К семинарским и практическим занятиям — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

К семинарским и практическим занятиям

2021-03-17 75
К семинарским и практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Семинары, наряду с лекционными занятиями, являются важнейшим элементом учебного процесса. Они проводятся с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Прежде чем готовиться к первому семинарскому занятию, необходимо ознакомиться с программой курса «История государства и права зарубежных стран», что позволит составить четкое представление о данной дисциплине и обратить внимание на связь отдельных вопросов между собой.

При подготовке к семинару следует сначала обратиться к вопросам и рекомендациям, которые содержит данное пособие к каждой конкретной теме, изучить конспект лекции и только потом приступить к подбору указанной учебной литературы. Работая с книгой, следует искать к нужным вопросам по предметному, алфавитному указателю или оглавлению. Обращайте внимание на литературу, указанную в сносках. Если в учебной литературе окажутся ссылки на те или иные статьи правовых документов, необходимо тут же ознакомиться с соответствующими документами и статьями. Прежде всего, следует изучить соответствующий раздел учебника, а затем приступить к конспектированию первоисточников. Делая выписки, не забудьте указать автора, название книги, номер страницы, с тем, чтобы на семинаре можно было сослаться на первоисточник. Работая с конспектом, выпишите вопросы, вызывающие затруднение, чтобы на семинарском занятии обсудить их.

На семинарском занятии допустимо пользоваться записями, сделанными на самоподготовке, так как эти знания получены самостоятельно. Пользоваться учебниками и конспектами лекций при ответе не разрешается. При подготовке к семинару по вопросам, вызывающим определенные трудности, следует обращаться к преподавателю за индивидуальной консультацией.

Для углубленного изучения тем лекций и семинаров проводятся практические занятия, на которых ставятся главные задачи – сформировать у курсантов навык аналитической работы с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, нормативными правовыми актами; отработать умение «читать» и понимать юридические памятники прошлого, применять их положения к конкретным ситуациям. С этой целью в рамках практических занятий предполагается решение казусов (юридических задач) с привлечением соответствующих правовых документов, учебной и научной литературы; критический анализ нормативных правовых актов и материалов дополнительной литературы; составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, схем.

Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение обучающимися учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение практических заданий, размещенных в Практикуме.

Для закрепления знаний и отработки умений и владений по работе с законодательными памятниками на занятии предполагается решение юридических задач и тестовых заданий из Практикума (История государства и права зарубежных стран: практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» и направления подготовки «Юриспруденция» / [сост. И. В. Брызгалова и др.]; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.).

 

 

Тема 3. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона

Семинарское занятие

Целью семинарского занятияявляется формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативного источника, выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, структуре общества и правового положения различных категорий населения, источниках, существенных особенностях и содержании права на примере Древнего Вавилона и «Законов Хаммурапи».

Вопросы для подготовки:

1. Государственность в древней Месопотамии (Шумер, Аккад).

2. Государство Древнего Вавилона.

3. Право Древнего Вавилона:

а) общая характеристика судебника царя Хаммурапи;

б) социальная структура и правовое положение основных групп населения в Древнем Вавилоне;

в) имущественные отношения и обязательства по Судебнику Хаммурапи;

г) брак и семья, наследственное право в Древнем Вавилоне;

д) преступления и наказания по законам Хаммурапи, судопроизводство.

Основные понятия: систематизация права, талион, объективное вменение, ордалий, авилум, мушкенум, вардум, тамкар, декум, лубуттум, редум.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При изучении первого вопроса необходимо проанализировать специфику возникновения и развития государства в Междуречье. Следуют начать с характеристики ранней формы государственной организации – шумерские города-государства (конец IV – начало III тысячелетия до н.э.), затем исследовать вопрос о формировании царско-храмового хозяйства Шумера и Аккада (III тысячелетие до н.э.), далее следует охарактеризовать процесс возвышения города Ура и правление Шульги, определить причины возвышения Вавилона, кратко охарактеризовать Старовавилонское и Нововалинское царства.

