Летчик-истребитель Клубов Александр Федорович — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Летчик-истребитель Клубов Александр Федорович

2021-03-17 142
Летчик-истребитель Клубов Александр Федорович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Федорович Клубов родился 18 января 1918 года. Его родная деревня – Яруново в Вологодской губернии. Клубов окончил сельскую семилетнюю школу, после чего поехал в Ленинград и там ему удалось поступить в школу заводских специальностей. Будучи большим любителем авиации, он не упустил свой шанс и стал членом местного аэроклуба. Военные годы наступили, когда Клубов был младшим лейтенантом.

Первое сражение произошло 28 июля 1941 года, когда он без особых проблем сбил самолет противника. Клубов в бою отличался дерзостью, хладнокровием и сам выискивал врага. Очень быстро он пополнил свой счет сбитых самолетов еще тремя единицами. Правда, сам тоже был сбит. Пришлось совершать экстренную посадку. Он смог спастись из пылающего самолета, но получил сильные ожоги лица. Шел 1943 год. Война была в самом разгаре. И в мае Александра Клубова направили в эскадрилью, которой командовал Покрышкин Александр Иванович. Наставник помог новому пилоту освоить управление истребителем Р-39 «Аэрокобра». Именно на этой машине Клубов выходил на последующие воздушные баталии.

Молодой летчик перенял от своего руководителя огромный опыт и разработал свою уникальную манеру боя. Она подразумевала совершение очень сложных маневров. Благодаря ей Клубов перехватывал инициативу в боях и навязывал противнику свою волю. За три месяца работы под началом А.И. Покрышкина он принял участие в 28 воздушных сражениях. На его счету десяток сбитых фашистских самолетов. За эти заслуги он получил два ордена: «Красного Знамени» и «Александра Невского».

Наградной акт был опубликован 4 сентября1943 года. К этой дате Клубов уже имел звание гвардии капитана. В этом листе были приведены сведения, касающиеся его военных заслуг в период с 10 августа 1942 г. по май 1943 г. Летчик трудился в 84 ИАП, представлял Северо-Кавказский фронт. Его боевыми машинами являлись И-153, а также И-16. На них он произвел 242 служебных вылета, из которых 151 были направлены на штурм вражеских войск. В результате данной работы Клубов лишил противника многих единиц боевой техники (таблица).

Техника Количество
Танки 16
Грузовые автомобили 37
Зенитно-пулеметные устройства 12
Бронемашины 2

 

Также в активе летчика за обозначенный период значатся:

· Пять штурмов немецких аэродромов, которые лишили врага 16 самолетов.

· 56 боев в небе.

Второй наградной лист, касался периода с мая по осень 1943 года. Особенно выделяется вылет, датированный 30-м августа. Шесть «Аэрокобр» вылетели прикрывать наземные войска в районе сел Евремовка и Федоровка. Сопротивление им оказали порядка 50 немецких самолетов «Ю-87», которые прикрывала дивизия Me-109. В стане врага были 8 бомбардировщиков «Клин». Советские летчики атаковали фашистскую эскадрилью в лоб. Благодаря этому порядок бомбардировщиков был разрушен. Клубову удалось сбить две машины «Ю-87». Они рухнули около Мало-Кирсановки. В этом сражении «Аэрокобры» не понесли ни одной потери и без проблем вернулись на родной аэродром.

В биографии Александра Клубов есть много военных заслуг и успешных боев. А его звездным часом считаются девять триумфов в баталиях над Яссами. Причем они были одержаны всего за несколько дней. Тогда шел июнь 1944 года. По тревожному сигналу группа скоростных истребителей (16 единиц) под руководством капитана Клубова срочно направилась перехватывать вражеские самолеты. За считанные секунды происходит их столкновение. Капитан своими дерзкими действиями разбивает боевой строй противника. Часть вражеских бомбардировщиков стремится покинуть сражение, но их настигают атаки советских истребителей. Группа действует эффективно и молниеносно. Враг не ожидал такого напора. Группа из 50 бомбардировщиков и 15 истребителей был разгромлена. В группе Клубова лишь 4 сбитые машины. За последующие 4 дня он сбил еще 12 немецких самолетов. Успех своей группы капитан объяснял тем, что он вовремя разгадал вражеские замыслы по отводу советских самолетов от цели, и группа стремительно пошла в атаку. Немецкие летчики запаниковали, стали покидать бой, хаотично кидая бомбы на свою же армию. За это А.И. Покрышкин представил пилота ко второй звезде Героя СССР. Уже будучи Героем Советского Союза, Александр Клубов лично осуществил 147 победных вылетов на выполнение разных задач. Из них:

69 – это прикрытие войск на земле.

17 – истребление вражеских машин.

36 – сопровождение отечественных бомбардировщиков.

19 – расчистка воздуха.

6 – разведывательные операции.

Александр Иванович Покрышкин относился к Клубову с огромным уважением. Он был впечатлен его многими выдающимися боями. Но была одна ситуация, которая заслужила особого внимания. Это истинный подвиг Клубова Александра Федоровича. Он возвращался с очередного задания. Когда с ним вышли на связь, он заявил, что дерется, а потом замолчал. Однополчане забеспокоились, и тревога становилась сильнее. Но вскоре знакомый самолет появился на горизонте. Он вел себя странно. С земли создавалось впечатление, что он падает. Сослуживцы поняли, что в машине нарушено управление, а пилот ведет ее только за счет мотора. Риск падения был огромен. К тому же с летчиком была нарушена связь. Он не слышал указаний о катапультировании и стремился совершить посадку. Самолет, планируя, шел в землю, но Клубов рывком газа смог его немного поднять. За счет прикрытия газа и своего мастерства он смог приземлить машину на «живот». Оказалось, что она вся изрешечена пулями. А летчик, покинув кабину, стал на песке схематично изображать это сражение. Он в паре противостоял 6 немецким самолетам - «мессершмиттам». Двух он ликвидировал, но в его машине нарушилось управление. Однако ему все же удалось посадить ее на аэродром.

Дата смерти Александр Федоровича Клубова – 1 ноября 1944 года. Роковым местом стал прифронтовой аэродром Турне в Польше. Летчик испытывал новую модель «Ла-7». Это был рядовой тренировочный полет. На этой машине барахлила гидравлическая система, из-за чего не выходили закрылки. Поэтому посадку пилот совершал на предельной скорости. Ситуацию осложнял сильный боковой ветер, и машину отнесло вправо от посадочной линии. Одно колесо угодило в мягкий грунт. Самолет внезапно резко затормозил, пилот сильно ударился головой о прицел и потерял сознание. Затем машина перевернулась и рухнула на спину. Ее левый борт попал прямо на голову летчика. Александр Клубов был похоронен во Львове.

За выдающиеся заслуги перед Отечеством лётчику-истребителю, дважды Герою Советского Союза А.И. Клубову установлены памятники в нескольких городах России, в Зале Славы. Особенно приятно, что два бюста установлены в городе Вологде: в Пионерском сквере и на Введенском кладбище. Также его именем названа улица в Вологде, установлена мемориальная доска на спортивном комплексе «СпортАрт», школа №15 носит его имя.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.