Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-03-17 | 100 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение).
Время – 2 академ. часа.
Цель занятия
1. изучить принципы, методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)
2. изучить организационную структуру системы пропаганда ЗОЖ
3. овладеть навыками составления лекции (беседы) на санитарно-просветительную тему и чтения её перед аудиторией
Форма занятия - практическое занятие.
Место проведения - учебная комната кафедры.
Материальное обеспечение занятия.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. термины и определения
2. требования к построению и составлению конспекта лекции
3. темы рефератов по ПЗОЖ
4. тесты
План занятия и расчёт времени
1. | Вводная часть | 5 мин. |
2. | Тестовый контроль | 10 мин. |
3. | Разбор основных вопросов темы | 20 мин. |
4. | Чтение конспектов лекций на санпросвет. тему | 30 мин. |
5. | Обсуждение и рецензирование лекции | 20 мин. |
6. | Подведение итогов | 5 мин. |
7. | ИТОГО | 90 мин. |
8. Организационно-методические указания и содержание занятия.
После переклички студентов преподаватель объявляет тему, цель занятия и проводит тестовый контроль подготовленности студентов к занятию. После тестового контроля проводится разбор основных вопросов темы.
Пропаганда ЗОЖ составляет неотъемлемую и органическую часть здравоохранения и является разделом работы лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, высших и средних медицинских учебных заведений, служебным долгом всех медицинских работников.
Среди стратегических задач развития служб здравоохранения ВОЗ считает, что дальнейшее улучшение состояния здоровья населения в значительной степени зависит от отношения каждого индивидуума к собственному здоровью. Только ответственное отношение каждого человека к собственному здоровья, как к общественному достоянию, позволит эффективно использовать средства выделяемыми государствами на охрану здоровья населения.
|
Таким образом, на первый план выступает необходимость активной деятельности индивидуума, превратившаяся в потребность личности, направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, т.е. достижение высокого уровня санитарной культуры населения, что является основной задачей системы пропаганды здорового образа жизни.
Выше сказанное подтверждается если обратить внимание на удельный вес образа жизни в отдельной структуре влияния факторов риска на здоровье населения. На их долю приходится 49-53%.
Образ жизни – определённый, исторически обусловленный тип или способ жизнедеятельности в материальной и нематериальной (духовной) средах жизни людей, но не вообще деятельности, а именно совокупности существенных черт её.
Обычно выделяют основные формы деятельности, которые имеют существенные отличительные черты: трудовые, общественно-политические, познавательные, культурные, воспитательные и тд. Однако в общем виде их можно представить как трудовые и нетрудовые сферы, вклюкая отдых и быт.
Нередко происходит смещение понятий образ жизни и условия жизни.
Между тем условия жизни – это все факторы, через которые опосредуется и обусловливается образ жизни и которые определяют его и способствуют ему.
Или более короткое определение: условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, которые воздействуют на образ жизни.
Обращает внимание тот факт, что среди этих факторов большинство регулируемые и на них мы можем активно влиять:
- курение, употребление табака;
- несбалансированое, неправильное питание;
- употребление алкоголя;
- стрессовые ситуации;
- потребление наркотиков, и злоупотребление лекарств;
|
- непрочность семей, одиночество;
- низкий образовательный уровень
Таким образом, устранение неблагоприятного воздействия отрицательных факторов образа жизнипозволит нам укрепить здоровье населения, т.е. мы подошли к определению понятия здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей. Направленная на сохранение (и укрепление) улучшения здоровья.
На эту конечную цель направлена деятельность системы формирования здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни как организационная система – это комплекс государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на повышение уровня санитарной культуры, пропаганды принципов здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья населения, повышения работоспособности, активного долголетия.
