Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-03-18 | 500 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Известно, что поведение личности определяется потребностями, а также иными субъективными и объективными моментами, связанными с их удовлетворением. Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо.[15]
Человеческая потребность существует в виде социального по характеру осознанного отношения к предметам.[16] Иными словами, потребность есть отношение человека к предмету потребности.
Внешним проявлением потребности является интерес. Данный феномен, с одной стороны, субъективен, поскольку его носителем является человек, с другой стороны, он объективен, так как создается экономическими отношениями людей.[17] Он проявляет себя только через сознание человека. Интерес, проникнув в человеческое сознание, становится мотивом к достижению цели.[18] Мотив – это обоснование необходимости конкретного действия. Потребности, интересы, мотивы составляют комплекс субъективных факторов мотивации поведения.[19]
Мотивация – совокупность осознаваемых и неосознаваемых побуждений, формирующихся под воздействием норм права и собственно, внутренних интересов, потребностей человека.[20]
Мотивы поведения весьма различны. Это могут быть и личные интересы, и идейная убежденность, и страх ответственности, и ревность, и даже эгоизм.
Мотивы завершают связку «потребности-интересы» и предшествуют конкретному поступку. Анализ мотивов, выявление системы стимулов, позволяющих влиять на поведение человека, позволяет государству более эффективно регулировать общественные отношения, создает больше возможностей в деле профилактики и борьбы с правонарушениями.
По этой причине общетеоретическая разработка системы правовых стимулов – важнейшая задача юридической науки.
Самое распространенное определение стимула сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, возбуждение, побудительная причина.
Однако такой общей дефиниции явно недостаточно для раскрытия природы правового стимулирования, имеющей немало смысловых оттенков. При формировании конкретных подходов и мер к его эффективному использованию в современной социальной практике большое значение имеет понимание многогранности этого феномена, точная «диагностика» его сущности.
Правовые стимулы первоначально исследовались на отраслевом уровне, отражая потребности их использования в конкретных сферах жизнедеятельности.
Анализ литературы позволяет сделать следующие краткие обобщения, касающиеся аспектов отраслевого изучения правового стимулирования:
1) В науке трудового права, где стимулы рассматриваются наиболее основательно и последовательно, их определяют как самостоятельные позитивные средства (поощрения, льготы и т. п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений наряду с мерами принуждения. Главная их роль – в повышении трудовой активности, производительности и качестве труда, в побуждении к добросовестному выполнению трудовых обязанностей (А.А. Абрамова, В.В. Глазырин, Б.И. Зеленко).
2) В сфере гражданского права стимулы в основном исследуются в качестве средств воздействия на имущественные отношения, обеспечения обязательств, исполнения договоров, мер, содействующих внедрению научно-технических достижений и иному совершенствованию хозяйственной деятельности субъектов, способов, вознаграждающих авторов изобретений и т. д. (И.А. Зенин, В.С. Константинова, С.Т. Максименко).
3) В науке уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии стимулирование рассматривается зачастую в форме устранения либо смягчения потенциального или реального уголовно-правового обременения (своеобразного поощрения), расценивается как средство исправления осужденных, как перспективное направление совершенствования предупредительной работы (Ю.В. Голик, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев).
4) В административном праве стимулирование изучается в основном как метод государственного хозяйственного управления, средство развития инициативы управляемых, в качестве института поощрения (Н.М. Конин, А.П. Коренев, В.М. Манохин, В.И. Новоселов, А.И. Орлов и др.).
5) В земельном праве стимулирование исследуется в виде принципа землепользования, в качестве мер поощрения за соответствующую земельному законодательству деятельность (О.В. Даниленко, Б.В. Ерофеев, В.В. Петров).
