Понятие, сущность, признаки и типология государства — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие, сущность, признаки и типология государства

2021-03-17 349
Понятие, сущность, признаки и типология государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение темы следует начать с освоения основных теорий государства. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит. Теория элит возникла в начале XX века и получила развитие к середине века. Ее представители (В. Парето, Г. Моски, Д. Сартори, Т. Дай) отмечали, что народные массы не способны управлять государством и это управление осуществляется элитой общества.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х годах нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70-х годах. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению ее представителей (Т. Веблена, Д Белла), управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые для этого средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества

Теория плюралистической демократии. Представители этой теории (Г. Ласки, Р. Дарендорф, Р. Даль) отражали политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Сущность этой теории заключается в том, что в современном обществе перестают существовать классы. Власть, таким образом, утрачивает классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам – возрасту, профессии, кругу интересов и прочим. Таким образом, существуют различные страты, и каждый человек входит во многие из них. На основе страт создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на органы государства, тем самым направляют государственною политику. В этой связи каждый человек, объединение обладают государственной властью, участвуют в управлении государством. А государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.

Теория «государства всеобщего благоденствия». Эта теория возникла после второй мировой войны. Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом и развиты Д. Мюрдалем, В. Мундом. В соответствии с этой теорией государство становится надклассовым и выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства.

Теория правового государства. Эта теория освещает вопросы деятельности государства на основе права.

Теория «технократического государства». Представители данной теории считают, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать вопросы государственного управления. Так, можно будет проводить опросы граждан и голосование с использованием радиотелевизионной техники, а компьютеры будут принимать независимые от воли отдельных лиц справедливые и оптимальные решения.

Теория конвергенции. Она появилась в 50-60 годах XX века, ее представителями были Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин. Теория рассматривает взаимное влияние государств двух систем западных государств и государств социалистического лагеря, ибо происходит обмен между этими государствами, причем каждая система заимствует у другой самое лучшее. В результате происходит сближение государств. И это должно привести к возникновению постиндустриального государства единого типа, которое будет называться государством «всеобщего благоденствия».

Историко-материалистическая теория. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классового подхода. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Теория направлена на построение социалистического, а затем и коммунистического общества.

Таким образом, исходя из вышеназванных теорий, сущность каждого государства можно рассматривать с позиций ответа на следующие вопросы:

– кому принадлежит государственная (политическая) власть,

– в чьих интересах эта власть осуществляется,

– какими способами и методами она проводится в жизнь.

В то же время следует иметь в виду, что на протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.

Таким образом, сущность государства проявляется в двух аспектах: с одной стороны, государство является орудием в руках господствующего класса (социальной группы), а с другой – выступает представителем всего общества и объединяет его.

Обращаясь к признакам государства, надо выделить те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это: публичная власть; деление населения на территории, налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций – суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, язык.

Всё вышесказанное позволяет определить государство как единую политическую организацию, суверенная власть которой распространяется на всё население страны, располагающую специальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющую руководство обществом, а также обеспечивающую его интеграцию.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - его ка ч ественные черты,выражающие особенности государства       по сравнению с другими организациями, осуществляющимивластно-управленческие                      функции в обществе.

Признаки государства являются выражением его соци­альной природы и сущности. Они характеризуют качест­венные свойства государства как особой орга­низации власти. Признаки отличают государство от иных органи­заций, осуществляющих соци­альную власть, таких как различного рода союзы и объеди­нения людей. Эти при­знаки отличают государство также от родовых форм ор­ганизации власти, кото­рые действо­вали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и со­хранили оп­ределенное значение в современном обще­стве.

К основным признакам государства относятся су­вере­нитет, осуществление вла­сти по территориаль­ному прин­ципу, особая организация публичной вла­сти страны.

Суверенитет государства означает верхо­венство и определяющую роль государства внутри страны по отно­шению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет госу­дарства не беспределен; внутри страны он ограни­чен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между го­су­дарствами.

Осуществление власти по территориаль­ному принципу проявляется в том, что каждое госу­дарство “привязано” к определенной его государст­венными грани­цами территории. Объектами госу­дарственной власти яв­ляются все лица, находя­щиеся в ее пределах, вне зави­симости от их соци­альных, национальных и иных призна­ков. Террито­рия государства с проживающим на ней на­селением образует страну.

Особая организация публичной власти выра­жается в том, что государство представлено специ­альным, вы­деленным из общества аппаратом управления. Этот ап­парат действует на профессио­нальной основе, офици­ально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сбо­ров с населения. Помимо собст­венно органов управления, аппарат государства включает в себя специ­альные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - это воля гражданскогообщества,направленная на организацию               и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства         и согласованияинтересов различных социальных групп.

В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определен­ных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

До недавнего времени в российском государство­веде­нии доминировал классо­вый подход к сущно­сти госу­дарства. В соответствии с ним государ­ство понималось как организация диктатуры эконо­мически господствую­щего класса, который с помо­щью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привиле­гированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для обще­ства только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.

Этот подход, верно отражая особенности госу­дарства ранних исторических эпох, обнаружил не­адекватность со­временному цивилизованному об­ществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существо­вать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности госу­дарства, в противоположность классовому, счи­тает, что государ­ственная власть изначально, на всех этапах своего исто­рического развития выра­жает волю всего гражданского общества и путем компро­мисса между отдельными соци­альными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляе­мость всей общест­венной системы, способст­вует ее самосохранению и предотвращает тенденции к рас­паду, то в государственной власти оказываются объ­ективно заинтересованывсе субъ­екты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпа­дать или находиться в прямой проти­воположности.

Дуалистический подход к сущности госу­дарства пытается в определенной степени соединить противопо­ложности классового и общесоци­ального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государ­ственной власти, имеет две стороны: классовую и обще­социальную. Госу­дарство, с одной стороны, - это органи­зация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реали­зует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В истори­ческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего историче­ского периода пре­валирует первая сторона, классовая, то у совре­менного цивилизо­ванного государства - вторая, общесоциальная.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.