Теория и практика психологического консультирования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теория и практика психологического консультирования

2021-03-17 76
Теория и практика психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и практика психологического консультирования

Оказание психологической помощи

Основная цель психологического консультирования - оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с ок­ружающими.

Ю.Е. Алешина (1994)

 

 

Целью психологического консультирования, с его точки зре­ния, является появление у клиента черт зрелой личности.

 

Р.Б. Кочюнас (1999).

• Консультирование – это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целенаправленную беседу. Консультирование подразумевает под собой серию сессий, направленных на решение проблемы.


• Консультирование – это процесс, в ходе которого два человека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений.


• Консультирование – это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера.

Филип Бурнард 2002

Обычно определения консультирования включают в себя

либо все, либо некоторые из нижеприведенных положений:


• необходимо присутствие двух человек;
• данный процесс приводит к определенным действиям, производимым клиентом;
• консультант - это человек, который слушает;
• клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем;
• обычно этот процесс сопровождается личностным ростом клиента;
• есть надежда на решение проблемы.


Обычно к консультированию не относится:


• предоставление советов со стороны консультанта;
• психотерапия;
• лечение серьезных психических заболеваний;
• решение всех возникающих в жизни проблем.


Основные составляющие консультирования

  (Fiedler, 1950):

• взаимная эмпатия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.


Роджерс выдвинул гипотезу о том, что для эффективного консультирования необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям(Rogers, 1957).:

• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек – клиент, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;
• другой человек – консультант, конгруэнтен или интегрирован во взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения – это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.

безоценочное отношение и эмпатическое понимание

В некотором смысле навыки консультирования являются лишь продолжением повседневных, эффективных коммуникативных навыков.

 

К ним относятся:

Коммуникативным

Слушать

Задавать вопросы

Вызывать доверие

Владеть интонацией (голосом)

Владеть нев. Средствами

Делать выводы

Подводить к выводам

Грамотно говорить

Уметь обобщать и вычленять главное

«Отшелушивание» отличать правду

Заинтересовать


Способность консультанта

Слушать и не стремиться сразу же оценивать или давать советы.

Процесс обучения консультированию – это также процесс потери приобретенных навыков:

Высказывание своего мнения

Предложение того, что можно было бы сделать в той или иной ситуации

Поиск ошибок везде и указание на них другим

Блокирование некоторых «нормальных» реакций и предпочтение более принимающей и дающей роли.


Личные качества консультанта

Эмпатия

Теплота

 Искренность

Позитивное отношение

Конкретность

Чувство юмора

Чувство трагичности бытия

Самоосознание


Эмпатия

Эмпатия – это способность встать на место другого человека и увидеть окружающий мир таким, каким его видит он. Попытаться оставить в стороне собственные предубеждения и по-настоящему прислушаться к другому человеку для того, чтобы войти в «систему его личных взглядов».

Мы не эмпатичны в том случае, когда постоянно сравниваем ситуацию другого человека со своей собственной. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», и это позволяет нам отдавать себя другому человеку.


Эмпатия – качество, которое поддается тренировке, но это также и качество, которым одни люди владеют в большей степени, а другие — в меньшей. В какой-то мере безоценочное отношение ко взглядам другого человека позволяет избежать опасности морализирования, предоставления советов и в целом не позволяет ухватиться за «не тот конец палки».


Эмоциональная теплота

Эмоциональная теплота предполагает неотъемлемый интерес к другим людям. Конечно, здесь есть определенные ограничения.

Человек, собирающийся работать консультантом, может поработать над собственными проблемами, прежде чем зачислять себя в ряды потенциальных консультантов. Если с личными проблемами ничего не делать, то может получиться, что они будут незримо присутствовать в терапевтических отношениях.

Если у вас много неразрешенных личных проблем и ситуация складывается таким образом, что проблемы клиента, с которым вы работаете, схожи с вашими собственными, то может оказаться, что трудности клиента начнут пробуждать к жизни ваши собственные трудности. И несмотря на то что ни один человек не может полностью разобраться со всеми своими проблемами, консультант должен, по крайней мере, быть готовым столкнуться лицом к лицу с некоторыми из них.


Искренность

Быть искренним в терапевтических отношениях – это больше чем просто развить определенный набор реакций. Скорее это вопрос намерения. Если вы искренни, значит, у вас есть намерение помогать другому человеку или заботиться о нем.

Мы не можем проявлять интерес ко всем людям без исключения.

Позитивное отношение

«Безусловное позитивное отношение»

Роджерс (Rogers, 1967)

Позитивные чувства консультанта по отношению к клиенту не должны быть ничем обусловлены. Консультант должен всегда относиться с теплотой к своему клиенту, независимо от того, что клиент чувствует или говорит консультанту.


Конкретность

Способность прислушиваться к словам другого человека и воспринимать лишь то, что было им сказано, а не то, что им подразумевалось.

«Вещи таковы, какими они кажутся».

Сартра (Sartre, 1955

Мы не можем знать о том, что другой человек на самом деле «имеет в виду», и поэтому вынуждены полагаться лишь на информацию, сообщенную нам этим человеком. Консультант, умеющий быть конкретным, не обязан давать подробные психологические объяснения словам клиента, но вместо этого должен пытаться максимально приблизиться к тому, о чем клиент пытается сказать.


– Ну, я не знаю… Мне просто кажется, что многие вещи стали выходить из-под контроля, и на работе стали возникать разные проблемы…


- Кажется, что события, происходящие дома, каким-то образом сказываются на том, что происходит на работе.


- Если по отношению к моим детям все складывается хорошо, то и дела на работе также идут весьма хорошо. В противном же случае... все было бы гораздо лучше, если бы я смог немного отдохнуть.


- Но такая возможность кажется маловероятной до тех пор, пока моя жена не изменится...


–Мне кажется, немного нечестно с моей стороны говорить о том, что «моя жена должна измениться», но я знаю, что я хочу этого…


- Иногда с ней всего лишь немного сложно разговаривать. Я думаю, что она должна находить меня довольно неуклюжим...


- Я знаю, она думает, что я немного упертый...


– Да, наверное, нам обоим необходимо сесть и во всем этом разобраться.


1.

Обязательная литература

(есть более новые издания)

 

Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 239 с.

Теория и практика психологического консультирования


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.