебность неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии и имеет универсальный характер, т.к. является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы; механизм формирования враждебности к другим связан с инстинктом агрессии, Эдипов комплекс);

Концепция фрустрационной детерминации агрессии (Берковиц) => «Агрессия: социально – психологический анализ» => описывает социально – психологическое влияние на агрессивное поведение. Основываясь на трудах Миллера и Долларда => основное понятие – относительная депривация – оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с ругни ми группами, т.е.своей группе приписывается меньше возможностей, ущемленность к правах, несправедливый социальный статус. Те, кто характеризуется более благоприятными абсолютными показателями могут ощущать неудовлетворенность из – за относительной депривации, если их ожидания были выше и не оправдались, или если они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.

При росте уровня благосостояния или социального изменяется и планка, в соответствии с которой человек оценивает свои действия

Майерс: относительная депривация возникает в результате сравнения и становится для группы источников фрустрации и возможной агрессии.

  1. ситуационный; более популяр в социальной психологии; для него характерен поиск детерминации.

Шериф: исследование в детском лагере Блейк, Моутон => 1000 человек – руководители на различном уровне.

Реалистичная теория группового конфликта (Кэмпбелл). Основной тезис - рациональность конфликта):

· реальный конфликт интересов различных групп обуславливает межгрупповой конфликт; межгрупповой конфликт будет особенно интенсивен, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик;

· реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт, обуславливают восприятие угрозы отдельными членами группы;

· реальная угроза обуславливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и эта враждебность тем больше, чем значимее подвергающиеся угрозе ценности, чем существеннее цель, к достижению которой стремится конкурирующая группа, чем серьезней помеха, сильнее препятствия на пути ее достижения;

· реальная угроза обуславливает межгрупповую солидарность;

·  реальная угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой идентичности;

· реальная угроза обеспечивает увеличивает непроницаемость групповых границ;

· реальная угроза уменьшается отклонении индивидов от групповых норм;

· реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности, нарушивших верность своей группе.

Зиммель: об остроте конфликта: «чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем он острее; чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее».

Дойч: основные характеристики отношений:

· коммуникация (при конкуренции – закрытая, при кооперации – открытая);

· восприятие;

· установки по отношению друг к другу;

· ориентация на задачу (при кооперации – разумное решение, при конкуренции затрудняется решение проблемы).

Дойч: кооперация и конкуренция отражают не только проблемы взаимодействия между группами, но и переложимы на внутригрупповые проблемы.

Агеев: кооперация и конкуренция взаимодействия, не прямо порождает положительные и отрицательные межгрупповые установки, а является детерминантой социальных установок, выступающих в качестве когнитивных критериев для социальной категоризации, т.е. конкурентное взаимодействие подчеркивает, а кооперативное запутывает воспринимаемые границы между группами.

  1. когнитивный подход (Уэрчелл, Тернер, тэджфел); решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный и конкурентный характер взаимодействия, а возникающие при этом социальные установки. Общие цели не могут сами по себе вести к разрешению межгрупповых конфликтов, а их разрешение зависит от того, формируютсял и социальные установки, объединяющие группы и способствующие преодолению их психологического противостояния.

В настоящее время происходит объединение данных подходов, т.к. в каждом подходе есть «рациональное зерно».

Агеев: реалистичная модель (теория) межгрупповых конфликтов, равно как и другие объясняющие модели, работающие в одном социально – культурном контексте, могут отказаться нерелевантными в другом.

Условия обострения межгрупповых противоречий:

  1. оценка результатов в значимом для испытуемых межгрупповом взаимодействии произвольно выносится из вне без какого – либо обсуждения с группой, а критерии, по которым она выносится, двойственны и непонятны, не доступны для понимания испытуемых;
  2. само взаимодействие строится по принципу «игры с объективной суммой», т.е. когда победа одной стороны обозначает проигрыш другой;
  3. при одновременном наличии первых двух условий групп терпит стабильный неуспех;
  4. существует прямая зависимость индивида от группы (личный успех зависит от успеха для группы; например, футбол);
  5. нет ощутимой связи между индивидуальной активностью и степенью успешности – от индивидуальных усилий человека конечный результат полностью не зависит;
  6. при наличии всех вышеописанных условий существует возможность прямого сравнения группового и аутгруппового результатов существующих групп (результаты + вознагражде6ния групп).

В последнее время получает распространение системный конфликт – конфликт между функционально взаимосвязанными группами или между личностями, находящимися в одной и той же системе иерархии.

Речь идет о взаимозависимости людей и групп, имеющих разные задачи, но объединенных одной последовательностью действий или использованием какой – либо служб, оборудованием.

Пригожий называет конфликт, вызванный объективным положением различных групп в системе производства позиционным. Он является отражением «межцелевого напряжения». Этот конфликт, т.е. возникновение взаимного сопротивления сторон, имеет для организации положительную функцию.

