День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

2021-03-17 87
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок чтений, согласно календарю:

Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Ряд.: 1 Сол., 273 зач., V, 14–23. Лк., 84 зач., XVII, 3–10.

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Весели́ся, Еги́пте…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)148. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й149. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизмы 16-я и 17-я150. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 4-й; седален преподобного, глас 1-й (дважды)151. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Еди́на Чи́стая...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Безма́терняго на Небеси́...».

На часах – тропарь преподобного. Кондаки преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 6-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…»152.

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Взира́юще на равноа́нгельное житие́…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Дух Всесвяты́й…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

Кафизмы 16-я и 17-я153. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по полиелее: «Яко Де́ву...»).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды; см. в седальнах по кафизмах, по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по полиелее: «Яко Де́ву...»; или в Минее общей, в «Службе святителю единому», гл. 10, л. 59 об.: «Небе́сную дверь...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Марка…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)154.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – ин кондак святителя, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по 3-й песни канона: «Благода́рственное похвале́ние...»).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Яко в златоистка́нную оде́жду…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, от нас Свята́я Богоро́дице Де́во...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На часах – тропарь святителя. Кондаки святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня155.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

В. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Макария, глас 4-й – 3, и прп. Саввы, глас 6-й – 3. «Слава» – прп. Макария, глас 8-й: «Весели́ся, Еги́пте…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)156. «Слава» – прп. Макария, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́...».

По Трисвятом – тропарь прп. Макария, глас 1-й157. «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Макария, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я158. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Макария со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Саввы на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)159.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак и икос прп. Саввы; седален прп. Саввы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Макария, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Напра́ви ны на путь покая́ния...».

По 6-й песни – кондак и икос прп. Макария, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен прп. Макария, светилен прп. Саввы. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – прп. Макария, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Еди́на Чи́стая...».

По Трисвятом – тропарь прп. Макария, глас 1-й. «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пречи́стая...».

На часах – тропарь прп. Макария. «Слава» – тропарь прп. Саввы. Кондаки прп. Саввы и прп. Макария читаются попеременно.

На Литургии блаженны прп. Макария, песнь 6-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь прп. Макария, тропарь прп. Саввы; кондак храма, кондак прп. Макария, кондак прп. Саввы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…»160.

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь прп. Макария, тропарь прп. Саввы; кондак прп. Макария, кондак прп. Саввы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – прп. Макария и дня.

Апостол и Евангелие – прп. Макария и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

145 По случаю дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершается благодарственное молебное пение. При его совершении можно руководствоваться находящимся в Требнике чином «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии».

146 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 114–130.

147 По Типикону служба прп. Саввы Сторожевского не имеет праздничного знака.

148 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

149 В Минее-Январь (Ч. 2. М., 1983, 2002. С. 105) опечатка: вместо 1-го гласа указан глас 4-й (ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 233; Типикон, 19 января).

150 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

151 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).

152 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан ”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

153 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

154 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

155 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

156 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

157 В Минее-Январь (Ч. 2. М., 1983, 2002. С. 105) опечатка: вместо 1-го гласа указан глас 4-й (ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 233; Типикон, 19 января).

158 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

159 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.

160 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан ”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

20 января по старому стилю /  2 февраля по новому стилю

Неделя 33-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Прп. Евфи́мия Великого.

Свт. Евфи́мия, Патриарха Те́рновского, Бо́лгарского.

Прп. Евфи́мия Архангелогоро́дского. Прп. Евфи́мия, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Лавре́нтия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой прп. Евфимия Великого.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9–15 (Недели 32-й).Лк., 94 зач., XIX, 1–10 (Недели 32-й, о Закхее).

Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и преподобного, глас 1-й и глас 4-й – 6. «Слава» – преподобного, глас 3-й: «Освяще́н быв Бо́гу…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «При́зри на моле́ния…»161.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси...»162.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь преподобного, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные163.

Полиелей. Величание преподобного и избра́нный псалом164. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Све́том сия́я...»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 5-й: «Попече́ний жития́...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Нищету́ и́стинно...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и преподобного, глас тот же – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Примечание. В текущем году в Неделю 33-ю по Пятидесятнице (20 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).

161 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

162 Там же. С. 65–67.

163 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

164 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

21 января по старому стилю /  3 февраля по новому стилю

Понедельник. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека.

Мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы. Ватопе́дской иконы Божией Матери, именуемой «Отра́да», или «Утеше́ние».

Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофи́та не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Максима Грека (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–3010. Лит. – 1 Пет., 59 зач., II, 21 – III, 9.Мк., 54 зач., XII, 13–17.

Прп. и мч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8–12,

или прп. Максима Грека: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгела Гаврии́ла...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й, «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки преподобного читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святых.

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 1-й: «В преставле́нии твое́м…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «До́ме Святы́я Тро́ицы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Бо́жий…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Егда́ страда́ния…».

Каноны: Богородицы165 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Минеи, глас 3-й: «Спаси́ нас…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святопервочи́стая похвало́...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

165 В Минее предписывается петь «кано́н Пресвяте́й Богоро́дице ра́ди Ея́ ико́ны, нарица́емыя Ватопе́дския» (см.: Минея-Январь. Ч. 2. С. 227–233).

22 января по старому стилю /  4 февраля по новому стилю

Вторник. Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина.

Прп. Макария Жабы́нского, Беле́вского чудотворца.

Прмч. Анаста́сия, диакона Печерского, в Ближних пещерах.

Служба ап. Тимофея и прмч. Анастасия Персянина не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

1 Пет., 60 зач., III, 10–22. Мк., 55 зач., XII, 18–27.

Ап.: 2 Тим., 290 зач. (от полу́), I, 3–9. Лк., 50 зач., X, 1–15.

На вечерне кафизма 18-я.

Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба прп. Максима Грека (вариант Б), стихословится кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Бо́гом предопределе́н…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й; стих: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их...», и стихира апостола, глас 1-й: «Свети́льника ве́рных...». «Слава» – преподобномученика, глас 2-й: «Возвели́чил еси, Христе́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходи́мая врата́...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно...».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола на 4 и преподобномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален апостола, глас 4-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – преподобномученика, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Обра́дованная, хода́тайствуй...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь апостола. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак святых.

На Литургии блаженны Октоиха – 4 и апостола, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь апостола, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь апостола, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак храма, кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

23 января по старому стилю /  5 февраля по новому стилю

Среда. Сщмч. Кли́мента, еп. Анки́рского. Мч. Агафанге́ла.

Прп. Геннадия Костромского, Любимогра́дского. Перенесение мощей свт. Феокти́ста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря).

Собор Костромских святых.

Служба сщмч. Кли́мента (и мч. Агафанге́ла) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

1 Пет., 61 зач., IV, 1–11. Мк., 56 зач., XII, 28–37.

Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 36 зач., X, 9–16.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Време́н четвери́щно обхо́д, Богозва́нне…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю́, Ча́до...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Чу́днаго во свяще́нницех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «У Креста́ предстоя́щи...».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмо


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.