Дорога к восстановлению нарушенных познавательно-поведенческих функций — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Дорога к восстановлению нарушенных познавательно-поведенческих функций

2021-02-05 73
Дорога к восстановлению нарушенных познавательно-поведенческих функций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Головной мозг - орган человеческого мышления, эмоций и поведения. Его болезнь может нарушить любую или все эти мозговые функции, включая способность мозга объединять многие функции и производить сложное поведение.

Проблемы поведения наименее поняты из всех проблем, перед которыми стоят больные, оправляющиеся от перенесенной болезни или травмы мозга. В отличие от медицины лекарств, физиотерапии или других форм лечения, подход к рассмотрению проблемы поведения не всегда базируются на согласованном принципе.Нет никаких простых универсальных решений этого вопроса. Каждый человек с проблемами поведения - индивидуум, ситуация которого уникальная, причем все эти последствия не являются статическими и могут видоизменяться в периоде восстановления. Побуждение - важный фактор в выполнении ваших задач в период восстановления, помогает процессу изучения и тесно связано с вашим позитивным настроем.

Познавательное или нейропсихологическое восстановление включает рассмотрение нарушенных познавательных, эмоциональных, социальных и поведенческих аспектов. Это относится к накопленным человеком навыкам, способностям и знаниям, включающим: чтение, письмо, понимание языка, речь, память, концентрацию, внимание, логическое мышление и другиенавыки.Нормализация ментальных функций с помощью специальных упражнений занимает ведущее место в комплексе нейрореабилитации среди других последствий поражения вещества мозга и включает обучение компенсации утраченных навыков и тренировку в получении новой информации. В привычной для нас медицине основной упор в лечении в первую очередь делается на нормализацию дефицитов органического повреждения мозга с помощью лекарств.                                                                                                                

Непосредственной причиной развития психических нарушений при нейроинфекциях являются возникающие в процессе их развития вирусные и бактериальные энцефалиты, менингиты и другие воспалительные процессы нервной системы. Вирусная патология в отличие от бактериальной и паразитарной характеризуется не прямым действием инфекционного агента, а формированием патологического комплекса вследствие взаимодействия вируса и факторов иммунитета.

Психические нарушения при нейроинфекциях отличаются относительной доброкачественностью и характеризуются нерезко выраженными интеллектуально- поведенческими расстройствами и нарушениями памяти.

Механизмы, лежащие в основе восстановления познавательной функции полностью не поняты. Известно, что в течение многих недель и возможно месяцев после травмы, воспаления или нарушения кровообращения в мозге есть фактическое биологическое заживление, наряду с которым поведенческие и познавательные механизмы восстановления включают изучение новых знаний и компенсацию. Однако новое изучение может занимать много лет восстановления, после того, как биологические процессы заживления закончены.                                                                                     Сотрясение мозга или вирусная инфекция в пределах мозга могут нарушать память, не затрагивая другие аспекты познания. Однако, в огромном большинстве случаев, ухудшение памяти - часть большего познавательного ухудшения. Например, нарушение внимания и концентрации могут уменьшить количество новой информации, особенно при чтении, которую человек принимает, даже если он имеет совершенную память. К сожалению, лечение часто сразу не дает немедленного эффекта. Иногда проходят недели, месяцы или даже годы для решения познавательно - поведенческих проблем.    (Обычно восстановление познавательных дефицитов происходит быстро в течение первых 6 – 12 месяцев и продолжается в более медленном темпе ещё 1 - 3 года (даже до 10 лет). Однако есть много исключений и процесс курса восстановление не всегда бежит гладко или следует за этим образцом. В моем случае это заняло 3 года.)

Во время и после процесса лечения, человека с проблемами поведения нуждается в большой поддержке, любви, понимании и терпении семьи и окружающих. Обычно больной находиться в хорошем настроении в раннем периоде восстановления, когда самосознание все еще нарушено и затем как самосознание улучшается, индивидуум входит в стадию депрессии, которая может продолжаться 6 и более месяцев.                      Месяцы или годы спустя, остаточные признаки могут быть очень тонкими, например, человек, большую часть времени имеет сильную умственную энергию и концентрацию, но их дефицит возникает после недосыпания, простуды, умственного, физического перенапряжения, сверхурочной работы или стресса. Иногда требуется несколько или много дней для восстановления функций к прежнему уровню.

