Культура речи и деловое общение — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Культура речи и деловое общение

2021-03-17 67
Культура речи и деловое общение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс

 

для бакалавриата по направлению 080100 Экономика

 

Всеволожск 2015

КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Программа курса

 

Автор- составитель:

 

 Е.П. БУТОРИНА, канд. Филол. Наук. Доц., О.А. ЯШНИКОВА

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры русского языка

27.12.2010, протокол № 4

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры гуманитарных и социально- экономических дисциплин

 

От 23.06.2012г., протокол № 12

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки № 080100 – Экономика. Профиль: Финансы и кредит. Курс читается на первом курсе (первый семестр). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами владения правилами и нормами современного русского литературного языка и культуры речи, теории коммуникации, делового общения, этики деловой коммуникации.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

общекультурные компетенции (ОК): ОК-1,ОК-6, ОК-7, ОК-9,ОК-17.

 

По курсу «Культура речи и деловое общение» предусмотрены следующие формы контроля знаний бакалавров в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой контроля знаний: текущий (проводится на практических занятиях  в устной или письменной форме: устный доклад, тест), промежуточный (контрольная работа), итоговый контроль (зачет).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Курс дисциплины рассчитан на 26 часов, программой дисциплины

предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинары (14 часов), самостоятельная работа студента (46 часов). Для заочной формы обучения курс дисциплины рассчитан на 6 лекционных часов.

 

 

Пояснительная записка

В динамично усложняющемся современном мире специалист с высшим образованием (бакалавр) должен уметь в процессе своей деятельности эффективно общаться с различными людьми в разнообразных ситуациях, точно описывать результаты своих исследований, убеждать в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Гуманитарно ориентированное образование обеспечивает создание благоприятных возможностей для развития личности студента, для реализации его познавательных запросов и духовных потребностей. Конкурентоспособному специалисту необходим высокий уровень функциональной грамотности, опирающейся на системный набор компетенций, что позволит ему самостоятельно выстраивать коммуникативные и социокультурные стратегии взаимодействия в группе и коллективе. Под компетентностью понимается способность специалиста (бакалавра) решать профессиональные задачи, которая предполагает наличие совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов действия), необходимых для продуктивной профессиональной деятельности[1]. Компетентность рассматривается как способность использовать знания, умения и компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы, т.е. она напрямую коррелирует со способностью справляться со сложными, не всегда прогнозируемыми ситуациями общения. В современных условиях соревнование выигрывает не просто профессионал, а компетентная личность, владеющая не только знаниями, но и компетенциями по их свободному применению. Это выдвигает новые требования к преподаванию русского языка.

 

Настоящая программа составлена на базе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», рекомендованной научно-методическим советом по филологии Учебно-методического объединения университетов России и утверждённой начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 16.06.2000[2].

    Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Требования к входным знаниями, умениям и компетенциям для её изучения отражены в Приложении к приказу Минобразования России от 30 июня 1999 № 56 «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература, иностранные языки)», на базе умений курса строится изучение всех курсов, предполагающих понимание и написание текстов на русском языке.

Предмет курса – система норм современного русского литературного кодифицированного языка.

Цель курса - повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов нефилологических специальностей.

Задачи курса состоят в формировании у студентов основных компетенций[3], которые должен иметь профессионал любого профиля:

    -   информационных, предполагающих понимание сложных текстов на русском языке, умение извлекать значимую для принятия профессиональных решений информацию, систематизировать её, анализировать, структурировать, обобщать;

    -   исследовательских, состоящих в умении формулировать как в устной, так и в письменной речи цели, задачи, предмет, объект и гипотезы профессионального исследования, делать выводы;

    -   когнитивных, представляющих собой умения выделять из текстов понятия и концепты, классифицировать их, сравнивать, синтезировать и формулировать на их основе новое знание;

       -      креативных, заключающихся в умении акцентировать наиболее значимые части сообщения, используя приёмы экспрессии и языковой игры;

    -   коммуникативных, рассматриваемых как умения

-- строить связные, правильные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения и 

-- участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать и поддерживать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим (пищущим) различными социальными отношениями;

-   аксиологических, понимаемых как умения выявлять лакуны в собственных знаниях и умениях, оценивать свои коммуникативные компетенции, результативность и профессионализм, повышать свою функциональную грамотность на различных уровнях языковой системы;

-   управленческих, представляющих собой умения организовывать работу коллектива, мотивировать, корректировать и контролировать результаты деятельности.

