Не допускать односложных ответов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Не допускать односложных ответов.

2021-03-18 63
Не допускать односложных ответов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интервью.

Интервью – это целенаправленный разговор с социально значимой личностью, которая представляет интерес для определенной аудитории. Разговор протекает в форме «вопрос – ответ» и через них раскрывается тема. В процессе такой беседы собеседники получают определенный результат в зависимости от намеченной цели. В зависимости от количества собеседников интервью будет принимать различные жанровые формы.

а) Интервью-монолог. Здесь в разговоре принимают участие два человека: журналист и интервьюируемое лицо. Журналист задает вопросы, обозначив направление разговора. И далее в разговор не вмешивается, далее следует пространный ответ интервьюируемого. В литературе встречается и более расширенный подход к разговору в кадре с одним человеком. Такое интервью могут называть и ДИАЛОГОМ, если журналист принимает активное участие в разговоре. Зритель слышит и вопросы журналиста, и суждения по теме разговора обоих партнеров, -  аудитории в равной степени интересны точки зрения и журналиста, и его собеседника.

б) Интервью-диалог. В разговоре принимают участие ТРИ человека: журналист и два собеседника с альтернативными точками зрения по обсуждаемой теме. Роль журналиста здесь – направлять нить разговора, ведя его к намеченной цели, но активно  он в разговор не вмешивается.

в) Интервью-беседа. В разговоре принимает участие НЕСКОЛЬКО человек, эту форму интервью принято называть «полилогом». Здесь роль журналиста усложняется. Он по-прежнему держит в руках нить разговора, направляет его в нужное русло, задавая вопросы участникам беседы. Но одновременно он высказывает и свое мнение по поводу темы, становится равноправным собеседником. В беседе разговор идет в спокойном тоне обмена мнениями, спокойным обсуждением поставленных вопросов.

Однако нужно помнить: сколько бы человек не принимало участия в беседе, разговор в данный момент происходит только с одним человеком, с тем, кто отвечает на заданный вопрос. Если же начнут отвечать сразу несколько человек, легко представить, какая какофония начнется в эфире, болтовня, лишенная всякого смысла.

 Интервью-беседа может принимать и несколько иную форму, напоминающую отчет. В этом случае журналист в эфир дает самые существенные моменты беседы, отснятой ранее и смонтированной. Часть ответов собеседников он сокращает и пересказывает их кратко в собственном закадровом тексте. Интервью – беседа может идти с одним, двумя и более собеседниками. Суть жанра, прежде всего, в том, что журналист активно вмешивается в обсуждение, роль собеседников остается прежней.

г) интервью-дискуссия. Это также разновидность полилога. Но здесь изменяется интонация разговора. Как правило, в дискуссии обсуждаются проблемные темы, здесь горячий спор оппонентов, стороны открыто отрицают, ставят под сомнение точку зрения, аргументы противоположной стороны. Ведущий дискуссию журналист - равноправный участник разговора. Он задает точные, лаконичные вопросы, но он спорит с собеседником, дополняет его, комментирует его ответы. Острые вопросы он задает и одной, и другой стороне спорящих, он находит аргументы для поддержки и отрицания точек зрения оппонентов, стремясь остаться объективным, как и полагается интервьюеру. Самый яркий пример такого ведения дискуссии – работа в кадре Владимира Соловьева в программах «К барьеру!», «Поединок».

д) Интервью – беседа, интервью-дискуссия могут быть поданы в жанре

  Интервью-сообщение. Здесь суть разговора, снятого ранее, подается в усеченном варианте, где представлены отдельные фрагменты разговора.

е) Есть еще одна форма разговорного жанра, которую часто называют усечённым интервью. Это выступление человека в кадре. Журналист не выходит с ним в эфир или на запись, но он готовит его к появлению перед зрительской аудиторией.

По каким признакам журналист ищет героя для своего интервью? В нем должно быть соединение трех необходимых качеств, либо наличие хотя бы одного из них. Это:

1. Личность выступающего интересна сама по себе. Интерес к имени – вполне достаточная гарантия успеха, т.е. известность человека, его популярность привлекают внимание аудитории  apriori.