В рамках многочисленных подходов к проблеме природы правовых стимулов были сформулированы соответствующие дефиниции. Каждая из них имеет определенные особенности. Например, по мнению Ф.Н Щербака, в правовой сфере стимул – «это то, что, непременно отразившись в чувствах или умственных образах, в то же время реально затрагивает потребности и интересы личности».[21]
К.Э. Торган определяет их как специфические способы позитивного и негативного воздействия (льготы, поощрения – позитивные, запреты – негативные).[22]
Н.М. Конин полагает, что правовые стимулы представляют собой методы государственного управления.[23]
Г.В. Хныпин, в свою очередь, отождествляет правовой стимул с поощрением.[24]
Учитывая вышеназванные подходы, необходимо в теоретической трактовке категории «правовой стимул» уточнить некоторые моменты, имеющие принципиальное значение:
1) Прежде всего, вряд ли можно согласиться с теми авторами, кто видит в стимулах лишь субъективный, внутренний фактор. [25] Правовой стимул, в отличие от мотива, выступающего в качестве внутренней побудительной причины, есть фактор внешний, воздействующий на субъекта извне. Действует же он, бесспорно, через внутренние механизмы: цели, стремления, интересы, мотивы. Поэтому процесс правового стимулирования включает в себя не только создание внешней благоприятной ситуации, но и необходимое соответствие ее внутренней (духовной) структуре личности.[26]
2) В литературе встречается мнение, согласно которому стимулом можно назвать лишь такое средство, которое уже осознано и стало руководством к действию.[27]
Думается, что это не совсем точно. Действительно, правовые стимулы устанавливаются для того, чтобы они действовали, осознавались и побуждали людей к определенным поступкам, но вместе с тем уже закрепленное в законодательстве средство (например, поощрение), еще не осознанное и не побуждающее к определенному желательному для общества поведению, тоже можно назвать стимулом, хотя бы и формальным. В этом его цель, поставленная объективно, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные нормативные акты, в которых зафиксированы данные стимулы. Если же стимул не действует, то его можно так и назвать – «недействующий», «неэффективный», «мертвый» стимул. Для подтверждения этого сошлемся на общеизвестную аналогию: норма права от того, что она не действует (по разным причинам), не перестает быть нормой права (пусть даже и недействующей, неэффективной, «мертвой» и т.п.).
3) Понятие «правовой стимул» нельзя также смешивать с психологическим и физиологическим понятием «стимул», под которым имеются в виду разного рода внешние воздействия, раздражители (как содействующие управленческому процессу, так и препятствующие ему).
Правовое стимулирование – это не всякое внешнее воздействие, а лишь информационно-целенаправленное, предполагающее сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере.
4) На информационно-психологическом уровне правовые стимулы представляют собой лишь позитивные средства (дозволения, льготы, поощрения и т. п.) и не должны включать средства негативные (запреты, обязанности, меры принуждения и т. п.), которые относятся к правовым ограничениям как ко второй стороне управленческого процесса.
Между тем очень важно видеть всю гамму взаимопереходов правовых стимулов и правовых ограничений, все богатство их взаимодействия.
Если рассматривать отдельно взятый правовой стимул, то он включает в себя как собственно стимул, так и определенные ограничивающие моменты, что выступает его дополнительным побочным эффектом.
Например, часть 1 статьи 191 Трудового Кодекса РФ «Поощрения за труд» устанавливает, что: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)». Часть 2 названной статьи уточняет, что «… За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам».
Содержание статьи направлено на развитие активности субъектов в позитивном русле, исключая возможность развития ее во многих других направлениях. Так, премия как материально-правовой стимул побуждает к одним отношениям и одновременно блокирует другие.
Чтобы стимулирующий процесс стал возможным и удовлетворился конкретный интерес лица, необходимо удержать в известных границах его другие конкурирующие интересы (нарушение трудовой дисциплины, выпуск бракованной продукции и т.п.). Ограничивающие моменты выступают здесь в роли гарантий осуществления правового стимула.
Следует помнить, что при всем единстве и взаимопроникновении стимулирующих и ограничивающих факторов они представляют собой качественно различные явления с прямо противоположными функциями.
В рамках информационно-психологического аспекта действия права для четкого разделения правовых стимулов и ограничений целесообразно прибегнуть к использованию двух специальных критериев:
1) предмет воздействия – конкретные интересы субъектов права;
2) характер воздействия – благоприятный (обещание предоставления либо предоставление ценности) и неблагоприятный (угроза лишения либо лишение ценности).
При правовом стимулировании предметом выступает «собственный» интерес субъекта, характер воздействия сопровождается благоприятными юридическими условиями (свободой выбора, добровольностью, расширением возможностей и т. п.), способствующими его удовлетворению.
При использовании правовых ограничений в качестве соответствующего предмета рассматриваются интересы общества, государства, граждан окружающих адресата правового предписания, характер воздействия – неблагоприятный.
Наиболее последовательно правовые стимулы были рассмотрены в трудах А.В. Малько. Мы склонны разделить его точку зрения, в рамках которой п равовой стимул определяется как «правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования».[28]
Рассмотрим основные признаки правовых стимулов:
1) правовые стимулы связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, т.к. выражаются в обещании предоставления либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2) правовые стимулы сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, льготы, поощрения и т.п.;
3) правовые стимулы выражают положительную правовую мотивацию;
4) правовые стимулы направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей;
5) правовые стимулы предполагают повышение позитивной активности.
Стимулирование применяется в случаях, когда перед субъектом имеется выбор нескольких видов поведения, из которых одни более полезны, более желанны и необходимы для общества, чем другие.
Изучение правовых стимулов предполагает рассмотрение их основных видов. Классификация может осуществляться по разным основаниям.
