Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-03-17 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Общие задачи, по мнению ряда авторов [275; 407; 442], решаемые социальным работником вне зависимости от организационного контекста работы, связаны с необходимостью первоначальной диагностики, управлением процессом группообразования и осуществлением спланированного вмешательства.
Как мы уже отмечали, для организационного подхода к групповой социальной работе первичными являются цели индивидуального развития. И поскольку социальный работник здесь выступает в качестве посредника между индивидуальными потребностями и запросами клиента, групповыми условиями и внешней социальной средой, то диагностическая активность социального работника направляется на определение и спецификацию актуальной или потенциальной проблемы клиента, изучение причинно-следственных отношений. Диагностические цели достигаются через изучение истории развития клиента, его поведенческого репертуара личностных особенностей вместе с проблемной ситуацией, в которой он оказался. В таком подходе к диагностике вполне очевидно прослеживаются традиции описанной нами выше психосоциальной парадигмы.
Когда проблема идентифицирована и диагностически описана, клиент и работник совместно принимают решение о том, необходимо ли вмешательство социального работника, и если необходимо — определяют модальность вмешательства: индивидуальная работа с клиентом, работа в группе или изменение внешних ситуационных условий. При этом клиент должен быть информирован о имеющемся выборе видов помощи.
После этого, как сделано решение о групповом контексте работы, социальный работник ищет способы организации группового процесса. В некоторых агентствах (разнообразные детские учреждения, клубы) группы уже целенаправленно сформированы. В других случаях, например при реализации программ работы с уличными группировками, социальный работник ищет подходы к стихийно сложившимся группам. Здесь социальному работнику важно определить для себя и для группы, какую помощь и каким образом он может предложить. В тех случаях, когда социальный работник сам формирует группу, он прежде всего учитывает функцию агентства, возможные цели группы, тип проблемы, ради решения которой создается группа.
|
На первых встречах группы усилия социального работника сосредоточиваются на прояснении групповых целей, установлении основных правил, касающихся времени, места и процедур взаимодействия, установления сферы взаимной ответственности участников группы и социального работника. Эта стадия заканчивается, таким образом, достижением согласия относительно целей и условий работы.
Далее, уже непосредственно в процессе работы перед социальным работником возникает уже ряд собственно «технологических» задач. Он принимает решение относительно: 1) «мишени для групповой работы; 2) стратегии своей деятельности в группе; 3) техники и тактики стимулирования групповой жизнедеятельности.
Отбор объекта («мишени») работы предполагает определение совместно с участниками группы тех аспектов структуры их личностного опыта (эмоции, установки, когнитивные процессы, социально-ролевое поведение) и/или средовых условий, которые требуют определенных изменений для достижения взаимосогласованных целей. Когда объектом выступают средовые условия, то требует прояснения вопрос о том, кто станет катализатором изменений в социальной среде — социальный работник от имени группы или сама группа.
Гарвин и Глассер определили, что работа группы может концентрироваться в трех направлениях [281, p. 95]. Усилия могут быть направлены: 1) на стимулирование индивидуальных изменений в каждом из участников (например, молодые родители стремятся повысить свою педагогическую компетентность через курс лекций или консультаций со специалистом); 2) на изменение существующих в социальной среде структур и возможностей для того, чтобы привести их в соответствие с потребностями членов группы (например, студенческое объединение просит о встрече с руководством колледжа с целью убедить его в необходимости изменить часы работы библиотеки); 3) на создание новых структур (например, молодые люди пытаются создать в своей общине молодежный клуб или спортивную команду).
|
В зависимости от выбора объекта работы определяется и стратегия работника. Стратегия может включать инициирование и поддержку групповой дискуссии, стимулирование взаимного обучения, элементы поведенческого тренинга и разыгрывание ролей, создание системы подкреплений в группе, изменение содержания и моделей коммуникации в группе, организацию групповой активности.
Техника и тактика действий в свою очередь зависят от выбранной стратегии и персонального стиля социального работника. Совокупность действий, входящих в «технику», может быть весьма большой (например, обучение какому-либо умению), но может ограничиваться только одним действием или даже намеренным бездействием. Примером такой техники является «использование молчания» [372].