Лечение познавательных дефицитов включает несколько форм, в зависимости от имеющейся проблемы.                                                                                                                             1. Первая задача программы восстановления - объективный анализ сил и слабостей: (а) переоценка или недооценка познавательно - поведенческих способностей и ограничений у больного и (б) отказ понять реального значения нарушений. Получив информацию, Вы должны развить разумный план восстановления остающихся способностей  и обеспечить возможности приобретения новых навыков.                                                                                                                                                      2. Объективное неврологическое обследование проводиться периодически, чтобы обнаружить новые проблемы. Слишком часто больные развивают необнаруженные состояния, которые излишне ограничивают потенциал восстановления. Вопрос заключается в том, что, пока врач управляет восстановлением пациента, надежда для лечения остается, и сам больной  и его семья полагают, что время решит все проблемы.                                                                                                             3. Успешное восстановление не делит пациента на отдельные секции, которые интенсивно имеют одно дело с отдельной частью тела или функцией одновременно.Небольшой прогресс будет сделан, если терапия речи проводится 2-5 раз в неделю логопедом и никогда не проводится ежедневно самостоятельно дома. Точно так же это относится к тренировке движений или ходьбы. Чем больше  занимаются развитием старых навыков и восстановлением новых, тем лучше они становятся.                                                                                                                     4. Контроль поведения должен предшествовать познавательному и физическому восстановлению. Пока больной не может контролировать своё поведение и концентрироваться, обучение новым навыкам не будет происходить.                                                                             5. Нет такой вещи как “плато” в восстановлении. Многие врачи ожидают, что больной идет к “плато”, то есть прекращает делать успехи на некоторый момент в его программе лечения. Эта вера обычно заканчивает формальную программу восстановления и игнорирует дальнейшее назначение восстановительных мероприятий. Намного более полезно рассматривать периоды очевидного недостатка прогресса как временную консолидацию.                                                                                                                                        6. Слишком часто больные не имеют никаких забот, напряженных задач и поручений от членов семьи в их ежедневной жизни, что уменьшает потребность непрерывно принимать решения. Поэтому они достигают очень немного каждый день: они дремлют в течение дня и затем не могут спать ночью; едят в разное время и поэтому не могут вспомнить, ели ли они вообще; оставляют вещи везде и затем не могут найти их. В семье к ним значительно уменьшены требования, и процесс восстановления функций останавливается, а иногда даже регрессирует.                                                                                                                                    7. Самое эффективное восстановление после перенесенных болезней мозга происходит в знакомой обстановке. Так как больные часто имеют трудности в приобретении новой информации и обобщают новые навыки из знакомой им окружающей среды, то самые эффективные программы восстановления происходят в домашних условиях, где изучение достигает максимума.                                                                                                                               8. Если члены семьи допускают безоговорочное положительное отношение кповедению больного, которое нарушает взаимоотношения с окружающими, то больной становится все более и более изолированным от человеческого контакта. Следовательно, надо стимулировать больного и требовать от него делать восстановительные упражнения. Много пациентов имеют эмоциональные проблемы в виде колебания настроения или депрессии.

Когда человек делает попытку справится с известным навыком - ходьбой или речью, то неудачи или затруднение могут быть обескураживающими к будущим попыткам. Когда

способность получить положительное побуждение ограничивается, то больные находят другие формы поведения, которые являются для них эффективными, даже если они являются несоответствующими. Другие пациенты могут получить депрессию и социальную изоляцию, поскольку они испытывают всё больше неудач.

 

После окончания острого периода болезни мозга человек имеет трудности с концентрацией и суждением, так же как и решением проблем, принятием решений и пониманием “тонких” человеческих высказываний. Пациент не всегда способен ответить на общепринятые реплики, посколькуне замечает,  не понимает или не обрабатывает их достаточно быстро. У ряда больных наблюдается переход от состояния лидерства к депрессии, замешательству и чувству неуверенности в себе о будущем, иногда сопровождаемое эпизодами агрессии.

