Оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь, как фактора развития инвестиционной деятельности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь, как фактора развития инвестиционной деятельности

2021-03-17 122
Оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь, как фактора развития инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций» (11 октября 1985 г.).

Кроме того, Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне.

В настоящее время заключено более 50 договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, которыми предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др.

На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту. В настоящее время утверждён Закон Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. №313-3 «Об инвестиционной деятельности».

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности.

Предоставлен ряд преференций:

. В свободных экономических зонах,

. Малых и средних городах,

. Сельской местности,

. Парке высоких технологий,

. Малых предприятиях, а также

. При заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

. В республике действуют шесть свободных экономических зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест»), которые представляют собой территории со специальными таможенными, регистрационными и налоговыми режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Льготы по этому режиму распространяются на производство и реализацию импортозамещающих товаров и экспортируемых (товаров и услуг).

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации таких товаров, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. В последующем - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50% от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12%.

Резиденты СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.

При реализации в республике импортозамещающей продукции собственного производства по перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке в размере десять (10) процентов.

Инвестиционный проект, реализуемый в СЭЗ, должен соответствовать следующим критериям:

1. сумма инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя эквивалентна не менее 1 млн. евро;

2. удельный вес товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы Республики Беларусь, в общем объеме реализуемых товаров (работ, услуг), - не менее 70%.

. Большое внимание государство уделяет развитию бизнеса в малых и средних городах Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», с целью решения проблемы занятости, повышения уровня и престижности проживания в этих городах.

Для более активного создания новых производств в малых городах и привлечения инвестиций на эти территории предусмотрены дополнительные налоговые льготы и преференции.

Так, организации вправе не исчислять и не уплачивать в течение семи лет налог на прибыль, в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета, а в течение пяти лет - иные налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента), отчисления в инновационные фонды.

Основные неналоговые преференции в малых и средних городах:

1. в течение пяти лет со дня их создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду;

2. самостоятельное определение условий, объемов, видов закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условий, объемов и видов реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

.   право привлечения иностранных страховых организаций, иностранных страховых брокеров для страхования имущественных интересов;

.   отмена мер нетарифного регулирования, исключительных прав на осуществление внешней торговли отдельными товарами, требования заключения сделок на биржевых торгах по биржевым товарам, а также неприменение других мер государственного регулирования и др.

. В целях стимулирования развития предпринимательской деятельности в сельской местности Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности», привлечения инвестиций в сельское хозяйство и социальную сферу села, развития новых сфер занятости сельского населения и активизации создания дополнительных рабочих мест, действующее законодательство предусматривает значительные налоговые льготы и преференции для субъектов хозяйствования, работающих на селе.

Льготы распространяются как на созданные организации и индивидуальных предпринимателей, так и на вновь образуемые.

Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сельской местности, предусмотрены льготы по уплате налога на прибыль, подоходного налога (для индивидуальных предпринимателей), налога на недвижимость, государственной пошлины, отчислений в инновационные фонды (при осуществлении деятельности в области строительства), а также освобождение от таможенных платежей товаров, ввозимых в качестве вкладов в уставные фонды. В настоящее время указанные льготы распространены на услуги по оказанию международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания, а также на организации, осуществляющие торговую посредническую деятельность.

. Льготные условия в республике имеют также резиденты Парка высоких технологий Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 «О парке высоких технологий».

Резиденты освобождены от: налога на прибыль; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь; земельного налога на период строительства, но не более чем на 3 года; налога на недвижимость; оффшорного сбора с резидентов ПВТ при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам); ввозных таможенных пошлин и НДС для осуществления видов деятельности, согласно Перечня таких товаров, утвержденного Президентом Республики Беларусь.

При расчете ставки арендной платы в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории ПВТ и арендуемого резидентами ПВТ, к базовой ставке, определенной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», применяется понижающий коэффициент 0,5.

Доходы, которые получают физические лица, полученные от резидентов ПВТ, облагаются подоходным налогом по фиксированной ставке 9%, вместо установленных по стране 12%.