Для формирования и развития этих компетенций студенты должны свободно владеть рецептивными и продуктивными навыками и умениями как в устной, так и письменной формах реализации языка. Таким образом, все перечисленные ранее компетенции в значительной степени опираются на лингвистическую компетенцию.

Развитие профессионально значимых компетенций проводится на базе аутентичных текстов аналитических обзоров, кодексов, договоров, коммерческой и деловой документации и корреспонденции, рекламы и т.п. Внимание уделяется формированию, корректировке и совершенствованию соответствующих навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Это следующие направления обучения:

 

● Чтение:

- совершенствование навыков анализа смысловой структуры текста;

- формирование навыков оценки фактов, полученных из различных информационных источников.

 

● Говорение

●● Монологическая речь

- совершенствование навыков использования всех функциональных типов речи (описание, рассуждение, повествование) в разных сочетаниях и пропорциях;

- формирование умений публичной презентации конкурентоспособных проектов;

- совершенствование навыков семантической компрессии: исключение избыточного материала, обобщение смысловых блоков, осуществление лексико-грамматических трансформаций при сохранении смысловой тождественности.

 

●● Диалогическая речь

- развитие умения вести аргументированную дискуссию в рамках принятого в официальном общении речевого этикета;

- формирование умений публичной защиты представляемого проекта.

● Аудирование

- развитие умения понимать публичные выступления различных жанров с целью ведения дискуссии на профессиональные темы.

 

● Письмо

- совершенствование навыков креативного письма: текстов рецензий, рекламных сообщений, сценариев презентаций и т.п.;

- развитие навыков составления и редактирования документов различных жанров;

- совершенствование навыков грамотного письменного оформления индивидуальных творческих проектов.

 

● Аналитико-синтетическая обработка специальной литературы

- развитие навыков опоры на широкий контекст, распознавания внутренних логических связей и выявления имплицитной информации;

- развитие навыков реферирования и аннотирования литературы по специальности;

- совершенствование навыков использования приёмов семантической компрессии.

    В результате освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» должны быть сформированы следующие компетенции бакалавра экономики:

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-6 – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7 – готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-17- обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь.

ПК-14 - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы

ПК-15 - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

 

Студент, удовлетворительно отчитавшийся по дисциплине должен

Знать: систему действующих норм современного русского литературного кодифицированного языка, систему функциональных стилей, типы речевой культуры, параметры описания ситуации общения

Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Владеть: базовыми понятиями языкознания, теории коммуникации, культуры речи в пределах программы настоящего курса и рекомендованной учебной литературы

 

Структура программы определяется логикой изучения предмета. Сначала рассматриваются возможности современного русского языка как средства общения, далее анализируются особенности функциональных стилей современного языка, их подстилей и жанров, формулируются критерии правильной речи в каждом из них. Особое внимание уделяется трансформациям текстов, оптимизации сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации, приёмам перифразы и компрессии. Лекционный курс завершается обсуждением возможных направлений дальнейшего индивидуального совершенствования профессиональной речи. Слушатели также получают представление о готовящейся новой редакции свода русского правописания. В ходе практической работы студенты учатся самостоятельно развивать навыки и умения профессиональной речи, критически оценивая достигнутый уровень, привлекая для самообразования справочную литературу и словари.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции и практические занятия. Субъектно-деятельностный подход к организации обучения предполагает разработку и защиту студентами проектов в тематических рамках профессиональной специализации. Это способствует формированию таких качеств личности как самостоятельность в развитии познавательных интересов, ответственность в принятии решений, способность к языковой догадке, умения и навыки индивидуальной и коллективной работы с текстами на русском языке. Формы и степень сложности учебной деятельности при этом максимально приближены к профессиональным.