В процессе исследования второго вопроса следует ознакомиться с текстом Законов Хаммурапи, используя хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. В общую характеристику правового памятника «Законов Хаммурапи»входят сведения о времени его создания, структуре, характеристике правовых норм. Анализируя данную информацию, постарайтесь выяснить основные представления о сущности и функциях государственной власти в Древнем Вавилоне, проанализируйте основной текст и эпилог, определите роль закона и понятия «справедливости» в общественной жизни тех лет. При анализе основного текста следует также обратить внимание на порядок в расположении правовых норм, на источник их возникновения – традицию, судебные решения или волю их автора. Выявите и объясните такие качества данного памятника права как формализм, казуистичность, символизм. Особое внимание обратите на анализ влияния на содержание Законов Хаммурапи предшествующего законодательства, к которому относятся Законы Ур-Намму («Законы Шульги»), Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны.

При анализе правового положения основных групп населения имейте в виду, что подлинное значение терминов, отражающих правовое положение различных групп населения и закрепленных в памятнике, не может быть установлено. Обратите внимание на термин «человек» («авилум»), который противопоставляется мушкенумам. При рассмотрении правового положения редумов, тамкаров (ст.40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107 и др.), мушкенумов, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. При рассмотрении категории рабов (ст.7,171, 175, 176, 199; 247, 205, 213, 214, 231, 251; 252, 278-282) обратите внимание на различный правовой статус их групп.

Анализируя регулирование брачно-семейных отношений, изучите нормы брачно-семейного права (ст. 128-193 и другие). Определите юридическую природу и цель брака, условия его действительности (ст.136, 144-147), понятие брачного договора и приданого (ст.155-158, 176-184), причины и условия развода (ст.136-144), права и обязанности супругов (ст.117, 129, 141). Проанализируйте имущественные права и обязанности супругов, закрепленные в ст.150, 159-164. Каковы ограничения власти родителей над детьми? Какое правовое положение приемных детей? Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают «Законы Хаммурапи» (ст.170-177)?

Исследуйте вопросы регулирования имущественных отношений, раскройте значение таких понятий как институт вещного права, институт права собственности, владения, служебного держания, пользования. Определите условия и формы права собственности на землю, на движимое имущество. Проанализируйте возможности охраны собственности различных категорий свободного населения. Опишите условия заключения и регулирования договоров купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. Каким образом государственная власть вмешивалась в договорные отношения частных лиц?

Изучите понятия преступления и наказания, определите, имеются ли разграничения между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, выявите основные функции наказания. Рассмотрите основные формы преступлений и наказаний. При анализе видов преступлений имейте в виду, что применение современной классификации преступлений может быть только условной, так как наказание исходит не от преступности действий, а от посылки нанесения вреда имуществу. Необходимо определить соотношение назначения наказаний и фактора вины правонарушителя (ст.206, 207, 16, 109, 25 и др.).

Проанализируйте нормы, регулирующие суд и процесс в Древнем Вавилоне (ст.3-5, 9-13). Были ли различия между уголовным и гражданским судопроизводством? Определите, какие виды доказательств признавались в суде. Укажите порядок привода свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов. Выясните, в чем состоит смысл и цель «божьего суда» (ст.2).

Рекомендуемая литература:

1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир-2. М.:
ОЛМА-Пресс, 2000.

2. Глушаченко С.Б., Пиджаков А.Ю., Иванов П.Д. Становление института банкротства в странах Древнего Востока и античного мира // История государства и права. 2005. № 5. С. 2-3.

3. Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2005. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=523968

4. Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2012. 463

5. Трикоз Е. Н. «Кодекс Ур-Наммы»: особенности шумерской правовой традиции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2013. № 1. С. 225-237 с.

6. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона / Пер. с фр. Б. Е. Александрова. М.: РГГУ, 2013. 312 с.

