Прекращение развития и, как следствие, утрата способности понимать других — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Прекращение развития и, как следствие, утрата способности понимать других

2021-03-17 71
Прекращение развития и, как следствие, утрата способности понимать других 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какое отношение все это имеет к нашей теме родителей и детей? К сожалению, со временем многие родители перестают развиваться. Когда-то, в старших классах школы, на первых курсах института все чему-то учились, узнавали что-то новое, потом многие расслабляются, теряют интерес к учебе. На работе тоже первые годы люди стараются совершенствоваться, расти профессионально, если же работа не менялась, то потом наступает, как модно говорить, период стагнации: человек усвоил какое-то определенное количество навыков, чтобы зарабатывать и поддерживать своё существование.

Бывает так, что в дальнейшей жизни человек уже не стремится что-то читать, не стремится познавать, развиваться как личность. Кто-то начинает жить по определенной программе, вследствие чего нарастает ощущение скуки. И как преодолеть ее, – человек не знает.

Конечно, проблема скуки имеет множество граней и нельзя феномен скуки свести к какому-то процессу (или к отсутствию какого-то процесса, в частности – развития). Но когда начинается жизнь по программе, в рамках которой все предрешено заранее, человек словно попадает в некий замкнутый круг. Кто-то решается пуститься в активности экстремального характера, чтобы прорвать стенки этого круга. Кто-то пытается менять линию своего поведения, чтобы внести в свою жизнь немного разнообразия.

Сейчас этот вопрос подробно разбирать не очень удобно, так как речь сейчас идет о поисках путей, ведущих к установлению контакта с ближними (вопрос скуки и духовного омертвения разбирается в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»). Вопрос поднят скорее для того, чтобы указать на необходимость проявления внимания к собеседнику.

Наше внимание к собеседнику, стремление проявить к нему любовь и ничем не задеть позволяют нам двигаться дальше в выработке новых понятий. И усилия сохранить свою связь со Христом и устранить в своей жизни все, что этой связи мешает, позволяют нам непрестанно развиваться.

 

О развитии человека, его представлений о жизни вследствие стремления сохранить связь с Христом, – с м. подробнее главу «Связь с Христом и точка опоры» из части 4.1 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (отдельное название части «Доминанта жизни и точка опоры»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2062/).

А также – главы «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (отдельное название части «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2044/).

 

 

К сожалению, многие родители остановились в своём развитии, особенно, эмоциональном, на уровне первых студенческих лет, хотя по паспорту им лет гораздо больше. Речь не идет о том, что они должны выучить молодежный сленг. Речь идет о способности вчувствоваться, понять, адаптироваться – не в смысле стать конформным, а в чем-то пересмотреть, уточнить свои представления, понятия.

Простой пример: если ребенка смущает, что родитель звонит ему каждые 15 минут, может быть, стоит попытаться этого не делать? Но некоторые родители почему утрачивают способность поставить этот простой вопрос.

Еще пример. Один молодой человек досадовал, что папа говорил с как с пятнадцатилетним подростком (плюс-минус), хотя молодому человеку было уже «за двадцать» и он закончил учебу в ВУЗе. Папа в свое время работал, а потом, в виду того, что его финансовые дела шли неплохо, решил оставить работу и предаться жизни путешественника и наблюдателя. «А когда папа прекратил работать, сколько тебе лет было?», – спросил молодого человека его знакомый. И, считая годы, молодой человек понял, что он был как раз на той возрастной отметке, в которой папа видит его до сих пор.

Конечно, речь не более, чем о версии, но мысль таково, что восприятие папы перестало в чем-то развиваться вследствие изменения образа жизни (ездить по миру, фотографировать, ведь можно и, исходя их пассивной позиций, то есть той, которая не предусматривает попытку дотянуться до тех смыслов, которыми живет другой, собеседник).

Итак, необходимо непрестанно внутренне развиваться. Повторимся: речь не о том, чтобы читать молодежные книги или смотреть молодежные форумы. Важно умение «вчувствоваться» в другого человека как в собеседника. Трудно (если, вообще, возможно) понять собственных сын или дочь, если ко всеми другим людям на планете относишься, исходя из эгоистических позиций. Сердце у человека одно, мозг тоже. Если он заражен эгоизмом и транслирует этот эгоизм на всех жителей планеты, то как у него получится найти контакт со своим ребенком?