Текущий контроль проводится на практических занятиях в устной или письменной форме и имеет целью проверить уровень владения определённым объёмом изученного материала.

Промежуточный модульный контроль проводится после завершения каждой учебной темы. Его цель состоит в проверке уровня сформированности отдельных компетенций на базе изученного материала.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта. Цель такого контроля – проверить степень автоматизации, интегрированности и координации профессиональных языковых компетенций.

Содержание курса

Тема № 2. Культура речи

Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи: коммуникативный, этический, нормативный.

Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Нормы различных уровней языковой системы: лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные и др. Динамика нормы, типы эволюции нормы: низкодинамический, среднединамический и высокодинамический. Вариативность в языке, понятие жёсткой и толерантной нормы. Классификация вариантов. Нормирование русского литературного языка. Причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Понятия точности, полноты, краткости и ясности речи. Классификация наиболее часто встречающихся нарушений этих свойств.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Основные критерии языкового качества текста.

 

Тема № 6. Устная речь

Особенности публичной речи. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, церковно-богословское. Основные жанры. Виды аргументов. Особенности композиции публичной речи. Языковые средства структурирования текста, средства поддержания контакта с аудиторией. Основные этапы подготовки публичного выступления. Виды вспомогательных материалов. Спичрайтинг. Понятность, информативность, выразительность публичного выступления. Оптимальное сочетание вербальных и невербальных средств общения в презентации.

Жанры деловой устной речи. Выступления на совещании: мнение, резюме, возражение и др. Управление персоналом: собеседование, распоряжение, консультация, инструктаж, критика и др. Речевое поведение в конфликте, специфика жанров угрозы и оскорбления. Жанры полемической речи: дискуссия, симпозиум, дебаты и т.п. Виды споров. Переговоры.

Литературная разговорная речь, особенности используемых языковых средств. Основные жанры. Разграничение разговорности и просторечия. Особенности ситуаций употребления разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Источники

Нормативные издания

(помимо указанных изданий, необходимо учитывать все последующие изменения)

 

1. ГОСТ 7.11-2004. Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании //Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

2. ГОСТ 7.1.–2003. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления //Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

3. ГОСТ 7.54 – 88. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах: Общие требования //Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm 

4. ГОСТ 7.89-2005. Оригиналы авторские и текстовые издательские: Общие технические требования//Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

5. ГОСТ 7.32 – 2001. Отчёт о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления //Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

6. ГОСТ 7.12.–93. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке: Общие требования и правила//Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

1. ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация: Общие требования//Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

 

2. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления. – //Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

 

3. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления//Информация для всех [Электронный ресурс]: Информационное общество и общество знаний: ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).- Электрон. дан.- М., 2002- 2010.- Режим доступа: http: // www.ifop.ru / llibrary / gost / sibid.htm

 

4. ГОСТ Р6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Издание официальное. – М., 2003. – 17 с.

5. Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти. Приложение к распоряжению Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 04.07.2000 № 903/676//Лагутина Т.М., Щуко Л.П. Деловое письмо: Справочник. – СПб, 2003. – С. 306-308.

6. Основные стандарты по издательскому делу.- М.: Университетская книга,2009.-328с.

Литература

Учебники и учебные пособия

7. Буторина, Е.П. Русский язык и культура речи: учеб. пособие/ Е.П. Буторина, С.М. Евграфова.- М.:ФОРУМ, 2009. – 295 с.

8. Былкова, С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов/ С.В. Былкова, Е.Ю, Махницкая. -М.: МарТ, 2005.-300с.

9. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно:пособие по русскому языку / Л.А. Вербицкая.- М.: Высшая школа, 2008.-256с.

10. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб.пособие / И.Б. Голуб.- М.: Университетская книга: Логос, 2007.-432 с.

11. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной.- М.:Инфра -М, 2009.- 509 с.