Внутригрупповые конфликты.

Внутригрупповой конфликт - вид конфликта, обусловленный групповой динамикой. Эти конфликты негавны для группы. Основное изучение направлено на их предотвращение.

Козер рассматривает позитивные функции конфликтов в коллективе:

  1. возможно первичное установление единства или его восстановление, если оно ранее было нарушено; но не каждый тип конфликта и не во всех группах будет выполнять позитивные функции;
  2. позитивны для группы те конфликты, которые не затрагивают основы ее существования, а способствуют переориентации норма и отношений; если конфликт связан с важными ценностями группы, он подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требования индивида.

Характер группы также влияет на особенности конфликта. Чем теснее группа, тем интенсивнее конфликты в группе, т.к. высокая частота взаимодействия способствует интенсификации эмоциональных проявлений индивида, в том числе и враждебности. Когда эти отношения значимы, то агрессивность подавляется, т.к. конфликт воспринимается как угроза отношениям.

Чем более сплоченная группа, т.е. тем более конфликт воспринимается как угрожающий группе => агрессия подавляется => в таких группах конфликт носит разрушительный характер.

В группах несплоченных конфликт менее деструктивный. В таких группах конфликты возникают чаще, что ведет к распределению энергии => агрессия не накапливается и конфликты менее интенсивны. Происходит локализация конфликта на обстоятельствах его возникновения.

Козер: многочисленность конфликтов находится в обратной связи с их интенсивностью.

Существенное значение для внутригрупповых конфликтов имеет характер отношения группы с внешней средой. Группы, которые находятся в состоянии постоянного противоборства с другими группами, имеют тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность т к подавлению отклонений группового единства и разнообразий.

Для групп, для которых характерны более или менее гармоничные отношения со средой, характерно более терпимое отношение к внутригрупповым конфликтам.

Реалистичные конфликты – конфликты в группе, которые возникают из – за каких – либо конкретных проблем, связанных с деятельностью, целями группы; они являются средствами достижения конкретных результатов и могут замещаться альтернативными способами взаимодействия, более адекватными для достижения результата.

Нереалистичные конфликты – конфликты, которые вызываются потребностью реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов, а противник может быть замещен любой подходящей мишенью.

Т.о., при реалистичном конфликта существует альтернативы решения проблем, а при нереалистичном – альтернативы участников конфликта.

Конфликт в группе может быть средством трансформации существующих норм применительно к новым условиям. Внутригрупповые конфликты помогают формированию новых норм в гибких группах. В ригидных группах такой механизм осложнен.

Внутригрупповой конфликт служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов, чем способствует возможности нового согласования, обеспечивает необходимое равновесие.

Конфликты часто обуславливают создание коалиция или микрогрупп => структурирование группы.

Те конфликты, которые служат разрешению противоречий, являются важным стабилизирующим механизмом и механизмом приспособления норм к новым условиям. Такие конфликты Козер назвал позитивными.

К. Левин: психодинамическая посылка – предположение о том, что большую часть жизни человек действует не просто как индивид, а как член социальной группы. В теории поля наиболее важным фактором, определяющим частоту конфликтов в группе, является общий уровень напряжения, в котором существуют человек и группа, т.е. конфликт зависит от социальных отношений в группе, т.е. приведет ли конкретнее событие в группе к конфликту.

Особенное значение приобретают следующие характеристики:

  1. степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребности человека в группе; конфликты более серьезны, если в них вовлечены центральные потребности; неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становится доминирующими => увеличивается вероятность конфликта;
  2. «количество пространства свободного движения человека»: достаточное пространство => удовлетворение потребностей человека в группе и адаптации к ней; ограниченное пространство ведет к росту напряжения. В автократичной группе напряжение растет и результируется в апатии или в агрессии.
  3. внешний барьер – это наличие или отсутствие возможности выйти из неприятной ситуации; если это возможно, то напряжения не будет развиваться; отсутствие такой возможности => развитие сильного напряжения и конфликт.
  4. степень совпадения или расхождения целей членов группы; в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу и от их готовности учитывать точку зрения руг друга.

Дойч сформулировал закон социальных отношений (основные категории кооперация и конкуренция определяются степень конфликтности группы).