 

Во многих случаях проблемы поведения - результат нарушения способностей, которые участвуют в обработке информации или точном понимании ситуации.                                                                                Много людей испытывают увеличенную ажитацию (волнение) в течение дней, недель

или месяцев после мозгового повреждения, что естественно отрицательно отражается на всей жизни человека. Проблемы поведения также могут произойти из-за повышенной утомляемости, нарушения памяти, зрения, слуха, двигательных нарушений (парезы, параличи), эмоционального состояния, связанного с повреждением подкорковых структур мозга. (В моём случае отмечались небольшие двигательные нарушения в работе правой руки и ноги, шаткая ходьба, повреждение подкорковых структур, повышение внутримозгового давления, нарушения памяти, письма, концентрации и ряд других).

 

Многочисленные исследования показали, что комбинация физических и умственных

упражнений стимулирует виды нервной деятельности, создавая больше связей в головном мозге.                                                                                                                                                Примерный список тренирующих мозг упражнений, которые увеличивают число связей в вашем мозге для стимулирования познавательных функций, должен включать:

 

Работа с деньгами, игра в карты, ежедневные действия самообслуживания по дому, последовательность действий с домашними предметами, загадки, кроссворды, работа с пластилином, рисование и письмо, компьютерные игровые программы, зрительные задачи, последовательность чисел, слуховая память и внимание, нахождение информации, символы и коды, создание письменного сообщения, создание структурированного ежедневного графика, работа часов, классификация предметов, обзор периодических изданий, тренировка речи, работа со словами – антонимы, синонимы, организация информации, определение местоположения информации, тренировка ориентации, лабиринты, пасьянс, мозаики, игра в слова, поиск нужного слова, понимание чтения, письменный язык, заполнение пробелов в бланке, рассуждение, математические действия, чувство временного интервала, рисование геометрических фигур, слуховая оценка ритма, искусство или другие хобби, изучение нового языка, пользование компьютером, посещение магазина, обсуждение текущих событий, запоминающие списки  и т.п.

 

(Например, в моём случае, для укрепления и тренировки памяти всегда считаю в уме без калькулятора. На обходах больных никогда не ношу с собой истории болезней и листы назначений. В 45 лет изучил английский язык, а потом как пользоваться компьютером и получил второе образование – программист Mainframe и программист/администратор баз данных.)

Я советую пожилым пациентам тратить, по крайней мере, один час в день в течение всей

недели, практикуя умственные упражнения. Чтение уникально влияет на работу мозга, так как это требует активного мышления и воображения, стимулируя оба полушария мозга.

В экспериментах обнаружено, что если мозг регулярно не занят в умственном упражнении, то он может атрофироваться.

Нарушения кратковременной памяти у больных развиваются вследствие большого потока входящей информации, которую мозг не может обработать или когда информацию не посылают к нужному  месту. Другая проблема с памятью заключается в том, что как только информация сохранена в мозге, мозг затрудняется её найти. Например, Вы видели кино, но Вы не можете вспомнить имя актера. Вы можете узнать актера, но не может назвать его имя. Люди описывают тип вещи, “ я знаю то, что я хочу сказать, но я только не могу назвать это ”. Несколько минут спустя, Вы вспоминаете название. (Такая проблема была и у меня в первый год после болезни. Также наблюдалось нарушение быстрой кратковременной памяти, например, номер телефона из шести цифр трудно было сразу удержать в голове и приходилось зрительно фиксировать его в телефонном справочнике, особенно при наборе цифр.)                                                                                                                  Моя работа с памятью была направлена не только на восстановление поврежденных мозговых структур (органической памяти), но главным образом была сосредоточена на изучении новых навыков, связанных с компенсацией и развитием реадаптации.Вы способны достигнуть большего, улучшая навыки с помощью тренировок, и Вы не должны волноваться об улучшении вашей памяти вообще!

Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Страх перед забыванием - одна из главных причин сбоев в работе памяти. Очень важно избавиться от этого беспокойства. С его исчезновением память будет разблокирована, и вы сможете вспомнить то, что вам нужно, но для этого надо успокоиться, расслабиться.

