Правовые стимулы: понятие, признаки и виды — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Правовые стимулы: понятие, признаки и виды

2021-03-18 500
Правовые стимулы: понятие, признаки и виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что поведение личности определяется потребностями, а также иными субъективными и объективными моментами, связанными с их удовлетворением. Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо.[15]

Человеческая потребность существует в виде социального по характеру осознанного отношения к предметам.[16] Иными словами, потребность есть отношение человека к предмету потребности.

Внешним проявлением потребности является интерес. Данный феномен, с одной стороны, субъективен, поскольку его носителем является человек, с другой стороны, он объективен, так как создается экономическими отношениями людей.[17] Он проявляет себя только через сознание человека. Интерес, проникнув в человеческое сознание, становится мотивом к достижению цели.[18] Мотив – это обоснование необходимости конкретного действия. Потребности, интересы, мотивы составляют комплекс субъективных факторов мотивации поведения.[19]

       Мотивация – совокупность осознаваемых и неосознаваемых побуждений, формирующихся под воздействием норм права и собственно, внутренних интересов, потребностей человека.[20]

Мотивы поведения весьма различны. Это могут быть и личные интересы, и идейная убежденность, и страх ответственности, и ревность, и даже эгоизм.

Мотивы завершают связку «потребности-интересы» и предшествуют конкретному поступку. Анализ мотивов, выявление системы стимулов, позволяющих влиять на поведение человека, позволяет государству более эффективно регулировать общественные отношения, создает больше возможностей в деле профилактики и борьбы с правонарушениями.

По этой причине общетеоретическая разработка системы правовых стимулов – важнейшая задача юридической науки.

Самое распространенное определение стимула сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, возбуждение, побудительная причина.

Однако такой общей дефиниции явно недостаточно для раскры­тия природы правового стимулирования, имеющей немало смы­словых оттенков. При формировании конкретных подходов и мер к его эффективному использованию в современной соци­альной практике большое значение имеет понимание много­гранности этого феномена, точная «диагностика» его сущности.

Правовые стимулы первоначально исследовались на отрас­левом уровне, отражая потребности их использования в кон­кретных сферах жизнедеятельности. 

Анализ литературы позволяет сделать следующие краткие обобщения, касающиеся аспектов отраслевого изучения правового стимулирования:

1) В науке трудового права, где стимулы рассматриваются наи­более основательно и последовательно, их определяют как само­стоятельные позитивные средства (поощрения, льготы и т. п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений наряду с мерами принуждения. Главная их роль – в повышении трудовой активности, производительности и качестве труда, в побуждении к добросовестному выполнению трудовых обязанно­стей (А.А. Абрамова, В.В. Глазырин, Б.И. Зеленко).

2) В сфере гражданского права стимулы в ос­новном исследуются в качестве средств воздействия на имуще­ственные отношения, обеспечения обязательств, исполнения договоров, мер, содействующих внедрению научно-технических достижений и иному совершенствованию хозяйственной дея­тельности субъектов, способов, вознаграждающих авторов изобретений и т. д. (И.А. Зенин, В.С. Константинова, С.Т. Максименко).

3) В науке уголовного, уголовно-исполнительного права и кри­минологии стимулирование рассматривается зачастую в форме устранения либо смягчения потенциального или реального уголовно-правового обременения (своеобразного поощрения), рас­ценивается как средство исправления осужденных, как перспек­тивное направление совершенствования предупредительной ра­боты (Ю.В. Голик, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев).

4) В административном праве стимулирование изучается в ос­новном как метод государственного хозяйственного управления, средство развития инициативы управляемых, в качестве инсти­тута поощрения (Н.М. Конин, А.П. Коренев, В.М. Манохин, В.И. Новоселов, А.И. Орлов и др.).

5) В земельном праве стимулиро­вание исследуется в виде принципа землепользования, в качестве мер поощрения за соответствующую земельному законодательству деятельность (О.В. Даниленко, Б.В. Ерофеев, В.В. Петров).

В рамках многочисленных подходов к проблеме природы правовых стимулов были сформулированы соответствующие дефиниции. Каждая из них имеет определенные особенности. Например, по мнению Ф.Н Щербака, в правовой сфере стимул – «это то, что, непременно отразившись в чувствах или умственных образах, в то же время реально затрагивает потребности и интересы личности».[21]

К.Э. Торган определяет их как специфические способы позитивного и негативного воздействия (льготы, поощрения – позитивные, запреты – негативные).[22]

Н.М. Конин полагает, что правовые стимулы представляют собой методы государственного управления.[23]

Г.В. Хныпин, в свою очередь, отождествляет  правовой стимул с поощрением.[24]

Учитывая вышеназванные подходы, необходимо в теоретической трактовке категории «правовой стимул» уточнить некоторые моменты, имеющие принципиальное значение:

1) Прежде всего, вряд ли можно согласиться с теми авторами, кто видит в стимулах лишь субъективный, внутренний фактор. [25] Правовой стимул, в отличие от мотива, выступаю­щего в качестве внутренней побудительной причины, есть фак­тор внешний, воздействующий на субъекта извне. Действует же он, бесспорно, через внутренние механизмы: цели, стремления, интересы, мотивы. Поэтому процесс правового стимулирования включает в себя не только создание внешней благоприятной ситуации, но и необходимое соответствие ее внутренней (ду­ховной) структуре личности.[26]