 2. Индивидуальные качества человека, его способность общаться со зрителем с экрана, разговаривать с ним, быть естественным, раскованным, убедительным, как говорится, перед нами «человек с харизмой». (Ираклий Андроников, Бэлза, Сергей Образцов, Аман Тулеев, Максим Галкин).

3. Оперативность, невозможность обойтись без этого человека, он – обладатель эксклюзивной информации, к примеру, командир отряда ОМОН, только что вернувшегося из горячей точки страны. Если человек выходит в эфир один, без интервьюера, то в любом случае журналист прорабатывает вопросы, которые должны быть освещены в рассказе выступающего в определенной последовательности: с чего он начнет, какие эпизоды расскажет, чем закончит. Он будет сориентирован по времени, в которое он должен уложиться, сориентирован на тональность рассказа, манеру держаться.

Интервью – жанр более чем востребованный, его включают в свой состав практически все другие жанры журналистики. Он может принимать самые разные формы в зависимости от цели разговора. Например, американцы вид интервью определяют по следующим основаниям:

1. В зависимости от типа последующего материала: для информационных жанров – информационное интервью; для очерка и портрета – личностное.

2. В зависимости от организации интервью: пресс-конференция, случайное, по договорённости.

3. В зависимости от предмета обсуждения: политика, преступление, происшествия.

4. В зависимости от типа собеседника: известные люди, звёзды, рядовые граждане, очевидцы событий.

5. В зависимости от социального положения собеседника: элита, равные журналисту, из низших слоёв.

6. В зависимости от типа общения: лицом к лицу, по телефону, по интернету.

Российские журналисты в зависимости от цели информации делят интервью на следующие группы:

1. Протокольное интервью. Цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики страны, по крупным международным событиям, по масштабным явлениям и проблемам политики, экономики, финансов.

2. Информационное интервью. Цель – получение сведений от компетентных лиц по актуальным, злободневным вопросам жизни. По стилю – почти бытовой разговор. Ответы собеседника не являются официальным заявлением.

3. Интервью-портрет. Цель - раскрытие личности, характера, мировоззрения собеседника.

4. Интервью-дискуссия. Цель – выявление разных точек зрения и по возможности – разных путей решения проблемы.

5. Интервью-анкета. Цель – выявление мнения разных людей по одному и тому же вопросу (блиц-опрос). И это далеко не полный перечень.

В каком бы жанре интервью не работал журналист, перед ним всегда стоит одна задача – получить максимально разностороннюю и глубокую информацию, выяснить необходимые факты, мнение, мысли собеседника и донести их до зрителя. В силу этого виды интервью могут рассматриваться по характеру той информации, которая нужна журналисту.

1. Интервью нужно для получения чисто фактических сведений. Здесь личность собеседника важна журналисту только как источник нужной информации и того, как легко ее получить: насколько человек компетентен, охотно ли он предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько ясно отвечает.

2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или по определённой проблеме. Здесь важно журналисту оценить точку зрения своего собеседника: она отражает его личную позицию или он выступает как член партии, объединения, группы.

3. Интервью для того, чтобы получить представление о личности собеседника. Здесь журналисту необходимо обращать внимание на содержание той информации, которую сообщает собеседник: факты, мнения, оценки. И вместе с тем, первостепенное внимание к личности, к психологической составляющей их встречи на съёмочной площадке. Это будут три вида интервью: информационное, проблемное, психологическое, портретное.

Специфика всех разговорных жанров на экране – человек крупным планом, здесь прямой контакт со зрителем, рождение слова, мысли на глазах аудитории. Зритель видит глазами камер, слышит ушами микрофона. На телевидении важно не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он это делает, какая АУРА исходит с экрана. Здесь уместно вспомнить слова К.С. Станиславского: «Кино никогда не может тягаться с живым творящим человеком, который умеет не только говорить, но и лучеиспускать».

Еще более категорично высказался Марк Твен. В письме журналисту Эдварду У. Боку еще в 1888году он писал: «Если напечатать интервью, прямую речь, - из нее исчезает что-то самое важное. Исчезает ее душа, остается только мертвая оболочка. Выражение лица, тон, смех, улыбка, поясняющие интонации, - всё, что придавало оболочке тепло, изящество, нежность и очарование…исчезло, и остается только бледный, застывший, отвратительный труп... Нет, пощадите читателя и пощадите меня: не печатайте этого интервью. В нем нет ничего, кроме чепухи»(10, с.599,600).

