Проблема ценности права в современном обществе. Правовой нигилизм и правовой идеализм. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проблема ценности права в современном обществе. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

2021-03-17 114
Проблема ценности права в современном обществе. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:

1) Инструментальная ценность права

Т.е. право выступает в качестве орудия, средства, обеспечивающего функционирование иных социальных институтов государства, социального управления и др. Право служит инструментом социального регулирования в руках государства.

a. Право закрепляет наиболее ценные для развития общества отношения, обеспечивающих прогресс, демократию, гуманизм.

b. вытесняется из общественной жизни негативные формы поведения путем их запрета

c. орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политики

d. средство ограничения власти государства со стороны общества

e. учет различных интересов и выражения их общих предписаний

f. разрешаются конфликты между людьми и их объединениями

g. Право гарантирует свободу для людей, защиту их от произвола и притеснений

h. критерий поведения людей и идеального поведения

На правовой основе формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийная демократическая система; свободная четвертая власть и правовое государство. В России нет ни гражданского общества ни правового государство, поэтому право не может проявить свои ценностные свойства.

2) Собственная ценность (самостоятельная)

право – это элемент культуры общества, это достижение человеческой цивилизации. Право способно соединить два момента: быть организующим и дисциплинирующим фактором и выражением социальной свободы активности и ответственности. Право вносит в жизнь людей такие блага, как безопасность, стабильность человеческих отношений, гарантированность прав, соц долг, торжество правды и справедливости и истины в конфликтных ситуациях.

Право выступает как фактор социального прогресса.

Право имеет культурную ценность - явление культуры общества. С одной стороны, право – есть отражение культуры общества, а с другой стороны – это средство формирования этой самой культуры, средство удовлетворения этих самых культурных потребностей.

- информативной ценности права – это мощный источник информации об обществе, о состоянии дел в этом обществе. Право закрепляет общественные отношения.

- историко-познавательную ценность права. Право служит источником информации об истории развития общества.

- международной ценности права. Право выступает единственным цивилизованным средством разрешения международных противоречий, урегулирования международных конфликтов.

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

Когда люди видят, что есть преступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосознание серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

Правовой нигилизм - негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Речь идет о невостребованности права обществом.

надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.

Мы живем в море беззакония, характер национального бедствия и наносит обществу огромный ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. Борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий, эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. По поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям.

Формы выражения правового нигилизма.

1. прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА

2. массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм. Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям.

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, разгосударствление, гласность и др.).

В народе укоренилось мнение: закон все может. И это несмотря на неуважительное отношение к нему.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.