 

 

Тема 4. Государство и право Древней Индии и Китая

Практическое занятие

Целью практического занятия является формирования навыков обобщения и структуризации теоретического материала, работы с текстом научного источника, решения юридических казусов, умений работать в коллективе, вести диалог и аргументировать собственную точку зрения, а также закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древней Индии и Древнего Китая.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал по следующим вопросам:

1. Общая характеристика дхармашастры «Законы Ману» и Артхашастры Каутильи.

2. Социальная структура населения и правовое положение основных варн.

3. Брачно-семейные и имущественные отношения в Древней Индии.

4. Уголовное право и судебный процесс в Древней Индии.

5. Источники права Древнего Китая.

Основные понятия:раджа, император, веды, дхармашатры, артхашастра, брахманизм, дхарма, паришад, варна, каста, брахман, кшатрия, вайшия, шудра, дваждырожденный, неприкасаемый, мононорма, система формальных доказательств, абстрактная норма, нормы ли, нормы фа, легизм.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию:

Целью изучения Дхармашастры Ману («Законов Ману») и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии является изучение представлений о религиозной соционормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, курсанты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание об особенностях правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Изучение истории древнекитайского права, его сравнительная характеристика в правом Древней Индии, позволят выявить ключевые особенности китайской правовой культуры, основы которой были заложены в древности и развивались под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма.

При подготовке ответа на первый вопрос следует охарактеризовать историю создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи, определить их место в общей системе источников древнеиндийского права. Раскройте содержание такой характеристики Законов Ману и Артхашастры Каутильи как комплексный характер источника (объединение норм позитивного права, религиозных и моральных норм, мифологических и философских представлений). Выявите особенности структуры Законов Ману, Артхашастры Каутильи, проанализируйте такие их качества как казуистичность, противоречивость и формализм норм. Сравните уровень юридической техники в период создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи.

Для ответа на второй вопрос следует дать характеристику возникновения варнового строя, порядка приобретения варнового статуса, иерархию варн, сравнить такие понятия как варна, сословие, класс. Следует объяснить обособленное положение каждой из варн, особенно дваждырожденных, шудр и чандалов, а также определить правовое положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, обратите внимание на права и привилегии, а также на ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте общую характеристику имущественных прав. Выявите основные формы землевладения, особенности земельной собственности в Древней Индии. Выявите различие понятий собственности и владения, определите способы приобретения собственности (см. ст.129 гл.X, ст.115 гл.X, ст.147 гл.VIII и др. Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Особое внимание следует уделить условиям действительности и недействительности сделок (ст.164 гл.VIII, ст.165, 167 гл.III, ст.167, 163 гл.XIII Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Определите требования, которые предъявлялись к заключению договора, условия действительности, возможности расторжения договора. Охарактеризуйте отдельные виды договоров. Например, договор купли-продажи, займа, найма, аренды и др. При характеристике обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения и ответственность за неисполнение обязательств с точки зрения варновой принадлежности должника и кредитора.

Брачно-семейным отношениям посвящены X и др. главы Законов Ману, Книга III. 2-7 Артхашастры, где даны условия заключения и расторжения брака, распределение наследства в соответствии с варновой принадлежностью к варнам, различные формы брака и т.д. Объясните патриархальные и сословные черты института брака по Законам Ману. Определите особенности в правовом статусе женщины. Выявите формы заключения брака, возможности и условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность и правовые последствия межварновых браков. Перечислите формы наследования, определите круг наследников, порядок распределения долей наследства, основания для лишения наследства или исключения из круга наследников.

В ответе на четвертый вопрос дайте определение преступления согласно Законам Ману и Артхашастре Каутильи, установите взаимосвязь между преступлением и наказанием, выделите стадии совершения преступления, формы соучастия, проследите противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358 гл.VIII Законов Ману). Определите классификацию преступлений, дайте характеристику квалифицирующих признаков состава преступления: форм вины, обстоятельств и способов совершения преступления, рецидива, соучастия. Выявите, какое влияние оказывал социальный статус преступника и потерпевшего на определение мер уголовной ответственности. Назовите цели и формы наказания по древнеиндийскому праву. Характеризуя судебный процесс, установите органы правосудия. Уделите внимание вопросу о порядке возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможности обжалования и пересмотра судебного решения. Установите, какие виды доказательств использовались в судебном процессе, какие требования предъявлялись к свидетелям, а также к оценке доказательств.

