Беречь паузу во время интервью. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Беречь паузу во время интервью.

2021-03-18 67
Беречь паузу во время интервью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Корректность и уважение к собеседнику.

6. Хотите получить интересный ответ – поломайте голову над интересным вопросом. Журналист должен быть интересным собеседником! (19,с.57).

Стиль и форма вопросов напрямую зависят от ВИДА ИНТЕРВЬЮ.

1. Интервью официальное, строго по регламенту, строго стандартизировано. От журналиста потребовали прислать вопросы заранее, чтобы высокое интервьюируемое лицо подготовилось к разговору. Задача журналиста: взять под козырёк, четко и конкретно сформулировать вопросы, отослать по адресу. Во время интервью действует железное правило: никакой импровизации! Никаких изменений: ни в формулировке вопросов, ни в очередности, порядке их постановки.

2. Интервью полустандартное. Список точных, конкретных вопросов также составляется заранее и отсылается собеседнику. Но в ходе интервью «галстук чуть ослаблен»: журналист может перефразировать вопросы, поменять их местами, задавать по теме дополнительные, уточняющие вопросы.

3. Свободное интервью. Оно не предусматривает никаких ограничений, кроме этических! Здесь журналист – хозяин положения, полная свобода действий, полная свобода творчества. В проведении свободного интервью журналист руководствуется, прежде всего, золотым законом триады, в котором выстраивается структура интервью с учетом его задач, с учетом психологии собеседника.

Закон триады

  Закон триады диктует очередность задаваемых вопросов.

Первая стадия общения, первый круг вопросов. У первой стадии интервью задача довольно сложная: установить эмоциональный контакт с партнером; привлечь внимание аудитории к теме интервью; позаботиться о словесной завязке предстоящего разговора. Журналист должен продумать и придумать эффектное начало, свое вступление в тему. Еще за тысячи лет до появления кино и телевидения выдающиеся ораторы знали, насколько важно сразу, с первых минут захватить внимание аудитории. Известно, что после смерти древнегреческого оратора Демосфена (жил за 300 с лишним лет до нашей эры!) осталось 56(!) готовых вступлений к еще не произнесенным речам. Так что далеко не последний элемент вопросника – умелая завязка экранной беседы, ее вступительная часть. Не менее важно, как в психологическом, так и в информационном аспекте первое выступление перед аудиторией собеседника журналиста. В первой части интервью – вы адресуете ему вопросы, относящиеся к группе экранных, т.е. ситуативные, контактные. Это вопросы дружелюбные, на которые человек отвечает охотно и с удовольствием. Итак, первый вопрос – простой и приятный: люди с удовольствием говорят о своих победах, случаях из детства или в ином возрасте, которые, возможно, повлияли на выбор профессии или формирование характера. Чем занимательнее, драматичнее, увлекательнее, неожиданнее этот рассказ, тем лучше для интервью и внимания зрителей.

Второй этап общения, второй слой вопросов. Беседа разворачивается, это центральная часть интервью, самая главная и существенная. К этому моменту собеседник «разогрет», эмоционально раскрепощен, идёт доверительный разговор по основной теме разговора. Журналист работает от имени зрительской аудитории: он стремится получить ответы на то, о чём хотели бы спросить собеседника журналиста зрители, находящиеся по ту сторону экрана. Интервьюер задаёт основные, программные вопросы, уточняет ответы, вопросы звучат то прямые, то закрытые, то личные, то безличные. Он использует методики ведения интервью в любых комбинациях, не прикасается только к одной – отрицание собеседника. Его задача на втором этапе интервью – получить максимум необходимой информации, убедиться в её достоверности, задав контрольные вопросы. Интервьюер на этом этапе не провоцирует собеседника, здесь пока совпадают интересы всей триады участников разговора: журналиста – собеседника – зрителей. Однако к концу второй части интервью вопросы интервьюера становятся более острыми и рискованными, началась «разведка боем»: журналист готовится к броску в третьей части интервью.

