Основы методики обучения двигательным действиям — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основы методики обучения двигательным действиям

2021-03-17 105
Основы методики обучения двигательным действиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решению [10].

    Во всех видах спорта обучение осуществляется по следующей схеме: сначала у спортсмена создается двигательное представление, затем следуют попытки его практического претворения, потом, по мере повторения изучаемого приобретается умение, которое в дальнейшем превращается в двигательный навык [5; 9].

    Двигательный навык представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из ведущего и фонового (фоновых) уровней управления и регуляции движений со стороны центральной нервной системы (ЦНС) (Н.А. Бернштейн, 1990). Процесс построения двигательного навыка (по Н.А. Бернштейну) состоит из двух периодов, каждый из которых складывается из ряда одновременно или последовательно протекающих фаз.

«Первый период включает в себя:

1 – установление ведущего уровня;

2 – определение двигательного состава движения;

3 – выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонентов движения, характера и степени точности, требующихся от этих коррекций, и номенклатуры отвечающих им фоновых уровней;

4 - процесс автоматизации». (Н.А. Бернштейн).

    В первом периоде построения двигательного навыка устанавливаются наиболее ответственные стороны и свойства каждой детали осваиваемого двигательного акта, определяются качества сенсорных коррекций, которые обеспечивают точность и стабильность деталей движения.

    Второй период – период стабилизации (по Н.А. Бернштейну) включает в себя:

1 – осваивание фоновыми уровнями компонентов двигательного состава, переключенных в них в порядке автоматизации, срабатывание отдельных фоновых уровней с ведущим уровнем и между собой;

2 – завершение стандартизации двигательного состава и его компонентов;

3 – стабилизация двигательного акта – укрепление устойчивости его сторон и деталей против сбиваемости.

Согласно теории двигательного навыка в спорте, разработанной А.Н. Крестовниковым, которая впоследствии детализировалась работами ряда исследователей в области физиологии спорта (в лабораториях В.П. Протопопова, Н.В. Тимофеева, Н.В. Зимкина и др.), в механизме формирования двигательного навыка условно различают три фазы [5;9]:

    Первая фаза характеризуется иррадиацией процесса возбуждения в двигательных областях коры, что вызывает возникновение неточных движений, внесение в двигательный акт лишних, сопутствующих движений.

    Вторая фаза характеризуется концентрированием процесса возбуждения в определенных участках коры, а также развитием внутреннего торможения (образованием тормозных рефлексов – дифференцировочных, запаздывающих и др.).

    Генерализованные двигательные реакции сменяются движениями более точными во времени и пространстве; концентрация процессов возбуждения в определенных двигательных участках коры, а также протекание этих концентрированных процессов в строго определенные отрезки времени позволяют точно выполнить заданное движение. Таким образом, к концу второй фазы в коре больших полушарий занимающегося вырабатывается достаточно определенный динамический стереотип протекания корковых процессов, благодаря чему он может выполнять заданное движение относительно правильно. Но процесс формирования двигательного навыка еще не завершен, так как динамический стереотип еще не обладает достаточной стойкостью и подвижностью, то есть он еще не автоматизирован и не стабилизирован.

    Третья фаза  характеризуется закреплением образованного динамического стереотипа и дальнейшим его уточнением (достижением более тонких дифференцировок).

    Динамический стереотип, приобретая стойкость, обуславливает автоматизацию двигательного навыка, выражающуюся в том, что при исполнении движений занимающийся может временно не осознавать отдельных деталей двигательного акта. В этой фазе навык становится прочным и устойчивым к сбивающим факторам.

    Замечательным свойством двигательного навыка является его подвижность. Несмотря на чрезвычайную прочность, он может быть весьма гибким. Подвижность эта проявляется в том, что человек властен убыстрить или замедлить привычное движение, вложить в него больше или меньше силы, увеличить или уменьшить амплитуду, приспособить его к изменяющимся внешним условиям. При этом основная кинематическая и динамическая структура двигательного навыка сохраняется.

    Динамический стереотип характерен только для некоторых видов физических упражнений, в частности, осуществляемых при постоянных внешних условиях и в относительно одинаковой внутренней среде организма. При изменении же условий, в особенности, если это происходит внезапно, требуются новые формы приспособления организма к изменившимся условиям обитания и деятельности. Одной из таких форм приспособления является способность нервных центров к экстраполяции [9; 11].

    Формы экстраполяции могут быть различными. В отношении двигательной деятельности экстраполяцию (в расширенном значении этого термина) можно трактовать как возможность центральной нервной системы на основе уже имеющихся унаследованных и индивидуально приобретенных программ управления движениями сразу же, то есть с места, создавать новые программы моторных актов, необходимых для эффективного осуществления встающих перед организмом двигательных задач.