2) В литературе встречается мнение, согласно которому стиму­лом можно назвать лишь такое средство, которое уже осознано и стало руководством к действию.[27]

Думается, что это не совсем точно. Действительно, пра­вовые стимулы устанавливаются для того, чтобы они действо­вали, осознавались и побуждали людей к определенным по­ступкам, но вместе с тем уже закрепленное в законодательстве средство (например, поощрение), еще не осознанное и не побуждающее к определенному желательному для общества поведе­нию, тоже можно назвать стимулом, хотя бы и формальным. В этом его цель, поставленная объективно, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные нормативные акты, в кото­рых зафиксированы данные стимулы. Если же стимул не действует, то его можно так и назвать – «недействующий», «неэффективный», «мертвый» стимул. Для подтверждения этого сошлемся на общеизвестную ана­логию: норма права от того, что она не действует (по разным причи­нам), не перестает быть нормой права (пусть даже и недейст­вующей, неэффективной, «мертвой» и т.п.).

3) Понятие «правовой стимул» нельзя также смешивать с психоло­гическим и физиологическим понятием «стимул», под которым имеются в виду разного рода внешние воздействия, раздражители (как содействующие управленческому процессу, так и препятствую­щие ему).

Правовое стимулирование – это не всякое внешнее воз­действие, а лишь информационно-целенаправленное, предполагаю­щее сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере.

4) На информационно-психологическом уровне правовые сти­мулы представляют собой лишь позитивные средства (дозво­ления, льготы, поощрения и т. п.) и не должны включать сред­ства негативные (запреты, обязанности, меры принуждения и т. п.), которые относятся к правовым ограничениям как ко вто­рой стороне управленческого процесса.

Между тем очень важно видеть всю гамму взаимопереходов правовых стимулов и правовых ограничений, все богатство их взаимодействия.

Если рассматривать отдельно взятый правовой стимул, то он включает в себя как собственно стимул, так и опре­деленные ограничивающие моменты, что выступает его дополни­тельным побочным эффектом.

Например, часть 1 статьи 191 Трудового Кодекса РФ «Поощрения за труд» устанавливает, что: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)». Часть 2 названной статьи уточняет, что «… За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам».

Содержание статьи направлено на развитие активности субъектов в позитивном русле, исключая возможность развития ее во многих других на­правлениях. Так, премия как материально-правовой стимул по­буждает к одним отношениям и одновременно блокирует другие.

Чтобы стимулирующий про­цесс стал возможным и удовлетворился конкретный интерес лица, необходимо удержать в известных границах его другие конкурирующие инте­ресы (нарушение трудовой дисциплины, выпуск бракованной продукции и т.п.). Ограничивающие моменты выступают здесь в роли га­рантий осуществления правового стимула.

Следует помнить, что при всем единстве и взаимопроникновении стимулирующих и ограничивающих факторов они представляют собой качественно различные явления с прямо противоположными функциями.

В рамках информационно-психологического аспекта дей­ствия права для четкого разделения правовых стимулов и ограничений целесообразно прибегнуть к использованию двух специальных критериев:

1) предмет воздействия – конкретные интересы субъектов права;

2) характер воздействия – благоприятный (обещание пре­доставления либо предоставление ценности) и неблагоприятный (угроза лишения либо лишение ценности).

При правовом стимулировании предметом выступает «собст­венный» интерес субъекта, характер воздействия сопровож­дается благоприятными юридическими условиями (свободой вы­бора, добровольностью, расширением возможностей и т. п.), способствующими его удовлетворению.

При использовании правовых ограничений в качестве соответствующего предмета рассматриваются интересы общества, государства, граждан окружающих адресата правового предписания, характер воздействия – неблагоприятный.

Наиболее последовательно правовые стимулы были рассмотрены в трудах А.В. Малько. Мы склонны разделить его точку зрения, в рамках которой п равовой стимул определяется как «правовое побуждение к законопо­слушному деянию, создающее для удовлетворения собст­венных интересов субъекта режим благоприятствования».[28]

Рассмотрим основные признаки правовых стимулов:

1) правовые стимулы связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, т.к. выражаются в обещании предоставления либо предоставлении ценностей, а иногда в от­мене либо снижении меры лишения ценностей (например, от­мена или снижение меры наказания есть стимул);

2) правовые стимулы сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъ­ективные права, льготы, поощрения и т.п.;

3) правовые стимулы выражают положительную правовую мотивацию;

4) правовые стимулы направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей;

5) правовые стимулы предполагают повышение позитивной активности.

Стимулирование при­меняется в случаях, когда перед субъектом имеется выбор не­скольких видов поведения, из которых одни более полезны, бо­лее желанны и необходимы для общества, чем другие.

Изучение правовых стимулов предполагает рассмотрение их основных видов. Классификация может осуществляться по разным основаниям.