Санитарная культура – сумма показателей, характеризующих уровень осведомлённости в медико-гигиенических вопросах и гигиеническое поведение человека, а также степень его общественной активности в области охраны здоровья и оздоровления окружающий среды.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)
1. Государственный характер организации системы пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ):
- разработка и осуществление государственных программ, направленных на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья населения;
- создание и финансирование органов и учреждений пропаганды здорового образа жизни;
- меры государственно-правового и административного регулирования пропаганды здорового образа жизни.
2. Высокий научный уровень пропаганды здорового образа жизни:
- ориентир на современные достижения медицины и других естественных наук в области профилактики, этиологии, лечения заболеваний и других неблагоприятных факторов;
- научная деятельность в области разработки теории и практики санитарной пропаганды;
- разработка научных основ оценки эффективности санитарно-просветительной пропаганды и применение современных средств её.
3. Дифференцированный подход и ориентированность пропаганды ЗОЖ на целевые группы населения:
1)по возрастам:
- дети дошкольного возраста;
- дети и подростки школьного возраста;
|
- население зрелого возраста;
- лица пожилого и старческого возраста;
2)по состоянию здоровья:
- здоровые;
- лица под угрозой болезни;
- больные;
- диспансеризуемые;
3)со специфическими потребностями в области санитарного просвещения:
- лица, находящиеся в особых условиях труда и быта;
- женщины;
- беременные;
- роженицы;
- военнослужащие;
- работники пищевой промышленности, торговли продовольственными товарам, общественного питания;
4)участвующие в проведении пропаганды здорового образа жизни;
- родители;
- воспитатели дошкольных учреждений;
- учителя;
- руководящие работники.
СТРУКТУРА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ
Схема 2
|
| ||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
|
Схема 3
Схема 4
Приложения.
Составные элементы понятия санитарная культура представлены в приложении 1.
Приложение 1.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Гигиенические знания (элемент санитарной культуры) – уровень информированности в вопросах охраны и укрепления здоровья, определяемый опытом, наличием сведений, факторов и представлений о нормах правильного гигиенического поведения.
Гигиеническое поведение – действия и поступки человека, направленные на укрепление, сохранение, восстановление здоровья. Предполагает целенаправленную активную и сознательную деятельность по охране не только личного, но и общественного здоровья. Гигиеническое поведение включает деятельность и поступки, оказывающие положительное и отрицательное действие на здоровье.
Гигиенические навыки (элемент санитарной культуры) – действия, направленные на выполнение гигиенических требований и характеризующиеся высокой мерой освоения, автоматизацией и кажущимся отсутствием сознательного контроля.
Гигиенические привычки (элемент санитарной культуры) – действия и поступки, касающиеся охраны и укрепления здоровья, регулярно выполняемые и превратившиеся в потребность личности. С точки здоровья, привычки могут быть полезными или вредными.
|
Приложение 2
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:
Темы рефератов раздаются студентам за 2-3 занятия предшествующих основному.
1. Курение - вредная привычка.
2. Ежегодная диспансеризация и её значение для здоровья населения.
3. Вред самолечения.
4. Аборт и его последствия.
5. Профилактика аллергических заболеваний.
6. Современная наука о рациональном питании.
7. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.
8. Научно-технический прогресс и здоровье.
9. Профилактика детских инфекционных заболеваний.
10. Принципы охраны здоровья матери и ребёнка в Украине.
11. Профилактика венерических заболеваний.
12. Уход за новорожденными.
13. Гигиена девушки.
14. Сердечно-сосудистые заболевания и меры их профилактики.
15. Язвенная болезнь желудка и её предупреждение.
16. Неврозы и их предупреждение.
17. Профилактика дизентерии.
18. Гигиена умственного труда.
19. Здоровые зубы и уход за ними.
20. Туберкулёз и его профилактика.
21. Профилактика травматизма.
22. Гигиена школьника.
23. Рахит и его профилактика.
24. Медицина и религия.
25. Онкологические заболевания и меры их профилактики.
26. Влияния алкоголя на здоровье.
27. Алкоголизм и потомство.
28. Социальные аспекты алкоголизма.
29. Холера и её профилактика.