    Огромное количество вариантов движений, применяемых в различных видах спортивных игр и при единоборстве, осуществляется путем экстраполяции. Спортсмен, изучив, например, пять вариантов движений, приобретает способность к осуществлению путем экстраполяции еще десять вариантов. Имея же в запасе пятнадцать вариантов, он может адекватно создавшейся обстановке выполнить еще двадцать – тридцать движений нового характера. Экстраполяция теснейшим образом связана как со степенью закрепленности навыков, так и с их количеством. При длительном «задалбливании» одного и того же навыка и использовании в тренировке небольшого числа различных упражнений экстраполяция суживается. Наоборот, при применении в тренировке различных упражнений диапазон экстраполяции расширяется. Это необходимо учитывать в тренировочном процессе, особенно в тех видах спорта, где ситуация постоянно меняется и двигательные задачи должны решаться не одним, а многими способами с различной внешней структурой движений [9; 11].

    Процесс выработки навыка – «это полные активности искания все более адекватных во всех отношениях решений осваиваемой двигательной задачи. ЦНС деятельно проходит через большое количество проб, ошибок, прилаживаний, которые, в конце концов, обеспечивают ей наиболее правильное, быстрое, рациональное и при этом находчивое осуществление искомых решений. В этих исканиях оптимальных решений, бесспорно, заключается одна из причин продолжительности работы над двигательным навыком. В особенности это относится к ее ранним фазам, до завершения автоматизации» (Бернштейн Н.А.).

    Чтобы не наступило «деавтоматизации у разучиваемых навыков» учителям физической культуры, тренерам необходимо так строить процесс обучения навыку, чтобы процесс построения движений протекал на том уровне, на котором должен протекать окончательный, целесообразный навык (Бернштейн Н.А.).

    В процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения (Бернштейн Н.А., 1966; Анохин П.К., 1975; Прибрам К., 1975, и др.). По мере роста спортивного мастерства совершенствуется сама модель требуемого действия, уточняются моторные команды, а также улучшается анализ сенсорной информации о движении [9;11;13].

    Особое значение в отработке моторных программ имеют обратные связи. Информация, поступившая в нервные центры по ходу движения, служит для сравнения полученного результата с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки – сенсорные коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.

    В системе обратных связей различают «внутренний контур» регуляции движений, передающий информацию от двигательного аппарата и внутренних органов (в первую очередь – от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и «внешний контур», несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слуховых). При первых попытках выполнения движений, благодаря множественному и неопределенному характеру мышечной афференции, основную роль в системе обратных связей играют сигналы «внешнего контура» - зрительный и слуховой контроль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы для облегчения процесса обучения. По мере освоения навыка «внутренний контур» регуляции движений приобретает все большее значение, обеспечивая автоматизацию навыка, а роль «внешнего контура» снижается.

    Процесс обучения навыку ускоряется   разного родадополнительной информации об успешности выполнения упражнения – указания тренера, компьютерный анализ движения в трехмерном пространстве, просмотр кинокадров, видеофильмов, записей ЭМГ и др.

    Особенно ценной для обучаемого является срочная информация, поступающая непосредственно в периоде выполнения упражнения или при повторных попытках (Фарфель В.С., 1960). С помощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться.

    Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). С помощью речи формируются в коре избирательные взаимосвязи, лежащие в основе моторных программ. В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия (например, подсчет: «Раз, два!» - облегчает регуляцию темпа движений). Самоприказы и вызываемые ими процессы самоорганизации и самомобилизации обеспечивают усиление рабочей доминанты и налаживание моторных и вегетативных компонентов навыка.

    В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга– дополнительным вовлечением нервных центров, включением в систему управления движениями другого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциативных областей, что указывает на произвольное преодоление утомления. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адаптации нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубоком утомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.

    При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.), происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации.

    Как фактически пойдет обучение двигательному действию зависит от ряда объективных и субъективных предпосылок реализации намеченных задач. К числу таких задач Л.П. Матвеев относит: «подготовленность самого обучающегося к решению конкретных задач преподавания, готовность обучаемых к разучиванию действия (усвоению конкретного учебного материала и практическому конструированию действия), наличия ряда содействующих этому условий (технических средств обучения, учебных пособий, оборудования и.т.п.)» [5, стр. 126]. 

    Готовность обучаемых к практическому разучиванию двигательного действия – наиболее динамическая предпосылка, характеризующаяся тремя основными компонентами:

- состоянием физических качеств, необходимых для выполнения действия («физическая готовность»);

- двигательным опытом;

- личностно-психологическими факторами, мобилизирующими к действию и определяющими характер поведения при его выполнении (психическая готовность).

    «Физическая готовность» обеспечивается воспитанием соответствующих качеств, причем не столько непосредственно перед началом разучивания действий, сколько на протяжении всех предшествующих периодов физического воспитания. Если, в процессе тестирования, выявляется недостаточная «физическая готовность», то проводится дополнительная избирательно направленная подготовка, которая позволит учащемуся к началу разучивания действия быть в необходимой кондиции.

    Аналогичным образом обеспечивается пополнение двигательного опыта. Чем богаче фонд ранее приобретенных двигательных умений и навыков, тем больше вероятность в обучении новому двигательному действию ускоренными темпами. Если же такой опоры нет, то ее придется создавать уже в процессе обучения, что существенно замедлит сроки обучения, потребует большего количества средств и методов обучения, особенно на первом этапе.

    Основополагающим в психической готовности является общая мотивация учебной деятельности и конкретная личностная установка на последовательное неуклонное выполнение поставленных частных задач. Кроме того, эта готовность определяется развитием волевых качеств.

