Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому.

2021-03-17 107
Правосознание – это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении правосознания исследуются такие вопросы как сущность правосознания, его структура, функции, соотношение с правом, влияние правосознания на поведение и воспитание человека.

Наряду с правосознанием в обществе существуют политическое, моральное и другие виды сознания. Они выражают, соответственно, взгляды и представления людей о политике, проводимой государством, ее достоинствах и недостатках, о моральном и нравственном состоянии общества, других сферах общественной жизни.

Правосознание в отличие от политического, морального и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права, которые являются конкретными и однозначными правилами поведения, предписываемыми государством.

Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие. Взаимодействуя друг с другом, форму общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости, пронизывая содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.

Содержание правосознания всегда имеет оценочный характер. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами конкретной социальной группы или личности.

Основными структурными частями правосознания являются правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это совокупность чувств, настроений, ощущений, представлений и иллюзий, связанных с правовыми явлениями, существующими в обществе. Она формулируется на основе практического жизненного опыта и характеризует стихийно складывающееся отношение к праву, когда в сфере права человек руководствуется в основном эмоциями, психологическим состоянием.

Правовая идеология – это осмысленная система взглядов и теорий в области права, которая выражает понимание роли и значения права, других правовых явлений в обществе. Идеология обычно выражает взгляды определенного слоя или класса людей, либо всего общества.

Сущностная характеристика правосознания должна быть дополнена функциональной.

Функции правосознания – это основные направления его влияния на общественные отношения и поведение человека.

Основными функциями правосознания являются: познавательная, оценочная и регулятивная. Выделяют также функцию моделирования и функцию прогнозирования.

Познавательная функция выражается в приобретении человеком определенных юридических знаний в процессе его интеллектуальной, мыслительной деятельности. Данная функция способствует расширению знаний человека, повышению его уровня юридической подготовки.

Оценочная функция позволяет человеку составить представления об основных сторонах правовых явлений в обществе, а именно: а) о характере состояния, направленности, обоснованности законодательства; б) об уровне выполнения законов и подзаконных актов гражданами, должностными лицами, органами и организациями; в) о деятельности правоохранительных органов по защите прав гражданина, борьбе с правонарушениями; г) о своем собственном правовом положении и поведении в области права.

Регулятивная функция выражается в оказании влияния правосознания на поведение человека. Она представляет собой сложное явление, которое включает в себя интеллектуальное, эмоциональное и волевое содержание и характеризуется как правовая установка.

Правовая установка - это предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, явления, происходящие в сфере правовых отношений и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Функция моделирования выражается в том, что правосознание, как творческая умственная деятельность, предоставляет возможные конструкции вновь создаваемого права, совершенствование действующего и тем самым моделирует правовую систему. На основании этой модели в последующем законодатель создает реальное право, принимая разработанные и предложенные учеными, юристами-практиками проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

Функция прогнозирования тесно связана с функцией моделирования. Она заключается в определении возможных последствий принятия тех или иных правовых норм, выделяя положительное и отрицательное их влияние на общественные, отношения и определяя наиболее оптимальную модель правового регулирования.

Правосознание делится на виды по различным основаниям.

1. По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное – это правосознание отдельного человека, групповое – определенной группы людей и общественное – всего общества. Эти виды правосознания не изолированы друг от друга. Они тесно связаны, хотя имеют определенные особенности. Так, индивидуальное и групповое правосознание может быть социальным и антисоциальным. Оно может соответствовать, а может и не соответствовать реальным правовым явлениям в обществе, то есть быть правильным или ошибочным.

2. По глубине познания правовых явлений правосознание делится на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий, личного опыта и практических знаний.

Научное или теоретическое правосознание формируется на основе широких научных исследований и обобщений правовых явлений, изучения юридической практики. Оно свойственно, в основном, ученым-юристам.

Профессиональное правосознание представляет собой правовые знания практических юристов. Оно включает в себя не только глубокое знание тех или иных отраслей права, но и имеет характер правовой идеологии. Это означает что профессиональное правосознание оценивает право как необходимое и полезное для общества явление, а его нормы как целесообразные и справедливые правила, признает право как фактор, обеспечивающий стабильность в обществе.

Профессиональное правосознание выражает согласие с существующим в обществе правовым регулированием и поддерживает его.

Правовая культура – одна из форм человеческой культуры. В переводе с лат. слово cultura означает «возделывание», «воспитание». Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура может быть материальной и духовной. Правовая культура, будучи частью культуры в целом, не имеет однозначного понимания.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание, тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

 Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

В целом правовую культур у можно определить как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культура представляет собой положительный тип отношений к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура – понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти и должностных лиц.

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.

В соответствии с этим в правовой культуре можно выделить три уровня: обыденный, профессиональный и доктринальный.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере свой деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения. Их можно условно сгруппировать в три блока:

1) познавательный (гносеологический);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный блок охватывает правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается так же и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.

Ценностно-ориентационный блок составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения.

Деятельностный блок содержит устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей.

Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. В этом смысле правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение. Другие – подвергаются критическому осмыслению.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблема укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

С точки зрения носителей правовой культуры она подразделяется на правовую культуру общества, группы и личности.

Индивидуальная правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании ценности права, юридической подготовленности личности к восприятию позитивных изменений в законодательстве, в развитии, навыках и внутренней потребности использовать право.

Будучи представителем социальной группы, слоя (рабочих, интеллигенции, юристов, студентов и т.д.), личность испытывает на себе влияние ценностных ориентаций группы, составляющих правовую субкультуру.

Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и исполнять законы, уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следовать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка.

