Национальная экономика, цели и основные макроэкономический показатели. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Национальная экономика, цели и основные макроэкономический показатели.

2021-03-17 195
Национальная экономика, цели и основные макроэкономический показатели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальная экономика, цели и основные макроэкономический показатели.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного производства.Основа:предприятие,фирмы,домашние хозяйства.

Цели национальной экономики:

· Стабильный рост объёма национального производства

· Стабильный уровень цен

· Высокий уровень занятости

· Поддержание внешнеторгового баланса,т.е. достижение равновесия между экспортом и импортом,стабильный курс нац.валюты.

Каждая национальная экономика имеет свою структуру.

Структура национальной экономики - это устойчивые,количественные отношения между различными её частями.Выделяют:

1. Воспроизводственную структуру - это деление нац.экономики на основные виды экономических субъектов (домашнее хозяйство,фирмы,государство).

Домашние хозяйства поставляют производителям товаров и услуг фактор производства(труд).

Фирмы используют факторы производства и создают товары и услуги.

Государство покупает товары и услуги,взимает налоги,оказывает финансовую помощь фирмам и дом.хоз-ам.

2. Социальная структура - это деление нац.экономики на секторы в соответствии на формы собственности.

3. Отраслевая структура - это деление нац.экономики на отрасли,т.е. качественно однородные хоз.единицы(деление на с\х,промышленность и т.д.)

4. Территориальная структура - это деление на экономические районы.

5. Инфраструктура - это совокупность отраслей,обеспечение условий производства и жизни людей.

ВВП. Способы расчета.

Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.

Выделяют номинальный и реальный ВВП (англ. nominal and real GDP). Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен[1]. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных.

ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по Паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений). Сегодня так называемая «рыночная стоимость» не может считаться определённой или стабильной величиной, следовательно ВВП и прочие подобные понятия и категории являются просто некой общепринятой абстракцией.

Методы расчёта

ВВП рассчитывается 3 методами: доходным, расходным и по добавленной стоимости.

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в Системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам

, где

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт (Экспорт — Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции[2].

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге, общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

Безработица: виды и формы.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет[1]) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

Не имел работы

Искал работу

Был готов приступить к работе

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

Виды безработицы

Выделяют следующие виды безработицы:

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Скрытая:

формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется[7].

наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу[8].

Последствия безработицы.

· Снижение доходов

· Проблемы с психическим здоровьем

· Потеря квалификации

· Экономические последствия (потеря ВВП)

· Ухудшение криминогенной ситуации

Формула безработицы.

 

Где:

Ur — уровень безработицы

Uw — количество безработных

Tlf — экономически активное население

Формы безработицы.

1. Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Люди, уволившись с одной работы, могут уже на следующий день приступить к другой. Иногда они могут искать новое место работы в течение какого-то периода времени, становясь фрикционными безработными, так как рынки труда не в состоянии немедленно уравновесить спрос на рабочую силу с ее предложением. Часть фрикционной безработицы может рассматриваться как добровольная, поскольку люди сами решают оставить свою работу, надеясь найти лучшую. Другая часть фрикционной безработицы является вынужденной: работников увольняют, и они вынуждены искать новое место работы. К фрикционным безработным можно отнести лиц, находящихся в ожидании первого в жизни рабочего места.

 2. Структурная безработица – длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиях происходят изменения, которые меняют структуру спроса на рабочую силу: структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест (безработица в одних отраслях соседствует с нехваткой работников в других).

Иногда бывает трудно отличить структурную безработицу от фрикционной. Однако структурные безработные, как правило, не могут получить работу без переподготовки или перемены места жительства. Структурная безработица более долговременна, а поэтому является более серьёзной проблемой. В развитых странах государственные органы разрабатывают и осуществляют специальные программы с целью сокращения структурной безработицы.

 3. Циклическая безработица возникает на фазе спада и обусловлена падением совокупного спроса. Эта самая тяжелая и серьезная форма безработицы.

Закон Оукена

Зако́н О́укена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2,5 %. Для других стран, при иных условиях и для различных промежутков времени он может быть численно иным.

Закон назван по имени американского экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

где Y — фактический ВНП,

Y* — потенциальный ВНП,

 — уровень циклической безработицы,

B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент B.

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, то есть в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

 — ВНП и уровень безработицы в текущем периоде

 — ВНП и уровень безработицы в базовом периоде

Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

Инфляция: причины и формы.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года).

Причины инфляции

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.

Типы инфляции:

· Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

· Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

· Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

· Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

· Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

· Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

· Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Виды инфляции

В зависимости от темпов роста различают:

· Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год).

· Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %).

· Гиперинфляцию с высокими либо чрезвычайно высокими темпами.

Последствия инфляции:

 1) снижение реальных доходов (особенно у людей с фиксированным доходом);

 2) обесценивание вкладов;

 3) инфляция наносит вред кредиторам;

 4) инфляция вызывает нервозность у людей, социальную напряженность в обществе (так, инфляция в Германии 20-х – фактор прихода Гитлера к власти);

 5) инфляция затрудняет планирование даже в краткосрочном периоде, что отрицательно сказывается на объемах производства;

 6) инфляция нарушает инфляционный процесс, а гиперинфляция его разрушает, так как обесценивает сбережения, невозможно приобретать новое оборудование, расширять производство.

Антиинфляционная политика.

Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Экономический рост.

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

Типы экономического роста.

· Интенсивный -

· Экстенсивный -

Экономический цикл.

Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).

Виды экономических циклов.

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

· краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);

· среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

· ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);

· длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

 

Фазы.

· Пик

· Спад

· Дно

· Подъём

Причины.

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие. Кроме колебаний совокупного спроса существуют и другие факторы, влияющие на фазы экономического цикла: изменения, зависящие от смены времен года в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности, сезонность розничной торговли, вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.

Фискальная политика.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства[2][3].

Влияние фискальной политики

На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD)[5]:

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

, где

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов[5].

Деньги и функции.

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Функции денег.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

· Мера стоимости.

· Средство обращения.

· Средство платежа.

· Средство накопления.

· Мировые деньги.

Денежный рынок.

Де́нежный ры́нок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила название рынок капитала (англ. Capital market). Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории — финансовый рынок.[1].

Денежный рынок может быть подразделён на:

Рынок краткосрочных ценных бумаг

Рынок межбанковских кредитов

Рынок евровалют[2]

Участники денежного рынка

Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников[2].

В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают[1]:

· Банки

· Небанковские кредитные организации

· Предприятия и организации различного типа — юридические лица

· Физические лица

· Государство в лице определённых органов и организаций

· Международные финансовые организации

· Другие финансово-кредитные учреждения

· В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:

· Банки

· Профессиональные участники фондового рынка

· Брокеры

· Дилеры

· Управляющие компании

· Другие финансово-кредитные учреждения

Банковская система РФ.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — коммерческими банками. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Налоги и налогообложение.

Принципы налогообложения

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения:

· - принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);

· - принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом);

· - принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждый должен платить налоги и все налоги устанавливаются по общему правилу);

· - принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование);

· - принцип определенности налоговой обязанности (налоги должны быть сформированный так, чтобы они были понятны);

· - принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах);

· - принцип единства экономического пространства РФ и единой налоговой политики.

· Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.

 

Налоговая политика строится на исследовании возможности:

· - создать новые модели управления налоговой системой;

· - улучшить ее организацию;

· - изменить действующие налоговые режимы (в плане улучшения).

Выделяют три типа налоговой политики государства:

· политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». Проводится государством в экстренных случаях (экономический кризис, ведение военных действий);

· политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, снижает объем социальных гарантий;

· политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения.

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 324 дня].

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Госбюджеты и госдолг.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет  собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

· Федеральный бюджет

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Доходы и расходы

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.[1]

Доходы формируются за счет:[2]

· налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

· неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

· доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[3]

Все расходы можно подразделить на следующие группы:[2]

· военные;

· экономические;

· на социальные нужды;

· на внешнеполитическую деятельность;

· на содержание аппарата управления

Валютные курсы.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Формы валютного курса

· Колеблющийся — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан на использовании рыночного механизма.

· Плавающий — разновидность валютного курса, который колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования. Так, для ограничения резких колебаний курсов национальных валют, которые вызывают неприятные последствия валютно-финансовых и экономических отношений, страны, вошедшие в Европейскую валютную систему, ввели в практику согласование относительных взаимных колебаний валютного курса.

· Фиксированный — официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах. Он допускает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте или долларах США при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют в оговоренных границах (порядка одного процента).

Национальная экономика, цели и основные макроэкономический показатели.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного производства.Основа:предприятие,фирмы,домашние хозяйства.

Цели национальной экономики:

· Стабильный рост объёма национального производства

· Стабильный уровень цен

· Высокий уровень занятости

· Поддержание внешнеторгового баланса,т.е. достижение равновесия между экспортом и импортом,стабильный курс нац.валюты.

Каждая национальная экономика им


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.