 

При поражении лобных долей нарушается возможность осуществлять несколько действий одновременно, т.е. последовательность организации действий. Многие из моих пациентов жалуются, что они имели обыкновение делать несколько вещей одновременно, но теперь могут осуществлять одно действие. Ограничьте себя одной деятельностью. Пока Вы не справились с той задачей, не начинайте выполнять вторую задачу. Будьте терпеливы - этот процесс может занять много месяцев.

Мы обучаемся лучше, если организовываем информацию, что помогает запоминанию.  Что же можно сделать, чтобы улучшить свою память? Например, если Вы постоянно теряете ключи или постоянно забываете, куда Вы положили очки, есть одна простая техника - помещать вещи в одном и том же месте.

Другой прием, чтобы помочь памяти, заключается в разбивке трудной задачи изучения на маленькие частицы информации. Например, ваш телевизор имеет дистанционное управление с 50 кнопками на пульте. Чтение полного руководства за одни раз, чтобы выучить функцию всех 50 кнопок очень трудно. Так сначала изучите одну функцию, а затем опробуйте. Как только Вы узнали, как она работает, то продолжайте изучение, переходя к следующей кнопке.

Важно использовать процесс ассоциации для того, чтобы восстановить и запомнить важную информацию. Этот подход особенно полезен с изучением названий (имен). Запоминание названий (имен) - трудная задача для большинства людей в мире, особенно для большинства людей после заболевания мозга. Например, фамилия Бодров ассоциируется со словом бодрость.                                                                                           Вероятно одна из лучших вещей, которые Вы можете сделать, чтобы помочь вашей памяти, заключается в использовании ежедневного дневника-планировщика. Это включает:

Первое - записывается все в одном месте (ваш ежедневный планировщик).

Второе - фиксируется то, что является новым в для вас.

Многие люди прикрепляют календарь или листок на холодильнике или на стене.

В дополнение к планировщику, сделайте список множества хозяйственных работ, чтобы сделать дома. Как только Вы имеете этот список, то решите, какую задача сделать сначала, во- вторых, в- третьих  и так далее. Это будет работать, если ваш список не становится слишком длинным.

Некоторые виды лечения (снотворные, обезболивающие, транквилизаторы, антидепрессанты) могут делать вас утомленными, что в свою очередь ухудшает память. Если Вы страдаете постоянными ежедневными головными болями (они могут разбудить даже в середине ночи), то боли разрушат и память и эмоции.

 

Специальные упражнения по тренировке памяти позволяют усилить ее возможности и частично перестроить запоминание с опорой на наиболее сохранные механизмы.                                                                                                         Формируйте навык эффективного ведения деловых записей. Существует ошибочноемнение, что, записывая что-либо, мы меньше тренируем свою память, а потому ослабляем ее. На самом деле, правильно ведущиеся деловые записи организуют и систематизируют нашу память, позволяют снять напряжение от возможности упустить что-то важное из виду, освобождают функцию памяти для творческой переработки информации и быстрого принятия решений.

 

Проделайте следующее упражнение. Сядьте вечером за письменный стол. Закройте глаза, расслабьтесь и постарайтесь вспомнить, что Вы делали сегодня утром. Хорошо, если Вам удастся, как бы прокрутить фильм перед глазами: отчетливо представить все ситуации, представить одежду общавшихся с Вами людей, вспомнить интонацию их голоса, почувствовать, что при желании Вы можете вспомнить любые детали тех предметов, которые побывали у Вас в руках, любые подробности развивавшихся утром событий. Постарайтесь вызвать у себя все ощущения, сопровождавшие Вашу жизнь сегодня утром – зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные, двигательные, - а также Ваши эмоциональные переживания в отношении тех или иных событий.                                                              После этого возьмите тетрадь и запишите события, которые Вам удалось восстановить в памяти. Если сможете, запишите примерное время, когда они произошли. Вы смотрели телевизор и запомнили какой-то фрагмент передачи, - запишите это в Дневник памяти. Для чего надо вести этот дневник?                                                                                       Когда вы сидите за столом и пытаетесь восстановить в памяти события прошедшего дня, вы тренируете процесс извлечения информации из памяти, спонтанно вырабатываете наиболее успешные стратегии. Пока память еще не поддается управлению, дневник является справочным материалом, позволяющим частично избежать неприятностей, связанных с невозможностью вспомнить важную информацию. На основе дневника Вы постепенно переходим к новой форме веденияделовых записей, умению кратко и быстро формулировать мысль в письменной форме. Часто, делать записи бывает настолько трудно, что пациенты под любым предлогом отказываются от этой работы.