Вся в целом правовая культура взаимосвязана с политической, нравственной, этической и иными видами культуры и является выражением общественного культурного состояния общества.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются:

1) формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

2) формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции, правопорядку и суду;

3) формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

4) формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета к совершению нарушений правовых норм.

Решение задач предусматривает использование определенного арсенала средств, к которым относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Важнейшим направлением правового воспитания является борьба с правовым нигилизмом.

Правовой нигилизм представляет собой отрицание социальной и личностной ценности права, отношение к нему как к малозначительному и несовершенному регулятору общественных отношений.

Наряду с правовым нигилизмом существует и другая крайняя оценка роли права в обществе. Она выражается в придании праву сверхъестественных возможностей и называется правовым фетишизмом.

Люди, придерживающиеся этой точки зрения, полагают, что достаточно принять закон по тому или иному вопросу, и все проблемы, связанные с ним, будут решены.

3. Методические рекомендации по изучению курса и выполнению домашних заданий для студентов заочного отделения юридического факультета.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выполнение домашнего задания - один из видов самостоятельной творческой работы студента. При выполнении домашнего задания студент приобретает навыки работы с научной литературой, нормативными актами и материалами юридической практики, развивает научное мышление и способность к анализу явлений правовой действительности.

Выполняя домашнее задание, студент должен самостоятельно обобщить и сделать выводы по рассматриваемым вопросам, определить круг проблем, существующих в исследуемой сфере, и пути их решения.

Решение задач требует наличия прочной теоретической базы, умения ориентироваться в современном законодательстве Российской Федерации, способности находить и верно использовать правовые акты, необходимые для оценки и анализа рассматриваемой ситуации.

 1. Порядок выбора варианта домашнего задания

1.1. Каждый студент выполняет тот номер «примерного перечня вопросов», который соответствует начальной букве его фамилии.

 1.2. Домашнее задание, которое выполнено по неверно выбранному варианту, с измененной формулировкой вопроса, не полностью, а также несамостоятельно, оценивается преподавателем на «неудовлетворительно».

2. Порядок выполнения домашнего задания

2.1. Подготовка к выполнению домашнего задания

2.1.1. После выбора варианта домашнего задания и ознакомления с теоретическими вопросами и практическими заданиями (если они предусмотрены) студенту, прежде всего, рекомендуется остановиться на разработке теоретических вопросов работы.

2.1.2. Многие понятия и институты, исследуемые студентом в ходе подготовки работы, раскрывают свою сущность только на основе связей с иными категориями и явлениями правовой действительности, поэтому при поиске ответов на теоретические вопросы не следует ограничиваться изучением литературы строго в рамках поставленного вопроса.

2.1.3. При подготовке к решению задач особое внимание должно быть уделено изучению нормативно-правовых актов. Для правильного и глубокого их понимания рекомендуется воспользоваться комментариями к ним. Дальнейшая работа должна быть связана с анализом изученных нормативных актов и поиском решения данной проблемы.

2.1.4. После изучения и анализа всех необходимых источников, когда сформирована основа ответа на поставленный вопрос, найден верный вариант решения задачи, рекомендуется составить план ответа по каждому пункту домашнего задания.

 

2.2. Выполнение домашнего задания

2.2.1. Ответ на каждый вопрос домашнего задания состоит из введения, основной части и заключения. Все части ответа на вопрос должны быть логично связными, без резких переходов из одной в другую.

2.2.2. Ориентировочный объем домашнего задания должен составлять не менее 12-15 листов текста, набранного на компьютере.

2.2.3. Введение к каждому вопросу домашнего задания имеет ориентировочный объем 1 лист и должно содержать цели и задачи исследования, а также обоснование актуальности темы. Введение отдельным пунктом не выделяется.

2.2.4. Объем основной части ответа зависит от существа вопроса и ориентировочно составляет пять листов. Основная часть ответа включает основные теоретические аспекты исследуемой темы.

2.2.5. Завершается ответ на вопрос домашнего задания кратким (не более одной страницы) заключением. Заключение содержит четко сформулированные выводы, а также существующие проблемы исследуемой сферы и возможные пути их решения. Заключение отдельным пунктом не выделяется.

2.2.6. Ответ на практическое задание (задачу) имеет ориентировочный объем 1-2 листа. Он представляет собой полный, теоретически обоснованный ответ с указанием на соответствующие часть, пункт, раздел нормативно-правового акта, на основании которого формируются четко сформулированные выводы, не влекущие разночтений.

Требования, предъявляемые

к оформлению домашнего задания

2.3.1. Содержание работы состоит из титульного листа, плана домашнего задания, непосредственно ответов на вопросы, библиографии после ответа на каждый вопрос, а также практического задания (задач), и непосредственно самого решения практического задания (задач).

2.3.2. Домашнее задание содержит титульный лист. Правила оформления титульного листа указаны в Приложении № 4.

2.3.3. На втором листе домашнего задания помещается его план. Порядок оформления Плана ответов на вопросы указан в Приложении № 11.

2.3.4. Ответ на каждый вопрос и решение задачи начинаются с отдельной страницы с указания на их номер, а также формулировки. Перед решением практического задания (задачи) переписывается их условие.

По окончании ответа на каждый вопрос, а также решения практического задания, обязательно помещается раздел «Библиографический список». Не разрешается помещать библиографический список в конце комплекса домашнего задания. Требования, предъявляемые к оформлению библиографического списка, указаны в Приложении №2.

2.3.5. На последней странице домашнего задания, непосредственно под текстом работы, указывается дата окончания работы и ставится личная подпись студента.

2.3.6. Домашнее задание оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачной верхней обложкой.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.