Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 101 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Программа курса
Факультет русской филологии и
национальной культуры
Специальность 520600 «Журналистика»
Курс 2, семестр 4
Всего часов 130 (включая самостоятельную работу)
Составитель Л.В. Третьяк, ст. преподаватель
Рязань 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«История культур и цивилизаций» - дисциплина, являющаяся составной частью комплекса гуманитарных дисциплин.
В настоящее время приходит понимание того, что решение многих проблем общественной жизни лежит в сфере культуры. Культура вырабатывает определенные ценности в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских, религиозных идеях, морально-этических установок и эстетических представлений различных эпох, без знания мирового историко-культурного процесса.
История культур - это, прежде всего, история становления человека как существа человечного, социального. Этот сложный процесс находят свое выражение в развитии идей гуманизма, в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.
Человек, его место в мире - одна из центральных линий программы курса. Именно личность служит точкой отсчета для изучения специфики и закономерности развития культур и цивилизаций, изучения качественного своеобразия историко-культурных зон миросистемы, объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.
Предметом изучения курса являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные. В процессе знакомства с учебной дисциплиной слушатели постигают наиболее общие (универсальные) закономерности и специфику развития культуры, принципы функционирования, взаимосвязь, взаимозависимость, борьбу различных цивилизаций, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными, художественными характеристиками.
|
«История культур и цивилизаций» изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры, анализируя теоретические основания изучения культур и цивилизаций, имеющихся в современной науке.
В данном курсе используются различные принципы изучения культур и цивилизаций. Важнейшие из них: системный и принцип культурно-исторического подхода. Все явления, события, факты культурно-исторического процесса рассматриваются в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили.
Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной цивилизации включает в себя все, без исключения, многообразные явления, события, факты культуры.
Наконец, анализ каждого культурно-исторического этапа, каждой культуры и цивилизации осуществляется в двух направлениях: духовно-содержательном (“образ мира”, место человека в мире, понимание смысла жизни, творчества, ценностные ориентации и способы художественного отражения) и морфологическом (соотношение различных видов культурного творчества, их роль в создании общей “картины мира”, неравномерность исторического развития, полилинейность, общественная значимость литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.).
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История культур и цивилизаций как учебная дисциплина
Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Проблема типологии и периодизации историко-культурного процесса. Цели и задачи курса. Методологические подходы к изучению истории культур и цивилизаций. История культуры как развитие сложно-организованной системы. Система “мир-человек-природа-общество”. Мега-, мезо-, микроуровни изучения историко-культурных зон человечества.
ТИПЫ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Тема 1. Происхождение культур и цивилизаций.
Культуры первобытности
Периодизация и хронология истории Древнейшего мира. Теория антропосоциокультурогенеза. Основные предпосылки возникновения культуры. Культура как универсальный механизм самоорганизации общества. Адаптивно-адаптирующая деятельность древнейших людей. Культурная традиция как средство накопления и передачи человеческого опыта в истории. Культуросозидающая деятельность как источник инноваций. Характер инноваций в традиционной (архаической) культуре. Социо-культурный “механизм” исторического наследования (обряд-обычай-ритуал). Синкретизм первобытной культуры. Производственная де5ятельность и материальная культура первобытности. Формы религиозных представлений и ритуал. Формирование первичных канонов поведения и их оценок. Ранние формы мифа и мифотворчество. Семантика мифа. Художественная деятельность первобытного человека.
Ойкумена Древнейшего мира: основные культуры. Памятники первобытной культуры на территории России. Историческое значение традиционных культур.
Культуры Древней Европы
Тема 9. Средневековая Русь
Предпосылки развития цивилизации. Географические условия. Ландшафт и природная среда. Тип хозяйства. Идеал деятельности. Колонизация земель. Верования восточных славян. Язычество и “религии спасения”. Ценностные ориентации древних славян. Создание древнерусского государства. Родовые идеалы, государственность, политическая практика. Историко-культурные зоны средневековой Руси. Верхняя Русь и контакты с Европой. Фино-угорские племена в составе государства. Киевская Русь, ее социокультурные особенности. Крещение Руси - выбор цивилизационной альтернативы. Византизмы в массиве славяно-языческой культуры. Диалогичность древнерусской культуры. Светская и духовная власть. Государство и православная церковь. Древнерусская книжность. Устная языковая культура. Былины.
|
Плюрализм социокультурной жизни средневековой Руси. Кочевники и Русь. Столкновение с монголами. “Золотая Орда” и культурная трансформация. Собирание русских земель и усиление Московского княжества. Идея единовластия и пути ее осуществления. Геополитика и культурная стратегия. Московское государство как цивилизационный феномен.
