Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства

2021-03-17 59
Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «государство» обычно понимается в двух значениях: в широком и узком. В широком смысле - как страна, общество, народ, расположенные на определённой территории и представляемые органом высшей власти.

В узком, собственном смысле - как организация, обладающая верховной властью на определённой территории. Употребление термина «государство» в широком смысле слова неслучайно. Дело в том, что длительное время отсутствовало разграничение понятий общества и государства. Один из первых шагов к их разграничению был сделан Н. Макиавелли, который ввёл специальный термин «стато» для обозначения государства. Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провёл Гегель, отдав безусловный приоритет последнему. Традиция отождествления общества с государством, как видим, сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а в обычном сознании.

В процессе изучения государства большое внимание уделялось анализу его происхождения. Мыслителей, политологов интересовал вопрос: каким образом возникло государство? При этом выдвигались различные гипотезы, теории. К ним относились следующие концепции:

а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Эта концепция подкреплялась историческими фактами. Ведь первые государственные образования были религиозными: управленческие функции выполняли жрецы;

б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХVIII в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, отеческую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов;

в) договорная концепция (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-.Ж. Руссо) возникла в ХУ11 - ХУ111вв., хотя подобные идеи высказывались ещё в Древней Греции (например Эпикуром). Она выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Правда, причины заключения такого договора объяснялись по-разному: Т. Гоббс, оценивавший «естественное состояние» как «войну всех против всех», полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху; Ж.- Ж. Руссо оценивал «естественное состояние» как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (стихийные бедствия, появление частной собственности и т. д.), что делает необходимым и коллективные формы жизни. Реализацией этого и был юридический акт - общественный договор, который является порождением разумной воли народа, даже своеобразным изобретением. Кстати, весьма наглядно этот момент выразился в соглашениях, которые заключались между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. Уместно заметить, что эти князья отстранялись при нарушении ими соглашений и в случае недовольства населения их правлением;

г) концепция насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ёе суть состоит в утверждении: государство возникло в результате насилия одних групп над другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями;

д) классовая концепция. Эта концепция возникла в Х1Х в. Её создатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Суть данной концепции в утверждении, что государство появилось в результате образования частной собственности, классов и роста классовых антагонизмов. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 39. - С.75). В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает «и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 - е изд. - Т. 25. Ч. 1. - С. 422). Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов.

Конечно, проблема происхождения государства является весьма сложной. Его возникновение детерминировано многими факторами. Несомненно, что государство - продукт внутренней эволюции общества, а не пришелец откуда - то извне. Из рассмотренных концепций происхождения государства нам ближе та, которая объясняет происхождение государства разделением общества на противоположные классы и общественной потребностью в поддержании порядка в обществе, в «выполнении общих дел», управлении обществом.

Действительно, с момента появления частной собственности и классов возникает необходимость в охране этой собственности, в удержании в повиновении неимущих классов, использовании их в интересах экономически господствующего класса. А это под силу только государству. Осуществляя власть господствующего класса, государство создаёт и поддерживает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические системы, призванные обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Несомненно, его предназначением является и выполнение общих дел, управление обществом.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.