Социокультурная деятельность в сфере досуга — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социокультурная деятельность в сфере досуга

2021-03-17 490
Социокультурная деятельность в сфере досуга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОСУГА

 

Темы

Раздел 1. Теория СКД.

1. Сущность и содержание скд в сфере досуга.

2. Сущность свободного времени и его признаки.

3. Принципы организации свободного времени (управление в сфере кдд). Социокультурная работа.

4. Генезис культурно-досуговой деятельности. Исторические формы организации культурно-досуговой деятельности

5. Понятие «системы скд». Инфраструктура сферы культуры и досуга.

6. Характеристика профессиональных качеств организатора кдд. Система образования организатора досуга.

Раздел 2. Инфраструктура сферы культуры и досуга.

1. Культурно-досуговые центры: типология, функции, подход к решению проблем в современных экономических условиях.

2. Библиотеки и музеи в системе организации досуга.

3. Парки культуры и отдыха как особый тип культурно-досуговых центров.

4. Клубные учреждения как универсальные центры организации скд в сфере досуга.

5. Работа внешкольных учреждений в системе кдд.

6. Учреждения ресторанного типа. СМИ как компонент системы скд.

7. Учреждения искусств как субъекты досуга.

8. Культурно-досуговые центры в системе социокультурной деятельности.

Раздел 3. Социально-психологические и педагогические основы скд в сфере досуга.

1. Социально-психологические особенности организации кдд, факторы воздейстия.

2. Педагогика организации свободного времени школьников. Особенности организации кдд молодежи.

3. Социально-психологические особенности организации досуга людей пожилого возраста.

4. Общение как компонент механизма работы системы скд в сфере досуга.

5. Семейный досуг как социально-культурное явление.

Раздел 4. Формы и технологии организации массовой формы кдд.

1. Общая характеристика форм и методов организации кдд.

2. Художественно-массовая работа как составляющая кдд.

3. Культурно-досуговая программа как основная форма художественно-массовой работы, современная тематика и жанровое своеобразие.

4. Художественная самодеятельность как социокультурный феномен.

5. Театрализация и зрелищность как составляющая технологий организации кдд.

6. Выставки, лекции и экскурсии как формы художественно-массовой работы.

Раздел 5. Методика организации групповой деятельности.

1. Особенности и методика организации групповой деятельности.

2. История клубных объединений

3. Клуб как фактор социализации молодежи.

4. Неформальные движения и молодежная субкультура.

5. Организация и методика игровой деятельности.

 

Раздел 6.   Культурно-досуговая деятельность за рубежом.

1. Социальные аспекты организации культурно-досуговой деятельности за рубежом.

2. Особенности содержания и форм рекреационной деятельности за рубежом.

3. Иисточники финансирования рекреационной деятельности за рубежом.

Раздел 7.Социокультурное проектирование

1. Социокультурное проектирование – общие положения.

2. Организационно-методические аспекты моделирования развития культурно-досуговой деятельности.

3. Культурно-просветительский туризм в системе кдд.

4. Организация анимационных услуг в сфере рекреационного туризма.


Лекция 1

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА

Понятие социокультурной деятельности в сфере досуга включает в себя различные проблемы организации свободного времени в непрофессиональной сфере человека, связанной с познанием достижений культуры, созданием и присвоением культурных ценностей. Современная теория рассматривает скд как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе д еятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат.

 Скд в этом контексте представляется системой и сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности.

Однако следует различать понятия и сферы СКД и КДД. СКД – наиболее широкое понятие, четких границ нет, но оно шире и КПР («культурно-просветительской работы» – это определение уже устарело), и КДД. Московские ученые дают такое определение СКД: «СКД – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции и развития традиций и ценностей в сфере художественной, духовно-нравственной, экологической и политической культуры». КДД – составная часть социально-культурной деятельности. (Схема). По мнению Стрельцова Ю. А. «скд в сфере досуга включает в себя все многообразие проблем по

- организации свободного времени непрофессиональным, а отчасти профессиональным занятие взрослого человека,

- производству культурных ценностей,

- досуговому общению,

- семейно-бытовой сфере жизни и т. д.»