Готовя к эфиру разговорный сюжет, автору всегда нужно помнить о телевизионном треугольнике: герой (герои) сюжета – он сам, журналист – и зритель, который находится по ту сторону экрана. Зритель, который от передачи всегда ждёт «хлеба и зрелищ». Как же добиться авторитетности и эффективности слова, звучащего с экрана?

Подготовка к интервью

Чем умнее человек, тем больше своеобычности

он находит во всяком, с кем сообщается.

Б.Паскаль

Журналисту, заботящемуся об эффективности своего материала, об эмоциональном воздействии разговора на аудиторию, прежде всего, необходимо провести определенную подготовительную работу. В ней есть несколько задач, решение которых предшествует будущему экранному разговору.

1.  Определить цель интервью и характер необходимой информации.

2.  Изучить предмет интервью, т.е. собрать и изучить факты по теме предстоящего разговора.

3.  Изучить будущего собеседника.

4.  Разработать вопросник, т.е. предварительно обдумать ход разговора, обдумать план, составить вопросы. Окончательно скорректированные вопросы – это больше, чем просто сумма вопросов. Вопросы составить четкие, конкретные. Не формулировать их так, чтобы получать односложные ответы: да, нет. Вопрос «почему?» вынуждает на развернутый ответ. ИХ целая серия таких вопросов: почему? Зачем? Как вы думаете? Как вы считаете?

Продумать стратегию интервью. С чего начать? Это самое трудное- СЛОВЕСНАЯ ЗАВЯЗКА сюжета. Вам необходимо привлечь внимание зрителя затравкой, т.е. придумать интересное, интригующее, неожиданное начало. Блестящий русский оратор А.Ф.Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый, ответственный момент и самое трудное дело. Первые слова должны быть просты, доступны, понятны, интересны. Такими крючками, цепляющими внимание, могут быть: парадокс, случай из жизни, неожиданный вопрос, какой из тезисов поставить на первое место. Это – работа творческая. Необходимо знать основные риторические операции: членимость речи, избыточность текста, сведение сложного к простому; типы риторических фигур: гиперболизация, эвфемизмы, метафоры, повторы, синекдоху, синонимию и т.д. (11,с. 107).

Да, журналисту, работающему с человеком в кадре, не менее, чем юристу, необходимо владеть приемами ораторского мастерства. К рекомендациям Кони можно присовокупить еще более авторитетные рекомендации Аристотеля, идущие к нам из глубины веков и проверенные тысячелетиями практики. Еще в 333году до нашей эры в «Риторике» он наметил, по сути, три качества, необходимые всякому, кто в своей речи хочет добиться убедительности, эффективности воздействия на аудиторию. Для этого необходимо овладеть принципами построения речи, овладеть техникой, способами и приемами, которые используются в ораторской речи, и наконец, иметь личные свойства и способности, необходимые оратору (12). Трудно? А кто сказал, что работать в кадре, вести интервью - это легко и просто? Не будем забывать народную мудрость насчет рыбки в пруду и усилий по ее извлечению оттуда…

Вооружившись советами мудрецов, вернемся, к составлению вопросника. В самой очередности вопросов отражается логика развития темы. Стоит продумать так называемое ДВУХХОДОВОЕ ИНТЕРВЬЮ, т.е. два варианта вопросов, два варианта развития разговора в зависимости от предполагаемой реакции собеседника

5. Готовность к беседе – это не только знание, ЧТО спросить, но понимание КАК спросить, в какой форме задать вопрос, какую ситуацию предпочесть применительно к характеру своего героя. А это значит, вам предварительно необходимо определить психологическую культуру предстоящего разговора.

6. Договориться о встрече, месте, времени проведения интервью.

7. Подготовиться к интервью самому.

Остановимся подробнее на третьем пункте предварительной работы.

Изучение собеседника

1. Выяснить его взгляды, позицию, которую он занимает по проблемам разговора с ним на интервью.

2. Факты его биографии.

3. Его личные качества, привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход разговора.

4. Очень важно знать индивидуальную психологию будущего собеседника, плюс его социальную психологию, психологию той социальной группы, к которой он принадлежит (в том числе и подобающий тип поведения, духовные ценности).