 

Есть три других легких способа улучшить вашу краткосрочную память:

1) Откройте ящик стола, найдите пять - десять вещей и запомните их. Возвратитесь через несколько минут спустя и запишите, что Вы запомнили. Откройте ящик и проверьте ваши ответы.

2) Запомните пять предложений из газеты. Вернитесь через 5 - 10 минут и запишите их на листе бумаги. Проверьте, что Вы запомнили правильно. Теперь пробуйте это упражнение с большим количеством запоминаемой информации, чтобы максимально тренировать память.

3) Поверните книгу вверх тормашками и читайте вслух десять минут. Вы можете заметить, что берет большую концентрацию внимания. Это способствует большей тренировки зрения, речи, и большей деятельности для стимуляции мозга.

Хороший способ тренировки нормализации познавательных функций заключается во взятии какой-нибудь маленький вещи (ключи, ручка, упаковка от лекарств и т.д.) и описании вслух всего возможного о том объекте (цвет, структура, какие эмоции Вы чувствуете из-за этого, размер, форма и т.д.). Привлечение всех ваших органов чувств будет иначе стимулировать ваш мозг. Изучения показали, что когда больные участвуют в приятных формах умственных упражнений, то это увеличивает не только их знание, но также эффективность и силу их умственных способностей.

 

Когда люди с последствиями заболеваний головного мозга находятся одни в новом месте, например в магазине, театре, ресторане, они часто не могут остаться здесь больше 10 или 15 минут. Для них там есть слишком много информации, чтобы её обработать. Пациенты говорят, " Я вхожу в это место и чувствую, что я собираюсь выпрыгнуть на улицу”. “Я только не могу общаться со всем шумом и должен выйти из магазина.” Это может случиться в шумных ситуациях (играет громкая музыка) или переполненные общественные места (рынок, вокзал). Если мозг не может обработать поток информации, то он становится перегруженным, и люди становятся раздражительными, у них появляются головные боли. При таких перегрузках возьмите 10-15 минутный перерыв! Найдите тихое место или выйдите на свежий воздух, если есть возможность, то подремлите в течение получаса. Тренирующий рабочий режим и сам факт выхода на работу способствуют постепенному устранению астенического состояния и повышению выносливости. (Например, после 11 месяцев болезни я устроился в больницу на полставки, но через 2 недели стал работать полный рабочий день и месяца через два уже на полторы ставки.)

Одни больные имеют перегрузку мозга от звука, а другие пациенты имеют зрительную перегрузку. Как правило, очень яркий свет причинят перегрузку или необходимость обработать слишком много информации. Что сделать? Носите очки с темными или дымчатыми стеклами. Для некоторых людей длительное посещение супермаркета или музея и поиски необходимого товара или предмета могут причинить ту же самую перегрузку.

Техника раздельного улучшения памяти может помочь запомнить почти любую маленькую частицу информации. Даже люди с огромными трудностями памяти могут учиться, используя эту технику. Важная вещь в этой технике – когда больной повторяет правильную информацию неоднократно после заданного вопроса через десять секунд спустя, затем двадцать секунд, сорок секунд, одну минуту и две минуты. Если человек делает ошибку, Вы мягко исправляете и затем уменьшаете интервал. Если человек делает ошибку после задержки на две минуты, Вы говорите правильный ответ и спрашиваете больного снова после одной минуты. Если получаете правильный ответ, то спрашиваете снова после двух минут и т.д. Вы должны продолжить процесс до ответа, спустя десять минут от первоначального вопроса, и это даст идею относительно того, как хорошо человек с плохой памятью может учиться. Только с опытом можно узнать, как долго процесс должен продолжиться.                                                                                              Для тренировки памяти можно использовать фотографию какого-нибудь родственника с подписью под ней его имени, например, ВИКТОР. Вы спрашиваете, кто это? ВИКТОР – отвечает  пациент. Это простое задание. Так что удалите одну букву из имени под фотографией. Теперь написано ВИКТ_Р. Снова спрашиваете, кто - это? Больной способен ответить - ВИКТОР. Продолжайте удалять одну букву за другой в имени на фотографии, подобно этому: В_К_ОР или __Т_Р или  ____ Р.