30. СПИД – чума ХХ века.
Приложение 3
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА ЛЕКЦИИ
Работы над каждой лекцией требует знаний, умений, навыков и выполнения определённых требований. Приступая к лекции, необходимо чётко сформулировать тему и определить цель; уяснить целевую группу, на которую рассчитана лекция, а затем составить план, т.е. перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции в порядке их изложения.
Каждая лекция состоит из трёх частей: вступления, изложения (основная часть) и заключения.
Вступление может быть построено двумя способами. В соответствии с первым способом лектор раскрывает актуальность темы и информирует аудиторию о значении данной темы, чтобы слушатели с самого начала понимали практическую важность для них получения знаний и рекомендации по данному вопросу. Второй способ – завязка. Лекция начинается с изложения факта, события, эпизода, связанный с темой лекции, обязательно интересного по содержанию, достаточно эмоционального, почерпнутого из практики лектора или его коллег, из медицинской или художественной литературы. Этот приём позволяет привлечь внимание аудитории к рассматриваемой проблеме, создать важные ассоциации и положительные эмоции. Независимо от способа ведения лекции, лектору необходимо настроить слушателей на активное восприятие материала.
|
На вступление должно быть отведено 5-6 мин при часовой лекции и 7-8 при двухчасовой.
Изложение. В этой части необходимо раскрыть содержание темы, опираясь на современные представления и знания по рассматриваемому вопросу. Самой пространной частью изложения должно быть раскрытие конкретных мер первичной или вторичной профилактики, доступных для выполнения, убеждение слушателей в необходимости выполнять именно те правила поведения, которые рекомендует врач.
В лекции не нужно:
21. подробно излагать вопрос этиологии, патогенеза заболевания, (например, все имеющиеся теории происхождения рака);
22. раскрывать клиническую картину заболеваний до терминального конца (слушателям следует изложить лишь первые признаки заболевания или обострения, осложнения, с тем чтобы больной, определив их, немедленно обратился к врачу);
23. давать готовые рецепты, называть дозировки лекарственных препаратов, названия труднодоступных препаратов (во избежание самолечения);
24. давать непонятные медицинские термины (если они необходимы по ходу изложения лекции, то давать общеизвестную расшифровку их и толкование);
25. давать рекомендации, в которых лектор сомневается или они недостаточно проверены.
Заключение – краткое повторение главного, о чем говорилось в лекции. Акцент делается на те профилактические мероприятия, которые имеют решающее значение в формировании гигиенических навыков, привычек.
Конспект является памяткой лектора. Он составляется в виде развернутого плана, дополненного различными материалами. Конспект – это ответы на те вопросы, которые являются заголовками составных частей плана, отдельных его разделов, частей, глав и параграфов.
При составлении конспекта рекомендуется придерживаться следующих технических правил:
1. конспект необходимо писать на отдельных пронумерованных листах, но не в тетради.
2. формат листов не должен превышать ½ стандартного листа.
3. писать следует только на одной стороне листа, составляя поля слева.
4. каждый пункт конспекта начинать с новой строчки.
5. основные части конспекта нумеровать цифрами, второстепенные – буквами.
6. конспект следует писать чернилами разборчиво.
7. особо важные места в конспекте выделять подчеркиванием цветным карандашом, обрамляя рамкой, или другими способами.
8. фактический материал (цифры, цитаты) заносить в конспект или делать отметку: см. прил.; см. книгу, стр. и др.
9. при использовании наглядных пособий в конспекте нужно делать отметку о месте их демонстрации.
Текст должен дать полное представление о лекции как по содержанию, так и в отношении языка лектора.
Тема: «Пропаганда здорового образа жизни (санитарное просвещение).
Время – 2 академ. часа.
Цель занятия
1. изучить принципы, методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)
2. изучить организационную структуру системы пропаганда ЗОЖ
3. овладеть навыками составления лекции (беседы) на санитарно-просветительную тему и чтения её перед аудиторией
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!