I. По элементам нормы права выделяют:
1) юридический факт-стимул (закреплен в гипотезе правовой нормы);
2) субъективное право, законный интерес, льготу, привилегию, иммунитет и т.п. (закреплены в диспозиции правовой нормы);
3) поощрение (закреплено в санкции правовой нормы).
Рассмотрим подробнее данную классификацию.
Юридический факт-стимул. В своей деятельности люди учитывают, что условия возникновения их прав и обязанностей, льгот и запретов, желаемые или нежелательные для них правовые последствия определены конкретными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях субъекты стремятся к возникновению юридических фактов, в других, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 13 «Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет» Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[29] правом на пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.
Следовательно, лицо, рассчитывающее получать подобную пенсию, вынуждено сообразовывать свое поведение с определяемыми в норме юридическими фактами и учитывать необходимость накопления соответствующего стажа. Таким образом, юридические факты способны выполнить функцию «предварительного» стимулятора, что особенно заметно тогда, когда правовым последствием выступает предоставление определенного блага – жилья, пенсии, условно-досрочного освобождения от наказания и т.п.
На уровне диспозиции правовой нормы выделяют:
Субъективное право – предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Так, в соответствии со ст. 11 «Медицинское и санаторно-курортное обслуживание» Закона РФ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[30] сотрудник имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.
Законный интерес (охраняемый законом интерес) – является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.
Субъективное право – дозволение, возводимое в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже может считаться возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ему (интересу) не противостоит конкретная юридическая обязанность. В ряде случаев законодатель предпринимает шаги, демонстрирующие его заинтересованность в охране и защите законного интереса. Так в нашем государстве были подготовлены, в частности, Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,[31] Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».[32]
Правовая льгота – правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Например, ряд льгот для гражданского персонала предусмотрен Приказом ФСБ РФ от 30.7.2009 № 364 «О предоставлении дополнительных льгот гражданскому персоналу органов ФСБ»[33]. К их числу, в частности, отнесены: выплата должностных окладов с повышением на 100 процентов за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов; предоставление ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов.
Привилегии – специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Например, ст. 5 Конвенции «О привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств-членов совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»[34] определяет, что исполнительный директор, заместитель исполнительного директора и члены профессионального персонала пользуются такими привилегиями как «освобождение от ограничений по иммиграции и обязательной регистрации в качестве иностранцев на территории Стороны, на которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих служебных обязанностей».
Правовые иммунитеты – особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных нормах международного права, Конституции и иных законах лиц от определенных обязанностей т ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Затронутая ранее ст. 5 Конвенции «О привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств-членов совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»,[35] гласит, что исполнительный директор, заместитель исполнительного директора и члены профессионального персонала пользуются иммунитетами. В частности, «иммунитетом от личного ареста или задержания, а также судебно-процессуальным иммунитетом в отношении сказанного, написанного и всех действий, совершенных ими в официальном качестве».
Санкция правовой нормы содержит в себе правовой стимул, именуемый поощрением.
Поощрение – является формой и мерой юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Так, Указ Президента РФ от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей»[36] предусматривает выплату денежного поощрения в размере 200.000 рублей лучшим учителям, имеющим высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
Основными признаками правовых поощрений выступают:
1) сопряженность с заслуженным поведением, т.е. с добросовестным правомерным поступком, связанным со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;
2) добровольность – в поощрительной норме содержится лишь призыв совершить желательный для общества и государства поступок, который не может быть приравнен к юридической обязанности;
3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поведения в форме вознаграждения;
4) взаимовыгодность деяния как для субъекта, так и для общества; поощрение сочетает различные интересы и гармонизирует их.
II. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые сти мулы подразделяются:
1) конституционные;
2) гражданские;
3) экологические;
4) семейно-брачные;
– и т.п.
III. В зависимости от сферы использования правовые стимулы подразделяются:
1) межгосударственные (тарифные льготы);
2) внутригосударственные (федеральные);
3) муниципальные.
IV. По кругу лиц правовые стимулы подразделяются:
1) общие (распространяющиеся на все население права и свободы человека и гражданина, установленные в Конституции РФ);
2) индивидуальные (поощрения конкретного лица).
V. В зависимости от характера правового акта правовые стимулы подразделяются:
1) нормативные;
2) правоприменительные.
VI. В зависимости от объёма правовые сти мулы подразделяются:
1) основные (субъективное право);
2) частичные (законный интерес);
3) дополнительные (льгота).
VII. В зависимости от времени действия правовые сти мулы подразделяются:
1) постоянные (право на собственность);
2) временные (разовая премия).
VIII. В зависимости от содержания правовые сти мулы подразделяются:
1) материально-правовые (заработная плата);
2) морально-правовые (благодарность).
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!