5. Придумать драматургический стержень разговора. Это центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Часто таким стержнем выступает столкновение идей, момент дискуссии, который заставляет собеседника возражать, доказывать, раскрываться в споре. Вам необходимо мысленно проиграть интервью с ним.

6. Решить вопрос об обстановке, в которой будет записываться интервью. Будут ли присутствовать во время записи посторонние люди? Это хорошо или плохо? Если интересует его личность, - лучше писать дома, застенчивого человека тем более успокаивает присутствие близких (вообще, дома, как известно, стены помогают!). И наоборот: как собеседник будет вести себя в присутствии множества лишних людей, которые ему могут мешать

Завершением подготовительного этапа (пункт 7) станет решение вопроса, связанного с самим журналистом.

Ведущий интервью – центральная фигура передачи. Именно от него зависит успех разговора, действенность и эффективность интервью. За все, что происходит на передаче, в сюжете, перед зрителем, отвечает журналист, ведущий. Какие профессиональные требования предъявляются к нему?

1. Образ интервьюера. Собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, недаром говорят: «Встречают по одёжке». Журналисту необходимо учитывать, с кем и где будет проходить интервью: с чиновником, политиком в его кабинете; с дояркой в поле; с инженером в цехе; с маляром на стройке; с многодетной матерью дома; в детском доме или приюте; с любым из них, - но уже в родной студии, где вы – хозяин положения, а вот гости тут впервые. Одежда журналиста, манера держаться и говорить зависят напрямую от места интервью, социального положения и возраста собеседника. Золотое правило: одежда - к месту, скромная, современная, деловая, со вкусом; манера поведения – естественная, искренняя, располагающая, позитивная, интеллигентная. Чувство собственного достоинства: не возвышаться над дворником, не лебезить, не робеть перед высоким начальством. Облик журналиста влияет на восприятие, на отношение к нему, уже с первых минут закладывает атмосферу предстоящего интервью. Помнить об этом и выбрать свой образ.

2. Вы демонстрируете вежливость, гостеприимство, уважение к личности человека, к его труду. Нельзя вызывать жалость к себе, своей беспомощности, принижать свою роль. Такая беседа не может быть глубокой и откровенной.

3.  Профессия и зрители планку требований к журналисту поднимают на предельную высоту. Индивидуальность журналиста в целом производит впечатление: внешность, голос, интеллект, кругозор. От него требуются хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, настойчивость, обаяние, быстрая реакция, выдержка, любознательность, общительность. В этом наборе качеств компетентность в предстоящем разговоре играет едва ли не решающую роль. Люди должны верить, что вы их не разочаруете. Массовость телеаудитории, масштаб публичности предъявляют к журналисту в кадре вот такие высокие требования: он должен быть личностью.

4Подготовить собеседника, расположить его к себе, в пользу интервью. Не начинать интервью, пока не установите психологический контакт с собеседником. Собеседник должен знать цель предстоящего интервью, его мотивы: помочь, наказать, исправить, выяснить точку зрения и т.д. Советский документалист Шервуд напутствовал молодежь: «Покажите, что вы ставите серьёзную задачу, и вы обязательно увлечёте этим интервьюируемого».

5. Во время интервью могут возникнуть неожиданные ситуации, неприятные моменты, к которым ведущему нужно быть всегда внутренне готовым. Журналист не должен быть захвачен врасплох. Чем глубже подготовишься, тем меньше мин встретишь на полях интервьюирования.

6. Всегда помнить о тройственном союзе: ведущий, интервьюер – интервьюируемое лицо (или лица), собеседник (-и) – зрители. Журналист, ведущий - это посредник, он всегда на стороне зрителя, говорит от его имени. За все, что происходит в эфире, перед зрителем отвечает ведущий передачи, сюжета. Он – полномочный представитель зрительской аудитории.

Психология интервьюирования

 

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

Ф.Ларошфуко

 

Мы с вами выяснили, что интервью – это акт общения между собеседниками и зрительской аудиторией. Готовясь к разговору, журналист должен продумать, максимально учесть все ситуации, которые могут возникнуть в процессе общения и которые могут повлиять на успех проведения интервью.

