Закон как источник права: понятие, признаки, классификация. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Закон как источник права: понятие, признаки, классификация.

2021-03-17 140
Закон как источник права: понятие, признаки, классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законы - НПА изданные высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами), обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные о/о.

Признаки:

1) это определенный нормативно-правовой акт. Как нормативно-правовой акт закон тоже является источником позитивного права.

 

2) это НПА, который принимается высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом.

 

3) это НПА, который обладает высшей юридической силой.

 

4) это НПА, который принимается в особом порядке.

 

5) это НПА, который содержит первичные, исходные нормы права.

 

6) это НПА, который регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды:

 

1. По значимости:

1) Конституционные — (Конституция, ФКЗ) это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. Особенность конституционных законов состоит ещё и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (например, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов).

2) Обыкновенные законы издаются в уточнение и дополнение конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодификационные законы (например, кодексы) и текущие законы (например, закон о полиции). Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов.

2. По субъектам (законы, принятые на референдуме и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти).

 

3. Применительно к федеративным государствам (федеральные и региональные).

15. Подзаконные нормативные акты: понятие и виды

Подзаконные нормативные акты – основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Виды:

1. Общие подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. (Указы Президента, Постановления палат Федерального Собрания РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств).

2. Местные подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (местные референдумы и сельские сходы).

 

3. Ведомственные подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. (Инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств).

 

4. Локальные подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными и негосударственными организациями (учреждениями, предприятиями и т.д.) для регулирования своих внутренних вопросов. (Правила внутреннего трудового распорядка Иркутского государственного университета).           

16.Понятие и система законодательства. Система права и система законодательства.

Законодательство – совокупность всех действующих в государстве нормативных правовых актов.

Система законодательства характеризируется

1) Компонентностью - складывается из определенных элементов.

2) Интегративностью и организованностью - НПА связаны между собой и эти связи носят строго определенный характер.

3) Многоуровневостью - складывается из НПА разной юридической силы.

4) Объективностью строения - структура законодательства складывается независимо от органов, устанавливающих НПА. (Горизонтальная структура предопределена системой общественных отношений, вертикальная - юридической силой НПА).

5) Целостностью - представляет собой единое целое, НПА связанны между собой.

6) Структурированностью - состоит из определенных элементов, тесно связанных между собой.

 

Система законодательства – взятые в единстве и взаимосвязи действующие в гос-ве НПА, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

 

Система законодательства тесно связана с системой права:

· система зак-ва и система права отражают разные стороны позитивного права (внешнюю и внутреннюю).

· система зак-ва и система права складываются из разных элементов (первичный элемент у первого – НПА, у второго – норма права).

· несовпадающие системы: система зак-ва охватывает только часть норм, состовляющих систему права.

· система зак-ва подвержена субъективным факторам, т.к. создается законодательством.

· отрасли зак-ва, выделяемые в его горизантальной структуре, не всегда соответствует отраслям права.

 

17.Систематизация законодательства (понятие и формы).

Систематизация законодательства - целенаправленная работа заключающаяся в упорядочении и приведении в единую систему законодательных актов с целью их доступности.

Цели систематизации: создание стройной системы законов, устранение устаревших и недействующих норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов.

Различают три формы систематизации НПА: кодификация, инкорпорация, консолидация.

1. Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта. Кодификация считается самой трудной формой систематизации. (Например, для создания Гражданского, Трудового, Семейного и т.д. кодексов были собраны большие коллективы из видных ученых России и специалистов в различных областях знаний).

Виды:

1) Всеобщая – кодификация всего действующего законодательства (носит больше теоретический характер);

2) Отраслевая – наиболее распространенный вид кодификации. Многие кодифицированные акты создаются в рамках той или иной отрасли (например, Уголовный Кодекс).

3) Внутриотраслевая – создаются кодифицированные акты, включающие нормы либо подотрослей, либо определенных институтов какой-либо отрасли права (например, Бюджетный Кодекс).

 

2. Консолидация — это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт. Это второй по сложности вид систематизации после кодификации. (Например, ФЗ «О ветеранах» - объединяет несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан). Консолидированный акт в отличие от кодифицированного новых правовых предписаний не устанавливает.

3. Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники. Инкорпорация является менее сложным и поэтому доступным большему числу субъектов права вид систематизации. (Примером могут служить различные сборники по отраслям законодательства, собрание актов Президента РФ, печатное издание Свода законов Российской Империи).

4. Учет законодательства – деятельность по сбору, хранению и поддержанию НПА в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

 

Виды:

1) Журнальный учет - связан с фиксацией реквизитов НПА в специальных журналах и ведется по хронологическому, алфавитно-предметному и системно-предметному принципам.

2) Карточный - связан с созданием разного рода карточек, расположенных по определенной системе.

3) Ведение контрольных пакетов действующихНПА - внесение в тексты официальных изданий законов или подзаконных НПА отметок об изменении, дополнении этих актов, частей, с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

4) Автоматизированный учет - основанный на использовании современной компьютерной техники и связанный с созданием АИПС по законодательству.

18. Санкционированный (правовой) обычай, юридический прецедент и нормативно-правовой договор как источники права.

1. Санкционированный обычай – сложившиеся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного (достаточно древний источник права). Способы санкционирования: признание, вынесение решений с их учетом, закрепление в НПА отсылок. Совокупность правовых обычаев действующих в гос. называется обычным правом.

Правовой обычай имеет определенное распространение в религиозных правовых системах (в мусульманском, африканском праве и т.д.). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 ГК признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм).

2. Юридический прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел. Система действующих в стране судебных прецедентов называется судебной практикой или прецедентным правом.

Правовой прецедент тоже достаточно древний источник права, особенно распространен судебного прецедента в англосаксонской правовой системе. В современной РФ вопрос об это источнике права является проблематичным, многие считают, что такого источника права у нас нет. Однако на практике решения высших судебных инстанций (КС РФ, ВС РФ, ВАС) служат примером при разрешении аналогичных дел нижестоящими судебными инстанциями.

3. Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее норм права. Признаки: 1)содержит нормы права, 2)добровольность и равенство сторон, 3)выражает согласие сторон, 4)предусматривает ответственность.

19.Соотношение права и государства.

Подходы.

  • Этатический. Приоритет государства над правом. Право продукт деятельности государства, оно зависит от государства, поскольку им устанавливается и санкционируется.
  • Естественно-правовой. Приоритет права над государством. Право возникает раньше и государственной властью не устанавливается. Государство должно быть связано с правом и подчиняться ему.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.