Если теперь обратиться к специфике групповой работы в рамках организаций с различными целевыми функциями, то она определяется прежде всего типическими проблемами и особенностями контингента, с которыми приходится иметь дело социальным работникам в этих организациях. К сожалению, мы не смогли найти у авторов, разрабатывающих данный подход, каких-либо статистических ссылок относительно типов проблем, состава участников групп. Впрочем, возможно, такие данные существуют, но оказались вне поля нашего зрения. Так что это не дает нам права усомниться в верности описываемых тенденций.
Так, групповая работа в организациях с функциями уменьшения аномии, по мнению Глассера и Гарвина [281] как правило включает различные дискуссии и обсуждения и по стилю напоминает описанные нами выше Т-группы. Участники группы обычно высоко мотивированы к работе и не имеют серьезных нарушений в социальном функционировании. Поэтому им нужна главным образом организационная помощь и краткосрочные программы работы. Групповой процесс вскрывает нормы, отсутствующие в структуре индивидуального и социального опыта участников. Например, нормы и ценности родной семьи могут отличаться от ценностей общины, в которой живет клиент-участник группы. В групповой дискуссии эта проблема может стать предметом обсуждения с другими участниками испытывающими, возможно, те же трудности. Таким образом, группа дает возможность узнать и сравнить точки зрения других людей, уточнить собственную позицию, прояснить жизненные альтернативы и расширить собственный кругозор. Объектом работы здесь является система индивидуальных установок и знаний участников. Поэтому в этом случае используются стратегии и техники, позволяющие осознать свои внутренние и внешние конфликты — проигрывание жизненных ситуаций, словесная автобиография, техники «двух стульев» (когда один участник проигрывает диалог между двумя основными действующими лицами конфликта или любой другой воображаемой или реальной ситуации, подробнее см.: 118, c. 157—165).
|
Группы, создаваемые в рамках организаций с функциями социализации, достаточно разнородны. В тех случаях, когда они состоят из взрослых (например, молодых родителей или людей, готовящихся к выходу на пенсию), то в ней сильны добровольные мотивы. В детских группах, создаваемых, например, в школе, мотивация может быть амбивалентна, и поэтому здесь возникает необходимость в особом вовлечении в групповую работу.
Деятельность социального работника с группой в контексте подобных организаций направляется на то, чтобы создать условия для индивидуализированного процесса обучения [300]. Предметом обучения здесь выступают специфические жизненные знания, навыки и умения. Способы организации обучения включают как обычные дидактические методы (лекция, дискуссия), так и различные поведенческие тренинги (ролевая игра). Внешне групповой план активности социального работника и группы направлены на создание во внешней среде организационных условий для работы группы.
|
Основная цель организаций с функциями социального контроля — видоизменение определенных типов поведения, которые определяются обществом как девиантные и неприемлемые. Природа таких организаций часто авторитарная и принудительная. Особенно это касается закрытых учреждений, составляющих в основном данный тип. Предлагаемые здесь виды помощи и коррекции часто связаны с моментом официальной предписанности и соответственно могут вызывать отторжение и сопротивление клиентов. К тому же это сопротивление может стимулироваться субкультурой учреждения и воспроизводиться в процессе групповой работы. Группа может стать как источником нового опыта и ценностей, так и, наоборот, способом закрепления антисоциальных установок. Поэтому социальный работник при формировании группы должен рассмотреть возможность создания гетерогенного по социальным ориентациям участников объединения, стараясь «просеивать» его индивидами, демонстрирующими стремление к просоциальным целям. Стратегия работы с группой подразумевает в этом случае генерирование особого позитивного группового давления и демонстрацию позитивных способов организации жизнедеятельности в сочетании с эмоциональной поддержкой, принятием индивида и рефлексивным рассмотрением причин и следствий девиантного поведения. При работе с группой социальному работнику необходимо достичь соглашения о совместной деятельности хотя бы по некоторым пунктам, определить хотя бы одну общую цель (например, обсудить альтернативы, открывающиеся в дальнейшем жизненном пути). Там, где соглашения достигнуть не удается, социальный работник может сосредоточить усилия либо на индивидуальной работе, либо на структурных изменениях в рамках организации, в которой осуществляется деятельность. Примером работы со структурными изменениями является, в частности, создание программы профессиональной подготовки для подростков, осужденных условно за различные правонарушения.