В 1990 году во Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания психолог Н. Б. Шкопоров опубликовал методические рекомендации «Как психологически правильно брать интервью». Работа далеко не бесспорная, во многом парадоксальная, мы рассмотрим только те рекомендации автора, которые, на наш взгляд, представляют практический интерес. Автор концентрирует внимание на четырёх гранях разговора между журналистом и его партнером, на гранях, которые он называет социально-психологическими аспектами интервью.

Это:

- поведенческий аспект;

- эмоциональный;

- экологический;

 информационный аспект (13, с.6, 11).

Остановимся на специфических чертах каждого из них

 Поведенческий аспект интервью. Журналист должен заранее, на стадии подготовки, спланировать свое поведение, выработать стиль своего поведения на разных этапах интервью.

Он должен чутко улавливать настроение и специфику поведения и своего визави, делать все, чтобы максимально расположить его к себе, к разговору. Во время разговора журналист не должен выпячивать себя на первый план, он может садиться даже спиной к зрителю. Для разговора удобно расположение собеседников напротив друг друга, много хуже – фронтальное, рядом друг с другом. При общении собеседники вынуждены поворачивать головы друг к другу, общаются как бы боком, искоса, - такая позиция не способствует психологически доверительной беседе.

Задав вопрос, нужно внимательно слушать ответ, не отвлекаться. Например, спросив о чем-то человека, вы, не поднимая глаз, чертите что-то на бумажке, смотрите в сторону либо периодически посматриваете на часы. Какого ответа вы ждете после такого поведения? Полного, искреннего, откровенного? Таким поведением вы демонстрируете равнодушие, безразличие к ответу и собеседнику, ну, то и получите! Каков вопрос, как он задан, каково поведение -таков и ответ.

Во время интервью поведение журналиста должно быть предельно естественным. Не нужно делать какие-то тайные знаки, жесты, сигналы и пасы собеседнику, о чем-то шептаться с ним. Вы находитесь в студии под прицелом камер и микрофонов, - они чутко улавливают все, что происходит при общении, ничто не ускользнёт «от их всевидящего ока, от их всеслышащих ушей». Я много лет проработала главным редактором на областной студии телевидения, и у меня на памяти немало казусов и поучительных случаев из практики интервьюирования молодыми неопытными журналистами, когда их поведение в кадре подводило их «под монастырь».

Первомайская демонстрация… Молодой симпатичный корреспондент на центральной площади города берет коротенькие интервью у знатных людей Кузбасса. Помощница подводит к нему очередного гостя. Журналист, отодвинув в сторону микрофон и слегка отвернувшись от камеры, свистящим шепотом спрашивает: «Мужик, тебя как зовут?» Следует ответ полушепотом. «Мужик, ты герой? А? Герой чего - войны или труда?» Ответ. Пошептавшись с выступающим таким образом на весь Кузбасс, журналист, изобразив на лице улыбку и радость, поворачивается к камере в фас, подносит микрофон и бодро, с подъёмом обращается к зрителям уже открыто: «Позвольте представить вам моего собеседника. Это Герой Социалистического труда, знатный проходчик, почетный гражданин города Прокопьевск (имя рек)». Поскольку достоянием зрителей стали обе части разговора по интонации абсолютно противоположные, то вторая часть представления благодаря неподобающему поведению журналиста воспринималась фальшиво, анекдотично.

В эфире передача, посвященная дню рождения комсомола… В течение нескольких лет в канун 29 октября на студии появлялся почтенных лет пенсионер с требованием эфира, чтобы рассказать в очередной раз, как он на субботнике в кремле носил бревно с В.И.Лениным. История эта у всех уже навязла в зубах, но истового большевика почему-то побаивались, и эфир он получал. В интервьюеры ему редактор передачи подкинул молоденькую практикантку. Текст выступления дедуля знал назубок, с ним он обошел уже по нескольку раз все учебные заведения города, и, едва прозвучал первый вопрос, как «Остапа понесло».

