Лекция 6. СМИ как субъекты досуга. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лекция 6. СМИ как субъекты досуга.

2021-03-17 101
Лекция 6. СМИ как субъекты досуга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимодействие и взаимовлияние ск учреждений и СМИ приобретают все большее значение. Телевидение и другие способы массовой информации - это еще не полностью разработанная и осознанная сфера культурного производства, среда производства множественных образов самого бытия. Телевидение как СМИ и область культурного производства, имеет свою историю – несколько десятилетий развития медиа-индустрии, которое шло в тесной связи с развитием общества (социальным, экономическим, политическим) и общим социокультурным процессом. Телевидение, которое появилось как очередное научно-техническое открытие ХХ века, на протяжении десятков лет своего существования прошло несколько стадий развития, трансформировавшись в особую часть современной культуры. Максимально выразительное и действенное по своей природе СМИ, телевидение постепенно превращается в ведущего (подвинув с этой позиции кинематограф) производителя грез, иллюзий, образов, стереотипов, знаков, которые создают новую телевизионную реальность. Сегодня тв - это неотъемлемая часть человеческого существования, уже несколько поколений выросло в условиях перманентного наличия мас-медиа в их жизни. Мощное влияние тв и других СМИ на сознание миллионов – факт очевидный, однако не до конца понятны и осознанны последствия этого влияния (сюжетно-ситуативные технологии, манипуляция общественным сознанием). Среди вопросов, которые сегодня возникают у практиков и теоретиков социокультурных процессов – проблема тотального информационного давления СМИ на человека и формирование (точнее деформация) его сознания, мышления, отношения к той или иной проблеме общества. Именно поэтому СМИ при грамотном использовании могли бы играть значительно большую роль в проводимой ск учреждениями социокультурной работе. Наличие общих целей и задач (национальные каналы и издания общественных организаций, отражающие государственную позицию в направлении современных ск процессов и ск работы) максимально сближает деятельность ныне функционирующих СМИ и ск учреждений, порой они тесно переплетаются, становятся идентичными по смыслу, по значению, по функциональному содержанию. Общие и специфические особенности СМИ и ск учреждений объективно обусловили их интенсивное взаимодействие, особенно в масштабах одного региона. По мере того, как укрепляется и расширяется общая основа, развиваются как ветви одного дерева многочисленные новые сферы деятельности, в которых реализуются общие цели и задачи.

В деятельности СМИ есть области науки, техники, культуры, связанная с передачей информации. Это область сугубо технических знаний. Нас интересует радио, тв, пресса, видеосредства, направленные на пропаганду воспитания, на просвещение, на информирование и на отдых. СМИ с самого начала стали для ск учреждений информатором, собеседником, помощником в их общей обширной деятельности. Многочисленные встречи с уникальными личностями, выступление мастеров и аматоров искусства, создание самостоятельных тематических культурных программ – новое движение вперед.

По направлениям деятельности радио и тв бывают: общественно-политическими (информационно-аналитическими), художественными, познавательными, развлекательными. Общественно-политические программы охватывают общегосударственную и международную информацию, художественные передачи – трансляция программ, тв фильмы, спектакли, концерты. Познавательные – научно-популярная и учебная д-ть и информация. Развлекательные – зрелища (переключение внимания, смена впечатлений). Различают детское и молодежное вещание, а также целевую аудиторию.

ТВ невиданно расширяет границы общения с миром, с выдающимися людьми, они приходят к нам в дом со всех концов планеты и даже из космоса. ТВ привело к росту ск активности людей: углубились знания, расширилось включение в общественную жизнь, эффективное обеспечение оперативной информацией, влияние ее на людей (выборы). Знания, навыки общения, ск практика, казалось бы, стали очень доступны, их получение не требует ни дополнительных средств, ни усилий. В то же время сокращается время непосредственного общения с друзьями, знакомыми, родными, соседями. Телевидение обращается к воображаемому партнеру, ко всем одинаково и ни к кому из нас в отдельности. Под угрозой оказалась культура общения. Виртуальный мир сделал доступным получение информации, теперь это не требует ни средств, ни усилий. Однако есть оборотная сторона – меньшая посещаемость театров, клубов, библиотек, сокращение любительской д-ти.

