Трудовая деятельность, как объект изучения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Трудовая деятельность, как объект изучения.

2021-03-17 61
Трудовая деятельность, как объект изучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С целью изучения и проектирования содержания, последовательности, способа выполнения и длительности отдельных элементов операции последние подразделяются на комплексы приемов, приемы, трудовые действия и движения.

Характеристика элементов трудового процесса и основные принципы их организации.

Трудовой процесс является основой любого производства — как ручного, так и механизированного.

$Трудовой процесс представляет собой совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе выполнения конкрет­ных работ (функций). Содержание и структура трудового процесса зависят от производственного задания, применяемой технологии и ис­пользуемых материальных и технических средств.

$Основным элементом трудового процесса является опера­ция — часть производственного процесса, осуществляемая одним работником или группой на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

$Комплекс приемов представляет собой совокупность трудовых приемов по выполнению какой-либо законченной, тех­нологически однородной части операции. Например, комплекс приемов «установка и закрепление детали в трехкулачковом патроне» может быть расчленен на два трудовых приема: «уста­новить деталь в патрон» и «закрепить деталь».

Трудовые приемы в свою очередь могут быть расчленены на трудовые действия.

$Трудовым действием называется совокупность трудовых дви­жений, совершаемых без перерыва рабочими органами человека для выполнения части приема, например «взять деталь», «вста­вить деталь в патрон».

$Движением называется однократное перемещение рук, ног, пальцев и туловища работника при выполнении трудового дейст­вия. Так, трудовое действие «взять деталь» состоит из двух движений — «протянуть руку к детали» и «взять деталь паль­цами».

 

$Трудовые движения классифицируются следующим образом:

· по виду движения - на переместительные, хватательные, освободительные и поддерживающие;

· по направленности - активные и пассивные;

· по технологическому содержанию - основные и вспомогательные;

· по способу выполнения-движения пальцев, кисти, рук, ног, корпуса, головы, глаз;

· по точности движения - приноровительные и свободные.

 

Несмотря на многообразие трудовых процессов, каждая ручная работа выполняется последовательно, параллельно или последовательно - параллельно путем сочетания основных четырех видов трудовых движений:

· хватательные, направленные на то, чтобы взять или захватить пальцами рук тот или иной предмет или отдельные части орудий труда:,

· переместительные для выполнения хватательного движения, а также движения рук, ног, корпуса, совершаемые для перемещения предмета труда или отдельной части орудии труда /протянуть руку, переместить руку с предметом или части орудия труда, в т.ч. передвинуть, повернуть, поднять, опустить, совместить/;

· поддерживающие движения, направленные на сохранение на некоторое время положение предмета относительно других предметов или частей оборудования и т.п. /поддержать, удержать/;

· освободительные движения, направленные на то, чтобы освободить руку работника от находящейся в ней предмета или части орудий труда /освободить, отпустить, отнять руку/.

? Для чего необходимо подобное разделение?

? Для чего учителю технологии необходимо знать эту структуру?

$Системы профессионального обучения, используемые в технологическом образовании школьников.

 

Предметная система производственного обучения является исторически первой системой практического обучения какому-либо труду в сфере материального производства. В России она стала зарождаться в процессе обучения ремесленному труду. Но в виде предмета ручной труд появился в программе школы только в конце XIX в. и был введен в 1884 г. в Санкт-Петербургском учительском институте и образцовом училище, которое существовало при нем. Занятия велись по шведской системе с использованием коллекций моделей, которые изготовлялись первым руководителем этого направления в России К. Ю. Цирулем, преподававшим на курсах Нэсской учительской семинарии [4].

Основной идеей и достоинством шведской системы обучения ручному труду было использование в качестве изготавливаемых объектов труда предметов городского и сельского обихода. Имелась в виду подготовка ученика-подмастерья, который вначале помогал мастеру, приглядываясь к его работе, а затем сам начинал изготовлять те изделия, которые делал мастер. С возникновением ремесленных училищ этот процесс был упорядочен и превращен в систему, получившую название "предметной", суть которой заключалась в том, что ученик, изготовляя установленный перечень деталей, овладевал всеми операциями, характерными для данного вида труда, знакомился с целостным процессом и овладевал навыками организации труда, проявлял заинтересованность к работе. Обучение сочеталось с производительным трудом, средствами которого служили инструменты и приспособления, необходимые для изготовления деталей.

В связи с увеличением числа мануфактур и развитием производства с разделением труда, дроблением технологического процесса на отдельные операции требовались рабочие, умевшие хорошо выполнять трудовые операции. Отвечая на эти потребности, в Московском техническом училище под руководством Д. К. Советкина в 1860-е гг. была разработана система производственного обучения, получившая название операционной, где главным элементом труда стала отдельная операция. Весь процесс изготовления технической продукции делился на отдельные операции, выделялись сходные процедуры при изготовлении различных изделий, а отрабатывались они не в процессе производства, а на специальных учебных моделях. После освоения всех основных трудовых операций, присущих определенному роду деятельности, учащиеся переходили к изготовлению изделий. Операционная система получила широкое распространение как в России, так и в других странах. Интересно, что за рубежом она получила название "русской системы".

К недостаткам такой системы можно отнести следующее: выполнение операций не зависит от объектов труда, они выполняются на заготовках, учащиеся не видят результатов своей работы, что снижает их интерес к выполнению задания. Формирование умений по организации труда, рациональному планированию последовательности и сочетания операций, характерных для полного изготовления изделий, также остается за рамками этой системы.

Операционно-комплексная система представляет собой соединение операционной и предметной составляющих, что предполагает предварительный отбор объектов труда таким образом, чтобы при их выполнении последовательно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда. Такое постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть вышеназванной системы.

Моторно-тренировочная система была разработана в 20 - 30-е гг. прошлого столетия Центральным институтом труда (откуда второе название - система ЦИТа), занимавшимся проблемами производственного обучения рабочих. В этой системе выделялось четыре этапа. Первый - тренировочные упражнения на учебных моделях, когда внимание учащихся сосредоточивалось на выполняемых трудовых движениях. Второй - выполнение отдельных трудовых операций, доводимых до автоматизма. Третий - сочетание трудовых операций и целостного трудового процесса при изготовлении простейших изделий. Четвертый - самостоятельное изготовление учениками изделий, характерных для изучаемого вида труда.

При использовании данной системы обнаружился разрыв между обучением и производственным процессом. С учетом дополнения моторно-тренировочной системы отдельными процедурами, характерными для операционно-предметной системы, в которой удачно сочетаются учебный и трудовой процессы, была выработана новая операционно-комплексная система, сочетающая в себе положительные элементы других.
На сегодняшний день разработан еще ряд систем обучения, в том числе проблемно-аналитическая, предметно-комплексная, конструкторско-технологическая и т.п.

? В чем достоинства и недостатки каждой из перечисленных систем?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.