 На семиминутное интервью юная журналистка придумала несколько свежих вопросов, стремясь затертую тему подать по-новому. Беда была в том, что задать эти вопросы и повернуть интервью в нужное ей русло, она никак не могла: перебить оратора она не решалась, а паузы в его монологе отсутствовали: собеседник летел по эфиру со скоростью пули. В наушники ей передали команду выходить на заключение. Растерявшись окончательно, девушка, пытаясь обратить внимание на себя, под столом туфлей нажала на его ботинок и осторожно дотронулась до его локтя. Несчастная!!! Этот свой дебют в интервью она не забудет по гроб жизни!

-Девушка, как вам не стыдно! Вы что себе позволяете! – вскипел бревноносец на весь кузбасский эфир и продолжил свой монолог. На сгорающую со стыда, почти плачущую практикантку было больно смотреть. Улучшив момент, режиссер вырубила из эфира неуправляемое интервьюируемое лицо…

Поведенческие казусы случаются не только с журналистами. На интервью приглашен известный пианист, приехавший в Кемерово на гастроли. В концертном фраке он появляется на студии. В съемочном павильоне еще не закончилась передача, соблюдается тишина. Помощница режиссёра предлагает пианисту тихонько войти в студию, потребовав, чтобы он… разулся. Тот покорно согласился. И вот, ступая на цыпочках, в концертном фраке, держа туфли в руках, полусогнувшись, он, крадучись, начал пробираться к указанному месту…И, конечно же, попал в кадр!! Всю эту комичную проходку зрители программы имели удовольствие лицезреть.

Усвоим золотое правило: всегда контролировать свое поведение. Вести себя в студии (как, впрочем, везде и всегда!) естественно и прилично, помня, что здесь ты в любой момент можешь быть услышан и показан, можешь попасть в эфир, на всеобщее обозрение. Всегда будем помнить, что поведенческий фактор интервью – это тот психологический климат, который в первую очередь интервьюер должен создавать, учитывать и корректировать во время интервью. Это учет и прогнозирование особенностей поведения, которое возникает между участниками общения и может существенно повлиять на итоги интервью.

Эмоциональный аспект интервью.  Он определяет, каково эмоциональное состояние героя во время разговора, какие чувства и эмоции вызовут ваши вопросы, ваше поведение: вы доброжелательны или сдержанны, холодны. Здесь работает принцип: «как аукнется, так и откликнется». Эмоциональный аспект находится в тесном взаимодействии с поведенческим аспектом и без него просто немыслим. Это та эмоциональная атмосфера, то личностное отношение друг к другу, которое складывается у журналиста с его собеседником. Это их взаимовосприятие. Что создает эту атмосферу, из чего она складывается?

Прежде всего, необходима постоянная реакция интервьюера на информацию собеседника :– одобрение, ирония, юмор, недоумение - вся разнообразная гамма и есть основа эмоционального взаимодействия партнеров по разговору.

Эмоциональный фон общения должен создавать ведущий. Ведущий должен постоянно корректировать свои эмоциональные проявления, ориентируясь на поведение и эмоции своего визави. Кстати, здесь журналиста поджидают две западни, которые могут существенно повлиять на результат разговора. Слишком яркие эмоциональные проявления в поведении интервьюера могут раздражать собеседника, восприниматься отрицательно, - тогда у них возникают диаметрально противоположные эмоции, конструктивного взаимодействия не получилось, интервью может быть сорвано.

Начинать интервью нужно только после того, как установлен эмоциональный контакт, достигнута положительная атмосфера интервью. Тут уместно напомнить совет замечательного драматурга Евгения Иосифовича Габриловича: «Автор должен быть не верховным судьёй, а таким персонажем, кому доверительно раскрывают себя и гении, и мерзавцы. Пусть и праведники, и заблудшие считают его своим» (14, с.316).

Полное отсутствие эмоциональной поддержки также может быть не менее губительным для интервью. От холодности, отстраненности интервьюера собеседник может растеряться, сбиться с настроя, отвечать на вопросы скомкано и путано.