Роль культурно-досуговой деятельности (или СКД в сфере досуга, что одно и то же) в жизни общества может меняться. В периоды катастроф и катаклизмов в развитии государства первоначальной становится социально-культурная деятельность общества, направленная на реабилитацию населения (социальную, культурную, экономическую). В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность создает единую целостность культуры народов и наций.

Культурно-досуговая деятельность в большей мере социализирована. Она усиливает роль человека, ставит ее под социальный контроль и уменьшает вероятность асоциальних поступков. Кроме того, только в культурно-досуговой деятельности присутствуют творческие моменты, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, т.е., чем более самостоятельной становится жизнь личности, которая уже не сводится только к видам обязательной деятельности, тем более причин говорить о культурном досуге.

Культурно-досуговая деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется разнообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и других интересов взрослых, молодежи, детей. Многовариантность видов социально-культурных интересов общества, создает возможности для этой деятельности. Культурно-досуговая деятельность отличается особой направленностью, поскольку несет в себе индивидуальные черты, которые подчеркивают биологическую и социально-психологическую структуру человека. Эта деятельность может осуществляться как индивидуально, так и коллективно.

СК деятельность – «самодеятельность» людей и работа професионалов, «взаимодеятельность» тех и других в процессе социокультурных занятий. Деятельность как целостный процесс тесно связана с общением. Культурная – очерчивает круг ценностей, которые создаются, распространяются и осваиваются в процессе этой деятельности. Социализация – процесс становления личности, обучения, усвоение ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Социокультурная деятельности человека включает в себя художественную, нравственную, религиозную, правовую, экономическую, политическую и др. сферы. Эти виды культуры существовали во все времена, но формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различные исторические эпохи. В процессе совершенствования способов социокультурной деятельности  происходит развитие человеческой личности.

Социокультурная работа (в узком значении) – это сфера профессиональной деятельности, целью которой является создание условий для организации досуга, развития творческого потенциала и содержательного общения широких слоев населения.

Организатор социокультурной деятельности должен создать оптимальные условия для того, чтобы выбор одного из видов досуговой деятельности соответствовал запросам индивида, содержал стремление личности к развитию, самообразованию, самореализации и социализации.

Таким образом, деятельность на досуге как часть внерабочего времени и есть культурно-досуговая деятельность, которая социально обоснована и имеет специфические особенности:

· главный мотив досуговой деятельности – это потребность личности в самом процессе этой деятельности;

· она может быть очень разнообразна по своему предмету;

· цели и содержание досуговой деятельности зависят от морального развития и культурного уровня человека;

· досуговая деятельность может носить социально-полезный характер, социально-нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и иметь социально-негативный, асоциальный характер.

Кдд – это не просто организация досуга, а организация в социально значимых целях: удовлетворение культурных потребностей и развитие интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Так трактуется термин кдд в современной литературе. Досуговая деятельности человека с низким уровнем культуры всегда шаблонна и стереотипна. Поэтому одной из важнейших задач для вас, как будущих специалистов в организации кдд, является поиск таких путей, таких форм, способов и методов, которые позволяют объединить познание и развлечение, наполняя последнее содержанием.

Основные направления социокультурной деятельности:

· общественно-гуманистическое;

· художественное;

· научно-техническое;

· физкультурно - оздоровительное.

Существуют определенные технологии организации кдд, которые являются научно обоснованной системой знаний о формах, методах и условиях создания материальных и духовных культурных ценностей, практическое использование которых обеспечивает целенаправленное воздействие на личность. Виды культурно-досуговой деятельности создают определенную структуру, которая соответствует развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга психологической и культурной значимостью, степенью интеллектуального и эмоционального включения в нее, степенью духовной активности.

Виды досуговой деятельности по мере социально-культурной активности делятся на:

· рекреационно-гедонистическую

· информационно-просветительскую

· учебно-познавательную

· культурно-творческую

· организационно-пропагандистскую.

