Нормативно - правовой акт : понятие , основания типологии . Правосодержащие и првоприменяющие акты. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нормативно - правовой акт : понятие , основания типологии . Правосодержащие и првоприменяющие акты.

2021-03-17 200
Нормативно - правовой акт : понятие , основания типологии . Правосодержащие и првоприменяющие акты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт -- это акт правотворчества, в ко-тором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся кон-ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель-ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.Дру-гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова-нии общественных отношений.В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи-руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе-риод.Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри-дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис-тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде-ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно-го выражения.С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще-ственного прогресса. Переход к всеобщему нормативному регулированию осу-ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас-пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо-средственно касались интересов государственной власти. Частные иму-щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор-мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла-дающей формой правового регулирование общественных отношений.В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. С.220.1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотвор-ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод-ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со-стоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.Правотворчество -- это деятельность, направленная на подготов-ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо-средованное (государственное) правотворчество.Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке прини-мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра-вовых норм, охраняемых государством.2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза-тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв-ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер-сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа-цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга-ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи-мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер-жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу-дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны-ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ-никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро-ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра-ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произве-дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го-сударственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на-звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при-нявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).5. В нормативных актах нормы права группируются по определен-ным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).2.2. Классификация нормативно-правовых актовКлассификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объ-ему и характеру действия; субъектам, их издающим. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. С.221.По юридической силе все нормативно-правовые акты подразде-ляются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их класси-фикации. Она определяет их место и значимость в общей системе госу-дарственного нормативного регулирования.В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вы-шестоящих правотворческих органов обладают более высокой юриди-ческой силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По-следние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, изда-ваемых вышестоящими правотворческими органами.Нормативно-правовые акты классифицируются также по содер-жанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объек-тивно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах со-держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уго-ловное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они вклю-чают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.По объему и характеру действия нормативно-правовые акты под-разделяются:-- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;-- на акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, на-ходящихся на данной территории;-- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регу-лятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключи-тельных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).По основным субъектам государственного правотворчества норма-тивно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый выс-шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребно-стей населения страны.Признаками закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, являются:1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;2) законы принимаются по основным, наиболее существенным во-просам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлет-ворения интересов личности;3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не Присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате ре-ферендума также осуществляется в законодательном порядке, пред-усмотренном Законом о референдуме;4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны ка-кого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламен-том, неконституционным, однако отменить его может только законода-тельный орган;5) законы представляют собой ядро всей правовой системы госу-дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.Ведущее и определяющее положение законов в системе норматив-но-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности -- верховенство закона в регулировании общественных от-ношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу зако-нодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали-зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от-ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы прини-маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта-ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые осно-ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юриди-ческой силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регули-рование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин-тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные по-ложения законов применительно к своеобразию различных индивиду-альных, интересов.По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам изда-ния и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государ-ственное управление обществом, координируются экономические, соци-альные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие пред-писания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламент-ской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель-ности определяются конституцией страны или специальными конститу-ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо-ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные ак-ты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не-обходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государ-ственного управления экономикой, социальным строительством, здра-воохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из-дают местные органы представительной власти и органы местного са-моуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан-ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста-новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ-ным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструк-ции). В ряде стран определенные структурные подразделения правитель-ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются право-творческими функциями, которые делегируются законодательной влас-тью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт-ные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие норма-тивно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юри-дической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель-ности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств не-однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, националь-ными и другими факторами. Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди-ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ-ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу-дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отно-шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право-вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо-ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин-тересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, про-тиворечивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жиз-ненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют дей-ствующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции но-вые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разре-шении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.