История культур и цивилизаций — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История культур и цивилизаций

2021-03-17 101
История культур и цивилизаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Программа курса

 

 

Факультет русской филологии и

 национальной культуры

Специальность 520600 «Журналистика»

Курс 2, семестр 4

Всего часов 130 (включая самостоятельную работу)

 

Составитель Л.В. Третьяк, ст. преподаватель

 

 

Рязань 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«История культур и цивилизаций» - дисциплина, являющаяся составной частью комплекса гуманитарных дисциплин.

В настоящее время приходит понимание того, что решение многих проблем общественной жизни лежит в сфере культуры. Культура вырабатывает определенные ценности в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских, религиозных идеях, морально-этических установок и эстетических представлений различных эпох, без знания мирового историко-культурного процесса.

История культур - это, прежде всего, история становления человека как существа человечного, социального. Этот сложный процесс находят свое выражение в развитии идей гуманизма, в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.

Человек, его место в мире - одна  из центральных линий программы курса. Именно личность служит точкой отсчета для изучения специфики и закономерности развития культур и цивилизаций, изучения качественного своеобразия историко-культурных зон миросистемы, объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.

Предметом изучения курса являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные. В процессе знакомства с учебной дисциплиной слушатели постигают наиболее общие (универсальные) закономерности и специфику развития культуры, принципы функционирования, взаимосвязь, взаимозависимость, борьбу различных цивилизаций, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными, художественными характеристиками.

«История культур и цивилизаций» изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры, анализируя теоретические основания изучения культур и цивилизаций, имеющихся в современной науке.

В данном курсе используются различные принципы изучения культур и цивилизаций. Важнейшие из них: системный и принцип культурно-исторического подхода. Все явления, события, факты культурно-исторического процесса рассматриваются в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили.

Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной цивилизации включает в себя все, без исключения, многообразные явления, события, факты культуры.

Наконец, анализ каждого культурно-исторического этапа, каждой культуры и цивилизации осуществляется в двух направлениях: духовно-содержательном (“образ мира”, место человека в мире, понимание смысла жизни, творчества, ценностные ориентации и способы художественного отражения) и морфологическом (соотношение различных видов культурного творчества, их роль в создании общей “картины мира”, неравномерность исторического развития, полилинейность, общественная значимость литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

История культур и цивилизаций как учебная дисциплина

 

Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Проблема типологии и периодизации историко-культурного процесса. Цели и задачи курса. Методологические подходы к изучению истории культур и цивилизаций. История культуры как развитие сложно-организованной системы. Система “мир-человек-природа-общество”. Мега-, мезо-, микроуровни изучения историко-культурных зон человечества.

 

 

ТИПЫ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ

 

Тема 1. Происхождение культур и цивилизаций.

Культуры первобытности

 

Периодизация и хронология истории Древнейшего мира. Теория антропосоциокультурогенеза. Основные предпосылки возникновения культуры. Культура как универсальный механизм самоорганизации общества. Адаптивно-адаптирующая деятельность древнейших людей. Культурная традиция как средство накопления и передачи человеческого опыта в истории. Культуросозидающая деятельность как источник инноваций. Характер инноваций в традиционной (архаической) культуре. Социо-культурный  “механизм” исторического наследования (обряд-обычай-ритуал). Синкретизм первобытной культуры. Производственная де5ятельность и материальная культура первобытности. Формы религиозных представлений и ритуал. Формирование первичных канонов поведения и их оценок. Ранние формы мифа и мифотворчество. Семантика мифа. Художественная деятельность первобытного человека.

Ойкумена Древнейшего мира: основные культуры. Памятники первобытной культуры на территории России. Историческое значение традиционных культур.

 

 

Культуры Древней Европы

Тема 9. Средневековая Русь

 

Предпосылки развития цивилизации. Географические условия. Ландшафт и природная среда. Тип хозяйства. Идеал деятельности. Колонизация земель. Верования восточных славян. Язычество и “религии спасения”. Ценностные ориентации древних славян. Создание древнерусского государства. Родовые идеалы, государственность, политическая практика. Историко-культурные зоны средневековой Руси. Верхняя Русь и контакты с Европой. Фино-угорские племена в составе государства. Киевская Русь, ее социокультурные особенности. Крещение Руси - выбор цивилизационной альтернативы. Византизмы в массиве славяно-языческой культуры. Диалогичность древнерусской культуры. Светская и духовная власть. Государство и православная церковь. Древнерусская книжность. Устная языковая культура. Былины.

Плюрализм социокультурной жизни средневековой Руси. Кочевники и Русь. Столкновение с монголами. “Золотая Орда” и культурная трансформация. Собирание русских земель и усиление Московского княжества. Идея единовластия и пути ее осуществления. Геополитика и культурная стратегия. Московское государство как цивилизационный феномен.

