Из российской практики: меры государства по защите природы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Из российской практики: меры государства по защите природы

2021-03-17 62
Из российской практики: меры государства по защите природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Государство регулирует внешние эффекты при помощи корректирующих субсидий и корректирующих налогов.

В России в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды установлены нормативы допустимого загрязнения в виде пре­дельно допустимой концентрации вредных веществ, предельно допусти­мых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

Задача государства сводится к периодическому контролю за соблю­дением этих норм предприятиями. Такой способ регулирования внешних эффектов предполагает использование возможностей технического конт­роля за состоянием окружающей среды. Вместе с тем он ограничивается этими техническими возможностями.

Однако в разных регионах сложились различные экологические ситуации, которые требуют специального подхода. Правительством Российской Федерации установлены коэффициенты, учитывающие эко­логические факторы. В соответствии с этими коэффициентами проводятся различия между экологической ситуацией в отдельных экономи­ческих районах страны с учетом различий загрязнения атмосферного воздуха, почвы и сезонной миграции сусликов из засушливых райо­нов. Кроме того, уровни загрязнения дифференцируются по бассей­нам основных рек. Например, уровень коэффициента экологической ситуации выше для центрального района, Уральского, Поволжского. Эти коэффициенты увеличиваются на территориях национальных пар­ков, курортных регионов, для природопользователей крупных промыш­ленных центров.

Очень показательным примером может служить подход к решению проблемы зашиты озера Байкал. Зашита озера обеспечивается отдель­ным федеральным законом, который определяет достаточно четкие гра­ницы экологических зон, виды деятельности, запрещенные или ограни­ченные на Байкальской природной территории, а также специальные нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Однако этот опыт не может быть
распространен на всю страну, хотя бы ввиду высокой стоимости его ре­ализации, которая оправдывается только уникальностью озера Байкал. Более того, этот подход не обеспечивает экономической эффективности для других районов.

 

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ СУБСИДИИ РЕГУЛИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Корректирующие субсидии регулируют положительный внешний эффект и выплачиваются потребителям или производите­лям товаров и услуг. Корректирующая субсидия позволяет транс­формировать положительный внешний эффект при помощи снижения цены для потребителя и увеличения спроса. Наибо­лее часто положительные внешние эффекты возникают в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, создания новых технологий (НИОКР). В мировой практике распространено суб­сидирование названных сфер деятельности. Инвестиции в научные исследования увеличивают производ­ственные возможности не только фирмы и рабочего, в которого эти инвестиции непосредственно вложены, но также и производственные возможности других фирм и их сотрудников. Происходит обмен зна­ниями между фирмами или сотрудниками, использующими новую тех­нологию.

Примером могут служить компании с высокотехнологичный производством, которые размещаются в непосредственной близости друг от друга в специальных районах, таких, как «силиконовая доли­на» около Сан-Франциско, Рут-128 около Бостона в США.

В России определенные шаги в этом направлении были сделаны еще во времена СССР, когда были созданы научные города (Дубна), а также множество закрытых городов, занимавшихся секретными на­учными исследованиями. В настоящее время перед государством сто­ит задача субсидирования научных проектов для госпредприятий, поддержки фирм, активно использующих новейшие научные разра­ботки отечественных ученых. В этом случае налоговые преимущества могут быть основным средством при проведении политики, направ­ленной на увеличение расходов на НИОКР. необходимо поддержи­вать инфраструктуру научных городов, обеспечивать нормальные; условия работы и жизнедеятельности ученых. В правовой сфере уси­лия государства должны быть направлены на защиту прав интеллек­туальной собственности, принятие соответствующих законодатель­ных актов.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ. Проблема регулирования отрицательных внешних эффектов заключается в использовании корректирующего налогообложения, благодаря которому происходит трансформация внешнего эффекта. Это приводит к тому, что цена продаваемого товара рас­тет, а объем продаж сокращается. В современном мире с высо­ким уровнем развития промышленности особенно важным ста­новится регулирование уровня загрязнения природной среды. В целях обеспечения условий для комфортного проживания на­селения государству необходимо выработать правильную стра­тегию в борьбе с загрязнением окружающей среды и проводить эффективную политику в этой области.

Существуют четыре способа сокращения вредных выбросов в окру­жающую среду.

Первый способ — это установление законом норм или стандар­тов по вредным выбросам, иначе говоря, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. К недостаткам этого спо­соба можно отнести то, что установление стандартов на выбросы раз­решает в определенных пределах сбрасывать вредные вещества; уста­новление единых для всей страны норм не учитывает степень остро­ты экологической проблемы в различных регионах и не стимулирует снижение производителями существующего уровня загрязнения. Кроме того, отдельные фирмы и общество в целом несут значитель­ные потери.

Второй способ — это введение платы за выбросы. Эта система более гибкая, о чем свидетельствует опыт ее применения в ФРГ. Она спо­собствует сокращению общего объема вредных выбросов.

Третьим способом сокращения загрязнения окружающей среды является так называемый «бабл-принцип», когда ограничения на вы­брос устанавливаются для целого предприятия или группы. В отрас­лях с высокими природоохранными издержками это позволяет сэко­номить значительную часть расходов на охрану среды в результате более высокой степени очистки там, где эти меры дешевле.

Четвертый, один из новых методов регулирования загрязнения окружающей среды, — продажа прав на загрязнение окружающей среды. Этот способ в настоящее время успешно применяется в США. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимых в дан­ном регионе, и продает на них соответствующие права в форме лицен­зий с аукциона. Предприятия и фирмы получают возможность обме­ниваться правом на выброс загрязняющих веществ в рамках общего лимита на загрязнение.

В России в настоящее время используются два способа регули­рования уровня загрязнения внешней среды — установление норм за­грязнения (например, предельно допустимых концентраций (ПДК) ядовитых веществ) и плата за выбросы.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: законодательный механизм зашиты окружающей среды

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опуб­ликованному в 1991 г., задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются;

• установление лимитов загрязнения выбросов и сбросов загрязня­ющих веществ в окружающую природную среду;

• установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

• предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а так­же гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими ма­лоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении эффектив­ных мер по охране окружающей природной среды.

Применяемые в России а настоящее время способы уменьшения за­грязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с проверкой качества окружающей среды, соблюдения установленных норм, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнение. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях риско­ванно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут дого­вориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту вла­дельцев компаний.

Также в России затруднен контроль уровня загрязнения путем про­дажи прав на загрязнение. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на пра­во загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенно­стей. К ним относятся неуверенность в надежности участников рынка, неполнота информации, трудности поиска подходящего партнера.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.