Культура России XVII столетия. Становление мировой цивилизации и Россия. Модернизация и традиционализм. Разрушение средневекового мировоззрения. Секуляризация. Трансформация материальной, духовной, художественной жизни. Колонизация Россией территории Евразии и ее культурные последствия. Динамичность культурного развития. Усложнение и дифференциация творческой деятельности. Образование и книгопечатание. Учебные пособия. Славяно-греко-латинская Академия. Литература. Архитектура. Живопись. Создание театра. Церковный раскол и его влияние на культурную жизнь.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема | Всего часов
| В том числе аудиторных | Самостоя- тельная работа | |||
всего | лекции | семи- нарские занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Типы культур и цивилизаций в доиндустриальных обществах | |||||||
1. | Происхождение культур и цивилизаций.Культуры первобытности. | 6 | 2 | 2 | 4 | ||
Культуры и цивилизации Древнего Востока | |||||||
2. | Номадический тип культуры Древнего Востока | 6 | 2 | 2 | 4 | ||
3. | Земледельческие цивилизации Древнего Востока | 7 | 3 | 2 | 1 | 4 | |
Культуры Древней Европы | |||||||
4. | Античность как историко-культурный феномен | 9 | 5 | 3 | 2 | 4 | |
5. | Культура кельтов, германцев, славян | 7 | 2 | 2 | - | 5 | |
6. | Культура западноевропейского Средневековья | 9 | 5 | 3 | 2 | 4 | |
7. | Византийская цивилизация и Мир Ортодоксальной культуры | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
8. | Средневековый исламский мир. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
9. | Средневековая Русь. | 7 | 2 | 2 | - | 5 | |
Проблема перехода от доиндустриального общества к индустриальному и социокультурные характеристики эпохи | |||||||
10. | Проблема мирового Ренессанса | 9 | 5 | 3 | 2 | 4 | |
11. | Новоевропейская культура XVII столетия | 6 | 2 | 2 | - | 4 | |
12. | Просвещение как тип культуры | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
13. | Петровские реформы и Просвещение в России | 7 | 2 | 2 | - | 5 | |
Формирование индустриальных обществ и культурно-цивилизационные изменения | |||||||
14. | Общая характеристика личностно-креативного типа культуры (романтизм и позитивизм как две модели культуры XIX столетия) | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
|
| ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
15. | Россия в XIX столетии | 7 | 2 | 2 | - | 5 | |
16. | Модернизм как тип культуры позднего индустриального общества | 9 | 4 | 2 | 2 | 5 | |
17. | Постиндустриальные общества и эпоха постмодерна | 9 | 5 | 3 | 2 | 4 | |
ИТОГО | 130 | 57 | 38 | 19 | 73 |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ усвоения материала осуществляется в ходе проведения семинарских занятий. Работа студента предполагает:
прослушивание и конспектирование лекционного материала;
подготовку к семинарским занятиям, изучение литературы по теме, умение раскрыть содержание прочитанного, работу над вопросами, выносимыми на обсуждение, умение логично построить выступление, сделать выводы;
подготовку докладов и реферативных сообщений по определенным проблемам курса, выступление на занятиях;
выполнение тестовых заданий по ряду тем.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена (4 семестр).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объем курса предполагает дополнительную самостоятельную работу студентов. Эта работа связана с поиском и изучением литературы при подготовке к прослушиванию лекционного материала и семинарским занятиям, а также при выполнении творческих заданий, написании рефератов, подготовке сообщений. Самостоятельное изучение темы желательно начинать с изучения учебных пособий, справочной литературы, а затем переходить к чтению специальной литературы, монографий и специальных статей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Л.С.История Востока: В 2 т. М., 1999.
2. История культур стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М.Брагиной. М., 1999.
3. История мировой культуры / Научн. Ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д., 2000.
4. Культура Византии: В 3 т. М., 1984-1991.
5. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.
6. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Программа курса
Факультет русской филологии и
национальной культуры
|
Специальность 520600 «Журналистика»
Курс 2, семестр 4
Всего часов 130 (включая самостоятельную работу)
Составитель Л.В. Третьяк, ст. преподаватель
Рязань 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«История культур и цивилизаций» - дисциплина, являющаяся составной частью комплекса гуманитарных дисциплин.
В настоящее время приходит понимание того, что решение многих проблем общественной жизни лежит в сфере культуры. Культура вырабатывает определенные ценности в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских, религиозных идеях, морально-этических установок и эстетических представлений различных эпох, без знания мирового историко-культурного процесса.
История культур - это, прежде всего, история становления человека как существа человечного, социального. Этот сложный процесс находят свое выражение в развитии идей гуманизма, в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.
Человек, его место в мире - одна из центральных линий программы курса. Именно личность служит точкой отсчета для изучения специфики и закономерности развития культур и цивилизаций, изучения качественного своеобразия историко-культурных зон миросистемы, объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.
Предметом изучения курса являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные. В процессе знакомства с учебной дисциплиной слушатели постигают наиболее общие (универсальные) закономерности и специфику развития культуры, принципы функционирования, взаимосвязь, взаимозависимость, борьбу различных цивилизаций, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными, художественными характеристиками.
«История культур и цивилизаций» изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры, анализируя теоретические основания изучения культур и цивилизаций, имеющихся в современной науке.
В данном курсе используются различные принципы изучения культур и цивилизаций. Важнейшие из них: системный и принцип культурно-исторического подхода. Все явления, события, факты культурно-исторического процесса рассматриваются в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили.
Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной цивилизации включает в себя все, без исключения, многообразные явления, события, факты культуры.
Наконец, анализ каждого культурно-исторического этапа, каждой культуры и цивилизации осуществляется в двух направлениях: духовно-содержательном (“образ мира”, место человека в мире, понимание смысла жизни, творчества, ценностные ориентации и способы художественного отражения) и морфологическом (соотношение различных видов культурного творчества, их роль в создании общей “картины мира”, неравномерность исторического развития, полилинейность, общественная значимость литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История культур и цивилизаций как учебная дисциплина
Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Проблема типологии и периодизации историко-культурного процесса. Цели и задачи курса. Методологические подходы к изучению истории культур и цивилизаций. История культуры как развитие сложно-организованной системы. Система “мир-человек-природа-общество”. Мега-, мезо-, микроуровни изучения историко-культурных зон человечества.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!