Раскрывая содержание пятого вопроса, назовите и охарактеризуйте основные памятники права Древнего Китая, такие как Чжоуское законодательство, Книга правителя области Шан, Циньское уложение о наказаниях, законодательные акты начала династии Хань. Выявите специфические черты древнекитайского права, отличающие его от древнеиндийского права. Проанализируйте сущность легизма и конфуцианства. Объясните превалирование в древнекитайском праве уголовных и административных норм, выявите особенности регулирования брачно-семейных отношений. Проанализируйте основные виды судебного процесса, понятие преступления и виды наказаний.

 

Для закрепления знаний и отработки умений и владений по работе с законодательными памятниками на занятии предполагается решение юридических задач и тестовых заданий из Практикума (История государства и права зарубежных стран: практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» и направления подготовки «Юриспруденция» / [сост. И. В. Брызгалова и др.]; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016; тема 4).

 

Рекомендуема литература:

1. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010.

2. Бонгард-Левин. Г. М. Индия: этнолингвистическая история, политико-социальная структура, письменное наследие и культура древности. М., 2003.

3. Бонгард-Левин. Г. М. Древняя Индия: История и культура. М., 2008.

4. Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Кузищин В. И. и др. История Древнего Востока. М., 2001.

5. Деханов С.А. Сравнительный анализ особенностей формирования китайского, японского и индуистского права // История государства и права. 2015. № 17. С. 23-28.

6. Крюгер Р. Китай. Полная история поднебесной. М., 2006.

 

 

Тема 8. Феодальное государство и право во Франции

Семинарское занятие

Целью занятияявляется закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов становления и развития государства во Франции, о формировании такого явления как сословно-представительная монархия, о партикуляризме французского права, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, вести дебаты.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Раннефеодальная и сословно-представительная монархия во Франции.

2. Абсолютная монархия во Франции.

3. Источники и основные черты средневекового права Франции.

Основные понятия: абсолютная монархия, аллод, городское право, раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, сословие, класс, мануфактура, рецепция права, каноническое право, королевское право, кутюмное право, обычное право, инквизиция, серв, феодал, виллан, вассал, коннетабль, камерарий, палатин, бальи, прево, прекарий, коммендация, майордом, бенефиций, иммунитет, цензива, «Великое поле», министериалы, пфальцграф, тезаурарий, маршал, архикапеллан, граф, герцог, Королевская курия, Счетная палата, штаты, Генеральные штаты, собрание нотаблей, Государственный совет, парламент, канцлер, сенешал, интендант, мальберг, судья-рахинбург, тунгин, скабин, легисты, право ремонстрации, прокуратура, право эвокации, «Мартовские поля», бан, арьербан, ордонансные роты, королевская милиция, феод, инфеодация, субинфеодация, право менморта, ипотека, формарьяж.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос следует кратко охарактеризовать общественный строй, правовой статус основных категорий населения: феодалов, вилланов, сервов. Поясните такую характеристику государственного строя, как номинальное единство страны и слабость королевской власти. Уделите внимание вопросу об избрании на королевский престол графа Гуго Капета (конец Х в.). Охарактеризуйте феодальную иерархию, административные и судебные права сеньоров, короля и королевской курии. Выявите причины объединения страны, тенденции к усилению королевской власти. Определите значение отмены выборности короля в начале XIII в. и ликвидации принципа «Вассал моего вассала не мой вассал» для дальнейшего развития государства.