12. Самыгин,С.И. Деловое общение: учеб. пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко.-2-е изд.,стер.-М.: КНОРУС,2012.-440с.

13. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.Д. Черняк.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.-509с.

Дополнительная литература

14. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- 10-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2004.-315 с.

15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь.- М.: Рольф,2003.-368 с.

16. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова.- М.: Высшее образование,2006.-413 с.

 

Справочные издания

Обязательные справочные издания

17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов /С.И.Ожегов.-24-е изд.- М.: ОНИКС 21 век, 2005.-896с.

18. Орфографический словарь русского языка /под ред. С.Г.Бархударова.- М.:[б.и.],2010.-480с.

19. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию /Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова. - М.:[б.и.], 2008. – 362 с.

Дополнительные справочные издания

 

20. Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва.- 8-е изд.- М.: Рольф, 2000.- 816с.

21. Алексеев, Д.И. Словарь сокращений русского языка /Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман,Г.В. Сахаров.- М.: Русский язык, 1983.-488 с.

22. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка/ Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.- М.: Аст; Астрель, 2002.-464 с.

23. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. -М.: Центрполиграф, 2006.-816 с.

24. Введенская, Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения: орфоэпический словарь русского языка/ Л.А. Введенская.- изд.2-е.-М.: МарТ,2004.-352с.

25. Орфографический словарь. М.: [б.и.], 2010. -452с.

26. Орфоэпический словарь русского языка/ под ред. Р.И.Аванесов.- М.: Русский язык, 1987.-704с.

27. Полный справочник по орфографии и пунктуации / под ред. О.А. Соболевой.- М.: [б.и.], 1999.-496с.

28. Розенталь, Д.Э. Большой справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?/ Д.Э. Розенталь.- М: Оникс, 2009.-1008с.

29. Розенталь, Д.Э. Прописная или строчная?/ Д.Э. Розенталь.- М: Русский язык,1987.-352с..

30. Словарь антонимов русского языка. –СПб.: [б.и.]2010. -589с.

31. Словарь синонимов русского языка. –СПб.: [б.и.]2010. -589с.

32. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / под ред.А.Н.Тихонова: в 2т. Т 1-2.-М.: Флинта: Наука, 2004.

Справочные ресурсы Интернет

 

Стиль документа [Электронный ресурс]: язык делового общения.-Электрон. дан.-М.,2008-2010.-Режим доступа: http://doc-style.ru,свободный.

  Русские словари [Электронный ресурс]: язык делового общения.-Электрон. дан.-М.,2008-2010.-Режим доступа: http://www.slovari.ru, свободный.

Словопедия [Электронный ресурс]: электронные словари.- Электрон. дан.-М.,2007-2010.-Режим доступа:http://www.slovopia.com.,свободный.

 

Sokr.ru[Электронный ресурс]: Словарь сокращений, акронимов, аббревиатур и сложносоставных слов русского языка.-Электрон. дан.-М.,2010.-Режим доступа:http://www.sokr.ru,свободный.

 

  Культура письменной речи [Электронный ресурс].-Электрон. дан.-М.,2001-2010.-Режим доступаhttp://www.gramota.ru,свободный.

 

Тематический план курса

«Культура речи и деловое общение»

для студентов дневного отделения

Тема Общее количество часов Лекции Практические занятия
Тема № 1. Современный русский литературный кодифицированный язык 1 1  
Тема № 2. Культура речи 2 1 1
Тема № 3. Параметры ситуаций общения 2 1 1
Тема № 4. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка 2 1 1
Тема № 5. Функциональные разновидности русского языка 10 2 8
Тема № 6. Устная речь 2 1 1
Тема № 7. Трансформация текстов 4 2 2
Тема № 8. Типы речевой культуры 1 1  
Тема № 9. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения 2 2  
Итого по курсу 26 12 14

 

Тематический план курса (заочная форма обучения)

 

 

