Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение).

2021-03-17 100
Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение).

Время – 2 академ. часа.

Цель занятия

1. изучить принципы, методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)

2. изучить организационную структуру системы пропаганда ЗОЖ

3. овладеть навыками составления лекции (беседы) на санитарно-просветительную тему и чтения её перед аудиторией

Форма занятия - практическое занятие.

Место проведения - учебная комната кафедры.

Материальное обеспечение занятия.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. термины и определения

2. требования к построению и составлению конспекта лекции

3. темы рефератов по ПЗОЖ

4. тесты

План занятия и расчёт времени

1. Вводная часть 5 мин.
2. Тестовый контроль 10 мин.
3. Разбор основных вопросов темы 20 мин.
4. Чтение конспектов лекций на санпросвет. тему 30 мин.
5. Обсуждение и рецензирование лекции 20 мин.
6. Подведение итогов 5 мин.
7. ИТОГО 90 мин.

8. Организационно-методические указания и содержание занятия.

    После переклички студентов преподаватель объявляет тему, цель занятия и проводит тестовый контроль подготовленности студентов к занятию. После тестового контроля проводится разбор основных вопросов темы.

    Пропаганда ЗОЖ составляет неотъемлемую и органическую часть здравоохранения и является разделом работы лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, высших и средних медицинских учебных заведений, служебным долгом всех медицинских работников.

    Среди стратегических задач развития служб здравоохранения ВОЗ считает, что дальнейшее улучшение состояния здоровья населения в значительной степени зависит от отношения каждого индивидуума к собственному здоровью. Только ответственное отношение каждого человека к собственному здоровья, как к общественному достоянию, позволит эффективно использовать средства выделяемыми государствами на охрану здоровья населения.

    Таким образом, на первый план выступает необходимость активной деятельности индивидуума, превратившаяся в потребность личности, направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, т.е. достижение высокого уровня санитарной культуры населения, что является основной задачей системы пропаганды здорового образа жизни.

    Выше сказанное подтверждается если обратить внимание на удельный вес образа жизни в отдельной структуре влияния факторов риска на здоровье населения. На их долю приходится 49-53%.

    Образ жизни – определённый, исторически обусловленный тип или способ жизнедеятельности в материальной и нематериальной (духовной) средах жизни людей, но не вообще деятельности, а именно совокупности существенных черт её.

    Обычно выделяют основные формы деятельности, которые имеют существенные отличительные черты: трудовые, общественно-политические, познавательные, культурные, воспитательные и тд. Однако в общем виде их можно представить как трудовые и нетрудовые сферы, вклюкая отдых и быт.

    Нередко происходит смещение понятий образ жизни и условия жизни.

    Между тем условия жизни – это все факторы, через которые опосредуется и обусловливается образ жизни и которые определяют его и способствуют ему.

    Или более короткое определение: условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, которые воздействуют на образ жизни.

    Обращает внимание тот факт, что среди этих факторов большинство регулируемые и на них мы можем активно влиять:

- курение, употребление табака;

- несбалансированое, неправильное питание;

- употребление алкоголя;

- стрессовые ситуации;

- потребление наркотиков, и злоупотребление лекарств;

- непрочность семей, одиночество;

- низкий образовательный уровень

Таким образом, устранение неблагоприятного воздействия отрицательных факторов образа жизнипозволит нам укрепить здоровье населения, т.е. мы подошли к определению понятия здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей. Направленная на сохранение (и укрепление) улучшения здоровья.

На эту конечную цель направлена деятельность системы формирования здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни как организационная система – это комплекс государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на повышение уровня санитарной культуры, пропаганды принципов здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья населения, повышения работоспособности, активного долголетия.

Санитарная культура – сумма показателей, характеризующих уровень осведомлённости в медико-гигиенических вопросах и гигиеническое поведение человека, а также степень его общественной активности в области охраны здоровья и оздоровления окружающий среды.

