Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии

2021-03-17 145
Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в седмичные дни (понедельник – пятница),

Если случатся святые без праздничного знака или шестеричные,

Для периода пения Октоиха

А. В храме Господском:

В понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропари рядовых святых – 1 или 2; кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесы́йся на Крест…».

Примечание. В среду и пятницу тропарь и кондак храма Господского не поются, так как заменяются дневными.

Б. В храме Богородицы:

В понедельник, вторник, четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня: «Вознесы́йся на Крест…», кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В. В храме святого:

Во все дни седмицы – тропарь дня (в четверг – два), тропарь храма, тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, потому что Предтеча прославляется в дневных тропаре и кондаке; если храм апостольский или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма также не поются.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен136 – дня и преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

Может произноситься заупокойная ектения.

Примечание. Заупокойная ектения с кадилом на Литургии возможна лишь в том случае, если по входе полагается по Уставу кондак «Со святыми упокой…». В предпразднства, попразднства, воскресные дни, а также в праздники святых со славословием и выше, заупокойной ектении на Литургии не должно быть137.

Поется «Достойно есть...»138.

Примечание. О дневных отпустах повествует глава Служебника: «Отпу́сты дневни́и во всю седми́цу, по обы́чаю Святы́я Восто́чныя Це́ркве». Дневные отпусты произносятся, как правило, на вечерне (кроме малой), утрене (если утреня вседневная, то на присоединяемом к ней 1-м часе) и Литургии в те дни, когда не произносятся праздничные отпусты. Во все дни седмицы для дневных отпустов характерно воспоминание, после имени Богородицы, дневной литургической темы Октоиха (в понедельник – Небесных Сил, во вторник – Иоанна Предтечи, в среду и пятницу – Креста, в четверг – свт. Николая, в субботу – мучеников и преподобных), а также поминовение Апостолов (в четверг и субботу – перед дневной темой Октоиха), святого храма, святого дня, местночтимых святых и – перед призыванием всех святых – святы́х пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны. Состав отпуста полной Литургии отличается от дневного отпуста вечерни и утрени только139дополнительным упоминанием на нем имени составителя Литургии (перед воспоминанием святого храма и святого дня), во всем остальном отпуст полной Литургии по своему составу совпадает с дневным отпустом прочих служб140.

130 В 2020 году в Неделю о мытаре и фарисее (27 января) совершается бденная служба Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

131 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы.

132 В тот период, когда на утрене читаются три кафизмы, на вечерне полагается чтение 18-й кафизмы. В данном случае чтение 6-й кафизмы объясняется переходом от одного периода чтения кафизм к другому: если бы на вечерне была прочитана 18-я кафизма, 6-я была бы пропущена.

133 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей.

134 Богородичны, помещенные во втором приложении Минеи и в Ирмологии, заимствованы из седмичных служб Октоиха соответствующих гласов, причем для вечерни выбраны Богородичны, указанные в Октоихе для вечерних стихир на стиховне (Богородичны стихир на «Господи, воззвах» Октоиха в данные разделы Месячной Минеи и Ирмология не входят).

Существует практика (ср.: Печерская Минея. Киев, 2007. Ч. 1. С. 356–370; Ч. 2. С. 378–392), согласно которой на «Господи, воззвах» вседневной вечерни (кроме среды и пятницы) поется Богородичен по гласу «Славы» из Октоиха, из цикла стихир на «Господи, воззвах» службы соответствующего дня. Такая практика позволяет избежать пения на «Господи, воззвах» Богородична стиховных стихир Октоиха (из приложения Минеи или из Ирмология), а также повторения на вечерне одного и того же Богородична в случае, если славник Минеи на «Господи, воззвах» поется на тот же глас, что и славник стиховных стихир.

135 В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы.

136 Причастны дня и преподобных совпадают.

137 Ср.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 212–213.

138 Далее в «Богослужебных указаниях» о входном песнопении, Трисвятом, заупокойной ектении и «Достойно есть...» не упоминается, кроме особых случаев. Особенности пения тропарей и кондаков по входе (в седмичные дни при совершении службы Октоиха) в храме Предтечи во вторник и в храме апостолов или свт. Николая в четверг также не оговариваются.

139 «Во святе́й Литурги́и отпу́ст то́йже, я́коже и на у́трени: воспомина́ет же и свята́го, его́же быва́ет Литурги́я, Златоу́стаго, или́ Васи́лия Вели́каго... А во всю седми́цу на святе́й Литурги́и быва́ют отпу́сты, я́коже предписа́ся на вече́рни и на у́трени по днем: то́чию прилага́ется и свята́го и́мя, его́же есть Литурги́я...» (Служебник, «Отпу́сты дневни́и во всю седми́цу, по обы́чаю Святы́я Восто́чныя Це́ркве»).