Эмоциональное напряжение во время разговора создает молчание, затянувшаяся пауза. «Берегите паузу!» - напутствовал С.А.Муратов в статье о поведении журналиста в кадре и за кадром. Действительно, молчание человека, собирающегося с мыслями, драматически выразительно, создает эмоциональное пространство интервью. В паузах человек раскрывается не меньше, чем в своих высказываниях. Можно намеренно спровоцировать паузу, прибегнув во время интервью к неожиданному вопросу. Вы задали собеседнику такой вопрос – он задумался, молчит. Здесь вы можете повести себя двояко: либо тут же прийти ему на помощь, задав наводящий вопрос и тем самым погасив паузу, либо наоборот, молчать, ждать ответа. При монтаже затянувшуюся паузу можно убрать. Но если вы ее оставите, то она внесёт в фильм дополнительную окраску, создаст определённое эмоциональное напряжение, заставит зрителя обратить особое внимание на разговор, поведение собеседника.

В паузах человек раскрывается не меньше, чем в своих высказываниях. Молчание может быть ледяным, торжественным, угрожающим, почтительным. Оно может быть синонимом наивысшей духовной близости. Говорят же: настоящий друг тот, с кем есть о чём помолчать. Размышляя о тайнах живого общения, Марк Твен, будучи прекрасным оратором, писал в статье «Публичные чтения»: «Читая по книжке с эстрады, чтец очень скоро убеждается, что одно орудие в его батарее приёмов работает непропорционально калибру – это ПАУЗА: то выразительное молчание, то красноречивое молчание, то в геометрической прогрессии нарастающее молчание, которое часто позволяет добиться нужного эффекта там, где его порою не даёт даже самое счастливое сочетание слов…Я, бывало, играл паузой, как ребенок игрушкой…Когда я выдерживал паузу именно столько, сколько следует, последняя фраза производила потрясающий эффект» (15, с.421-422).

У паузы в разговоре есть удивительнее качество: она вынуждает собеседника быть более откровенным, он полностью выдает информацию, даже если до того и не собирался говорить об этом. В журналистской практике описывается такой казус, автором которого был, кажется, американский тележурналист. Введя зрителя в тему разговора со своим собеседником, он задал ему один единственный вопрос – и замолчал до конца передачи. Собеседник на вопрос ответил, однако журналист молчал, внимательно и слегка вопрошающе глядя на своего vis-a-vis, словно ждал продолжения ответа. И тот продолжил, сказав даже то, о чем говорить не хотел. После передачи разгневанный собеседник журналиста подал на него в суд, немало повеселив судей обвинением в иске: «Он молчал всю передачу и тем самым вынудил меня сказать то, чего я говорить не хотел». Один студент с нашей кафедры признался, что он однажды воспользовался в интервью этим беспощадным к собеседнику методом и убедился: работает!

При спокойном разговоре пауза – это доброжелательное раздумье, возможность уточнения, подведения итогов или смены темы. В проблемном, остром интервью пауза создает дополнительное напряжение, и чем дольше длится пауза, тем больше нарастает ожидание, чем же всё закончится, чем разрядится молчание. Это относится как к паузе в разговоре, так и к паузе, тишине в жизненной ситуации.

Автор должен выразительно, эмоционально решить две вещи: как войти в паузу, как ее добиться (какие эмоции при этом у зрителя и персонажа вызвать), и как выйти из паузы, т. е. продумать, что за тишиной последует – какие действия, какие слова.

  Психологи в речевом общении выделяют четыре фазы.

1. Начальная фаза – адаптация, прелюдия к предстоящему разговору. Партнеры присматриваются друг к другу, ищут точки эмоционального соприкосновения.

2. Вторая фаза – это разговор, ради которого происходит встреча, это состояние сильного эмоционального напряжения.

3. Третья фаза – психологическая разрядка эмоционального напряжения после интервью, своего рода внутреннее опустошение.

4. Четвёртая фаза – внутреннее, часто скрытое состояние, в котором остаются участники после интервью. Они разочарованы друг в друге, недовольны, раздражены, рассержены, но скрывают это за внешней любезностью. Оттого, какое «послевкусие» останется после разговора у собеседников, зависит их деловое общение в будущем: захотят ли они вновь встретиться на передаче или в жизни? Журналисту, успех работы которого напрямую зависит от постоянных контактов с людьми, совсем не безразлично, какое мнение о нем складывается у людей после работы с ним в эфире. Сохранять свою профессиональную и человеческую репутацию среди прочих условий журналисту помогает понимание, какой психологический микроклимат необходимо создавать на интервью с людьми, с какой интонацией слушать и задавать вопросы. Психологи считают, что 40 % информации несёт как раз интонация разговора.