Каждый раз, когда спрашиваете, то пациент  называет ответ правильно, тем самым используется метод раздельного исправления улучшения памяти.                                              Иногда достаточно регулировать беседу о прошлом для человека с трудностями памяти. Только беседа о старых временах может быть достаточна, чтобы стимулировать хороший поток приятной и полезной беседы, которая является значащей и интересной человеку с трудностями памяти.                                                                                                     Улучшают познавательные функции мозга просмотр телепередач, слушание радио, чтение книг, газет и журналов, игры в карты, разгадывание кроссвордов и посещение музеев. Ни одно из этих действий не может быть невозможным, чтобы не использовать каждый день один или два раза.

Исполнительные способности - очень большая категория познавательных функций, которые позволяют человеку использовать умственную силу и познавательные способности для выполнения социальных, профессионально-технических и внутренних психологических потребностей. Хвалите больного за соответствующее поведение, которое представляет прогресс от первоначальной поведенческой проблемы. Например, люди, которые взволнованы в некоторых ситуациях, должны получить поддержку и похвалу, что они успешно справляются с собой в той ситуации.

Мир имеет тенденцию приравнивать недостаток речи к недостатку интеллекта. Поэтому имейте терпение понять такого больного и стимулировать его к продолжению реабилитационных занятий.

Нарушение слухового восприятия и слуховой памяти при поражении мозга – одна из трудностей у больных. Когда пациент объясняет, что не может “думать в словах”, но может только на картинах, то чтение для него вслух другими людьми будет очень полезным, потому что размышление - по существу функция речи и слуховой процесс.
Мысли в значительной степени получены на картинах и с помощью речи, а это - слуховая производная для большинства людей. Лечебное интеграционное воздействие на слуховое повышение памяти использует упражнения через наушники, которые выполняют в течение 6 месяцев. (Примерно также я старался разобраться в английском произношении, многократно прослушивая новости по радио, которые повторялись через 5-10 минут. Проблема усугублялась в отсутствии музыкального слуха, быстром произношении слов в радиопередачах и наличии незнакомых слов. Через полгода я уже отчетливо улавливал смысл всей радиопередачи на американском английском.)                                                                                                                   

Для улучшения концентрации ума и повышения интеллектуальной работы мозга, контроля над своими чувствами, эмоциями и накопления большого количества биоэнергии можно выполнять простые упражнения:

  • Зажгите свечу или выберите какой-то предмет на большом расстоянии. Смотрите на него непрерывно 5 минут, сконцентрировав при этом свое внимание на какой-то одной мысли, идее или задаче.
  • Очень важно научиться концентрироваться и на чувствах, ощущениях, эмоциях. Представьте себе мысленно ощущения чувства здоровья и радости, отдых на природе – в лесу, на реке или морском берегу. Выполняйте это упражнение ежедневно по 20 минут, последовательно переходя от одного ощущения к другому.

Эти упражнения хорошо выполнять по дороге на работу, в ожидании транспорта или отдыхая дома, что дополнительно улучшит ваше здоровье.

Очень важно создание позитивного настроя после какой-то житейской неудачи, так у больных, перенесших заболевания мозга, чаще развиваются потрясения и душевные травмы. Юмор к себе и оптимизм к окружающему – лучшие лекарства для них. Научитесь вырабатывать и поддерживать позитивный настрой и находить что-то хорошее в сложных и неприятных ситуациях. Постарайтесь взглянуть на это под другим углом и найти положительный для вас момент. Старайтесь чаще улыбаться и играть роль успешного и здорового человека при встрече с окружающими.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.