Тема Общее количество часов Лекции Практические занятия
Тема № 1. Современный русский литературный кодифицированный язык. Культура речи 1 1  
Тема № 2 Параметры ситуаций общения 1 1  
Тема № 3. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка. Устная речь 2 2  
Тема № 4. Функциональные разновидности русского языка. Типы речевой культуры 1 1  
Тема № 5. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Трансформация текстов 1 1  
Итого по курсу 6 6  

Перечень вопросов к зачёту

1. Современный русский литературный кодифицированный язык

2. Понятие языковой нормы

3. Аспекты культуры речи

4. Устная и письменная формы реализации языка

5. Определение функционального стиля

6. Классификация функциональных стилей

7. Особенности научной речи

8. Основные подстили научного стиля, их жанры

9. Особенности деловой речи

10. Основные подстили официально-делового стиля, их жанры

11. Особенности стиля распорядительных документов

12. Особенности стиля инструктивных документов

13. Виды споров. Переговоры

14. Алгоритм работы над документом

15. Основные жанры устной деловой речи

16. Особенности речи средств массовой информации

17. Основные подстили публицистики, их жанры

18. Вербальные и невербальные средства общения

19. Особенности устной публичной речи

20. Жанры деловой устной речи

21. Основные виды аргументов

22. Этапы полготовки публичного выступления

23. Композиционные особенности публичной речи

24. Языковые средства, обеспечивающие связность устного выступления и контакт оратора с аудиторией

25. Основные риторические фигуры и тропы

26. Понятность, информативность и выразительность публичной речи

27. Особенности рекламных жанров

28. Особенности разговорной речи, основные жанры

29. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

30. Трансформации текстов

31. Общение как процесс взаимодействия людей. Основные единицы общения.

32. Деловые беседы и деловые совещания в структуре современного делового взаимодействия.

33. Деловые переговоры: подготовка и проведение.

 

Задания для итогового контроля

Вариант 1.

Напишите ответ на вопрос

Классификация функциональных стилей

Отредактируйте предложения

Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли

Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей

Пассажиры, курящие во время полёта, аннулируются из салона самолёта

Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией

Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах

В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбёжки

Вариант   2

1.Напишите ответ на вопрос:

Особенности деловой речи. Основные подстили официально-делового стиля, их жанры.

Отредактируйте текст

Теперь немного истории. Считается, что предками наших хохлаток и пеструшек были так называемые банкиевские куры, заселявшие заросшие кустарником и бамбуком леса Индии, Бирмы, Филиппин и Суматры. В диком состоянии они ведут оседлый образ жизни, плохо летают, питаются семенами растений, всевозможными зернами, насекомыми, червями.

Человек обратил внимание на этих птиц как на один из источников питания очень давно, когда еще только начал возделывать и обрабатывать землю. Одомашнены куры были в Юго-Восточной Азии, и первое упоминание о них ученые встретили в ведах древних индусов за несколько тысячелетий до нашей эры. Постепенно эти куры покорили Китай, затем Запад. О домашних курах, которых он встречал на островах Тихого океана, упоминает знаменитый мореход Магеллан.

Постепенно куры все больше и больше входили в быт человека. Они отдавали ему мясо, яйца, перья. И не только. В античные времена большой славой стали пользоваться петушиные бои, положившие, как предполагается, начало искусственной селекции этой птицы. Появились бойцовые виды петухов, которые и использовались для петушиных боев.

 

 


[1] Справка: компетентностный подход. http://wwwumo.ifmo.ruplenum_met_01.doc; http://ec.europa.eu/education/policies/2010/consultations_en.html; http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option=com_frontpage&Itemed=1

 

[2] Примерная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения/ Сидорова М. Ю., Кукушкина О. В., Григорьева О. Н., Литневская Е. И.Издание официальное М., 2000.

 

[3] Использован подход к выделению базовых компетенций, аналогичный изложенному в концепции Л.С.Пичковой, Н.А.Багдасаровой (Концепция формирования иноязычной компетентности в магистратуре в контексте Болонского процесса/Л.С.Пичкова, Н.А.Багдасарова. М.: МГИМО(У) МИД России, 2007).

КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс

 

для бакалавриата по направлению 080100 Экономика

 

Всеволожск 2015

КУЛЬТУРА РЕЧИ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Программа курса

 

Автор- составитель:

 

 Е.П. БУТОРИНА, канд. Филол. Наук. Доц., О.А. ЯШНИКОВА

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры русского языка

27.12.2010, протокол № 4

 

 

Программа утверждена

На заседании кафедры гуманитарных и социально- экономических дисциплин

 

От 23.06.2012г., протокол № 12

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки № 080100 – Экономика. Профиль: Финансы и кредит. Курс читается на первом курсе (первый семестр). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с основами владения правилами и нормами современного русского литературного языка и культуры речи, теории коммуникации, делового общения, этики деловой коммуникации.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

общекультурные компетенции (ОК): ОК-1,ОК-6, ОК-7, ОК-9,ОК-17.

 

По курсу «Культура речи и деловое общение» предусмотрены следующие формы контроля знаний бакалавров в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой контроля знаний: текущий (проводится на практических занятиях  в устной или письменной форме: устный доклад, тест), промежуточный (контрольная работа), итоговый контроль (зачет).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Курс дисциплины рассчитан на 26 часов, программой дисциплины

предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинары (14 часов), самостоятельная работа студента (46 часов). Для заочной формы обучения курс дисциплины рассчитан на 6 лекционных часов.

 

 

Пояснительная записка

В динамично усложняющемся современном мире специалист с высшим образованием (бакалавр) должен уметь в процессе своей деятельности эффективно общаться с различными людьми в разнообразных ситуациях, точно описывать результаты своих исследований, убеждать в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Гуманитарно ориентированное образование обеспечивает создание благоприятных возможностей для развития личности студента, для реализации его познавательных запросов и духовных потребностей. Конкурентоспособному специалисту необходим высокий уровень функциональной грамотности, опирающейся на системный набор компетенций, что позволит ему самостоятельно выстраивать коммуникативные и социокультурные стратегии взаимодействия в группе и коллективе. Под компетентностью понимается способность специалиста (бакалавра) решать профессиональные задачи, которая предполагает наличие совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов действия), необходимых для продуктивной профессиональной деятельности[1]. Компетентность рассматривается как способность использовать знания, умения и компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы, т.е. она напрямую коррелирует со способностью справляться со сложными, не всегда прогнозируемыми ситуациями общения. В современных условиях соревнование выигрывает не просто профессионал, а компетентная личность, владеющая не только знаниями, но и компетенциями по их свободному применению. Это выдвигает новые требования к преподаванию русского языка.

 

Настоящая программа составлена на базе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», рекомендованной научно-методическим советом по филологии Учебно-методического объединения университетов России и утверждённой начальником Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования 16.06.2000[2].

    Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Требования к входным знаниями, умениям и компетенциям для её изучения отражены в Приложении к приказу Минобразования России от 30 июня 1999 № 56 «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература, иностранные языки)», на базе умений курса строится изучение всех курсов, предполагающих понимание и написание текстов на русском языке.

Предмет курса – система норм современного русского литературного кодифицированного языка.

Цель курса - повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов нефилологических специальностей.

Задачи курса состоят в формировании у студентов основных компетенций[3], которые должен иметь профессионал любого профиля:

    -   информационных, предполагающих понимание сложных текстов на русском языке, умение извлекать значимую для принятия профессиональных решений информацию, систематизировать её, анализировать, структурировать, обобщать;

    -   исследовательских, состоящих в умении формулировать как в устной, так и в письменной речи цели, задачи, предмет, объект и гипотезы профессионального исследования, делать выводы;

    -   когнитивных, представляющих собой умения выделять из текстов понятия и концепты, классифицировать их, сравнивать, синтезировать и формулировать на их основе новое знание;

       -      креативных, заключающихся в умении акцентировать наиболее значимые части сообщения, используя приёмы экспрессии и языковой игры;


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.