I. По элементам нормы права выделяют:

1) юридический факт-стимул (закреплен в гипотезе правовой нормы);

2) субъек­тивное право, законный интерес, льготу, привилегию, иммуни­тет и т.п. (закреплены в диспозиции правовой нормы);

3) поощрение (закреплено в санкции правовой нормы).

Рассмотрим под­робнее данную классификацию.

Юридический факт-стимул. В своей деятельности люди учитывают, что условия воз­никновения их прав и обязанностей, льгот и запретов, желае­мые или нежелательные для них правовые последствия определены конкретными юридическими фактами. Поэтому в одних случа­ях субъекты стремятся к возникновению юридических фактов, в других, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 13 «Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет» Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[29] правом на пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.

Сле­довательно, лицо, рассчитывающее получать подобную пен­сию, вынуждено сообразовывать свое поведение с определяе­мыми в норме юридическими фактами и учитывать необходи­мость накопления соответствующего стажа. Таким образом, юридические факты способны выполнить функцию «предварительного» стимуля­тора, что особенно заметно тогда, когда правовым последстви­ем выступает предоставление определенного блага – жилья, пенсии, условно-досрочного освобождения от наказания и т.п.

На уровне диспозиции правовой нормы выделяют:

Субъективное право – предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Так, в соответствии со ст. 11 «Медицинское и санаторно-курортное обслуживание» Закона РФ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[30] сотрудник имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.

Законный интерес (охраняемый за­коном интерес) является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.

Субъективное право – дозволе­ние, возводимое в правовую возможность, обеспеченную юри­дической необходимостью. Законный интерес тоже может счи­таться возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный инте­рес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ему (интересу) не противостоит конкретная юридическая обязан­ность. В ряде случаев законодатель предпринимает шаги, демонстрирующие его заинтересованность в охране и защите законного интереса. Так в нашем государстве были подготовлены, в частности, Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,[31] Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».[32]

Правовая льгота – правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Например, ряд льгот для гражданского персонала предусмотрен Приказом ФСБ РФ от 30.7.2009 № 364 «О предоставлении дополнительных льгот гражданскому персоналу органов ФСБ»[33]. К их числу, в частности, отнесены: выплата должностных окладов с повышением на 100 процентов за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов; предоставление ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов.

Привилегии – специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Например, ст. 5 Конвенции «О привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств-членов совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»[34] определяет, что исполнительный директор, заместитель исполнительного директора и члены профессионального персонала пользуются такими привилегиями как «освобождение от ограничений по иммиграции и обязательной регистрации в качестве иностранцев на территории Стороны, на которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих служебных обязанностей».

Правовые иммунитеты – особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных нормах международного права, Конституции и иных законах лиц от определенных обязанностей т ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Затронутая ранее ст. 5 Конвенции «О привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств-членов совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»,[35] гласит, что исполнительный директор, заместитель исполнительного директора и члены профессионального персонала пользуются иммунитетами. В частности, «иммунитетом от личного ареста или задержания, а также судебно-процессуальным иммунитетом в отношении сказанного, написанного и всех действий, совершенных ими в официальном качестве».

Санкция правовой нормы содержит в себе правовой стимул, именуемый поощрением.

Поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждает­ся, для него наступают благоприятные последствия.

Так, Указ Президента РФ от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей»[36] предусматривает выплату денежного поощрения в размере 200.000 рублей лучшим учителям, имеющим высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

Основными признаками правовых поощрений выступают:

1) сопряженность с заслуженным поведением, т.е. с добросо­вестным правомерным поступком, связанным со «сверхиспол­нением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;

2) добровольность – в поощрительной норме содержится лишь призыв совершить желательный для общества и государства поступок, который не может быть приравнен к юридической обязанности;

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ведения в форме вознаграждения;

4) взаимовыгодность деяния как для субъекта, так и для общества; поощрение сочетает различные интересы и гармонизирует их.

II. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые сти­ мулы подразделяются:

1) конституционные;

2) гражданские;

3) эко­логические;

4) семейно-брачные;

– и т.п.

III. В зависимости от сферы использования правовые сти­мулы подразделяются:

1) межгосударственные (тарифные льготы);

2) внутригосударственные (федеральные);

3) муниципальные.

IV. По кругу лиц правовые сти­мулы подразделяются:

1) общие (распространяющиеся на все население права и свободы чело­века и гражданина, установленные в Конституции РФ);

2) инди­видуальные (поощрения конкретного лица).

V. В зависимости от характера правового акта правовые сти­мулы подразделяются:

1) нормативные;

2) правоприменительные.

VI. В зависимости от объёма правовые сти­ мулы подразделяются:

1) основ­ные (субъективное право);

2) частичные (законный интерес);

3) до­полнительные (льгота).

VII. В зависимости от времени действия правовые сти­ мулы подразделяются:

1) постоянные (право на собственность);

2) временные (разовая премия).

VIII. В зависимости от содержания правовые сти­ мулы подразделяются:

1) материально-правовые (заработная плата);

2) морально-правовые (благодар­ность).

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.