Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теория и практика психологического консультирования
Оказание психологической помощи
Основная цель психологического консультирования - оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
Ю.Е. Алешина (1994)
Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности.
Р.Б. Кочюнас (1999).
• Консультирование – это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целенаправленную беседу. Консультирование подразумевает под собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
• Консультирование – это процесс, в ходе которого два человека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений.
• Консультирование – это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера.
Филип Бурнард 2002
Обычно определения консультирования включают в себя
либо все, либо некоторые из нижеприведенных положений:
• необходимо присутствие двух человек;
• данный процесс приводит к определенным действиям, производимым клиентом;
• консультант - это человек, который слушает;
• клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем;
• обычно этот процесс сопровождается личностным ростом клиента;
• есть надежда на решение проблемы.
Обычно к консультированию не относится:
• предоставление советов со стороны консультанта;
• психотерапия;
• лечение серьезных психических заболеваний;
• решение всех возникающих в жизни проблем.
|
Основные составляющие консультирования
(Fiedler, 1950):
• взаимная эмпатия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что для эффективного консультирования необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям(Rogers, 1957).:
• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек – клиент, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;
• другой человек – консультант, конгруэнтен или интегрирован во взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения – это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.
безоценочное отношение и эмпатическое понимание
В некотором смысле навыки консультирования являются лишь продолжением повседневных, эффективных коммуникативных навыков.
К ним относятся:
Коммуникативным
Слушать
Задавать вопросы
Вызывать доверие
Владеть интонацией (голосом)
Владеть нев. Средствами
Делать выводы
Подводить к выводам
Грамотно говорить
Уметь обобщать и вычленять главное
«Отшелушивание» отличать правду
Заинтересовать
Способность консультанта
Слушать и не стремиться сразу же оценивать или давать советы.
Процесс обучения консультированию – это также процесс потери приобретенных навыков:
Высказывание своего мнения
Предложение того, что можно было бы сделать в той или иной ситуации
Поиск ошибок везде и указание на них другим
Блокирование некоторых «нормальных» реакций и предпочтение более принимающей и дающей роли.
|
Личные качества консультанта
Эмпатия
Теплота
Искренность
Позитивное отношение
Конкретность
Чувство юмора
Чувство трагичности бытия
Самоосознание
Эмпатия
Эмпатия – это способность встать на место другого человека и увидеть окружающий мир таким, каким его видит он. Попытаться оставить в стороне собственные предубеждения и по-настоящему прислушаться к другому человеку для того, чтобы войти в «систему его личных взглядов».
Мы не эмпатичны в том случае, когда постоянно сравниваем ситуацию другого человека со своей собственной. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», и это позволяет нам отдавать себя другому человеку.
Эмпатия – качество, которое поддается тренировке, но это также и качество, которым одни люди владеют в большей степени, а другие — в меньшей. В какой-то мере безоценочное отношение ко взглядам другого человека позволяет избежать опасности морализирования, предоставления советов и в целом не позволяет ухватиться за «не тот конец палки».
Эмоциональная теплота
Эмоциональная теплота предполагает неотъемлемый интерес к другим людям. Конечно, здесь есть определенные ограничения.
Человек, собирающийся работать консультантом, может поработать над собственными проблемами, прежде чем зачислять себя в ряды потенциальных консультантов. Если с личными проблемами ничего не делать, то может получиться, что они будут незримо присутствовать в терапевтических отношениях.
Если у вас много неразрешенных личных проблем и ситуация складывается таким образом, что проблемы клиента, с которым вы работаете, схожи с вашими собственными, то может оказаться, что трудности клиента начнут пробуждать к жизни ваши собственные трудности. И несмотря на то что ни один человек не может полностью разобраться со всеми своими проблемами, консультант должен, по крайней мере, быть готовым столкнуться лицом к лицу с некоторыми из них.
Искренность
Быть искренним в терапевтических отношениях – это больше чем просто развить определенный набор реакций. Скорее это вопрос намерения. Если вы искренни, значит, у вас есть намерение помогать другому человеку или заботиться о нем.
Мы не можем проявлять интерес ко всем людям без исключения.
|
Позитивное отношение
«Безусловное позитивное отношение»
Роджерс (Rogers, 1967)
Позитивные чувства консультанта по отношению к клиенту не должны быть ничем обусловлены. Консультант должен всегда относиться с теплотой к своему клиенту, независимо от того, что клиент чувствует или говорит консультанту.
Конкретность
Способность прислушиваться к словам другого человека и воспринимать лишь то, что было им сказано, а не то, что им подразумевалось.
«Вещи таковы, какими они кажутся».
Сартра (Sartre, 1955
Мы не можем знать о том, что другой человек на самом деле «имеет в виду», и поэтому вынуждены полагаться лишь на информацию, сообщенную нам этим человеком. Консультант, умеющий быть конкретным, не обязан давать подробные психологические объяснения словам клиента, но вместо этого должен пытаться максимально приблизиться к тому, о чем клиент пытается сказать.
– Ну, я не знаю… Мне просто кажется, что многие вещи стали выходить из-под контроля, и на работе стали возникать разные проблемы…
- Кажется, что события, происходящие дома, каким-то образом сказываются на том, что происходит на работе.
- Если по отношению к моим детям все складывается хорошо, то и дела на работе также идут весьма хорошо. В противном же случае... все было бы гораздо лучше, если бы я смог немного отдохнуть.
- Но такая возможность кажется маловероятной до тех пор, пока моя жена не изменится...
–Мне кажется, немного нечестно с моей стороны говорить о том, что «моя жена должна измениться», но я знаю, что я хочу этого…
- Иногда с ней всего лишь немного сложно разговаривать. Я думаю, что она должна находить меня довольно неуклюжим...
- Я знаю, она думает, что я немного упертый...
– Да, наверное, нам обоим необходимо сесть и во всем этом разобраться.
1.
Обязательная литература
(есть более новые издания)
Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 239 с.
Теория и практика психологического консультирования
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!