Проанализируйте особенности государственного строя в XIV – XV вв., такие как преодоление феодальной раздробленности и укрепление королевской власти. Охарактеризуйте причины создания, структуру и функции Генеральных штатов – как сословно-представительного органа. Определите историческое значение Великого мартовского ордонанса 1357 года. Выявите основные функции органов государственного управления: центральных (Государственный совет, Счетная палата, канцлер, коннетабль, камерарий, палатины), местных (бальи, прево, сенешалы). Дайте характеристику процессу формирования судебной системы централизованной монархии.

При подготовке ответа на второй вопрос охарактеризуйте особенности формирования буржуазных отношений, возникновение мануфактур, формирование общенационального рынка. Выявите изменения в социальной структуре общества. Назовите основные признаки формирования во Франции абсолютной монархии. Перечислите возможные полномочия королевской власти. Охарактеризуйте политику кардинала Ришелье и Людовика XIV. Назовите органы государственной власти и управления в период абсолютной монархии. Объясните, почему прекратили свою деятельность Генеральные штаты. Раскройте содержание процесса бюрократизации государственного аппарата. Перечислите основные органы: Государственный совет, Специальные советы (совет финансов, совет депеш), Тайный совет, аппарат канцлера, Генеральный контролер финансов, Государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора, Малый королевский совет и определите их функции. Проанализируйте судебную систему: Королевский Суд, сеньориальные, городские, церковные суды. Выявите три инстанции общих королевских судов: превотальные, бальяжные и суды парламентов. В заключение, определите роль абсолютизма в развитии страны. Назовите причины кризиса абсолютной монархии во Франции.

Отвечая на третий вопрос, раскройте причины прекращения действия варварских правд. Объясните такой признак французского права как правовой партикуляризм. Выявите роль и значение обычного права. Дайте определение «кутюмов» и приведите пример их кодификации (Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г., «Кутюмы Бовези» 1282 г., Большой сборник обычаев Франции 1389 г.). Определите значение рецепции римского права (Кодекс Юстиниана), роль университетов в распространении римской правовой традиции. Выявите особенности таких источников как ордонансы и ассизы. Охарактеризуйте каноническое право.

При рассмотрении четвертого вопроса следует помнить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Необходимо вспомнить, какие источники права действовали в данный период во Франции, имели ли они универсальный характер, как определялась сфера их применения. Охарактеризуйте понятие партикуляризма в праве, выявите основные «правовые системы» действовавшие во Франции: местные, общефранцузские, общеевропейские, сословные, корпоративные и т.п. Проанализируйте систему королевского права, городского права, право феодалов.

Отдельно рассмотрите вопрос о значении и влиянии на развитие права Франции принципов и норм универсальных правовых систем – так называемого канонического права и торгового права.

Изучите значение начавшегося с XIII в. во Франции процесса развития «университетского» римского права, охарактеризуйте деятельность глоссаторов и комментаторов. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в формировании правовой системы, выявить различия между «генеральными» ордонансами и ордонансами королевского домена.

Называя обычай в качестве базового источника французского средневекового права, необходимо иметь в виду, что он воплощался во множестве разновидностей. Обычай (кутюм) доминировал в качестве источника права на местном уровне – в рамках отдельных провинций или городов. Но он действовал в этом же качестве и в системе общефранцузского права, то есть наряду с местными обычаями, применявшимися лишь в пределах какой-то одной местности; необходимо выделять обычаи, получившие авторитет в масштабе всей страны. Вместе с тем обычаи выступали в качестве значимых источников права и в рамках правовых систем общеевропейского характера – канонического права и торгового права. Особенно большое значение в данном качестве обычай имел в торговом праве. Немалая часть норм римского права также выступала, как мы уже отмечали, в форме обычая. Объясните, почему обычай сохранял лидирующее положение среди всех других источников права?

 

Для закрепления знаний и отработки умений и владений по работе с законодательными памятниками на занятии предполагается решение юридических задач и тестовых заданий из Практикума (История государства и права зарубежных стран: практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» и направления подготовки «Юриспруденция» / [сост. И. В. Брызгалова и др.]; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016; тема 8).

 

Дополнительная литература

1. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / Отв. ред. Т. П. Гусарова. М.: КДУ, 2011.

