Слушаем: Боккерини. Менуэт. Люлли. Гавот. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Слушаем: Боккерини. Менуэт. Люлли. Гавот.

2021-03-17 123
Слушаем: Боккерини. Менуэт. Люлли. Гавот. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                                    Задание 29. Франция. Клавесин. Бурре.

Вы помните, что случилось с любимым инструментом Люлли? Попав на службу к Людовику 14-му, Люлли понял, что на гитаре ему и здесь играть не придется. Король любил пышные празднества и ему требовался большой и звучный оркестр. Увы, даже если собрать вместе очень много гитар, громко они не зазвучат… И Люлли взял в руки… скрипку. А как же еще? Он ведь настоящий итальянец! Мы же помним, что скрипка родилась в Италии и знаем фамилии знаменитых скрипичных мастеров… Оркестр, который основал Люлли, назывался «24 скрипки короля». Для того времени он был ооочень большой!

Но в Версале проходили не только шумные балы. Праздновать каждый день – это, пожалуй, утомительно, правда? Иногда хочется и отдохнуть: посидеть в небольшой уютной комнате с друзьями, поболтать о чем-нибудь… Особенно приятно это делать под звуки… нет, не рояля, как можно подумать, увидев эту картинку. До изобретения фортепиано еще далеко… Внешне этот инструмент очень похож на рояль, но звучит совсем по-другому. Это КЛАВЕСИН.  

Давайте рассмотрим его поподробнее. Не инструмент, а картинная галерея! Вы же понимаете, что в богатом дворце и клавесин должен выглядеть соответственно. Но самое интересное, конечно, это клавиатура. Аж целых две штуки! И клавиши окрашены наоборот: там, где на рояле белые, на клавесине черные. Зачем?

    А звук? Очень звонкий, звенящий, но совсем не певучий. Скорее похоже на арфу или на гитару, только очень громкую.

Что же у клавесина внутри? Ну, струны у него точно есть, это слышно. Но, в отличие от фортепиано, нет молоточков. Вместо них – крючки, которые зацепляют струны. Вот почему у клавесина такой звонкий, но короткий звук! Увы, легато (связно, певуче) на нем исполнить невозможно! Впрочем, слушать довольно приятно: как будто жемчужинки рассыпаются… Правда, есть одно «но»: клавесин один из двух в мире инструментов, на котором нельзя сделать крещендо и диминуэндо (постепенное усиление или уменьшение звука), ведь как ни нажимай на клавишу, крючок всегда с одинаковой силой зацеплял струну. А как же тогда играли, спросите вы? А вот так и играли: красиво, но немного однообразно.

Но сколько же музыки было написано для этого инструмента! Тысячи (!) пьес сочинили так называемые французские клавесинисты – композиторы, жившие в 18 веке. А названия-то какие затейливые: «Маленькие ветряные мельницы», «Чепчик на ветру», есть даже «Старцы на ходулях»! А вот композитор РамО одну из своих пьес назвал коротко, но непонятно: «ТамбурИн». Тамбурин – это старинный маленький барабан или бубен, а также танец с ним.    

Да, любили же французы танцевать! Менуэт, гавот, тамбурин… А вот еще один танец – БУРРЕ (запомните, во всех французских словах ударение на последний слог!). Как это часто бывает, когда-то его танцевали крестьяне, очень бодро, энергично, ведь слово «бурре» означает «неожиданный прыжок». Но, попав в королевский дворец, бурре потерял всякую неожиданность и стал вполне изящным танцем, ну разве что с небольшими легкими прыжками. Размер такта у бурре такой же, как у гавота – 4 /4.

Самостоятельное чтение: вы наверняка хотите узнать, зачем на клавесине две клавиатуры, и почему так окрашены клавиши. Отвечаю: устав от однообразного звучания (ни крещендо, ни диминуэндо!), клавесинные мастера смогли сделать так, чтобы инструмент мог играть громко или тихо: на одной клавиатуре только громко, а на другой только тихо. Но по-прежнему постепенно изменить силу звука было нельзя!

Очень любили играть на клавесине богатые женщины. Как вы знаете, они никогда не работали, и поэтому руки у них были нежные и белые. И вот эти белые ручки очень эффектно выделялись на фоне черной клавиатуры!

Вопросы к уроку:

1. Как назывался оркестр Люлли? 2. Назовите фамилии знаменитых скрипичных мастеров (задание № 10).

3. Как мог и как не мог звучать клавесин? В чем его главное отличие от фортепиано?

4. Название какой пьесы французских клавесинистов вам больше всего нравится?

 5. Мы знаем уже четыре французских танца. Какие особенности у каждого из них?       


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.