На этом фоне социокультурные учреждения (особенно потенциально клубы и досуговые центры) располагают эффективными, до конца еще не раскрытыми возможностями относительно работы с людьми, выполнение воспитательных задач, которые СМИ не посильны.

Сопоставляя работу клуба и тв, мы видим, что клубная работа построена только на непосредственном общении людей, так как немыслима в ином качестве.

Единая идеологическая и тематическая основа ск учреждений и СМИ оказывает влияние на структуру д-ти, основные направления, определяет название конкретных рубрик и передач. Таким образом, СМИ и ск учреждения образуют специфический комплекс с общими целями задачами, функциями и социальной значимостью д-ти. СМИ снабжают ск учреждения информацией об общественной жизни, активно влияют на содержание д-ти, повышение кругозора, формулируя единые понятия о культуре, политике, идеологии. Колоссальная роль в плане формирования общественного мнения. От них зависит ск активность людей, отношение к ск учреждениям, к пропагандируемой теме.

Лекция 7. Учреждения ресторанного типа.

Культурно - досуговые учреждения ресторанного типа.

Инфраструктура досуга начала формироваться уже в период античности. Состояла преимущественно из стадионов, цирков, терм, театров. Такими же давними пот возникновению являются учреждения общественного питания – трактиры, чайные, корчмы, харчевни, рестораны и др. Практически каждое из них испокон века удовлетворяло как потребность в еде, так и потребность в межличностном общении, а сама трапеза носила характер проведения досуга.

В структуре досуга заведения ресторанного типа объединяют праздничные застолья, дансинг, варьете, кабаре. Практически в каждом из них играют оркестры, проходят эстрадные концерты. В практике Западной Европы и Америки очень престижным для известных артистов эстрады является выступление в ресторане. В США можно встретить симбиоз театра и ресторана (Николаевский театр – элитные ложи).

Внося элемент праздника в будничный досуг, многие заведения ресторанного типа пытаются окунуть человека в необычную, экзотическую атмосферу, театрализуя его поведение и чувства. Достигается это размещением ресторана в старинном месте, стилизацией помещения под старину. Так, например, в Каменец-Подольске ресторан «Башта» расположен в крепостной башне старого замка, в Ужгороде ресторан «Скеля» на 400 мест расположен под землей в вырубленных в скале залах. В Венгрии существуют рестораны идентичные народным ресторанам 18-19 века чардов (чардаш), в программе- национальная музыка, танцы. В Бомбее кафе-башмак. Это 3-этажный дом в форме башмака. Согласно легенде, если женщина «затянет» туда мужчину и они поужинают вместе, то мужчина до конца жизни будет у нее «под каблуком».

Особо интересны заведения, которые имеют историческую или литературную славу. Достаточно вспомнить одесский «Гамбринус» или пражскую пивную «У Палеха», которую посещал Швейк, Своеобразной экзотикой являются кафе, в которых собирается артистическая и литературная богема (Московский клуб «Миллениум»). В Кракове кофейня «Яма Михалика», которая оформлена картинами, рисунками, шаржами художников – завсегдатаев кофейни. В Риме подобное кафе расположено недалеко от площади Испании, украшено страницами подлинных рукописей известных писателей в т.ч. Гоголя. Для создания необычного антуража используются старые корабли, особенно деревянные каравеллы, фрегаты, барки, обстановка и одежда обслуживающего персонала соответствует стилю: «Сильвер» в Луганске, в Болгарии бар «Фрегат», где ставят печать посетителям с изображением одноногого и одноглазого пирата.