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)

 

1. Государственный характер организации системы пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ):

- разработка и осуществление государственных программ, направленных на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья населения;

- создание и финансирование органов и учреждений пропаганды здорового образа жизни;

- меры государственно-правового и административного регулирования пропаганды здорового образа жизни.

2. Высокий научный уровень пропаганды здорового образа жизни:

- ориентир на современные достижения медицины и других естественных наук в области профилактики, этиологии, лечения заболеваний и других неблагоприятных факторов;

- научная деятельность в области разработки теории и практики санитарной пропаганды;

- разработка научных основ оценки эффективности санитарно-просветительной пропаганды и применение современных средств её.

3. Дифференцированный подход и ориентированность пропаганды ЗОЖ на целевые группы населения:

1)по возрастам:

- дети дошкольного возраста;

- дети и подростки школьного возраста;

- население зрелого возраста;

- лица пожилого и старческого возраста;

2)по состоянию здоровья:

- здоровые;

- лица под угрозой болезни;

- больные;

- диспансеризуемые;

3)со специфическими потребностями в области санитарного просвещения:

- лица, находящиеся в особых условиях труда и быта;

- женщины;

- беременные;

- роженицы;

- военнослужащие;

- работники пищевой промышленности, торговли продовольственными товарам, общественного питания;

4)участвующие в проведении пропаганды здорового образа жизни;

- родители;

- воспитатели дошкольных учреждений;

- учителя;

- руководящие работники.

СТРУКТУРА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ

Схема 2

                 
Методический кабинет
Кабинеты немедикоментозных способов оздоровления
 
Лекционное бюро
   
Экспедиция
Стационарная выставка
Залы: тренажёрный, релаксации, аутотренинга
Библиотека
 
Лекторий


Схема 3

Схема 4

 

Приложения.

 

Составные элементы понятия санитарная культура представлены в приложении 1.

Приложение 1.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Гигиенические знания (элемент санитарной культуры) уровень информированности в вопросах охраны и укрепления здоровья, определяемый опытом, наличием сведений, факторов и представлений о нормах правильного гигиенического поведения.

Гигиеническое поведение – действия и поступки человека, направленные на укрепление, сохранение, восстановление здоровья. Предполагает целенаправленную активную и сознательную деятельность по охране не только личного, но и общественного здоровья. Гигиеническое поведение включает деятельность и поступки, оказывающие положительное и отрицательное действие на здоровье.

Гигиенические навыки (элемент санитарной культуры) действия, направленные на выполнение гигиенических требований и характеризующиеся высокой мерой освоения, автоматизацией и кажущимся отсутствием сознательного контроля.

Гигиенические привычки (элемент санитарной культуры) действия и поступки, касающиеся охраны и укрепления здоровья, регулярно выполняемые и превратившиеся в потребность личности. С точки здоровья, привычки могут быть полезными или вредными.

 

Приложение 2

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

 

Темы рефератов раздаются студентам за 2-3 занятия предшествующих основному.

 

1. Курение - вредная привычка.

2. Ежегодная диспансеризация и её значение для здоровья населения.

3. Вред самолечения.

4. Аборт и его последствия.

5. Профилактика аллергических заболеваний.

6. Современная наука о рациональном питании.

7. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.

8. Научно-технический прогресс и здоровье.

9. Профилактика детских инфекционных заболеваний.

10. Принципы охраны здоровья матери и ребёнка в Украине.

11. Профилактика венерических заболеваний.

12. Уход за новорожденными.

13. Гигиена девушки.

14. Сердечно-сосудистые заболевания и меры их профилактики.

15. Язвенная болезнь желудка и её предупреждение.

16. Неврозы и их предупреждение.

17. Профилактика дизентерии.

18. Гигиена умственного труда.

19. Здоровые зубы и уход за ними.

20. Туберкулёз и его профилактика.

21. Профилактика травматизма.

22. Гигиена школьника.

23. Рахит и его профилактика.

24. Медицина и религия.

25. Онкологические заболевания и меры их профилактики.

26. Влияния алкоголя на здоровье.

27. Алкоголизм и потомство.