 

Лекция 2

СУЩНОСТЬ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Над проблемой умного, заботливого использования каждого часа нашей большой ценности — времени — задумывалось человечество всех эпох и времен, в том числе и древние философы. И в прошлом, оказывается, время угнетало людей своей быстротечностью; поэтому они стремились понять его природу, как-то укротить, приручить его, с пользой использовать. Говоря о роли времени в жизни человека, о своем отношении к нему, Сенека отмечал, что большая часть нашей жизни идет на ошибки и плохие поступки, значительная часть протекает в бездеятельности; необходимо вести счет в свое время, экономить его. Свободное время не должно обременять человека, человек должен быть подготовлен к умному, самому эффективному его использованию.

Одним из важнейших институтов социализации, признанным во всем мире, регулирующим права и обязанности демократически свободного человека, является сфера его свободного времени. Есть определение досуга – досуг -это время, которое остается у человека после реализации всех видов деятельности, именно в этот период человек освобождается от выполнения обязательных дел.

В процессе реализации культурно-досуговой деятельности удовлетворяются потребности, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной, трудовой и др. деятельности и связанных с ними занятий. Сфера свободного времени вообще и досуга в частности всегда были объектом научного интереса.

Философия рассматривает свободное время как простор для осуществления специфических социальных процессов, находит причины возникновения свободного времени, его социальную и культурную ценность.

Социология и экономика осуществляет количественный и статистический анализ определенных процессов, исследует характер и содержание свободного времени личности.

Психология акцентирует внимание на потребности и мотивы, которые определяют поведение и поступки человека.

Свободное время человека — это та часть его общего бюджета времени, которое остается после выполнения им рабочих и семейных обязанностей, удовлетворения естественно физиологичных потребностей. Он используется им по собственному усмотрению. Содержание его определяется общей направленностью личности, уровнем ее духовного развития. При целеустремленном педагогическом руководстве свободное время способствует осуществлению основной цели воспитания — всестороннему гармоничному развитию личности.

Свободное время выражается, прежде всего, в деятельности, которая определяется внутренней, личной необходимостью, иначе говоря, системой жизненных ориентаций, потребностей и интересов, которые оказываются в культурно-дсуговой деятельности каждого человека.

В свою очередь, культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, которая окружает ее.

  Совокупность исследований этих наук позволяют сделать вывод, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит духовное и физическое развитие человека.

Обоснование этого определения мы находим уже в трудах греческих философов, в частности, в «Политике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека. Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным хозяином своего «я». Саморазвитие личности, овладение достижениями культуры и создание культурных ценностей – все это связано непосредственно со свободным временем. Культура, писал Альберт Швейцер, допускает наличие свободных людей, так как только они могут создать и воплотить ее принципы. К. Маркс, определяя главные ценности идеального общества, основной его ценностью называл свободное время. Современный американский теоретик свободного времени М. Каплан в книге «Досуг: теория и политика» пишет о том, что досуг – это время целенаправленной деятельности, которая дает возможность для отдыха, развития личности и служения обществу».

Начиная со времен античности свободная деятельность рассматривается как высшее проявление человеческого духа, а досуг – как высшее благо. Вся человеческая жизнь делится на работу и досуг, а вся деятельности человека направлена частично на необходимое и полезное, частично на прекрасное, - писал Аристотель. Необходимо, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но еще лучше наслаждаться жизнью и пользоваться досугом… Досуг, по словам Аристотеля, «вмещает сам по себе и удовольствие, и счастье, и блаженство, и все это выпадает на долю незанятых людей», а «в государстве, которое хочет иметь прекрасный лад, гражданин должен быть свободным от забот о предметах первой необходимости». Он выводит педагогическую цель – воспитывать у граждан умение пользоваться досугом и счастьем («чистым досугом»). Платон считал, что содержание и виды досуговой деятельности должны контролироваться государством, он рассматривает «большой досуг» как социальный институт.

«Свобода и досуг – этими двумя вещами я владею в такой полноте и ценю их в такой мере, что нет в мире монарха, который был бы настолько богатый, что купил бы их у меня» - говорил Р. Декарт.

