Модель «социальных целей» в групповой социальной работе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Модель «социальных целей» в групповой социальной работе

2021-03-17 76
Модель «социальных целей» в групповой социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Она возникла на ранних стадиях развития социальной ра­боты, когда своей основной задачей социальные работники видели создание системы социальной помощи в рамках об­щины и государства. В этой модели группа рассматривается прежде всего как ассоциация граждан, существующая в кон­тексте сложноструктурированного и инс­титуализированного общества. Именно внешние социальные и культур­ные инсти­туты определяют наличие и доступность ресурсов, необхо­ди­мых для удовлетворения базовых индивидуальных, групповых и со­циальных потребностей. Личное и общественное благо­состояние взаи­мосвязаны в той мере, в какой люди опти­мально функционируют и вы­полняют свои гражданские обя­занности и задачи через участие в жизнедеятельности соци­альных институтов, таких как семья, эконо­мика, политическая система. Люди сталкиваются с трудностями, ког­да социальные структуры и институты действуют неэффективно или неадек­ватно и не обеспечивают оптимальных стандартов существо­ва­ния [409; 303]. И в этом случае они имеют право на органи­зованные действия с целью изменения существующих соци­альных структур.

Эта модель, таким образом, ориентируется на оказание помощи группам в достижении социально значимых в контек­сте общины целей и решении организационно-правовых про­блем на местном уровне. Стратегия деятельности группы здесь определяется социально-детерминированными интере­сами. Социальный работник выступает в качест­ве координа­тора деятельности группы или ее представителя, кон­сультанта или даже в качестве лидера-активиста. Подобные формы групповой работы используется главным образом в рамках деятель­ности общественных советов, общинных центров и сеттльмент-центрах (то есть специальных центров, цель кото­рых — организация взаимопомощи и установление конструк­тивных и кооперативных отно­шений между жителями об­щины). Групповая работа на основе модели социальных целей осуществляется преимущественно социальными ра­ботниками, специализирующимися в области организации общины и со­циального планирования. Эту сферу социальной работы мы рассмотрим далее, где и остановимся подробнее на подобных формах работы с группой.

 Коррекционная модель (R emedial Model).

Основная цель групповой работы при данной модели за­клю­чается в том, чтобы посредством специально организован­ного внутригруппового взаимодействия и общения внести коррективы в структуру самосознания и/или поведения участ­ников группы. Речь идет о спе­циально создаваемых малых группах, участники которых при содейс­твии ведущего (в дан­ном случае — социального работника) включают­ся в своеоб­разный опыт интенсивного общения, во время которого они учатся пониманию других и самопониманию, делятся своими переживаниями, постигают принципы неформального и меж­личностного контакта. Иными словами, приобрета­ют особый психологический опыт рефлексивного общения. Совершенс­твование внутреннего и внешнего опыта включает процесс пе­рест­ройки, коррекции уже сложившегося, наличного потен­циала участни­ков. Группа в этом случае выступает как особая реальность, условие индивидуальных изменений ее членов.

Подобные группы широко распространены в практике психологи­ческой помощи и реабилитации и представлены ог­ромным разнообразием теоретических школ и направлений: от групп тренинга сензитивности до групп танцевальной тера­пии, от групп встреч до групп тренинга умений, от групп те­рапии искусством до гештальтгрупп и психодра­мы. Каждое направление формирует свою систему понятий, теорети­ческих постулатов и принципов, создает свое представление о целях и методах организации группового процесса. Так, например, це­ли групповой деятельности в зависимости от теоретической ориен­тации могут определяться как достижение участниками групп индиви­дуальной адаптации в социуме (поведенческие подходы), осознание внутриличностных конфликтов (психо­анализ, гештальттерапия), осу­ществление жизненных смыслов (экзистенциализм), самоактуализация (гуманистическая пси­хология). Соответственно, различаются и спо­собы и проце­дуры достижения этих целей. Подробный анализ подходов к групповой психокоррекции и терапии выходят за рамки на­шего исс­ледования, тем более, что многие из них детально описаны и проа­нализированы в отечественной литературе [118]. Кроме того, групповая психокоррекция не является ос­новным направлением для социальной работы, применяемые здесь методики лишены профессио­нальной специфичности, к тому же репертуар их достаточно ограни­чен. Поэтому мы ко­ротко остановимся на некоторых из них, имеющих наиболее широкую сферу применения в социальной работе.

Из всего разнообразия терапевтических групп, по замеча­нию Э. Троппа, наиболее релевантны целям социальной ра­боты группы встреч (иначе Т-групп, группы сензитивности) и группы тре­нинга умений [442, c. 1326].

В основе концепции Т-групп лежит идея К. Левина о том, что эффективная коррекция неадаптивных индивидуальных установок и вы­работка новых форм поведения возможна толь­ко в групповом контекс­те, где люди учатся видеть себя таки­ми, как их видят другие. Цель всех Т-групп — личност­ный рост посредством расширения осознания себя и других, а так­же процессов, происходящих в группе. Т-группы исполь­зу­ются как обучающая лаборатория для развития и отработки умений межличностного общения в процессе принятия реше­ния. Груп­повая работа здесь предполагает сознательное и це­ленаправленное использование всей совокупности взаимоот­ношений, возникающих внутри группы (то есть групповой ди­нами) в коррекционных целях. Основной механизм группо­вого процесса — предоставление обратной связи. Обратная связь осуществляется, например, когда одни участники груп­пы сообщают другим о своих реакциях на поведение дру­гих с целью по­мочь им откорректировать «курс» в направле­нии достижения целей. Те участники, которые хотят лучше понять себя и других, расширить самосознание, могут полу­чить об­ратную связь об особенностях своего поведения и при­вычках. На практике цели Т-групп определяются в основном ее участ­никами. Это могут быть повышение коммуникативной или ролевой компетентности, исследование и решение специ­фиче­ских организаци­онных проблем и т. д. Основная форма работы — групповая дискуссия.

Группы тренинга умений развиваются в контексте бихе­виористской парадигмы в психологии и педагогике. Их целью является обуче­ние адаптивным умениям, необходимым при решении сложных жизненных ситуаций. Группы тренинга умений стараются соединить дидактичес­кое и практическое обучение. Как отмечает К. Рудестам, группа тре­нинга умений — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психологических занятий [118, c. 139]. Задача данного обуче­ния в том, чтобы отрепетировать такое поведение, которое рассматривает­ся как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Основные процедуры связаны с ролевым проигрыванием сложных для члена группы ситуаций. Руково­дитель здесь выступает в качестве тренера, который активно участвует в моделировании поведения участников. Поведен­ческие методы применяются руководителями груп­пы, обу­чающими таким жизненным умениям, как родительские уме­ния, принятие решений и планирование карьеры, установле­ние меж­личностных контактов, поддержка уверенности в себе.

Таким образом, коррекционная модель групповой соци­альной ра­боты направлена главным образом на достижение индивидуальных целей и удовлетворение индивидуальных по­требностей участников группы. Группа рассматривается в ка­честве социально организован­ной среды, особой реальности, отделенной от внешнего мира рамками обусловленного обще­ния. Такие группы ориентированы прежде всего на решение психологических проблем. Но специфика использования кор­рекционных групп в социальной работе связана с тем, что они обычно применяются в рамках общеразвивающих и учебных задач в русле нормативного развития. Группа в этом случае является инс­трументом неформального обучения. Любые дру­гие проблемы, связан­ные с психологическими расстройствами и заболеваниями, остаются в компетенции специально подго­товленных психологов, психотерапевтов и психиатров.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.