2. Дюби Ж. История Франции. Средние века, М.: Международные отношения, 2001.

3. История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII века). М.: Наука, 1993.

4. Колосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. 1989. № 1. С. 42-57.

5. Лысенко О.Л. Кутюмы Бовези в системе источников права средневековой Франции XIII в. // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2013. № 1. С. 62-86.

6. Плешкова С. Л. Французская монархия и церковь. М.: «Издательство МГУ», 1992.

7. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв., М. «Высшая школа», 1989.

 

 

Тема 19. Возникновение буржуазного права и его развитие в XIX – начале XX вв. Буржуазные революции и становление национальных правовых систем

Семинарское занятие

Целью занятия является структурирование знаний о правовых системах и правовых семьях, сформировавшихся в мире к началу XX века, об особенностях ведущих правовых семей: англо-американской и романо-германской, о значении кодификаций XIX века доля развития отраслевого права Западной Европы и стран Востока, о новом для правовой истории явлении – юридической глобализации и региональной унификации; формирование навыков анализа научной и учебной литературы, умений аргументировать отстаивать свою точку зрения, вести учебную дискуссию.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Основные принципы и идеологические основы развития права в XIX – начале XX вв.

2. Сравнительная характеристика англо-американской и романо-германской (континентальной) правовых семей.

3. Гражданское право в XIX – начале XX вв.

4. Трудовое и социальное законодательство в XIX – начале XX вв.

5. Уголовное право и процесс в XIX – начале XX вв.

Основные понятия: правовая система, правовая семья, преемственность в праве, юридический прецедент, нормативный правовой акт, рецепция права, английское общее право, английское право справедливости, права человека, право собственности, кодификация, презумпция невиновности, состязательный процесс, фелония, мисдиминор, гражданская смерть.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

При подготовке ответа на первый вопросохарактеризуйте значение буржуазных революций для развития западного права. Выявите соотношение преемственности и новых принципов права. Определите значение теории естественного права, раскройте сущность концепции прав человека. Какие юридические гарантии неприкосновенности частной собственности, юридического равенства, свободы личности предусматривались новым законодательством? Какое значение имел провозглашенный принцип законности для формирования государственных правовых систем? Проанализируйте процесс преодоления правового партикуляризма и создания национальных правовых систем.

При подготовке ответа на второй вопросследуетвыявить особенности системы английского права, роль преемственности в развитии прецедентного права. Перечислите основные характеристики англо-американской правовой системы и раскройте их значение: судебное правотворчество, отсутствие рецепции римского права и кодификаций и т.д. Проанализируйте особенности эволюции общего права, права справедливости и статутного права в период утверждения и развития капитализма. Охарактеризуйте процесс становления буржуазного права во Франции, Германии. Выявите сущность и причины коренной перестройки права под влиянием Великой французской революции. Объясните, почему нормативный правовой акт стал основным источником континентального права? Каковы причины и общеевропейское значение широкомасштабной кодификации. Почему так велико было влияние римского права? Выявив основные характеристики англо-американской и романо-германской правовых систем, осуществите их сравнительную характеристику. Желательно сделать это в виде таблицы «Сравнительная характеристика англо-американской и романо-германской правовых семей»

Критерии сравнения Англо-американская правовая семья Романо-германская (континентальная) правовая семья
1. Основной источник права    
2.Влияние римской правовой традиции    
3. Отраслевое деление права    
4. Деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное    
5. Наличие кодификаций    
6. Пример правовых систем, входящих в данную правовую семью    

 

При подготовке ответа на третий вопросследует сначала определить предмет и метод гражданского права. Далее проанализируйте особенности развития гражданского права в отдельных странах. При характеристике английского гражданского права объясните понятия «реальная» и «личная» собственность, а также способы их защиты. Выявите роль института доверительной собственности (траст). Назовите основные виды договоров и деликтов. Проанализируйте законы о компаниях. Определите особенности развития основных институтов семейного и наследственного права. Особое внимание уделите развитию гражданского права во Франции, утверждению принципов буржуазного гражданского права в годы Великой французской революции. Охарактеризуйте Гражданский кодекс 1804 года (кодекс Наполеона) и его историческое значение. Определите значение Торгового кодекса 1807 года. При анализе германского гражданского права остановитесь на характеристике Австрийского гражданского уложения 1811 года, Саксонского гражданского уложения 1863 года, Германского гражданского уложения 1900 года. Определите, какое влияние на развитие германского гражданского права оказали собственная правовая традиция, римская правовая традиция, французское гражданское законодательство.