В немалой степени эмоциональную атмосферу при общении создаёт и такой, казалось бы, «безмолвный» компонент, как взгляд. Неприлично во время разговора пристально смотреть в глаза человека. Тут невольно вспоминается взгляд В.В.Путина, когда он вызывает к себе на доклад какого-нибудь высокопоставленного чиновника. Кажется, этот немигающий взгляд длится вечность, при полном отсутствии каких бы то ни было эмоций на лице. Этот взгляд – луч лазера убойной силы, он прошивает насквозь. Вот свидетельство режиссёра Виталия Манского, который в 2001 году снял документальный фильм «Путин. Високосный год»: «Я видел, как в кабинет к президенту заходят министры и премьер-министры. Люди, которых мы видели на экране с расправленными плечами и твёрдым голосом, когда входили в его кабинет, вдруг съёживались, голос садился, плечи куда-то пропадали, походка становилась неуверенной. Причём, их скукоживал не Путин, они сами уменьшались в размерах» (16).

Во время интервью неприлично также избегать взгляда собеседника. Контакт глаз занимает от 20 до 40 % всего времени общения. Диалог глаз может и не совпадать со смыслом произносимых слов, о чем в своё время писал поэт Батюшков: «Его глаза не врут,//они правдиво говорят, //что их владелец плут».

О важности эмоциональной атмосферы в общении писал и американский кинодокументалист Алан Розенталь: «Закончив съемку, спросите у него, не захочет ли он что-нибудь добавить. Он в хорошей форме, он разогрет и теперь может удивить неожиданной историей, рассказом. Просите, чтобы собеседник передавал атмосферу, настроение, чувства того, о чём он рассказывает» (17, с. 181).Эта грань интервьюирования в двух словах: задача эмоционального аспекта – выводить собеседника из оцепенения, добиваться его эмоциональной раскрепощённости.

Экологический аспект интервью. Эта грань интервьюирования включает в себя решение вопроса о месте действия, об обстановке, в которой будет происходить разговор, о деталях этой обстановки в определённых сочетаниях. Экология интервью – это любые вещественные атрибуты, любой атнураж пространства, в котором проводится интервью. Экологический аспект не менее важен, чем остальные, он с ними тесно связан и оказывает своё влияние на качество общения.

Каждый человек включён в определённую среду, к которой он привык; она связана с его вкусами, интересами, привычками, личными предпочтениями. Вещи, окружающие его, так же много значат, как и слова, обращенные к нему. Поэтому, готовясь к интервью, журналисту необходимо продумать, где оно будет проходить: обстановка должна быть как можно ближе к его привычной среде на работе, в быту. Недаром же говорят: дома стены помогают; мой дом – моя крепость – т.е. здесь человек чувствует себя наиболее защищённым. Но исходить надо не только из этого. Первичен для вас замысел, цели и задачи предстоящего разговора. Интервью с семьёй о жизни и семейных проблемах, конечно, лучше проводить дома, с показом тех деталей антуража, которые работают на воплощение замысла. С чиновником разговор о его работе можно вести как в его официальном кабинете, так и на проблемном месте, связанном со сферой его работы, его ответственности за что-то. Для интервью важен определённый «экологический ансамбль» в целом, сочетание вещей и предметов, окружающих человека, и соответствие их тематике интервью. Здесь вещи и предметы могут работать на раскрытие темы и идеи двояко: либо напрямую, безмолвно подтверждая слова героя интервью; либо работая подтекстом, выступая ярким контрастом тому, что утверждает интервьюируемое лицо. Обстановка интервью способствует как информационной насыщенности разговора, так и психологическому раскрытию человека. В подтверждение этого хочется привести один случай, озвученный однажды на курсах Центрального телевидения по переподготовке журналистов. Съёмочная группа приехала в станицу Вешенская Краснодарского края взять интервью у М. А. Шолохова. Для станичников этот человек не только писатель, знаменитый земляк, он для них – царь и Бог, непререкаемый авторитет, верховная власть. Одно его присутствие здесь сделало станицу мировой известностью, качественно изменило всю жизнь: и власти, и сам писатель вложили немалые деньги в благоустройство станицы, превратив ее в цветущий оазис даже по европейским стандартам. Группе т


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.