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда ее дальнейшее движение вперед стало полностью зависеть от процесса совершенствования человека в сфере производства и досуга. Досуг с позиции общества важен для стабилизации человеческой психики, снятия напряжения, предотвращение соц. конфликтов, культурно-эстетического обогащения, взаимосвязи поколений, удовлетворения потребностей в радости, удовольствии и пр. Сейчас в области досуга сложилась концепция, согласно которой свободное время становится предназначенным для удовлетворения человека в культуре, социальных ориентирах, регенерации тела и души.. Эта концепция нашла отражение в издании Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени, организации отдыха и развлечений под названием «Важнее выживания», в которой подчеркивается, что именно свободное время определяет качество жизни. И, соответственно, цель человека, - не стремление выложится на работе, а стремление ощутить вкус жизни. Специфичным здесь является то, что потребность в культуре рассматривается как аспект отдыха и развлечений, Однако, вместе с социально-культурными ценностями в сфере досуга существуют ценности индивидуальные, часто противоположные общественным, Возникает противоречие. С одной стороны, человек со своей позицией относительно досуга, с другой стороны - общество, которое старается сподвигнуть его к содержательной, социально-полезной кдд. Это противоречие, эта проблема с каждым днем становится острее. Согласно прогнозу Нобелевского лауреата английского физика Дениса Габора, в будущем три проблемы могут поставить существование человечества под угрозу – термоядерная война, демографический взрыв и досуг. «Если человек не знает, что ему делать в свободное время, то у него портятся голова, сердце и нравственность» (К. Ушинский). Бездеятельный человек помимо воли становится социальной силой, способной разрушить какие бы то ни было социально-нравственные устои общества. На современном этапе общественного развития досуг становится воплощением свободы и поэтому может рассматриваться как одна из основ цивилизации, как показатель здоровья нации.

Культурно-досуговая деятельности вносит серьезный вклад в коллективизацию досуга и досуговых группирований, которые тесно связаны с ней. В современных условиях эти усилия приобретают большую ценность. Коллективизм как принцип организации общественной жизни рассматривается сегодня по-другому, чем ранее. Понятно, что организаторы досуга сами по себе не в силах решить всех возникающих здесь проблем. Но внести свой вклад в оздоровление изменившихся отношений могут и должны.

Таким образом, на сегодняшний день, опираясь на научные исследования в области досуговедения, можно сделать вывод, что организация культурно-досуговой деятельности – это целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, обусловленный ее интересами и способностями, который оказывает содействие усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Формирование в обществе нового понимания досуга, его социальной ценности, требует качественного досугового наполнение. Эффективное решение этой проблемы зависит от многих факторов: материальной базы досуговой сферы формирования культурно-досуговых потребностей и интересов личности (довольно часто досуговый потенциал личности значительно больший, чем ее досуговая квалификация), привычки планирования и организации своего свободного времени, информирование населения о перспективах развития досуговой сферы, умение самостоятельно избирать наиболее эффективные формы досуговой деятельности, возможности учить культуре досуга.

 

Социальные функции СКД

Культурно-досуговая деятельность в большей мере социализирована. Она усиливает роль человека, ставит ее под социальный контроль и уменьшает вероятность асоциальних поступков. Кроме того, только в культурно-досуговой деятельности присутствуют творческие моменты, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, т.е., чем более самостоятельной становится жизнь личности, которая уже не сводится только к видам обязательной деятельности, тем более причин говорить о культурном досуге.

 

Институтами социализации, в пределах которых формируется личность, есть семья, школа, внешкольные заведения, средства массовой информации, культурно просветительские и культурно-досуговые заведения, детские общественные объединения сферы свободного времени. Все они, безусловно, играют значительную роль в развитии личности.

Сфера свободного времени привлекает сегодня внимание как ведущего социального института воспитания. Именно в этой сфере происходит активный контакт молодого человека с окружающим миром, аккумулируется необходимый социальный опыт. Культурно-додосуговую деятельность в современном мире относят к такому выборочному виду общественной жизнедеятельности, которая является сферой творческого совершенства человека, развития ее, интеллектуальных, духовных сил, выступает как необходимая предпосылка культурного прогресса общества в целом.


 

Лекция 3

Принципы организации свободного времени (управление в сфере кдд). Социокультурная работа как сфера профессиональной деятельности

В связи с политическими, экономическими и социокультурными изменениями, которые происходят в нашем обществе во всех областях его жизни, значительно изменились содержание и формы культурно-досуговой деятельности, которые имеют большую силу смыслового и эмоционального влияния на личность.