Чтобы пояснить эту мысль можно привести некоторые мысли, озвученные одной женщиной, ребенок которой родился «особым», то есть – с тяжелым диагнозом (ДЦП). Мама рассказывала, что, когда была «обычным родителем» (особый ребенок был не первом ребенком) смотрела свысока на детей особых родителей. Ей казалось, что с ней «такого произойти не может, что такие дети могут родиться у алкоголиков или наркоманов», а она все делала правильно, не пила, не курила, соблюдала все предписания врачей.

Когда он «столкнулась с этим», то увидела «как много замечательных родителей в этом мире. Силы им дает только любовь».

Ей пришлось пройти через трудности, через муки осознавания новой себя, нового мира вокруг нее, того, «что твой ребенок никогда не будет таким, как все. Это трудно принять, и многие родители этого не принимают. … Принять – это не у всех получается».

«Это очень тяжелая внутренняя работа, – рассказывает мама. Каждый проходит через что-то свое. Я поняла, что у меня есть внутренние ресурсы, что я могу помочь не только своему ребенку. Вообще если ты хочешь повернуть мир лицом к особым детям, нельзя сделать это, повернув его только к своему ребенку. Нельзя построить доступную среду вокруг одного ребенка. Если ты делаешь что-то для своего, ты делаешь это для всех. По-другому это не работает»[6].

 

О особых детях см. беседы цикла «Особые дети среди нас». Принцип развития рассматривается и в этих беседах, и потому здесь приводится в качестве комментария аннотация к этому циклу. Да, не все воспитывают ребенка с диагнозом ДЦП и аутизм. Но многим установить контакт со своими нейротипичным (как говорят) ребенком бывает так же трудно, как и иной маме ребенка при наличии у него аутизма.

«Когда рождается ребенок с аутизмом, ДЦП и иными формами "особости", – это нередко воспринимается как катастрофа мамой (если папа есть, то и – папой). Чтобы выйти на новую ступень развития, на которой возможные счастье как родительское, так и "общечеловеческое", нужны новые смыслы. Во время подготовки и проведения бесед "Особые дети среди нас" эти смыслы активно искались.

В каком-то смысле (это не тафтология) "сложные" дети подводят родителей к необходимости искать новые основания жизни (утраченные некогда или, в принципе, не найденные). От условно здорового ребенка (нейротипичного, как говорят) еще можно откупиться: подарками, игрушками, – "на, купи себе что-нибудь, только не отвлекай папу". А от ребенка с диагнозом ничем не откупишься, ты либо любишь его – и он как-то начинает развиваться, либо ты его не любишь – и он закрывается.

Для родителей и целых семейств (плюс – бабушки, дедушки) ребенок с диагнозом как это ни шокирующе звучит, становится иногда солнечным лучом, выводящим из накатанной колеи жизненных моделей и стереотипов. Взрослым кажется, что все познано, все распределено по полочкам, "все схвачено, за все заплачено". И вот они сталкиваются с ситуацией "полной невозможности" – когда прежние модели не работают и прежние взгляды ничего тебе не объясняют.

И, встав перед необходимостью искать новые смыслы и вырабатывать новые подходы к жизни, некоторые родители действительно становятся «новыми собой». Пройдя через полосу испытаний, как это ни странно звучит в начале пути, они приходят к благодарности, к способности прикоснуться к глубине мира. Может, их ребенок и пришел в их дом, чтобы вырвать их из метафизической спячки ("Ах, отстаньте вы от меня со своими разговорами о каких-то смыслах, у меня дел – невпроворот, я в отличии от вас деньги, между прочим, зарабатываю, а не болтаю!").

"Наш ребенок научил нас жить", – сказал папа мальчика, которому поставили серьезные диагнозы, рассказывая о своей истории и кивая в сторону супруги, которая стояла рядом. Через 10 лет диагнозы были сняты, все эти годы родители старались помогать своему малышу. "Всего-то понадобилось – 10 лет! – воскликнул папа. Что такое 10 лет по сравнению с вечностью – ничто", – сказал он и посмотрел на свою молодую красивую супругу, та плакала.

Впрочем, не во всех случаях диагнозы снимаются, и с этим как-то тоже нужно учиться жить. Преодолевать чувство вины, неприязни к ребенку, желание закрыться от мира, учась радоваться и любить».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.