Кооперация:

  1. для кооперативного типа групп характерно более эффективная внутригрупповая коммуникация, больше идей вербализуется, члены группы более внимательны друг к другу и более восприимчивы к идеям других, более подвержены их влиянию;
  2. в ходе дискуссий проявляется большая дружественность и взаимопонимание; члены кооперативной группы в целом более удовлетворены группой и ее решениями и более благожелательно принимают вклад других участников;
  3. в кооперативной группе проявляется большая координация усилий, большее разделение труда, большая ориентация на решение задач, большая прямота в обсуждениях, более высокая продуктивность;
  4. в кооперативных группах достигается большее согласие с идеями других, большее чувство сходствах в базисных в убеждениях, ценностях, большее доверие к идем друг друга и ценностям;
  5. кооперация ведет к определению конфликтных интересов как к проблеме, которая должна быть решена совместными усилиями; кооперация облегчает законности интересов друг друга и необходимости поиска решения, которое бы соответствовало потребностям всех;  кооперация стремиться скорее ограничивать, чем расширять масштабы конфликтных интересов; попытки повлиять на другого ограничиваются убеждением;

Конкуренция:

  1. в конкурентных группах разрушение конфликта может быть только навязано одной стороной другой; цель участников конфликта – усиление собственных позиций за счет ущемления интересов другой стороны;
  2. конкуренция увеличивает масштаб проблемы в конфликте => конфликт становится делом общего принципа и больше не ограничивается рамками конкретного вопроса;
  3. эскалация конфликт увеличивает его мотивационное значение для участников и интенсифицирует их эмоциональную вовлеченность в конфликт;
  4. в попытках повлиять на других используется принудительные средства воздействия друг на друга.

В отечественных психологических исследованиях групповой конфликт связан с теорией коллектива, теорией совместной деятельности.

Конфликт интерпретируется как болезнь коллектива. Роль противоречий в существовании и развитии социального целого.

Конфликт – это спутник развития группы: пример: исследование студентов первокурсников – сначала происходит формирование отношений по случайному, формальному признаку; далее следует взаимопомощь, информационный обмен, желание эмоциональных отношений, привязанности => формирование группы на целенаправленных признаках.

Кричевский, Дубовская: при изучении процесса коллективного образования в юношеских группах выявлены противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между растущим стремление группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.

Развитие группы имеет скачкообразный характер, и в результате обострения противоречий и их последующих разрешений происходит переход группы с одного уровня на другой.

Ползова выделила 2 вида внутригрупповых конфликтов:

  1. личностно – прагматичные; в основе лежит несовместимость индивидуально прагматичных намерений => поверхностный слой непосредственных эмоциональных отношений в группе;
  2. предметно – деловые; обусловлены противоречивостью сложной системой предметно – деятельностных взаимосвязей => глубинный слой активности в группе.

Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно – прагматичные интересы являются причиной конфликтов в группе, и наоборот. Наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно – деловые разногласия.

В высокоразвитых и эффективных группах имеют место более конструктивное протекание конфликтов, и они менее осложнены негативными эмоциональными компонентами.

Фрыгина в своих исследованиях изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой деятельности. В этом процессе столкновение разных точек зрения является естественным. Противоречия здесь могут переходит их предметной области в межличностные отношения => негативные последствия при принятии решений.

Морозов исследовал ситуацию конфликтов мнений => эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были интенсивнее при конфликте со значимыми партнерами, к которым испытывается выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений с безразличными партнерами.

Тащева: использую дифференциацию пришла к выводу, что в группах разного уровня представления о конфликте различны: в группах высокого уровня развития понятие конфликт имеет синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженности, а сами конфликтные ситуации описываются в рамках социальной нормы; в группах низкого уровня развития синонимы понятия конфликт имеют сильную эмоциональную нагруженность, а также конфликтные ситуации выходят за пределы социальной нормы.

Акатов: исследовал способы взаимодействия с помощью гомеостата => в группах высокого уровня развития отвечают на помехи в деятельности сопротивляемостью и повышением эффективности своей деятельности; группы среднего уровня развития адаптируются к ситуации, не снижая эффективности; в группах низкого уровня развития наблюдается дезорганизация, агрессивные реакции, резко снижается эффективность деятельности.

  Донцов: внешне наблюдаемые проявления межличностного конфликта – напряженность эмоциональных связей, совокупность конфликтных действий – можно интерпретировать как своеобразное преломление во взаимодействии тех реальных противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе. Межличностный конфликт в группе невозможно проследить без деловых отношений в ней.

 

Методы изучения конфликта.

В 1930 г. Лурия опубликовал работу «Экспериментальные конфликты у человека» (сшибка, конфликт темпов, сшибка внутренних установок; вносил изменения в инструкцию, которые были основаны на изменение ситуации => ситуационный подход).

Больше всего методов разработано в бихевиоризме.

Дойч выделил 3 типа мотивов:

  1. кооперативная ориентация; человек стремиться к собственному благополучию, но и заинтересован в благополучии других;
  2. индивидуалистичная ориентация; стремление к реализации собственных интересов и отсутствие какой – либо заботы о благополучии других;
  3. конкурентная ориентация; человек ориентируется не только на определенные достижения для себя, на собственное благополучие, но и стремится получить больше других;

а также

  • мотив максимизации общего выигрыша;
  • мотив максимизации собственного выигрыша;
  • мотив максимизации относительного выигрыша (соперничество или конкуренция);
  • мотив максимизации выигрыша других (альтруизм);
  • мотив минимизации выигрыша других (агрессия);
  • мотив минимизации различий между своими и чужими выигрышами (равенство).

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.