Социокультурная работа (в узком значении) – это сфера профессиональной деятельности, целью которой является создание условий для организации досуга, развития творческого потенциала и содержательного общения широких слоев населения. Организация кдд – это систематизация всех составляющих технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которых формируется структура управления и взаимодействие с населением. Общими исходными положениями организации кдд являются:

- принцип интереса;

- принцип единства рекреации (отдыха) и познания;

- принцип совместной деятельности.

Принцип интереса.

Досуговая активность или пассивность человека определяется наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому, включение человека в кдд должно происходить с учетом его интересов. Среди интересов в сфере кдд основным является потребность в получении информации. Наряду с этим возникает эмоциональный голод, который заставляет человека искать разнообразных впечатлений. Интерес к развлечениям присущ каждому человеку, независимо от возраста, образования, социального положения. Различия наблюдаются лишь в выборе этих развлечений, их характере и содержании. Неизменным интересом пользуются различные зрелища – художественные, спортивные, игровые.

Лекция 4

 Генезис культурно-досуговой деятельности. Исторические формы организации культурно-досуговой деятельности

Изучение культурно-досуговой деятельности в её динамическом развитии способствует более глубокому проникновению в сущность этого явления, помогает увидеть современные черты как закономерный результат развития человеческого общества. На протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации существовали определенные взгляды на сферу свободного времени человека, а формы досуговой д-ти претерпевали различные изменения и преображения. Однако, практически все ныне существующие формы (групповые и массовые) кдд уходят своими корням в эпоху Античности. Именно в этот период мы сталкиваемся с общественным строем, когда государство и общество начинают выступать в единой роли воспитателя, который формирует человека социально. Воспитание теперь становится не частным делом, а общественным.

В эпоху Античности мы находим организованные формы кдд – массовую групповую. Групповые - в виде симпосионов: застолий с беседами о литературе, философии, с декламациями. Массовые – в виде торжеств и праздников, наполненных песнями, танцами, зрелищами. Много внимания уделяется физическому совершенствованию.

Симпосионами руководил распорядитель, которого избирали. Он определял ход беседы, оговариал условия разнообразных соревнований, определял победителей и раздавал награды.

Особое место в застолье принадлежало женщинам, которые вели свободный образ жизни и и находились за рамками семейно- бытового уклада, они назывались подругами, что по-гречески звучит – гетеры. Гетеры были женщинами образованными, умными и красивыми. Они могли поддержать разговор даже тогда, когда речь шла об очень серьезных и важных вещах.

За общими столами наставники и опытные мудрецы учили молодежь гражданским обязанностям. Тут же образовывались объединения, члены которых делали гимнастические упражнения и демонстрировали военное искусство. Позднее гимнасии превратились в своеобразные клубы, где проводили время не только занимаясь гимнастическими упражнениями, но и, слушая ораторов, ведя диспуты, здесь собирались ученые и философы.

С появлением и развитием ораторского искусства зарождается массовое просвещение народа. Ораторы выступают с речами, пропагандирующими идеи добра, справедливости, вскрывают «язвы» общества.

В период высокой классики в Афинах влияние на содержание и характер досуга обогатилось развитием системы образования и искусства. В период правления Перикла (5 век до н. э.) в Афинах не было ни одного неграмотного. Сооружается знаменитый храмовый ансамбль Акрополь – культурный центр всего греческого мира.

С развитием драматической поэзии начинается строительство театров. Афинские театры вмещали гораздо больше зрителей, чем современные. Театр, который находился на юго-восточном склоне Акрополя, вмещал до 36000 зрителей (в Афинах в то время проживало около 180000 человек). Государство, осознавая какую огромную роль играли театры в воспитании граждан-патриотов, платили особую субсидию «на зрелища». Театр, помимо всего прочего, формировал и отношение к досугу. В древней трагедии Софокла «Ифигения» есть такие строки: «Не сладок плод бесдельного досуга, и праздному не помогает бог».