140 Подробнее об отпустах см.: Ванюков С., прот. О богослужебных отпустах // Богослужебные указания на 2018 год. М., 2017. С. 959–978; Ванюков С. А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год. М., 2004. С. 641–657.

16 января по старому стилю /  29 января по новому стилю

Среда. Поклонение честны́м веригам ап. Петра.

Прав. Максима, иерея То́темского.

Служба поклонения веригам ап. Петра шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

Иак., 55 зач., III, 11 – IV, 6. Мк., 51 зач., XI, 23–26,

и за четверг (под зачало): Иак., 56 зач., IV, 7 – V, 9. Мк., 52 зач., XI, 27–33.

Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 67 зач., XXI, 15–25.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Днесь нам основа́ние Це́ркве…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Дре́ве Живо́т наш зря́щи...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Па́ки нас те́плый предста́тель…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ви́дящи Тя распина́ема, Христе́...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Де́во Пренепоро́чная...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостола на 6.

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Трикра́тным вопроше́нием…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца и Па́стыря...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».

На часах – тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь апостола; кондак апостола, ин141 кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь апостола; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак апостола, ин кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь апостола; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак апостола, ин кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостола.

Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и апостола.

Примечание. Если под четверг (17 января) не будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и апостола.

141 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни).

17 января по старому стилю /  30 января по новому стилю

Четверг. Прп. Анто́ния Великого.

Прп. Антония Ды́мского.

Прп. Ге́рмана Зоси́мовского 142.

По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Антония Великого совершается всенощное бдение.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – догматик (приложение 1-е), глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен воскресный (приложение 1-е), глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «На Не́бо теку́щую…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. приложение 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного (рядовые чтения переносятся на среду 16 января).

Примечание. Если в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения):

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

142 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Герману Зосимовскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562179.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/365).

18 января по старому стилю /  31 января по новому стилю

Пятница. Свтт. Афана́сия и Кири́лла, архиепископов Александри́йских. Прпп. схимонаха Кири́лла и схимонахини Мари́и, родителей прп. Се́ргия Ра́донежского (службу зри 28 сентября).

Свт. Макси́ма Нового, Сербского.

Прав. Афана́сия На́волоцкого.

Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы143 прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

1 Пет., 58 зач., I, 1–2, 10–12; II, 6–10. Мк., 53 зач., XII, 1–12.

Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–199.

А. На вечерне кафизмы нет.

Примечание. Если в четверг (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христо́ва иера́рха…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Дре́ве Живо́т наш зря́щи...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Па́ки нам златоте́чный Нил…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие се́рдце Твое́ про́йде, Пречи́стая...».

По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е).

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла).

По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителей, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й, и стихира святителей (с припевом: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду...»), глас 3-й: «Ве́лию похвалу́…». «Слава» – свт. Афанасия, глас тот же: «Вели́ка и́стины труба́…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зря́щи из Тебе́ Рожде́ннаго...».

По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е).

На часах – тропарь святителей. Кондаки святителей и свт. Афанасия читаются попеременно.

На Литургии блаженны свт. Афанасия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и свт. Кирилла, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь святителей; кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителей; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь святителей; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак свт. Афанасия, кондак святителей. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителей.

Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 8-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «В по́двизе роди́тельстем…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобных…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Прииди́те, вси ве́рнии...».

Каноны: Богородицы144 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобных, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 4-й – 4. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Прииди́те, празднолю́бцы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На часах – тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

143 См.: Минея-Сентябрь. М., 2003. С. 834–845.

144 Канон Богородицы заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

19 января по старому стилю /  1 февраля по новому стилю

Суббота. Прп. Мака́рия Вели́кого, Еги́петского. Свт. Ма́рка, архиеп. Ефе́сского. Обре́тение мощей прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского (службу зри 3 декабря).

Блж. Фео́дора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Мака́рия Ри́млянина, Новгородского.

Прп. Мака́рия, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Мака́рия, диакона Печерского, в Дальних пещерах.

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 145.

Служба прп. Макария Великого шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Марка, архиеп. Ефесского146 (Б), и порядок соединения служб прп. Макария Великого и прп. Саввы Сторожевского147 с субботней службой Октоиха (В).

Календарные заметки:


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.