Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса.

2021-03-17 67
Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение права выступает как властная организующая дея­тельность профессионально подготовленных субъектов, наделенных компетенцией, которая направлена на обеспечение реализации пра­ва (соблюдение, исполнение, использование) другими субъектами права, протекает в определенных процессуальных формах и офици­ально выражается в вынесении индивидуально-властного решения (правоприменительного акта).

Как формально-логическая процедура применение права предста­ет в виде процесса, в котором можно выделить три основные стадии: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юриди­ческой основы дела; 3) решение дела и его документальное оформ­ление. В качестве дополнительной стадии может выступать госу­дарственно-принудительное осуществление вынесенного решения.

Первые две стадии правоприменительного процесса — это под­готовка третьей стадии, а их разграничение имеет смысл только с точки зрения более точного определения характера осуществляе­мых действий. Иными словами, если первая стадия связана с фак­тическими обстоятельствами, то вторая — с правовыми нормами.

Установление фактической основы дела рассчитано на професси­ональное видение складывающихся фактических обстоятельств, по­скольку, в первую очередь, связано с установлением юридических фактов (фактического состава), что непосредственно определено правовыми нормами. На этой стадии определяется система доказа­тельств, которые обеспечивают основательность будущего реше­ния. Устанавливаемые факты должны отвечать критериям досто­верности, полноты и оформленности. Здесь задача лица, осуществляющего применение права, состоит в выделении из всего многообразия фактических обстоятельств тех, которые позволят вынести обоснованное, законное и справедливое решение.

При установлении фактической основы дела необходимо выделить те обстоятельства, которые не нуждаются в доказывании (общеизвестные факты, презумпции, аксиомы), которые доказы­ваются строго определенными средствами (экспертизой) и те, которые доказываются непосредственно лицом, применяющим право

Установление юридической основы дела предполагает осуществле­ние правовой (юридической) квалификации зафиксированных фактичес­ких обстоятельств, т е. определяется, какая правовая норма распрост­раняется на данные обстоятельства. Здесь, во-первых, определяется норма (нормы), подлежащая применению; во-вторых, осуществляется проверка подлинности текста нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится; в-третьих, определяется действие нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц; в-четвертых, происходит тол­кование правовой нормы.

Процесс применения права завершается решением дела и его доку­ментальным оформлением. При этом действие правовой нормы власт­но и официально распространяется на установленные факты, опреде­ляются субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов Решение по делу сопровождается совершением лицом, применяющим право, формального его закрепления (правопримени­тельный акт). С помощью правоприменительного акта осуществляется поднормативное (индивидуальное) регулирование поведения субъектов права. По своей сути правоприменительный акт выступает обычно как письменный документ, исходящий от компетентного субъекта, кото­рый связан с возникновением, изменением или прекращением правоот­ношений, либо достижением других правовых последствий.

 

Правоприменительные акты

Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Все правовые акты как письменные документы, существующие в сфере действия права могут быть разделены на нормативные, и нтерпретационные, правоприменительные, договорные (контракттные) и личностные. Их общая черта заключается в том, что все акты порождают юридические последствия. Вместе с тем, кроме нормативных актов все остальные являются поднормативными актами, т. е. основываются на правовых нормах и либо конкретизируют, либо индивидуализируют эти нормативы. В этой связи спецификой правоприменительного акта является то, что он носит властный и связан с индивидуализацией правовых норма­тивов. Подчеркнем необходимость разграничения конкретизации (перехода от одного уровня нормативности к другому) и индивидуа­лизации (привязки норматива к конкретной ситуации, к индивиду) в правовом регулировании.

Среди признаков правоприменительного акта выделим:

1) его поднормативный характер (нормативно-правовое основание); 2) официальное решение управленческого характера компетент­ного органа; 3) содержит властное веление, обязательное для адресатов, обеспечиваемое принуждением; 4) выносится при соблюдении правовой процедуры с соблюдени­ем установленной формы; 5) связан с индивидуализацией (персонализацией) субъективных прав и юридических обязанностей, либо достижением иных право­вых последствий.

По формам внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. В свою очередь пись­менные акты применения разграничиваются на простые и сложные. Сложные правоприменительные акты как документы представляют собой структурированное образование, включающее такие компо­ненты (составляющие) как вводная часть, описательная часть, мо­тивировочная часть и резолютивная часть

По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основные акты содержат заключитель­ное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспо­могательные акты служат целям подготовки основных правопримени­тельных актов (протокол судебного заседания, определение суда)

По форме правоприменительной деятельности правопримени­тельные акты бывают исполнительными актами, призванными наи­более эффективным образом регулировать осуществление право­мерного поведения, и охранительными актами, которые связаны с реализацией санкций за совершенные правонарушения, а также применением профилактических мер.

По отраслевому признаку правоприменительные акты разграни­чиваются на конституционные, уголовно-правовые, административ­но-правовые, гражданско-правовые и т д. По юридическим послед­ствиям правоприменительные акты бывают правоустанавливающи­ми, правоконстатирующими, правоизменяющими и правопрекращающими. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права правоприменительные акты могут быть индивидуальными и коллективными, государственными и негосударственными, актами центральной государственной власти, актами местной государствен­ной власти и актами местного самоуправления

Среди субъектов, исполняющих акты, особую роль в правовом регулировании имеют правоприменительные акты (указы) президен­та, а также правоприменительные акты судебных органов — судеб­ные акты. В зависимости от времени действия (темпоральная ха­рактеристика) правоприменительные акты разграничиваются на акты разовые (однократного действия), примером может быть про­токол осмотра места происшествия, и длящиеся (многократного действия), где примером является решение суда о взыскании али­ментов.

 

6 1. Понятие и назначение толкования права. Приемы толкования права. Толкование (интерпретация норм права) – мыслит. интеллект. деят-сть субъекта по устан-нию их содержания. Цели деят-сти по толкованию норм права: - правильное понимание и – правильное применение Офиц. толкование норм права обязательно для тех актов, кот. с точки зрения компет. органа нуждаются в допол. Разъяснении в связи с неправ. практикой их прим-ния. Назн-ние толкования обусловдено причинами: 1. Неполный охват прав. нормами всех событий в жизни (напр. по радиопиратству отсутствует прав. норма, в рез-те толкования можно отнести его к статье «хулиганство») 2. Неопред. хар-р нормы права, в кот. трудно разобраться юр. неподготовл. человеку (следует разъяснить понятия «тяжкие последствия», «незначит. деяния») 3.Нечеткость, ошибочность, халатность правотворч. Органов.Для раскрытия сод-ния прав. норм в практич. деят-ти сущ-ют некот. приемы: 1) филологич. толкование – уяснение смысла нормы права путем его граммат. анализа (знаки препинания, структура предл-ний) 2) системное толкование – уяснение смысла нормы путем сопоставления ее с др. нормами. 3) историч. - уяснение смысла нормы путем анализа историч. условий ее принятия законодателем. В зав-сти от субъектов толкование может офиц. и неофиц

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.