С доходов, получаемых от резидентов ПВТ иностранными компаниями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по долговым обязательствам, роялти, лицензиям и в виде дивидендов, налог взимается в размере не превышающем 5%.

. В Республике существует система упрощенного налогообложения, весьма удобная для малого и среднего бизнеса Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. №349 «О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения».

В Беларуси самый высокий барьер для упрощенной системы налогообложения по сравнению с другими странами СНГ. Если валовая выручка предприятия составляет менее 12 млрд. бел. рублей, оно работает по упрощенной системе налогообложения. Раньше этот порог составлял Br4 млрд. Привлекательность упрощенной системы налогообложения состоит в ведении упрощенного учета, а также в том, что уплата одного налога заменяет практически все налоги, кроме НДС. Кроме того, если валовой доход при размере валовой выручки составляет 3,4 млрд. бел. рублей, то применяется система без уплаты НДС. Ранее такое право имели субъекты хозяйствования при размере валовой выручки 1,177 млрд. бел. рублей.

. Дополнительные льготы и преференции, предоставляются инвесторам при заключении Инвестиционного договора с Республикой Беларусь. В настоящее время действует более 730 инвестиционных договоров на сумму порядка 15 млрд. долл. США.

Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.

В целях совершенствования условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и устранения проблемных вопросов, выявленных в ходе практического применения Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 (ред. от 13.09.2010) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 №4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот.

Для инвестиционных договоров, заключаемых с 9 августа 2011 года, установлены следующие правовые условия.

В качестве стороны инвестиционного договора, возможно определение нескольких субъектов, которые, будут совместно реализовывать один инвестиционный проект.

Сохранено два уровня заключения инвестиционных договоров. Инвестиционный договор заключается на основании решения:

1. республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - государственный орган), областного (Минского городского) исполнительного комитета, если таким инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору дополнительных льгот и преференций, кроме установленных законодательством;

2. Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.

Инвестор после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта:

имеет право на:

1. строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства. В случае применения проектной документации, разработанной в соответствии с зарубежными нормами проектирования и стандартами в области строительства, введенными в действие на территории Республики Беларусь, выполняются работы по привязке объектов к месту их размещения с учетом технических условий на инженерно-техническое обеспечение и результатов геологических и геодезических изысканий. В иных случаях применения проектной документации, разработанной за рубежом, осуществляется ее корректировка для приведения в соответствие с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь;

2. предоставление в аренду земельного участка требуемого размера без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в намечаемом месте его размещения для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом (далее - земельный участок), с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом инвестор до государственной регистрации в установленном порядке создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам;

.   строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира. Получаемая при этом древесина реализуется в установленном законодательством порядке;

.   вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы налога на добавленную стоимость, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с указанием соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, представленный инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, в налоговые органы;

.   определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства;

освобождаются от:

1. внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, перечисляемой в республиканский или местный бюджет или фонд развития соответствующей свободной экономической зоны;

2. земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов;

.   возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка;

.   отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора;

.   ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта.

.   уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором для реализации инвестиционного проекта, - за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь. При этом срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, не может превышать семи календарных дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) привлечения иностранного гражданина, лица без гражданства - двух рабочих дней;

.   налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора.

Таким образом можно сказать что, благоприятный инвестиционный климат в Беларуси обусловлен абсолютными и сравнительными преимуществами:

• выгодное географическое положение в центре Европы;

• благоприятные природно-климатические условия;

• политическая, социальная и экономическая стабильность;

• высококвалифицированные специалисты и сравнительно дешевые трудовые ресурсы;

• высокий научно-технический и промышленный потенциал;

• емкий внутренний рынок;

• единое таможенное пространство с Российской Федерацией;

• законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Для экономики страны характерны развитая банковская система, растущий рынок финансовых и страховых услуг. Сегодня экономика республики вступила в фазу мультипликативного воспроизводства инвестиционных ресурсов, что является важнейшей предпосылкой устойчивого и динамичного ее развития.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.