    Процесс обучения любому двигательному действию можно условно разделить на три этапа, которые точно соответствуют стадиям формирования двигательного умения и навыка (см. выше).

    Этап начального разучивания. Задачи: создать общее представление о двигательном действии и установку на овладении им; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники (П.П. Матвеев).

    Средства и методы:

Наглядно- демонстрационные. Именно на этом этапе ведущую роль в системе чувственной информации о параметрах действия и условиях его выполнения играют зрительные и слуховые восприятия. На формирование их и должны быть направлены в первую очередь методы сенсорного воздействия. Методы речевого воздействия – рассказ, инструктирование, словесные отчеты о мышечных ощущениях. Метод расчлененно-конструктивного упражнения, который характеризуется пооперационным формированием выделенных элементов действия и последовательным их соединением в целое. Если расчленение действия искажает его суть, ведущую роль играет метод целостно-конструктивного упражнения.

Регламентация режима упражнений. В рамках отдельного урока наиболее благоприятные условия для формирования двигательного навыка – первая половина занятия. Объем нагрузки определяется возможностью повторить действие без ухудшения качества движения. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы обеспечить оптимальную оперативную готовность к повторному выполнению движения. Так же нужно помнить, что интервалы между занятиями не должны быть большими, что может привести к большой вероятности забывания навыка.

Предупреждение и исправление ошибок. На этом этапе причины ошибок следующие: недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию (физическая или психологическая); изъяны в информации, сообщаемой преподавателем; искажение воспринятой информации; недостаточный самоконтроль; утомление; неблагоприятные внешние условия.

Контроль. Анализ и оценка навыка не должны быть слишком детальными. Основной контроль со стороны педагога. Самоконтроль со стороны учащегося за действиями, которые он может оценить зрительно.

Этап углубленного разучивания. Задачи: углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия; уточнить технику действия по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых; усовершенствовать ритм действия; создать предпосылки вариативного выполнения действия (Матвеев Л.П.).

Средства и методы:

Метод целостного выполнения упражнений – основной метод.

Соревновательный метод – с установкой на лучшее использование техники (а не на результат). Методы использования слова, аналитические методы демонстрации применяют, прежде всего, для сообщения детальных знаний о механизмах техники, конкретизации двигательных представлений. Методы сенсорного ориентирования, лидирования и сопровождения движений – помогут соблюдать задаваемые параметры движения, при этом формируемые зрительные или слуховые образы движений должны постоянно сопоставляться с двигательными ощущениями.

Регламентация режима упражнений. На этом этапе возрастают частота упражнений в рамках отдельного занятия, общий объем и интенсивность нагрузки. Предпосылки к этому создаются благодаря повышению общей работоспособности. Интервалы отдыха между повторениями регламентируются по тем же критериям, что и на первом этапе. Упражнения следует выполнять на контролируемых скоростях и с контролируемой степенью силовых напряжений.

Предупреждение и устранение ошибок. Причины ошибок на этом этапе: расхождение между сформированными преподавателем представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом обучаемого; нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий; форсирование увеличения скорости движений и степени силовых напряжений.

Контроль. На этом этапе возрастает роль срочности и точности самоконтроля. Установка должна идти на точность движений, слаженность, ритмичность и т.п. для чего важно оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием объективных критериев.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Задачи:  закрепить навык владения техникой действия; расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях в том числе при максимальных проявлениях физических качеств; завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей; обеспечение в случае необходимости перестройки техники действия и ее дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств (Матвеев Л.П.).

Средства и методы:

Методы стандартно – повторного выполнения упражнения закрепляют действия относительно стандартного типа с невыраженной или умеренно выраженной вариативностью. Действия вариативного типа упрочивают методами повторно - переменного упражнения. Шире используется игровой и соревновательный методы. Очень важно на этом этапе обеспечить рациональное соотношение средств и методов, направленных на достижение заданного уровня стабильности и вариативности формируемого навыка. Говоря о путях и условиях начальной стабилизации навыка, предполагается использование методов стандартно – повторного упражнения при этом следует исключить все сбивающие факторы. В числе же многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных навыков выделяют: 1) строго-регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями действий; 2) относительно – свободное варьирование – выполнение постепенно усложняющихся заданий по применению разученного действия в игровых и соревновательных условиях. На этом этапе особое место уделяют обеспечению надежности навыка. При этом одна из методических линий состоит в обеспечении последовательной адаптации навыка к повышенным функциональным возможностям организма.

Регламентация режима упражнений. Прослеживается явная тенденция к увеличению числа повторений и интенсивности упражнений, обеспечивающих завершающую отработку действия.

Предупреждение и устранение ошибок. К наиболее распространенным ошибкам относятся: чрезмерная концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит целесообразную автоматизацию его; чрезмерная стереотипизация навыка за счет чрезмерного использования метода стандартно-повторного упражнения; нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и воспитанием двигательных качеств.

Контроль включает преимущественно определение общей результативности осваиваемого навыка и качественных его сторон, от которых зависит его эффективность и надежность.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.