Источники финансирования малого бизнеса. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Источники финансирования малого бизнеса.

2021-03-18 62
Источники финансирования малого бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Финансовые ресурсы малых предприятий формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и привлеченные денежные средства.

Собственные средства – образование за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль, амортизация, продажа имущества, уставный капитал, резервный фонд, долгосрочные займы, кредиторская задолженность).

Привлеченные средства:

- мобилизация на финансовом рынке (продажа акций, облигаций, кредиты, операции с валютой, проценты и дивиденды по ценным бумагам других эмитентов);

- поступление по распределению (государственные бюджетные субсидии, страховые возмещения, финансовые ресурсы, поступающие от отраслевых структур, ассоциаций, концернов).

Предприниматели должны определить наиболее благоприятные для конкретных условий возможности финансирования.

Критерии оценки преимуществ и недостатков внешних и внутренних источников финансирования:

· прибыль и рентабельность (рентабельность активов предприятия должна превышать стоимость привлечения капитала);

· ликвидность;

· независимость (форма финансирования влияет на уровень автономности и самостоятельности предприятия при использовании средств; есть риск нарушения структуры капитала);

· накладные затраты (затраты, связанные с привлечением средств);

· минимизация налогообложения;

· объективные ограничения (отсутствие кредитного обеспечения, законодательные ограничения).

Важнейшим фактором принятия решений в сфере финансирования является риск нарушения структуры капитала, т.е. соотношения собственных и ссудных источников.

Учитывая общее состояние экономики и значитель­ный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предприни­мательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кре­дита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Выделяют коммерческий кредит и банковский кредит.

Коммерческий кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды фи­нансовых услуг.

Лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения финансовых потребностей предприятий. Лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных лизингодателем для лизингополучателя с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды. Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения, техники.

 При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит пе­реуступка просроченной задолженности.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и проек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышленного их освоения.

Венчурные фирмы - «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей:

- финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск.

- обязательно долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%). Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы;

- средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 3—5 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений;

- активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирова­ния малых предприятий может служить совместное инвестирование – в за­висимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем час­тичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

· текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

· инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

· платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

· образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера);

· благотворительные цели, спонсорство и т. п.

3. Финансовое планирование на предприятиях малого бизнеса.

Финансовое планирование - это непрерывный процесс, который предусматривает формирование и использование финансовых ресурсов.

Цель финансового планирования - сбалансировать будущие расходы предприятия с его финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

1. определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах,

2. определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

3. принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов (за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, инвестиций);

4. устанавливаются оптимальные пропорции распределения и использования финансовых ресурсов (на внутрихозяйственные нужды, вложения капитала в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли, в том числе в совместное предпринимательство, в ценные бумаги и т.д.);

5.  определяются финансовые отношения с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

6. определяется возможное увеличение прибыли за счет экономного использования средств.

Финансовый план состоит из следующих частей:

1. баланс доходов и расходов;

2. план денежных потоков;

3. кредитный план;

4. кассовый план;

5. платежный календарь.

Алгоритм разработки финансового плана включает следующие этапы:

■ анализ финансового состояния предприятия;

■ планирование доходов и поступлений;

■ планирование расходов и отчислений;

■ проверка баланса доходов и расходов;

■ формирование финансово-плановых документов.

Для успешного ведения дел очень важное значение имеет анализ финансового состояния предприятия.

Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы предприятия.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

· доходности и рентабельности;

· финансовой устойчивости;

· скорости оборота капитала;

· окупаемости вложенных средств.

Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности.

Одной из важных задач менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важными показателями, позволяющими определить финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией безопасности краткосрочного кредитования. В то же время необходимо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными товарно-материальными запасами, – это негативное влияние.

Очевидно, что коэффициент покрытия возрастает, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризуют коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска.

Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в виде соотношения между выручкой от продаж за определенный период и денежной величиной активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы.

Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину готовой прибыли, получим количество лет, за которое средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пяти лет.

Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дают возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.