III. Народные художественные промыслы c ела Дубровка, Брянской области и села Ловозеро, Мурманской области. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

III. Народные художественные промыслы c ела Дубровка, Брянской области и села Ловозеро, Мурманской области.

2021-03-17 112
III. Народные художественные промыслы c ела Дубровка, Брянской области и села Ловозеро, Мурманской области. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.  Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа. Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Рассмотрим  народные промыслы двух субъектов Российской Федерации: Брянской и Мурманской области.

Сравнительная таблица.

с. Дубровка, Брянской области   с. Ловозеро, Мурманской области
  1. Гончарный промысел: испокон веков продукцией гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец, расписные глиняные яйца-писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой были кухонные печные сосуды-горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий. В ходе археологических раскопок в районе Брянска были обнаружены гончарные горны приблизительно X века, что доказывает богатую историю гончарного промысла в данном районе. Искусных гончаров в древней Руси называли «горшечниками». На Брянщине этот промысел был распространен в Мглинском, Новозыбковском, Карачевском, Трубчевском, Брянском (с 1882 г.) и Суражском уездах.
 
  1. Вышивальный промысел: уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.). Каждый элементы в узоре имел своё значение. Также важной составляющей являлся цвет. Люди наделяли его сакральными свойствами:
  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Он чаще всего использовался при вышивании. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый - это трава, лес и их помощь человеку.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.
В настоящее время ручная вышивка сохранилась скорее как род искусства; кроме того она позволяет придать одежде неповторимую индивидуальность. А полотенца (рушники) до сих пор служат украшением деревенского дома, являясь необходимой частью приданного, подарком, напутствием, материнским благословением.   3. Ткацкий промысел: ручное ткачество в деревнях области не утрачивало своего значения вплоть до середины XX века. Оно занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды. В ходе археологических раскопок у села Левенка Стародубского района Брянской области были обнаружены фрагменты древнерусских тканей («остатки шерстяного платья, застегнутого сверху серебряною пряжкою и опоясанного шерстяным поясом»). В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Древнерусские ткачи изготовляли три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый. Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц - грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготовляли из камня, глины, кости, металла. До конца XII в. на Руси и, конечно же, в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. - гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие станки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.   4. Пропильная резьба (резные наличники): до сих пор на Брянщине иногда встречаются черты «псевдорусской» архитектуры, в домах (чаще в сёлах и деревнях) ещё узнаваемо обращение к народному зодчеству и древним постройкам (особенно избам). В народном творчестве заимствовались резное убранство фасадов, мотивы прикладного искусства. Выработанные с их помощью формы применялись в строительстве зданий различного назначения. Положительной чертой этого течения было стремление придать архитектуре не только национальный, но и более народный характер.  
  1. Обработка оленьих шкур: оленям у саамов всегда отводилась особенная роль — они служили пищей, транспортом (саамы передвигались на оленьих упряжках), их шкурами накрывали чумы, также из выделанных шкур шили одежду. Зимняя одежда пеццк (печок) шилась из двух оленьих шкур.
 
  1. Пошив одежды, обуви, головных уборов: в ХVII-ХVIII веках основным материалом для изготовления одежды саамам служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки использовались цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей (чаще лисьи, заячьи и бобровые шкурки). С ХIХ - начала ХХ веков саамы стали использовать покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). Традиционная мужская и женская летняя одежда саамов - юпа (куфт) - представлена прямой суконной или холщовой рубахой. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи. Традиционный женский костюм - рубаха, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов - пэск, или мудд, у кольских саамов – печок. Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур мехом наружу. Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки каппер на подкладке из оленьего меха и островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. Шапки украшались бисером, цветным сукном. Обувь саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи. В конце ХIХ века традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. В настоящее время в посёлках население носит покупную одежду фабричного производства. Большой популярностью пользуется обувь из оленьих шкур. Остальное же теперь имеет только промысловое значение.
  1. Вышивка бисером и оловянной нитью: саамская вышивка - геометрическая.
Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала. Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений. Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого. Символика цвета в саамском орнаменте: · голубой цвет - вода, небо, озеро, море, реки; · желтый цвет - морошка, солнце; · белый цвет - снег, лепестки ромашки, морошки. Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов, треугольник с петлями на углах – оленя и т.д.  
  1. Изготовление замши и шитьё сумочек из неё.
  2. Изготовление пуговиц, сувениров из кости.
  3. Вязание и плетение шерстяной нитью.
  4. Изготовление саней.
 

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.