Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний

2021-03-17 71
Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний

Завьялов В.Ю.

Доктор медицинских наук, профессор, руководитель группы научной

валидизации дианализа лаборатории психофизиологии (академик Л.И.Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН, г. Новосибирск

 

В статье[1] излагаются базовые идеи дианализа: опора на самостоятельное, критическое мышление и здравый смысл в психотерапевтической работе, пересмотр устаревших концепций и определений в профессии психотерапевта, уважение и усиление личности клиента, отказ от роли эксперта в вопросах этики, морали, нравственности и внутренней жизни человека, ограничение компетенции психотерапевта рамками конкретной помощи в решении сформулированных вместе с клиентом жизненных задач.

Ключевые слова: дианализ, экспертократия, критический реализм, здравый смысл в психотерапии, деконцептуализация, выводные знания, персонализация знаний.

Экспертные знания в психотерапии - что это?

Коротко, «экспертные знания» - это знания о частной, личной жизни людей, очищенные от всего личного, т.е. деперсонализованные знания. Например, знания о «копулятивном цикле» и о том, что «должно» по статистике происходить между мужчиной и женщиной после того, как их взгляды встречаются – пример экспертного знания. Но ещё со времен «доклада Кинзи» (А. Kinsey, 1948, 1953) известно, что вариабельность сексуального поведения человека такова, что установить границы нормы практически невозможно: что для одной пары норма и наслаждение, для другой – глубокое разочарование, боль и патология. Несколько лет назад я, в шутку, конечно, предложил термин «нормальная сексопатология», но экспертное сообщество психотерапевтов не поддержало моей инициативы.

Отличным примером экспертного знания является любой словарь. В нём нет никаких личных интерпретаций – только общепринятые значения и толкования слов. Никакое слово в словаре по своим семантических характеристикам не несёт в себе терапевтического смысла,  и вообще, слово само по себе, не несёт никакого смысла, поскольку одно слово объясняет другое.Здесь проявляется логическая бессмысленность под названием тавтология. Поэтому психотерапия не является «лечением словом», если слово понимать в словарном значении. Слово живое, высказанное в соответствующем контексте, одетое в паралингвистические одеяния, раскрашенное экстралингвистическими красками и снабженное личным герменевтическим кодом клиента может обладать громадной силой воздействия, но это уже не словарное слово, оно может и не быть словом естественного языка.

В свое время профессор С.С.Либих на своих лекциях по гипнозу рассказывал, что на загипнотизированного клиента сильнее действует не членораздельная речь с правильным произношением слов, а нелепое бормотание или звукоподражательные квазивысказывания, т.е. полное отсутствие узнаваемых знаний о чём-либо обладает большим терапевтическим воздействием, чем экспертное знание о проблеме человека.

В своей книге «Против терапии», критикующей психотерапию, изданной в 1988 г., психоаналитик Джеффри Мэссон (Jeffrey Masson), доктор философских наук, говорит относительно того, что он называет "мифом об обучении" психотерапевтов: "Врачи обычно хвастаются об их «экспертизе», о «сложном обучении», которое они прошли. При обсуждении компетентности можно часто услышать фразы, подобные таким: «он был хорошо обучен» или «он прошёл специальное обучение». Люди имеют довольно смутные представления о характере обучения психотерапии, и врачи редко посвящают пациентов в детали этого. Они поступают так по серьёзной причине: часто их обучение более чем скромно... Наиболее сложные и длинные программы обучения - классические психоаналитические, но не из-за количества материала, который должен быть охвачен. Я потратил восемь лет на психоаналитическое обучение. Оглядываясь назад, я чувствую, что мог бы узнать основные идеи примерно за восемь часов сосредоточенного чтения" (Atheneum/MacmillanCo., стр. 248).

Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний

Завьялов В.Ю.

Доктор медицинских наук, профессор, руководитель группы научной

валидизации дианализа лаборатории психофизиологии (академик Л.И.Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН, г. Новосибирск

 

В статье[1] излагаются базовые идеи дианализа: опора на самостоятельное, критическое мышление и здравый смысл в психотерапевтической работе, пересмотр устаревших концепций и определений в профессии психотерапевта, уважение и усиление личности клиента, отказ от роли эксперта в вопросах этики, морали, нравственности и внутренней жизни человека, ограничение компетенции психотерапевта рамками конкретной помощи в решении сформулированных вместе с клиентом жизненных задач.

Ключевые слова: дианализ, экспертократия, критический реализм, здравый смысл в психотерапии, деконцептуализация, выводные знания, персонализация знаний.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.