Инфраструктура досуга древних впечатляет и удивляет. Так, знаменитые общественные бани-термы, которые были местом общения и развлечений, известны уже в 8-6 веках до н. э. В Александрии в 639 г. было 4000 общественных бань, 4000 дворцов и 4000 развлекательных учреждений.

Особое место в структуре досуга античного общества занимали культовые обряды, содержательная направленность которых несла в себе духовные и эстетические ценности, которые культивировало в своих гражданах государство. В многочисленных божествах пантеона древних эллинов и римлян воплощались духовные представления человека о возвышенном и нравственном. Так, Зевса почитали за воплощение идеи наивысшей духовной сущности в мире, наивысшей мудрости и могущества. Афродита символизировала красоту и любовь, Аполлон – источник вдохновения, а его музы – источник вдохновения и др.

Вместе с ростом культуры увеличилась потребность в книгах и местах их сбора. Просвещенные люди уже в 5 веке до н. э. начали собирать библиотеки. Одной из первых больших библиотек была библиотека трагического поэта Эврипида. Все мы знаем о существовании библиотеки в Александрии, которую так безжалостно сожгли.

В Римской империи такая массовая форма досуга как зрелище регулируется должностными особами. Зрелища были трех видов: в театре ставились комедии и фарсы на сюжеты из повседневной жизни, в амфитеатрах проводили гладиаторские бои и устраивали зрелища с дикими животными, в цирке проходили состязания на колесницах. Кроме этого устраивали навмахии – инсценировки морских боев в специально вырытых водоемах. В период расцвета Рим жил не только зрелищами. Греческие философы, которые переселились в Италию, и граматики подталкивали римлян к интеллектуальной жизни, к публичным чтениям, дискуссиям. Неотъемлемой частью культурного устройства Рима стали публичные чтения поэтами своих произведений. Такие чтения-рецитации шли часами несколько дней, стихи не только слушались, но и обсуждались. Греческих гимнасий и палестр Рим не знал, их функции выполняли знаменитые римские термы, которые стали центрами досуга. Тут занимались гимнастикой, прогуливались, слушали выступления поэтов. Даже в небольших поселениях было несколько терм. Термы роскошно оформлялись, их интерьеры были украшены скульптурами. Так статуя Аполлона Бельведерского украшала в свое время термы Каракалы, а группа «Лакоон» термы Траяна.

В Риме располагалось много различных выставок. Специальных музеев в современном понимании не было. Произведения искусства – памятники, скульптуры, мозаики были везде, а все остальное, что могло бы заинтересовать публику, просто выставлялось напоказ. Выставляли диковинных представителей других народов, скелеты необычных рыб, сохраняли и выставляли даже тела мертвых людей, которые отличались ростом. Историк Плиний Старший пишет, что сам наблюдал как-то сохраненные и выставленные тела карликов.

Постепенно Античность сходит с исторической арены и на долгие годы исчезает отношение к досугу как свободе человеческого духа. Наступает эпоха Средневековья, а для средневекового человека свобода была привилегией, это гарантированный статус, законное место перед Богом и людьми, то есть принадлежность к общине. Свободный человек тот, у кого есть могущественный покровитель.

Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом простом виде представляло ее из трех частей: те, кто молится, те, кто воюет, те, кто работает. Первые два это феодалы, духовные и светские, третий – крестьянство. Жизнь феодалов проходила в войнах, охоте, рыцарских турнирах и застольях.

Высшую ступень в этой иерархии занимала церковь со своими проповедями о загробном мире и страданиях на этом свете. Проповедовались аскетизм, умеренность, отказ от мирских забав. Однако это не мешало церкви ярко и пышно проводить религиозные праздники и поддерживать народные религиозные обряды и традиции, которыми в основном был заполнен сельский досуг. Основу всего составляла работа с утра и до ночи народных масс, которые едва могли прокормить себя и имели очень немного. Праздником были религиозные церемонии, а из литургий возникал настоящий театр. Особое место принадлежало карнавалу. Целый пласт народной культуры, который очень хорошо описал в своем труде «Смеховая культура Средневековья» М.М. Бахтин, берет свое начало в празднике дураков, во время которого доставалось и церкви, с чем она вынуждена была мириться.