Третий этап- интервью, третий слой вопросов. Последний, третий этап интервью может развиваться двояко. В классической триаде третий слой вопросов о том, о чем собеседнику говорить не хочется. Это пресловутый английский «скелет в шкафу». Есть о чем промолчать и у россиянина, и он бы тоже предпочел, чтобы разговор закончился на втором спокойном деловом этапе. Это возможно в том случае, если тема была актуальна, а герой – белый и пушистый. К примеру, юбилеи таких звезд нашей эстрады, как примадонна Алла Пугачёва, композиторы Игорь Крутой и Вячеслав Добрынин. Даже такие острые на язычок программы, как «Временно доступен», «Школа злословия», «На ночь глядя», тут язычки прикусывают и ограничиваются вполне миролюбивыми интервью со своими героями. И не потому, что их собеседники безгрешны, как младенцы, а из элементарного чувства не портить людям праздник. В такого рода беседах третий этап интервью психологически интересен: интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя много свободнее, чем вначале. Журналист подводит итог встречи, дает собеседнику заключительное слово, благодарит за интересный и плодотворный разговор и надеется на новые встречи.

Но третья часть интервью может развиваться и по иному сценарию –по классическому варианту обострения разговора. Со второй части в третью журналист перебрасывает мостик, типа: все интересно и хорошо. Но я не могу не задать вам несколько вопросов по теме нашего разговора, на которые вам, возможно, не очень хотелось бы говорить. Но зрителей интересует…И следуют острые вопросы. Здесь главное - достоверность негативной о герое информации. Разговор принимает характер проблемного интервью, ведётся в жёсткой манере отрицания собеседника. Если журналист захочет слегка смягчить удар, то переход от второй части к третьей он проведёт через методику отрицания себя. Это самораскрытие журналиста, он делает встречную исповедь (реальную либо мнимую), чтобы вызвать собеседника на откровенность. ЭТО обезболивающая тактика: выступающему легче, если он в лице ведущего имеет поддержку; тот бросает ему спасательный круг: мы – вместе!

Но этого спасательного круга может и не быть (что чаще всего). Журналист может применить очень жёсткую, даже жестокую технику: задав острый вопрос, он никак не помогает собеседнику, холодно молчит, какой бы долгой не была эта пауза. Пытка молчанием! Жестче или мягче пройдет третья часть интервью, но она сознательно обостряет ситуацию, из которой потом тоже надо найти выход. Вы помните, мы говорили: не путать, не смешивать эмоции отношения к информации собеседника с эмоциями к самому выступающему. Чтобы не было так: вошли на передачу друзьями, а вышли, не подав на прощанье руки и поклявшись больше никогда не иметь друг с другом никаких контактов – ни деловых, ни личных. Так что, подводя в конце интервью итог, постарайтесь найти в своём резюме позитив, если изначально тема обсуждения не была в этом плане абсолютно бесперспективной…

Сегодня нет в журналистике жанра, где бы в той или иной форме не понадобилось интервью. Учитывая его супер-востребованность, мы находим необходимым, познакомить вас с мыслями мудрецов по поводу слова и умения пользоваться им.

· В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать. (Ф. Ларошфуко).

· При многословии не избежать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (царь Соломон).

· Где мало слов, там вес они имеют (У. Шекспир).

· Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).

· Впечатление от десяти изречений, действующих на ум, легче изгладить, чем от одного, действующего на сердце (Г. Лихтенберг).

· Достаточно слова, остальное – слова (С. Лец).

· Курица, снесши яйцо, клохчет так, будто она снесла небольшую планету (М.Твен).

· Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей (Э.Роттердамский). 

· Сущность всякого проявления вульгарности состоит в стремлении к сенсации (Д.Рескин).

 Говорят, умный человек учится на ошибках других. Мы считаем вас умными людьми и предлагаем вашему вниманию обобщения человека, который и практически, и теоретически глубоко знает журналистскую работу и ее подводные и явные рифы. Слово – журналисту, педагогу и кинокритику С.А Муратову, предостерегающему журналистов (особенно молодых) от типичных промахов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.