- Гончарный промысел: испокон веков продукцией гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец, расписные глиняные яйца-писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой были кухонные печные сосуды-горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий. В ходе археологических раскопок в районе Брянска были обнаружены гончарные горны приблизительно X века, что доказывает богатую историю гончарного промысла в данном районе. Искусных гончаров в древней Руси называли «горшечниками». На Брянщине этот промысел был распространен в Мглинском, Новозыбковском, Карачевском, Трубчевском, Брянском (с 1882 г.) и Суражском уездах.
- Вышивальный промысел: уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.). Каждый элементы в узоре имел своё значение. Также важной составляющей являлся цвет. Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Он чаще всего использовался при вышивании. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый - это трава, лес и их помощь человеку.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
В настоящее время ручная вышивка сохранилась скорее как род искусства; кроме того она позволяет придать одежде неповторимую индивидуальность.
А полотенца (рушники) до сих пор служат украшением деревенского дома, являясь необходимой частью приданного, подарком, напутствием, материнским благословением.
3. Ткацкий промысел: ручное ткачество в деревнях области не утрачивало своего значения вплоть до середины XX века. Оно занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды. В ходе археологических раскопок у села Левенка Стародубского района Брянской области были обнаружены фрагменты древнерусских тканей («остатки шерстяного платья, застегнутого сверху серебряною пряжкою и опоясанного шерстяным поясом»). В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Древнерусские ткачи изготовляли три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.
Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц - грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготовляли из камня, глины, кости, металла.
До конца XII в. на Руси и, конечно же, в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. - гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие станки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.
4. Пропильная резьба (резные наличники): до сих пор на Брянщине иногда встречаются черты «псевдорусской» архитектуры, в домах (чаще в сёлах и деревнях) ещё узнаваемо обращение к народному зодчеству и древним постройкам (особенно избам). В народном творчестве заимствовались резное убранство фасадов, мотивы прикладного искусства. Выработанные с их помощью формы применялись в строительстве зданий различного назначения. Положительной чертой этого течения было стремление придать архитектуре не только национальный, но и более народный характер.
| - Обработка оленьих шкур: оленям у саамов всегда отводилась особенная роль — они служили пищей, транспортом (саамы передвигались на оленьих упряжках), их шкурами накрывали чумы, также из выделанных шкур шили одежду. Зимняя одежда пеццк (печок) шилась из двух оленьих шкур.
- Пошив одежды, обуви, головных уборов: в ХVII-ХVIII веках основным материалом для изготовления одежды саамам служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки использовались цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей (чаще лисьи, заячьи и бобровые шкурки). С ХIХ - начала ХХ веков саамы стали использовать покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). Традиционная мужская и женская летняя одежда саамов - юпа (куфт) - представлена прямой суконной или холщовой рубахой. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи. Традиционный женский костюм - рубаха, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов - пэск, или мудд, у кольских саамов – печок. Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур мехом наружу. Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки каппер на подкладке из оленьего меха и островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона. Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. Шапки украшались бисером, цветным сукном. Обувь саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи. В конце ХIХ века традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. В настоящее время в посёлках население носит покупную одежду фабричного производства. Большой популярностью пользуется обувь из оленьих шкур. Остальное же теперь имеет только промысловое значение.
- Вышивка бисером и оловянной нитью: саамская вышивка - геометрическая.
Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала. Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений. Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
Символика цвета в саамском орнаменте:
· голубой цвет - вода, небо, озеро, море, реки;
· желтый цвет - морошка, солнце;
· белый цвет - снег, лепестки ромашки, морошки.
Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов, треугольник с петлями на углах – оленя и т.д.
- Изготовление замши и шитьё сумочек из неё.
- Изготовление пуговиц, сувениров из кости.
- Вязание и плетение шерстяной нитью.
- Изготовление саней.
|