Всегда привлекательны народные рестораны – закарпатские колыбы: помещения из дерева без окон с острой крышей и дымоходом в старину строились чабанами. Теперь это трактир с мангалом в центре, где посетитель может сам себе приготовить мясо на вертеле на костре. В Японии - это чайный домик, скромный миниатюрный, где обстановка располагает к задушевным откровениям, проходят встречи друзей. Экзотика: чайная церемония (медный безносый чайник, бамбуковые палочки, лакированные расписные коробочки - Дом кофе в Луганске). Японское кафе «АКАНЕЯ», где чашка кофе стоит 40 долларов, однако пить его не обязательно, можно заказать чай за 2 доллара, но посетив это кафе амбициозный человек может потом сказать: «Когда я был в «АКАНЕЕ» …». Тонкий психологический расчет на психологические слабости приносит немалый доход.

 

Лекция 8. Культурно-досуговые центры в системе социокультурной д еятельности.

1. Культурно-досуговые центры, их типология, источник существования.

Центры досуга – это учреждения культуры и искусств, которые работают в кд сфере с целью организации полноценного отдыха различных слоев населения с учетом их интересов и потребностей (в условиях хозрасчета, как коммунальные предприятия, частные). Такие центры могут создавать:

- государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом;

- арендными, коллективными предприятиями, АО и др., имеющими юридический статус. В свою очередь собственность будет государственная, коллективная, частная или смешанная. Такие центры могут быть специализированными и многопрофильными. В зависимости от специализации и приоритетных направлений деятельности они могут называться: культурными, культуры и искусств, культурно-спортивными и др.

 

2. Типы и виды кульурно-досуговых учреждений:

Культурно-просветительные учреждения:

o Клубы

o Библиотеки

o Музеи

o Парки культуры и отдыха

o Зоопарки

o Выставки

o Детские музыкальные и художественные школы

Художественно-зрелищные учреждения:

· Театры

· Кинотеатры

· Цирки

· Оркестры, хоры

· Концертные организации

· Художественные коллективы

· Учебные заведения, которые готовят специалистов в сфере культуры и искусства:

· Высшие учебные заведения

· Средние учебные заведения

Основные задания центра досуга.

- предоставление комплекса услуг, которые обеспечивают максимальное удовлетворение запросов и потребностей населения в организации содержательного досуга;

- содействие процессам развития национальной культуры и культуры народов, которые проживают на территории государства;

- внедрение инновационных процессов в сфере скд.

Функции:

- подготовка и проведение тематических, театрально-концертных, игровых, зрелищно-спортивных, танцевально-развлекательных, выставочных и др. мероприятий и программ.

- проведение праздников, обрядов, карнавалов, фестивалей, аукционов, кинофестивалей, дискотек, продажа изделий профессионального и аматорского искусства;

- создание театральных, цирковых, хореографических студий, оркестров, ансамблей, фольклорных коллективов, привлечение профессиональных исполнителей для проведения программ;

- создание, любительских неформальных объединений, клубов по интересам.

- создание универсальных театрально-зрелищных, танцевально-развлекательных, физкультурно-оздоровительных и др. комплексов;

- расположение на территории центров досуга киосков, ресторанов, баров, кафе и др. объектов культурно-досугового назначения (различных форм собственности).

Центр досуга проводит работу в специально построенном, реконструированном или арендованном помещении. Основные фонды и оборотные средства создает статусный фонд центра, размер которого отображен в его балансе. Имущество принадлежит ему на правах собственности. Центр досуга может входить в ассоциацию, корпорацию, концерн и др. объединений, которые создаются на основе законодательства.

Управление центром досуга осуществляется согласно его статуса на основе объединения прав собственника по использованию своего имущества и самоуправления трудовым коллективом. Центр сам определяет структуру и устанавливает штаты. Собственник осуществляет свои права по управлению центром непосредственно или через уполномоченные им органы. При центре может быть создан художественный и технический совет, которые контролируют соответствующий уровень, являются экспертами.

Прекращение работы деятельности центра осуществляется по решению собственника или суда. Это Положение определяет общие принципы деятельности центров, на основе которого учредитель центра с учетом конкретных особенностей может разработать свои нормативные документы (статут, положение).

Современные учреждения клубного типа. Тенденции развития, состояние сети, задачи и содержание деятельности.

Все действующие КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учрежднний, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.