28. Социальные аспекты алкоголизма.

29. Холера и её профилактика.

30. СПИД – чума ХХ века.

 

 

Приложение 3

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА ЛЕКЦИИ

Работы над каждой лекцией требует знаний, умений, навыков и выполнения определённых требований. Приступая к лекции, необходимо чётко сформулировать тему и определить цель; уяснить целевую группу, на которую рассчитана лекция, а затем составить план, т.е. перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции в порядке их изложения.

Каждая лекция состоит из трёх частей: вступления, изложения (основная часть) и заключения.

Вступление может быть построено двумя способами. В соответствии с первым способом лектор раскрывает актуальность темы и информирует аудиторию о значении данной темы, чтобы слушатели с самого начала понимали практическую важность для них получения знаний и рекомендации по данному вопросу. Второй способ – завязка. Лекция начинается с изложения факта, события, эпизода, связанный с темой лекции, обязательно интересного по содержанию, достаточно эмоционального, почерпнутого из практики лектора или его коллег, из медицинской или художественной литературы. Этот приём позволяет привлечь внимание аудитории к рассматриваемой проблеме, создать важные ассоциации и положительные эмоции. Независимо от способа ведения лекции, лектору необходимо настроить слушателей на активное восприятие материала.

На вступление должно быть отведено 5-6 мин при часовой лекции и 7-8 при двухчасовой.

Изложение. В этой части необходимо раскрыть содержание темы, опираясь на современные представления и знания по рассматриваемому вопросу. Самой пространной частью изложения должно быть раскрытие конкретных мер первичной или вторичной профилактики, доступных для выполнения, убеждение слушателей в необходимости выполнять именно те правила поведения, которые рекомендует врач.

В лекции не нужно:

21. подробно излагать вопрос этиологии, патогенеза заболевания, (например, все имеющиеся теории происхождения рака);

22. раскрывать клиническую картину заболеваний до терминального конца (слушателям следует изложить лишь первые признаки заболевания или обострения, осложнения, с тем чтобы больной, определив их, немедленно обратился к врачу);

23. давать готовые рецепты, называть дозировки лекарственных препаратов, названия труднодоступных препаратов (во избежание самолечения);

24. давать непонятные медицинские термины (если они необходимы по ходу изложения лекции, то давать общеизвестную расшифровку их и толкование);

25. давать рекомендации, в которых лектор сомневается или они недостаточно проверены.

Заключение – краткое повторение главного, о чем говорилось в лекции. Акцент делается на те профилактические мероприятия, которые имеют решающее значение в формировании гигиенических навыков, привычек.

Конспект является памяткой лектора. Он составляется в виде развернутого плана, дополненного различными материалами. Конспект – это ответы на те вопросы, которые являются заголовками составных частей плана, отдельных его разделов, частей, глав и параграфов.

При составлении конспекта рекомендуется придерживаться следующих технических правил:

1. конспект необходимо писать на отдельных пронумерованных листах, но не в тетради.

2. формат листов не должен превышать ½ стандартного листа.

3. писать следует только на одной стороне листа, составляя поля слева.

4. каждый пункт конспекта начинать с новой строчки.

5. основные части конспекта нумеровать цифрами, второстепенные – буквами.

6. конспект следует писать чернилами разборчиво.

7. особо важные места в конспекте выделять подчеркиванием цветным карандашом, обрамляя рамкой, или другими способами.

8. фактический материал (цифры, цитаты) заносить в конспект или делать отметку: см. прил.; см. книгу, стр. и др.

9. при использовании наглядных пособий в конспекте нужно делать отметку о месте их демонстрации.

Текст должен дать полное представление о лекции как по содержанию, так и в отношении языка лектора.

 

Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение).

Время – 2 академ. часа.

Цель занятия

1. изучить принципы, методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)

2. изучить организационную структуру системы пропаганда ЗОЖ

3. овладеть навыками составления лекции (беседы) на санитарно-просветительную тему и чтения её перед аудиторией


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.