Таким образом, деятельность социального работника в организациях, связанных с функциями социального контроля, так или иначе преследует цели ресоциализации. Но по отношению к основным функциям учреждения — социальному контролю — эти цели остаются вторичными. В то же время в США существует масса программ, главное направление деятельности которых — непосредственная ресоциализация различных депривированных групп населения. В их число входят программы реабилитации и консультирования инвалидов, наркоманов и т. п. и членов их семей, профессиональной переподготовки для хронически безработных и др. Подобные программы ориентированы на развитие и изменение системы персональных ценностей, знаний и умений тех людей, кто в силу неблагоприятных обстоятельств оказался перед необходимостью изменить сложившиеся образцы жизнедеятельности. Особенности групповой социальной работы в контексте этих программ заключаются в том, что здесь как бы соединяются черты, присущие вышеописанным моделям работы с группой. Во-первых, здесь широко используются, по данным М. Хатфорд [300], дискуссионные и тренинговые методы, позволяющие через общение с другими участниками группы переоценить индивидуальную систему социальных установок и жизненных перспектив. И во-вторых, программы реабилитации предполагают активное применение методов прямого обучения новым профессиональным и социальным знаниям, умениям и навыкам.
|
Таким образом, взаимодополнительная модель социальной работы с группой, представляемая организационным подходом, нацелена на то, чтобы, во-первых, помочь каждому члену группы полнее реализовать свой потенциал через организацию совместного группового опыта и, во-вторых, помочь группе более эффективно достичь взаимоопределенных коллективных целей. Подразумевается, что социальный работник инициирует создание группы (или входит в уже сложившуюся), члены которой нуждаются друг в друге для решения общих проблем и удовлетворения индивидуальных потребностей, и помогает согласовать цели, задачи и условия совместной деятельности, а также характер и содержание действий группы и социального работника в рамках сферы компетенции и функциональной ответственности конкретного социального агентства, учреждения или института. Основная задача социального работника — стать посредником во взаимодействии между членами группы и группы с внешними структурами. Внутригрупповой план работы подразумевает структурирование отношений между членами группы, дифференциацию и закрепление групповых ролей. Усилия здесь направляются на достижение групповой сплоченности, на создание климата доверия и делового сотрудничества с тем, чтобы группа стала эффективной средой для индивидуального развития и личностного роста. Область внешних взаимодействий группы организуется социальным работником через налаживание контактов и «переговорного процесса» с внешними системами (кто, чем и на каких условиях может помочь). Формы организации групповой жизнедеятельности включают групповые дискуссии, групповой тренинг, формальное коллективное обучение (лекция, семинар, консультация), предметную социальную активность (то есть организованные действия группы в социальной среде) и т. д.
Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что групповая социальная работа понимается в США как целенаправленное и упорядоченное взаимодействие социального работника с группой объединенных общими интересами людей в рамках общих задач социальной работы и целей участников группы. Групповая работа может инициироваться с целью психологической и педагогической реабилитации или коррекции участников группы, их обучения или социализации и тем ограничиваться рамками внутригрупповой деятельности. Но во многих случаях социальный работник решает задачи, связанные с организацией внешней активности группы в социальной среде, помогает членам группы контролировать и изменять существующие в их социальном окружении структуры, социальный работник тем самым стимулирует у членов группы процесс самоосознания самих себя как равноправных субъектов социальной жизнедеятельности и общественного прогресса.
Приоритетными для групповой работы являются задачи улучшения социального функционирования индивида через включение его в значимые отношения с другими людьми за счет:
1) организации опыта групповой деятельности и социальной активности;
2) расширения сферы индивидуального опыта в интенсивном и рефлексивном общении;
3) включения в продуктивную, творческую и развивающую деятельность.
Соответственно группа в социальной работе может выступать, как ассоциация единомышленников, и в этом качестве служить средством достижения социальных и правовых целей. Группа может быть «лабораторией общения», условием расширения самосознания и контекстом достижения индивидуально-психологических целей. И наконец, группа может стать средством обогащения и развития индивидуальной жизнедеятельности и социального опыта личности, являясь одновременно инструментом социально значимого целедостижения и стимулом для индивидуального самоизменения и саморазвития.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!