При подготовке ответа на четвертый вопроснеобходимо выявить причины формирования таких новых отраслей права как трудовое право, а также причины принятия социального законодательства в большинстве государств, переживших революционные события в данный период. Проанализируйте английское трудовое право, в частности: принудительное регулирование условий труда, легализацию профсоюзной деятельности, фабричное законодательство XIX века, закон «О социальном страховании» 1911 года. При анализе трудового и социального законодательства Франции основное внимание обратите на закон Ле-Шапелье 1791 года, а также на особенности правового регулирования трудовых отношений в XIX веке, на причины узаконивания рабочих синдикатов и экономических забастовок. Характеризуя трудовое и социальное законодательство Германии, объясните причины отмена запрета на создание профсоюзов, необходимость законодательного ограничение продолжительности рабочего времени, введения отдельных видов социального страхования в конце XIX века. Проанализируйте антитрестовское законодательство США и его применение в трудовых отношениях. Делая вывод, определите общие черты трудового права и социального законодательства западных стран, его идеологическую направленность.

При подготовке ответа на пятый вопросопределите предмет уголовного и уголовно-процессуального права, характерные черты уголовного права и процесса в средние века. Проанализируйте английское уголовное право и процесс. Определите, что такое фелония и мисдиминор? Выявите особенности эволюции системы наказаний, изменения в процедуре рассмотрения уголовных дел; расширение прав обвиняемого, правовой статус суд присяжных. Объясните, каким образом проявилось влияние гуманистических идей эпохи Просвещения в Уголовном кодексе Франции 1791 года, Уголовном кодексе Наполеона 1810 года, Уголовно-процессуальном кодексе 1808 года. Какое значение имела кодификация французского уголовного права и процесса на развитие европейского права в целом? Проанализируйте систему преступлений и наказаний по Уголовному кодексу 1810 года. Выявите влияние французского уголовного права на германское уголовное законодательство. Охарактеризуйте общие положения Уголовного кодекса Пруссии 1851 года и Уголовного уложения Германской империи 1871 года. Выявите особенности реализации принципа федерализма в германском уголовном праве. Сравните тенденции развития уголовного права в западных и восточных государствах. Объясните причины влияния европейского права на развитие японского уголовного права. Дайте характеристику Уголовного кодекса Японии 1880 года и Уголовного уложения 1907 года. Объясните сущность доктрины судебного усмотрения в японском праве.

При подготовке к занятию рекомендуется составить схемы:

– «Классификация национальных правовых систем»

– «Кодификация Наполеона»

 

Для закрепления знаний и отработки умений и владений по работе с законодательными памятниками на занятии предполагается решение юридических задач и тестовых заданий из Практикума (История государства и права зарубежных стран: практикум для специальности «Правоохранительная деятельность» и направления подготовки «Юриспруденция» / [сост. И. В. Брызгалова и др.]; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016; тема 19).

 Рекомендуемая литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М.: Юрид.лит., 2003.

2. Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед.; Отв. ред. В. Н. Шенаев. М., 1994.

3. Боботов С. В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 1998.

4. Давид Р., Спинози Ж.-К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

5. Захватаев В. Н. Кодекс Наполеона. 2-е изд., перераб.е и доп. К.: Алерта, 2016.

6. Инако Цуэно. Современное право Японии. М., 1981.

7. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

8. Клочков В.В. Идея и институт собственности в английском праве раннего нового времени // История государства и права. 2010. № 12.

9. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.