Все прослойки общества увлекались песнями, танцами, музыкой – церковное пение, танцы в замках, сельские танцы. Над всем этим царила азартная игра, кости стучали везде. Даже святые отцы сосредотачивались не столько на «духовных предметах», сколько на игральных костях и шахматах. А когда в 14, веке появились карты, то они приобрели такую широкую популярность, что святой Бернард в публичной проповеди объявил карты творением Люцифера, а многие монархи вынуждены были издавать указы об их запрете. Досуг в замке феодалов заключался в банкетах, турнирах, выступлениях труверов – средневековых поэтов, жонглеров, менестрелей и др.

В связи с ростом городов произошли изменения в образе жизни средневекового общества и наложило свой отпечаток на характере проведения свободного времени. Быть горожанином или крестьянином – это один из основополагающих вопросов жизнедеятельности для средневекового человека 13-14 века. Досуг горожанина относительно члена сельской общины выглядел более раскрепощенным и разнообразным. Сосредоточием духовной, административной, гражданской жизни средневекового города была площадь. Она была и рынком, и клубом, и рестораном, и центром всяческих праздников и развлечений.

Карнавал стал поистине воплощением всей городской жизни, особенно в Италии. Центром возникновения карнавала считается Венеция. Ее сенат уделял большое значение организации карнавалов и даже определил сроки их проведения специальным декретом. Это праздненство рассматривалось как эффективный способ погасить бунтарские настроения среди моряков и арсенальских работников.

Еще одна форма проведения массового досуга – религиозные спектакли – мистерии, которые были частью многодневного действа. Характерно, что сценарии мистерий создавались не столько духовенством, сколько самими участниками – ремесленниками, членами цехов и гильдий.

В средневековых городах Европы существовали также «риторические камеры» - литературные объединения или общества, которые имели свой статус, герб, знаменосца, председателя. Эти своеобразные клубы брали активное участие в разработке сценариев и проведении праздников.

Конец 18 – начало 19 века было временем развития салонов, кружков, обществ разнообразной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и пр. 

 

В сфере досуга

Роль и значение досуга в жизни человека является значительной и, несомненно, будут расти с повышением материального, экономического уровня ее жизни и общества в целом. Отсюда понятный повышен интерес к получению высшего профессионального образования, связанного с культурно-досуговой деятельностью.

Важное значение в связи с этим имеют организаторские, творческие, гражданские и моральные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально. Оно определяется высоким уровнем мастерства художественного и морального влияния на личность, коллектив, на большие и малые группы людей в условиях досуга. Однако профессиональное мастерство не может быть сформировано в процессе учебы, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются ее основы.

Организатор социокультурной деятельности должен создать оптимальные условия для того, чтобы выбор одного из видов досуговой деятельности соответствовал запросам индивида, содержал стремление личности к развитию, самообразованию, самореализации и социализации.

Сфера свободного времени представляет собой уникальную и неповторимую отрасль культурно-досуговой деятельности, которая отличается от иной профессиональной деятельности особой сложностью отношений компонентов своей внутренней структуры. Индивидуальный и коллективный характер общения в процессе данной деятельности, который требует глубоких личностных контактов специалиста и субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста в сфере досуга. 

СКД в сфере досуга требует грамотной и целенаправленной организации. Существует еще определение СКД, дающее представление о таком компоненте СКД как работа организаторов или профессионалов (ведь на самом деле СКД – это взаимодействие аматоров (непрофессионалов) и профессионалов-организаторов этой деятельности). СКД в сфере досуга – это еще и область профессиональной деятельности, специалисты которой готовятся для сферы досуга, управленческого аппарата, различных фондов, ассоциаций, клубных, театральных, туристических и прочих организаций и учреждений различной формы собственности. 

Данные специалисты должны

· знать основы законодательства, связанные с социально-культурной сферой (законодательные акты, связанные с культурой, образованием, внешкольной деятельностью, предпринимательством, то есть все, что связано с дальнейшей деятельностью);

· владеть методикой моделирования, организации и проведения досуговых мероприятия для разных категорий населения, в различных условиях и по самым различным поводам (программы воспитательного характера, юбилеи предприятий, фирм, корпоративные и календарные праздники, дни рождения и пр).

Существующие традиции организаци


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.