Культура России  XVII  столетия. Становление мировой цивилизации и Россия. Модернизация и традиционализм. Разрушение средневекового мировоззрения. Секуляризация. Трансформация материальной, духовной, художественной жизни. Колонизация Россией территории Евразии и ее культурные последствия. Динамичность культурного развития. Усложнение и дифференциация творческой деятельности. Образование и книгопечатание. Учебные пособия. Славяно-греко-латинская Академия. Литература. Архитектура. Живопись. Создание театра. Церковный раскол и его влияние на культурную жизнь.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

 

Тема

Всего

часов

 

В том числе аудиторных

Самостоя-

тельная

работа

  всего   лекции семи- нарские занятия
1 2 3 4 5 6 7
    Типы культур и цивилизаций в доиндустриальных обществах          
1. Происхождение культур и цивилизаций.Культуры первобытности. 6 2 2   4
  Культуры и цивилизации Древнего Востока          
2. Номадический тип культуры Древнего Востока 6 2 2   4
3. Земледельческие цивилизации Древнего Востока 7 3 2 1 4
  Культуры Древней Европы          
4. Античность как историко-культурный феномен 9 5 3 2 4
5. Культура кельтов, германцев, славян 7 2 2 - 5
6. Культура западноевропейского Средневековья 9 5 3 2 4
7. Византийская цивилизация и Мир Ортодоксальной культуры 8 4 2 2 4
8. Средневековый исламский мир. 8 4 2 2 4
9. Средневековая Русь. 7 2 2 - 5
  Проблема перехода от доиндустриального общества к индустриальному и социокультурные характеристики эпохи          
10. Проблема мирового Ренессанса 9 5 3 2 4
11. Новоевропейская культура XVII столетия 6 2 2 - 4
12. Просвещение как тип культуры 8 4 2 2 4
13. Петровские реформы и Просвещение в России 7 2 2 - 5
  Формирование индустриальных обществ и культурно-цивилизационные изменения          
14. Общая характеристика личностно-креативного типа культуры (романтизм и позитивизм как две модели культуры XIX столетия) 8 4 2 2 4

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7
15. Россия в  XIX столетии 7 2 2 - 5
16. Модернизм как тип культуры позднего индустриального общества 9 4 2 2 5
17. Постиндустриальные общества и эпоха постмодерна 9 5 3 2 4

 

ИТОГО

  130   57   38   19   73

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

 

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ усвоения материала осуществляется в ходе проведения семинарских занятий. Работа студента предполагает:

 

прослушивание и конспектирование лекционного материала;

 

подготовку к семинарским занятиям, изучение литературы по теме, умение раскрыть содержание прочитанного, работу над вопросами, выносимыми на обсуждение, умение логично построить выступление, сделать выводы;

 

подготовку докладов и реферативных сообщений по определенным проблемам курса, выступление на занятиях;

 

выполнение тестовых заданий по ряду тем.

 

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена (4 семестр).

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Объем курса предполагает дополнительную самостоятельную работу студентов. Эта работа связана с поиском и изучением литературы при подготовке к прослушиванию лекционного материала и семинарским занятиям, а также при выполнении творческих заданий, написании рефератов, подготовке сообщений. Самостоятельное изучение темы желательно начинать с изучения учебных пособий, справочной литературы, а затем переходить к чтению специальной литературы, монографий и специальных статей.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильев Л.С.История Востока: В 2 т. М., 1999.

2. История культур стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М.Брагиной. М., 1999.

3. История мировой культуры / Научн. Ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д., 2000.

4. Культура Византии: В 3 т. М., 1984-1991.

5. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.

6. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Программа курса

 

 

Факультет русской филологии и

 национальной культуры

Специальность 520600 «Журналистика»

Курс 2, семестр 4

Всего часов 130 (включая самостоятельную работу)

 

Составитель Л.В. Третьяк, ст. преподаватель

 

 

Рязань 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«История культур и цивилизаций» - дисциплина, являющаяся составной частью комплекса гуманитарных дисциплин.

В настоящее время приходит понимание того, что решение многих проблем общественной жизни лежит в сфере культуры. Культура вырабатывает определенные ценности в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских, религиозных идеях, морально-этических установок и эстетических представлений различных эпох, без знания мирового историко-культурного процесса.

История культур - это, прежде всего, история становления человека как существа человечного, социального. Этот сложный процесс находят свое выражение в развитии идей гуманизма, в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.

Человек, его место в мире - одна  из центральных линий программы курса. Именно личность служит точкой отсчета для изучения специфики и закономерности развития культур и цивилизаций, изучения качественного своеобразия историко-культурных зон миросистемы, объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.

Предметом изучения курса являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные. В процессе знакомства с учебной дисциплиной слушатели постигают наиболее общие (универсальные) закономерности и специфику развития культуры, принципы функционирования, взаимосвязь, взаимозависимость, борьбу различных цивилизаций, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными, художественными характеристиками.

«История культур и цивилизаций» изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры, анализируя теоретические основания изучения культур и цивилизаций, имеющихся в современной науке.

В данном курсе используются различные принципы изучения культур и цивилизаций. Важнейшие из них: системный и принцип культурно-исторического подхода. Все явления, события, факты культурно-исторического процесса рассматриваются в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили.

Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной цивилизации включает в себя все, без исключения, многообразные явления, события, факты культуры.

Наконец, анализ каждого культурно-исторического этапа, каждой культуры и цивилизации осуществляется в двух направлениях: духовно-содержательном (“образ мира”, место человека в мире, понимание смысла жизни, творчества, ценностные ориентации и способы художественного отражения) и морфологическом (соотношение различных видов культурного творчества, их роль в создании общей “картины мира”, неравномерность исторического развития, полилинейность, общественная значимость литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

История культур и цивилизаций как учебная дисциплина

 

Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Проблема типологии и периодизации историко-культурного процесса. Цели и задачи курса. Методологические подходы к изучению истории культур и цивилизаций. История культуры как развитие сложно-организованной системы. Система “мир-человек-природа-общество”. Мега-, мезо-, микроуровни изучения историко-культурных зон человечества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.